Пер. с англ.— red_w1ne под ред. О. Торбасова

Prospects under a Duterte Presidency // Ang Bayan

15.05.2016

Перспективы при президентстве Дутерте

Кто опубликовал: | 21.05.2016

duterte-visits-typhoon-ravaged-npa-guerilla-zoneКоммунистическая партия Филиппин (КПФ) и все революционные силы рассмотрели значение избрания Родриго Дутерте, мэра г. Давао, в качестве главного политического представителя правящих классов и главы реакционного государства-клиента, а также последствия всего этого для продвижения национально-демократической революции путём народной войны.

Ⅰ. Значение избрания Дутерте президентом

Избрание Родриго Дутерте, мэра г. Давао, следующим президентом Правительства Республики Филиппины (ПРФ) стало результатом полного отторжения претензий Акино на «хорошее правительство», «рост для всех» и «тувид на даан»1. Он обошёл кандидата от правящего режима Мара Рохаса, которого они щедро спонсировали экономически и политически.

Дутерте решительно атаковал режим Акино и позиционировал себя как противоположность олигархической и касикистской2 власти, прекрасно понимая ту глубокую ненависть, которую питает филиппинский народ к режиму Акино и его шести годам коррупции, лжи, марионеточности и полной неспособности ответить на нужды народа Филиппин.

Собрав широкую поддержку, огромные толпы и рекламу в социальных сетях, Дутерте сумел предотвратить планы режима США — Акино по использованию системы автоматического подсчёта голосов для того, чтобы украсть у него выборы. Тем не менее, есть серьёзные признаки того, что результаты выборов были сфальсифицированы в пользу Рохаса и кандидатур Акино на посты вице-президента и сенатора, а также для того, чтобы не допустить увеличения числа депутатов в парламенте от списков прогрессивных партий.

С учётом политических убийств, связанных с выборами, покупки голосов, использования бюджетных средств не по назначению, перебежек из партии в партию, жульничества с автоматическим подсчётом голосов и т. д., последние реакционные выборы оставались такими же грязными и прогнившими, как и раньше, несмотря на постоянные заявления о том, что выборы были демократическими, чистыми и заслуживающими доверия.

Избрание Дутерте президентом отражает углубляющийся и усугубляющийся кризис полуколониальной и полуфеодальной системы. Он сумел получить широкую поддержку народа, потому что представлял себя как симпатизирующего их недовольству и глубокому желанию положить конец угнетательской и прогнившей правящей системе.

Избрание Дутерте также отражает углубляющуюся фракционную борьбу среди правящих классов. Он расколол политическую элиту своим наполненным руганью хвастовством.

В своей предвыборной кампании, он полагался на финансовую поддержку крупного бизнеса и политических групп, политических консультантов, религиозных сект, военных группировок и других групп интересов, в обмен на экономические и политические услуги после победы. Он потратил миллиарды на спонсирование своей прессы и рекламной кампании, а также кампании в социальных сетях.

Дутерте и его союзники выступают за федерализм, критикуя правительство за недостаточное внимание и ресурсы, медленное предоставление услуг и неспособность развивать местную экономику. Такое предложение отражает требование правящих классов ещё больше поделить ресурсы страны среди правящей элиты.

Определённые группы политической элиты поддерживают Дутерте, надеясь подтолкнуть его крестовый поход против криминала в сторону установления полицейского государства. Они стремятся установить ещё более драконовские меры для подавления демократических прав рабочих и прав человека, чтобы более эффективно эксплуатировать и грабить человеческие и природные ресурсы страны.

Когда Дутерте станет президентом ПРФ, впервые государство-клиент Филиппины будет возглавлять человек, который не полностью контролируется американскими империалистами. Дутерте ругался на США и ЦРУ за похищение его агента Михаэля Мейринга, который случайно взорвал импровизированную бомбу, которую он собирал, в отеле в Давао во время пика террористических бомбардировок о. Минданао, которые США проводили в 2003 году. Дутерте выступал против использования аэропорта Давао в качестве базы для операций американских дронов, и он осуждал Соглашение о расширенном оборонном сотрудничестве (СРОС3). Дутерте обрушивался с критикой на нынешних послов США и Австралии за вмешательство в политику, после того, как они недавно прокомментировали его безвкусную шутку про изнасилования.

