В процессе глобальных политических и социокультурных трансформаций, произошедших в Китае в эпоху Культурной революции, «образцовые революционные оперы» заняли одну из ключевых позиций. Создавая «образцовые революционные оперы», их авторы не отказывались от использования традиционного искусства, но заимствованные содержательные формы «старого театра» насыщались революционной идеологией. «Образцовая революционная опера» как жанрово-стилевой феномен, с одной стороны, тесно связана со спецификой традиционного китайского театра, с характерными чертами драмы цзинцзюй▫(京剧; Пекинская опера), с другой,— ориентирована на образец европейского музыкального искусства. На основе усвоения западных традиций в рамках «образцовой революционной оперы» были сделаны ценные открытия в сфере музыкального языка, жанрово-стилевой специфики, что явилось стимулом для дальнейшего развития китайского профессионального музыкального театра.
К основным образцам революционного оперного жанра относятся: «Взятие хитростью горы Вэйхушань», «Красный фонарь», «Шацзябан», «Налёт на полк Белого тигра», «Битва на равнине», «Морской порт» (созданы в 1964 году). Они вошли в список санкционированных властью «образцовых революционных спектаклей», куда также попали балеты «Красный женский батальон» (1965) и «Седая девушка» (1964). 31 мая 1967 года список «восьми образцовых спектаклей» был обнародован в газете «Жэньминь жибао» в обзоре «Выдающиеся образцовые спектакли революционного искусства». Таким образом, выражение «образцовый революционный спектакль» стало официальным термином государственной пропаганды.
Актуальность исследования. В контексте эпохи Культурной революции «революционные образцовые спектакли» осуществляли мощную подготовку общественного мнения, и рассмотреть причины их возникновения как объект политизации искусства, безусловно,— актуальная проблема. Не менее актуальна проблема содержательной и жанрово-стилевой специфики «образцовой революционной оперы», поскольку в этом аспекте данные спектакли возникли как результат санкционированной властью модернизации Пекинской оперы. Путь, по которому шёл процесс создания «образцовых революционных опер», основывался, с одной стороны, на сохранении национальных традиций, с другой,— на значительном обновлении содержательного и стилевого аспектов жанра. Переделка драмы цзинцзюй в «образцовую революционную оперу» осуществлялась в рамках поиска нового литературного языка в сфере либретто, принципов взаимодействия слова и музыки, драматургии, композиции, мелодического, гармонического и оркестрового языков, актёрских амплуа, пластики и техники акробатики, танца на пересечении национальных и европейских традиций. Это — сложные проблемы, которые в рамках данной эпохи пытались решать авторы «образцовых революционных опер», и они, безусловно, добились определённых успехов в аспекте создания специфической жанрово-стилевой модели оперного театра.
«Образцовая революционная опера» заслуживает внимания не только как исторический феномен, появившийся в эпоху Культурной революции в контексте мощного идеологического давления власти, суровых политических репрессий, но и как явление современной музыкальной культуры Китая. Так, «образцовые революционные оперы» не покинули сегодняшние театральные сцены страны. Например, в 2018 году в театрах Китая поставлены оперы «Красный фонарь», «Шацзябан», «Азалиевая гора», «Взятие хитростью горы Вэйхушань», они же демонстрируются в 2019 году. Таким образом, представляется несомненной необходимость исследования социокультурного генезиса, истории и жанрово-стилевых особенностей «образцовой революционной оперы».
Степень разработанности темы. Музыкально-театральные традиции, в рамках которых сформировалась «образцовая революционная опера», сохранились до сегодняшнего дня, что явилось определённым стимулом для создания трудов, посвящённых изучению данных традиций в разных аспектах. Среди авторов трудов — историки, филологи, теоретики музыкального театра, специалисты по изучению китайской и европейской музыкальной культуры.
