Заседание идёт уже двадцать дней, а мы увиделись только сегодня. Ваши докладные записки я читаю. Относительно двух систем труда и двух систем образования.
Спрашивает N, есть ли они в низах. N отвечает, что есть, передали несколько лет назад.
Я ещё в Чжэнчжоу говорил, что маслозаводы нужно перебазировать в деревни, но не замахивался так высоко; я говорил также о двух системах образования.
Главное — опираться на самообразование. Сяо Чунюй не учился в школе, он был официантом в чайной. Мне он очень нравился. Он преподавал на крестьянских курсах, и основные преподаватели очень к нему прислушивались. Он сумел разбить косность преподавания и впоследствии стал инструктором в военной академии Вампу. На курсах для крестьян мы давали для чтения брошюры. Сейчас в учебных заведениях не выпускают текстов лекций, а требуют от студентов, чтобы они записывали лекции. А почему не выпускают? Говорят, что боятся допустить ошибки. А разве при записях не возможны ошибки? Издали бы конспекты лекций, пусть студенты читают, тогда преподаватели могли бы говорить поменьше. Причём нужно издавать материалы не только односторонние — пусть выпускаются и правильные и ошибочные. Например, по истории, по новым наукам, по старым наукам — всё нужно выпустить, пусть студенты читают.
Когда я писал работы по вопросам стратегии, то я готовил именно конспект лекций. Я, правда, не читал их. Так написана и работа «О затяжной войне». «Относительно противоречия» я писал несколько недель, и днём и ночью, а когда статья была готова, то, чтобы переписать её набело, потребовалось всего 2 часа.
Вот такое можно читать. Нынешние преподаватели ленивы.
Естественные науки — это уже несколько другое дело. Нужно следить за экспериментами, нужны заводы. А то что же получается? Вчера материал изучали в общих чертах, сегодня опять излагают в общих чертах и завтра будут излагать в общих чертах. А сами студенты ничего не читают.
Если преподаватель не пишет конспектов лекций (кое-кто утверждает, что если будут конспекты лекций, то преподавателям не о чем будет говорить), то следует больше читать книг. (Обращается к N.) Разве ты не беседовал с товарищем Гриппа́1?
N говорит, что Гриппа́ — хороший товарищ, он представляет ядро левых групп. Хилл2 — тоже хороший товарищ. В некоторых странах ещё нет ядра левых сил, а только действуют мелкие группы.
Первые, возможно, и есть активисты. Гриппа́ действует в районе американо-германской оси и не видит противоречий между США и Германией. Некоторые государства в Европе испытывают страх перед Германией; Хрущёв хочет сделать так, чтобы США контролировали Германию. Объединение Германии для нас невыгодно, Франция тоже опасается Германии. Некоторые партии в Европе также боятся Германии.
Французская партия во время второй мировой войны имела армию в 400 тысяч человек. Черчилль беспокоился, думая, что Францию не удастся прибрать к рукам, но де Голль нашёл способ. Он, во-первых, раздавал чины, во-вторых, 300 тысяч человек были реорганизованы в национальную армию, а остальные отряды, численностью 100 тысяч человек, распущены. Были распущены огромные вооружённые силы народа. Торез после возвращения из Советского Союза убедил своих единомышленников отказаться от военной власти и стал заместителем премьер-министра. А в конце концов его вышвырнули.
Все европейские партии таковы. N говорит, что они напоминают нас в период революции: рабочие и крестьяне организовались, достали оружие, требуют от нас решительных действий. А мы и не думали о захвате политической власти и не были готовы к тому, что гоминьдан может разоружить нас. В то время ситуация была очень хорошей, но мы не предполагали, что буржуазия станет на путь измены. В уханьском правительстве3 было два министра-коммуниста. Один — Тань Пиншань, который в дальнейшем организовал третью партию, а после 1949 года создал демократическую рабоче-крестьянскую партию. Другой — Су Чжаочжэн.
Без предательства буржуазии обойтись было нельзя, без него революция в Китае не победила бы. Это было предопределено. Теперь мы имеем ещё один пример: мы сначала не были готовы к тому, что Хрущёв окажется ренегатом.
Сейчас в мире есть коммунистические партии двух типов: одни истинные, другие ложные. Мы знаем, что после Октябрьской революции появление ревизионизма в Советском Союзе имело великое значение. Появление ревизионизма в Югославии совсем не то. Советский Союз существует более сорока лет, им руководил Ленин. Ревизионизм в Югославии — дело случайное, в СССР — не случайное.
Мы уже вышли из периода содержания ювелирных лавочек и гостиниц4, раньше мы не обращали внимания на корни событий, происходивших у нас над головой.
На совещании в Чжэнчжоу председатель поставил вопрос о том, хороший или плохой человек Хрущёв.
Хилл говорил, будто он давно уже знал, что Хрущёв — плохой человек. Мы это знали, только было неудобно говорить об этом открыто.
Нужно организовать 1-ю, 2-ю, 3-ю линии борьбы, и если придётся воевать, то нужно быть готовым к полному разгрому врага.
(По вопросу об издании 5-го тома сочинений Мао Цзэдуна.) Раздвоение единого — вот диалектика, а слияние двух в единое — это ревизионизм.
Написание истории партии попросим возглавить уважаемого Дуна5. Нужно издать полное собрание сочинений Чан Кайши, чтобы посмотреть, как он поносит нас, а поскольку он говорит очень много, можно издать его избранные произведения.
Нужно распространить [писания Чан Кайши] вплоть до уездов. Что делать, если у нас появится свой Хрущёв? Что делать, если в Китае появится ревизионистский ЦК? Тогда нужно, чтобы уездные комитеты начали борьбу против ревизионистского ЦК.
Нужно иметь 3-ю линию борьбы, нужно организовать тыл на юго-западе, и нужно сделать это побыстрее, но без небрежности. Средств требуется много, не стоит слишком разбрасываться. Если строить железную дорогу с двух концов, то дело пойдёт быстрее.
Примечания- Ж. Гриппа — лидер пропекинской левацкой группы в Бельгии.— Прим. ред.↩
- Э. Ф. Хилл — лидер пропекинской так называемой компартии Австралии («марксисты-ленинцы»).— Прим. ред.↩
- 1927 год.— Прим. ред.↩
- Очевидно, имеется в виду период подпольной работы КПК, когда явочные пункты маскировались под различные лавки и т. д.— Прим. ред.↩
- Дун Биу.— Прим. ред.↩