С другой стороны, остальная часть политической элиты по большей части настроена проамерикански и поддерживает господство США и их военное присутствие. ЦРУ, американские военные и их местные агенты продолжают держать под контролем большую часть учреждений существующего государства, в особенности ВСФ4. Сам Дутерте назначает проамериканских и настроенных в пользу ВМФ/ВБ чиновников в руководители своей экономической команды. США также продолжают контролировать конгресс Филиппин, Верховный суд, экономическую политику ПРФ и его финансовые институты, СМИ и культурные организации.

Если Дутерте всерьёз и активно будет реализовывать свое обещание уничтожить криминал, в особенности широко распространенную торговлю наркотиками, за три или шесть месяцев, он скорее всего вобьёт глубокий клин в ряды военных и полицейских генералов и бюрократов-капиталистов, которые связаны с криминальными синдикатами, защищают их или возглавляют.

Он открыто заявил о своём намерении объявить прекращение огня в качестве одного из первых шагов на посту президента, чтобы ускорить мирные переговоры с Национально-демократическим фронтом Филиппин (НДФП), а также с различными группами, представляющими народ моро. Он проявил уважение и даже бравировал своей дружбой с революционными силами, разозлив тем самым милитаристов, которые стремятся только к подавлению народного сопротивления.

Дутерте изображает себя «белой вороной», политиком, который выступает против истеблишмента, и «социалистом», и утверждает, что он будет первым «левым президентом» страны. Его объявление себя социалистом, тирады против США, открытость к развитию отношений с Китаем и энтузиазм в отношении мирных переговоров с революционными силами раздражают наиболее отъявленных защитников американского военного вмешательства, гегемонизма и контрповстанческой догмы.

Ⅱ. Перспективы ускоренных мирных переговоров с режимом Дутерте

После 15 лет замороженных мирных переговоров НДФП и ПРФ филиппинский народ горячо желает прогресса в усилиях достичь путём переговоров политического урегулирования длительной гражданской войны.

Определённые прогрессивные аспекты Дутерте, признание с его стороны как политической легитимности, так и вооружённой политической мощи революционного движения, и его история сотрудничества с революционными силами на Минданао, делают возможным ускорение мирных переговоров.

КПФ и революционные силы приветствуют план Дутерте всерьёз проводить мирные переговоры НДФП — ПРФ, а также его план посетить Нидерланды, чтобы лично встретиться со старшим политическим консультантом НДФП профессором Хосе Марией Сисоном, и базирующейся в Утрехте комиссией НДФП по мирным переговорам.

КПФ полностью поддерживает предложение НДФП, выдвинутое профессором Хосе Марией Сисоном, проводить мирные переговоры с правительством Дутерте с целью выработки соглашения по установлению правительства национального единства, мира и развития.

Дутерте и профессор Сисон могут выработать план ускоренных мирных переговоров, с целью выработки всеобъемлющих соглашений по важным вопросам, в течение нескольких месяцев. КПФ и ННА открыты к рассмотрению предложений по обоюдному прекращению огня на время мирных переговоров.

Революционные силы ожидают от Дутерте признания и выполнения всех действующих соглашений, подписанных НДФП и ПРФ на протяжении последних 20 лет, включая Гаагскую совместную декларацию 1992 г., которая служила основой и опорой переговоров; Совместного соглашения по безопасности и иммунитету5; Всеобъемлющего соглашения по уважению прав человека и международного гуманитарного права6 1998 г., и т. д.

Необходимым шагом, среди первых мер, которые режим Дутерте должен будет провести с целью ускорения мирных переговоров, будет освобождение из тюрем всех задержанных консультантов НДФП и содействие их переброске на нейтральную территорию, где могут проводиться переговоры. Они были предательски арестованы в нарушение принятых ранее соглашений, и вынуждены страдать от несправедливого продолжительного тюремного заключения.

Ⅲ. Перспектива существенных реформ при Дутерте

Риторика Дутерте подняла надежды народа на существенные и ускоренные реформы на большую высоту.