Поскольку «образцовая революционная опера» явилась жанром, впитавшим существенные элементы традиционного китайского театра, в частности драмы цзинцзюй, то в диссертации привлекались работы, посвящённые данному феномену. Среди них театроведческие исследования — С. А. Серовой, где представлены исторические этапы развития жанра, классификация сюжетов и актёрских амплуа, обзор наиболее репертуарных спектаклей, эстетика вокально-инструментального искусства; И. В. Гайды «Китайский традиционный театр сицюй», С.▫В.▫Образцова «Театр китайского народа», А. Скотта (A. Scott) «Классический театр Китая», К. Маккерраса (С. Mackerras); музыковедческие — раздел в книге «Музыкальная культура Китая» Г. М. Шнеерсона, очерк М. С. Друскина «О китайском музыкальном театре», статья Е. В. Васильченко, работа В. Ф. Кухарского «Традиционная китайская музыкальная драма», разделы в монографиях У Ген-Ира.
Функциональным аспектам танца посвящены труды Лии Чао; отдельные аспекты инструментария цзинцзюй фигурируют в текстах Ло Шии, Цзо Чжэньгуаня. Пекинской опере отведена глава в диссертации Ван Дон Мэй «Великий шёлковый путь в истории китайской музыкальной культуры»; как синтетический жанр цзинцзюй представлена в работе Жуань Юнчэня.
Основательное исследование феномена Пекинской оперы принадлежит Т. Б. Будаевой. В работах автора, среди которых отметим бесспорную ценность диссертационного труда «Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера)», рассматриваются ключевые проблемы жанра: терминология, ладоинтонационные аспекты, специфика тематизма вокальной партии, инструментарий. Традиционной китайской ладовой системе посвящена диссертация Пэн Чэна «Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов ⅩⅩ▫века» и статья О. Б. Никитенко. Проблемы изучения внеевропейских культур, сравнительные аспекты Пекинской оперы и вьетнамского музыкального театра, проблематика китайской музыки в целом представлены в работах В. Н. Юнусовой. Очевидна полезность для данной работы англоязычного источника, посвящённого музыке китайского театра: в частности, работы Э. Уичмэн (Е. Wichmann).
Среди работ китайских исследователей, освещающих проблемы цзинцзюй (её интонационную природу, ритмоинтонационную систему и др.) отметим труды Лю Гоцзе «Музыка напевов сипи и эрхуан», Цзян Цзиня «Китайская театральная музыка», Сюй Чэнбэя «Пекинская опера». Также в диссертации в связи с кратким экскурсом в общую проблематику театра сицюй, кроме указанных работ, рассматривались труды Ван Говэя, Юй Вэйминя и Лю Шуйюня, Гу Сюэсе, Лу Цяня, Хэ Юйчжэна, Ван Юаньхуа и Вэн Сызцая. Эстетические параметры традиционного театра как театра «воображаемого подобия» исследуются в статье Чжан Хоуцзая, подробный анализ которой фигурирует в одном из разделов нашей работы.
Феномен «образцовой революционной оперы» в русскоязычной литературе не исследовался. В связи с анализом истории модернизации традиционного театра, также проблем истории драматического театра в Китае 1920‑х годов, повлиявшего на создание «образцовых революционных опер», акцентировалось внимание на работах Чжан Гэна «Национализация драматического театра и модернизация старого театра», Ли Вэя, Чжоу Цэцзуна, полемических журнальных статьях Ху Ши. Изучение «образцовых революционных опер» стимулировало обращение к источникам, где «образцовая революционная опера» предстает как феномен политизации в сфере музыкально-театрального искусства эпохи Культурной революции. Среди них выделим работы Цзян Цжунци, Чу Ланя, Дай Цзя, Ши Юнгана, Лю Цюнсюн, Сяо Ифэй, Б. Митлер (B. Mittler), М. Клауса (М. Klaus).