Как у открытого противника американского вмешательства, у Дутерте есть уникальная возможность покончить с растянувшейся на 70 лет цепочкой марионеточных проамериканских правительств, начиная с режима Рохаса в 1946 г.

Он может покончить с наследием национального унижения при Акино, когда тот служил марионеткой американской стратегии «перебалансировки в Азии», позволив США восстановить свои военные базы и постоянно держать свои военные корабли, истребители-дроны и интервенционистские войска.

Чтобы компенсировать марионеточность Акино, он должен изменить свою точку зрения на то, что СРОС должно остаться в действии. Он должен немедленно уведомить правительство США о своем намерении аннулировать СРОС, которое было подписано как исполнительное соглашение7 в апреле 2014 г. Он должен отменить санкционированное СРОС использование пяти лагерей ВСФ в качестве американских военных баз и учреждений.

Он должен сообщить США о разрыве неравноправного Соглашения об американских войсках8, Соглашения о совместной логистической поддержке9, и Соглашения о статусе войск10, а также Совместного соглашения об обороне 1951 г., которое послужило началом и источником всех неравноправных соглашений в военной сфере.

Он может немедленно отправить домой посла США Голдберга за вмешательство во внутренние дела Филиппин.

Дутерте может стать первым президентом Филиппин, который будет проводить независимую внешнюю политику, президентом, который неподконтролен США и независим от них. Для этого Дутерте должен осудить разжигание войны со стороны США и размахивание шпагами между США и Китаем, и выступить против милитаризации территориального моря американскими и китайскими военными силами. Он должен прекратить практику использования американскими военными Филиппин в качестве базы для их интервенций. Если он это сделает, он обязательно станет первым президентом Филиппин мирового класса, который защищал суверенитет Филиппин и предотвратил нарастание военной угрозы в регионе.

Он должен выступить против требования американцев изменить законодательство, чтобы устранить остающиеся ограничения на приобретение собственности иностранцами, чтобы интегрировать Филиппины в транстихоокеанское партнёрство, что уже было названо «самой грязной сделкой в истории».

Одновременно, он может проводить политику развития взаимовыгодных экономических и торговых отношений с Китаем, с целью прекращения экономической и торговой зависимости от США. Он может проводить политику приглашения Китая к двусторонним переговорам по мирному решению конфликта в Южнокитайском море и противостоянию американскому военному присутствию в регионе. Он может воспользоваться доступностью кредитов с низкой процентной ставкой у китайского Азиатского международного инфраструктурного банка11, чтобы поддержать развитие местной промышленности, в том числе обрабатывающей.

Дутерте может заключить соглашения с производящими нефть странами, такими как Венесуэла, Россия или Иран, чтобы сделать у них централизованные государственные закупки дешёвой нефти, что даже не стояло в повестке дня из-за того, что внешнюю политику Филиппин контролируют США.

Для такого страстного противника криминала и коррупции, как Дутерте, будет необходимо сделать приоритетом [преследование] крупнейших криминальных боссов. Мелкие уголовники исчезнут без своих крупных покровителей и акул высоко в эшелонах бюрократической, военной и полицейской организации.

Он может немедленно арестовать и отдать под суд Бениньо Акино Ⅲ, Флоренсио Абада и крупнейших криминальных участников жульничества с «программой ускоренного расходования»12 на триллион песо13, и не позволить им покинуть страну. Он должен довести до конца уголовное преследование Глории Макапагал Арройо и добиться того, чтобы она понесла уголовную ответственность за скандальную сделку с компанией «Чжунсин»14 по высокоскоростному интернету и по другим коррупционным делам, включая мошенничество с выборами 2004 года.

Крупнейшие наркобароны и криминальные синдикаты продолжают расширять свои операции под защитой высших генералов ВСФ и ФНП15. Чтобы покончить с широко распространенной наркоторговлей, Дутерте придётся рискнуть и подвергнуть чистке высшие эшелоны армии и полиции, чтобы выполоть оттуда, предъявить обвинения и наказать бандитов. Уличным наркоторговцам и их клиентам нужно предоставить реабилитацию, дать работу и создавать центры по медицинской и психологической реабилитации от употребления наркотиков.

Дутерте провозгласил правильный план сделать приоритетом сельское хозяйство, образование и здравоохранение. Он должен немедленно обратиться к нуждам трудящихся масс рабочих и крестьян.

Чтобы развивать сельское хозяйство, Дутерте нужно прислушаться к громким призывам провести настоящую аграрную реформу, которая является насущной как экономической, так и социальной мерой по установлению справедливости. Настоящая аграрная реформа — это свободное распределение земли среди крестьян, которые её обрабатывают, и производят сельскохозяйственную продукцию. Фальшивая аграрная реформа последних 30 лет была обременительной передачей собственности на землю, при которой крестьянам приходилось платить за землю, которую они уже заслужили за годы феодальных поборов.

Дутерте должен аннулировать все не выплаченные долговые платежи, а также взять на себя оплату ссуд под земельные права в рамках системы пренда16. Он может работать вместе с крестьянскими организациями, чтобы провести настоящее распределение земель асьенды Луисита17, также как асьенды Долорес и многих других феодальных земельных владений. Он может немедленно положить конец широко распространенной в землепользовании практике конверсии сельхозугодий и приватизации общественных земель, что привело к широко распространённому сгону крестьян и национальных меньшинств с их земель.

Как экономическая политика, настоящая аграрная реформа может дать свободу производительному потенциалу крестьянских масс в качестве землевладельцев, и расширить местный рынок для промышленных изделий.

Взаимосвязанная с этим национальная политика индустриализации должна быть направлена, помимо прочего, на механизацию сельского хозяйства, чтобы поднять уровень производства продуктов и их переработки, и обеспечить достаточное количество дешёвого риса, птицы, мяса и овощей. Нужно расширять ирригацию и финансировать ее, чтобы крестьянские производители могли бесплатно ею пользоваться.

Дутерте заявил, что он особо не экономист, и сказал, что будет прислушиваться к экспертам. К сожалению, так называемые эксперты, которых он собирается назначить, это технократы и крупные бизнесмены, которые прекрасно разбираются в неолиберальной экономической политике и служат иностранным крупным капиталистам, а не отстаивают национальный экономический рост и производство. Они выступают за экономику «привлечения иностранных инвестиций» и «облегчения ограничений», чего хотят американские и иностранные крупные капиталисты.

Вырабатывая экономическую политику, Дутерте следует прислушиваться в первую очередь к рабочим и крестьянам, а не к крупным бизнесменам и технократам, которые выступают за ту же самую провальную экономическую политику, которая проводилась более полувека. Это — решающий момент. Если он этого не сделает, то в конце концов окажется, что его режим будет просто продолжением неолиберального континуума.

Чтобы поставить своей целью быструю, независимую экономическую модернизацию Филиппин со сбалансированным и взаимосвязанным развитием тяжелой, средней и лёгкой промышленности, Дутерте должен отвергнуть неолиберальные опоры предыдущих режимов: либерализацию, приватизацию, дерегуляцию и денационализацию. Реализация аграрной реформы и национальной индустриализации создаст рабочие места и покончит с необходимостью таких паллиативов, как обусловленные денежные трансферты (программа «4 П»18), которые только продлевают нищету народа и служат дымовой завесой деградации публичного социального обеспечения.

Режим Дутерте должен прислушаться к требованию рабочих и служащих по установлению национальной минимальной заработной платы и отмены регионального неравенства в зарплате. Он должен покончить с системой контрактов и взять назад свои предыдущие заявления против профсоюзов и прав рабочих. Без профсоюзов рабочим будет нечем себя защитить от атак на заработную плату.

В образовании Дутерте необходимо отменить программу К-12, которая распространяет техническое и профессионально-техническое обучение, чтобы производить дешёвую рабочую силу, работающую по контрактам, для экспорта за рубеж и для ориентированных на экспорт производств с незамкнутым циклом внутри страны. Он должен повернуть в противоположную сторону политику ухода государства из образования, и выступать за государственную политику всеобщего бесплатного образования.

Он может выступить за интеграцию образования с независимой экономической модернизацией путём продвижения научных исследований в таких сферах, как сельскохозяйственное производство, энергетика, промышленное производство, компьютерные технологии, новые материалы и др. Чтобы оставить неувядающее патриотическое наследие, он должен направить образование к патриотическому культурному обновлению, переписав историю с точки зрения филиппинского народа, а не его колониальных угнетателей.

В области народного здравоохранения Дутерте нужно отвергнуть политику приватизации публичных больниц и выступить за государственную политику предоставления всеобщего бесплатного здравоохранения. У него есть возможность покончить с высасывающей из людей деньги системой частного медицинского страхования «Филхелт»19, и вместо этого обеспечить всем доступ к бесплатному здравоохранению.

Он должен предоставить базовые социальные услуги, которых требуют люди, и пересмотреть национальный бюджет, чтобы выделить достаточные средства на образование, здравоохранение, жилье и т. п.

Более того, Дутерте должен отменить крайне сомнительные ГЧП-контракты20, заключённые Акино, в том числе проект по расширению лёгкого метро в г. Кавите, которые дали семействам Аяла, Кохуангко, Консунхи, Пангилинан и другим крупным буржуазным компрадорам несправедливое преимущество в использовании государственных средств, гарантированных государством займов и прибылей.

В сфере прав человека Дутерте должен сделать реальностью освобождение из тюрьмы почти шести сотен политзаключённых, которые продолжают сидеть; по большей части это крестьяне и рабочие, которым предъявили сфабрикованные обвинения. Дутерте может осуществить их освобождение из тюрьмы в качестве поддержки усилий своего правительства по защите прав человека и как способ отречься от своей предыдущей поддержки бессудных расправ.

Он должен открыть дорогу возвращению беженцев-лумадов21, приказав вывести действующие там войска ВСФ из их школ, общин и земель, и позволить людям открыть их школы, управляемые общинами. Он должен прислушаться к требованиям о справедливости в отношении лумадов и признать их всеобъемлющие права как представителей национальных меньшинств, а также права других меньшинств.

Он должен предпринять шаги по наказанию всех нарушителей права человека в последние тридцать лет. Он должен положить конец внесудебным расправам. Он должен прислушаться к требованию прекратить инспирированные США «контрповстанческие» операции Оплан Байянихан и милитаризацию сельской местности.

Ⅳ. Вызовы, стоящие перед филиппинским народом и революционным движением

Вовлекая режим Дутерте в мирные переговоры и возможный союз, чтобы добиться реализации национальных и демократических надежд филиппинского народа, революционные силы должны продолжать неустанно развивать вооружённое народное сопротивление и демократическую массовую борьбу. Оставаясь открытыми к сотрудничеству и союзу, они должны неустанно критиковать и отвергать все и каждую антинародную и проимпериалистическую политику или меру. Никакого медового месяца с режимом Дутерте не будет.

Хотя избранный президент ПРФ Дутерте показал прогрессивные стороны, революционные силы также сознают, что он в основном остаётся частью политической элиты правящего класса.

На протяжении последних четырёх десятилетий он служил системе как бюрократ и проводил в жизнь её законы и политику. Он работал с иностранными и местными крупными капиталистами, владельцами плантаций и крупными землевладельцами, которые ожидают возвращения инвестиций при его режиме. Массы рабочих, крестьян и сельскохозяйственных рабочих в г. Давао долго страдали от угнетательских и эксплуататорских условий на крупных плантациях и в ориентированных на экспорт и растущих благодаря контрактам бизнесах.

В своих политических заявлениях Дутерте пока ещё не высказал ясного стремления отклониться от господствующего неолиберального экономического мышления, которое принесло огромные беды филиппинскому народу на протяжении более чем трёх десятилетий.

Действительно, в мировой истории были примеры появления при определённых условиях антиамериканских лидеров в странах под доминированием США. В последние годы Венесуэла при Уго Чавесе (1999—2013 гг.) и Боливия при Эво Моралесе (с 2006 г.) твёрдо отстаивали права своих стран на самоопределение.

Их антиимпериализм позволил их правительствам освободить большое количество ресурсов, таких как земля и нефть, от иностранного контроля, и передать их народу в форме увеличения государственных субсидий на образование и здравоохранение. С другой стороны, несомненно, получив выгоды от антиимпериализма своих правительств и увеличения расходов на социальные и экономические услуги, широкие массы рабочих и крестьян продолжали страдать от угнетения и эксплуатации, потому что иностранные крупные капиталисты и землевладельцы сохранили своё господство в других сферах экономики и государственной власти.

Ухудшающиеся условия полуколониальной и полуфеодальной системы, углубляющаяся фракционная борьба среди правящих классов, продолжающаяся рецессия в США и подъём Китая как конкурирующей империалистической державы — всё это были основные условия для превращения политической белой вороны Родриго Дутерте в президента ПРФ.

Филиппинский народ и его революционные силы с большим интересом рассматривают возможность заключения союза с режимом Дутерте на основе национального единства, мира и развития. Предстоит проверить, из чего сделан Дутерте. Осуществит ли он свои обещания и использует ли возможность выступить против американского империализма? Или его напыщенные речи окажутся пустой риторикой?

Дутерте должен прислушаться ко всё более громким требованиям народа дать землю, работу, увеличение заработной платы, бесплатное образование, здравоохранение и жильё, сокращение цен на товары, защитить суверенитет Филиппин от американской интервенции, защитить национальное наследие, требованиям экономического прогресса и модернизации, требованиям положить конец коррупции и криминалу в бюрократии, армии и полиции.

Если он не сможет выполнить этих требований народа или не прислушается к ним, он закончит свои дни как простая историческая аномалия и его постигнет та же судьба, что и режим Эстрады22.

Филиппинский народ всегда готов усилить народную войну для продвижения революции и массовую борьбу за расширение своих демократических требований.

Новая народная армия должна продолжать выполнять поставленные перед ней Центральным комитетом КПФ задачи по усилению народной войны путём проведения более частых тактических наступательных операций и захвата большего количества оружия у врага.

Вооружённые стратегической и исторической точкой зрения, филиппинские пролетариат и народ в полной мере сознают, что только народная демократическая революция может решительно и полностью покончить с властью империалистов и местной крупной буржуазии и землевладельцев, путём свержения их вооружённого государства.

Усиливая эту борьбу, филиппинский народ неизбежно добьётся всё бо́льших и бо́льших побед в будущем. Народная война будет продолжаться и при режиме Дутерте.

Примечания
  1. Антикоррупционная кампания.
  2. Касик — в испаноязычных странах политический «авторитет».
  3. Англ. EDCA.
  4. Вооружённые силы Филиппин.
  5. Англ. JASIG.
  6. Англ. CARHRIHL.
  7. Т. е. не требующее ратификации.
  8. Англ. VFA.
  9. Англ. MLSA.
  10. Англ. SOFA.
  11. Англ. AIIB.
  12. Англ. DAP.
  13. Почти полтора триллиона рублей.
  14. Китайская телекоммуникационная компания, известная также под пиньинь-английской аббревиатурой ZTE.
  15. Филиппинская национальная полиция.
  16. Исп. prenda = залог.
  17. Асьенда — испаноязычное название крупного частного поместья, часто обрабатываемого зависимыми батраками-пеонами. Асьенда Луисита — сахарная плантация в провинции Тарлак, находящаяся во владении семейства Кохуангко-Акино.
  18. «4 П» — «Пантавид памильянг пилипино програм» — филиппинская правительственная программа по борьбе с бедностью, осуществляемая в порядке обусловленных денежных трасфертов (англ. conditional cash transfer), то есть социальных выплат, обуславливаемых некоторыми действиями получателей.
  19. Англ. Philhealth.
  20. ГЧП — государственно-частное партнёрство.
  21. Лумады — аборигены Филиппин, термин, аналогичный индийским адиваси.
  22. Джозеф Эстрада был избран президентом Филиппин в 1998 г., а уже в 2001 г. принуждён к отставке и предан суду (потом, впрочем, был амнистирован и сейчас он — столичный мэр).

Добавить комментарий