Ещё одна, необходимая для данного исследования группа источников касается изучения литературных текстов, языковых норм «образцовой революционной оперы», проблем либретто, ритмо- и рифмообразования. В связи с этим в диссертации вводятся в научный оборот работы филологов и лингвистов, в частности, исследование Чжу Кэна, Хэ Лихуэя.
В поисках информации исторического толка, касающейся процесса создания «образцовых революционных опер», весьма полезными оказались работы Ли Суна, Ши Юнгана, Чжан Фаня. В некоторых исследованиях присутствует краткий сравнительный анализ музыкального языка Пекинской оперы и «образцовой революционной оперы», в частности, в текстах Ван Женьюаня, Ван Цзиня, Лю Юньяня.
Несмотря на ценность приведённых трудов, для исследования «образцовой революционной оперы» как целостного феномена в настоящее время их явно недостаточно. Остаётся широкое поле для дальнейшего изучения историко-культурной и жанрово-стилевой проблематики «образцовой революционной оперы». По-прежнему актуальны следующие аспекты изучения «образцовой революционной оперы»: история создания в социокультурном контексте, литературный язык либретто, драматургия, типология персонажей и их музыкальные характеристики, музыкальный язык (вокальный и инструментальный), формы взаимодействия с традиционным китайским театром (в частности с жанром Пекинской оперы), с европейским симфоническим и оперным искусством. Данная работа является первой попыткой обобщающего исследования «образцовой революционной оперы» в социокультурном и жанрово-стилевом аспектах.
Научная новизна исследования состоит в том, что данная работа является первым опытом обращения к «образцовой революционной опере», где осуществляется попытка совместить всё многообразие различных аспектов данного феномена в социокультурном и жанрово-стилевом аспектах:
- введён в научный обиход российского музыкознания ранее неизученный пласт китайского музыкально-театрального искусства ⅩⅩ▫века▫— китайская «образцовая революционная опера»;
- впервые предпринята попытка рассмотреть «образцовую революционную оперу» как объект политизации искусства в эпоху Культурной революции;
- прослеживается история формирования «образцовой революционной оперы» как «переделки» Пекинской оперы;
- впервые последовательно выявляется специфика «образцового революционного спектакля» как историко-культурного феномена (сюжеты, драматургия, особенности литературных текстов);
- анализируется жанрово-стилевая специфика опер: гармонический, полифонический, оркестровый языки;
- впервые в российском и китайском музыкознании представлен анализ «образцовой революционной оперы» «Красный фонарь» в содержательном и жанрово-стилевом аспектах;
- впервые в научный оборот введена информация, касающаяся истории создания, жанрово-стилевых особенностей «образцовых революционных опер»: «Взятие хитростью горы Вэйхушань», «Шацзябан», «Морской порт», «Налёт на полк Белого тигра», «Битва на равнине»; также привлекается материал, касающийся опер «Азалиевая гора», «Гимн Драконовой реке».
Целью исследования является попытка выявить специфику «образцовой революционной оперы» в политическом и социокультурном контексте эпохи, в аспектах изучения проблем литературного языка, содержательной структуры, драматургических, стилевых и композиционных особенностей.
Задачи исследования:
- дать краткую характеристику жанровых особенностей традиционной китайской музыкальной драмы в её различных музыкально- театральных формах;
- проследить процесс модернизации традиционного китайского театра в 1919—1920‑е годы;
- рассмотреть процесс формирования «образцового революционного театра» в контексте идеологии Коммунистической партии Китая в 1940—1960‑е годы на основе анализа правительственных документов и материалов ангажированной критики;
- представить процесс формирования понятия «образцовый революционный спектакль»;
- реконструировать историю создания «образцовых революционных спектаклей», их содержательную и сюжетную специфику;
- выявить некоторые особенности текстов либретто «образцовой революционной оперы» в аспектах рифмообразования, особенностей артикуляционно-интонационной речи и элементов разговорного языка;
- обосновать феномен «положительного героя» как символа идеологии власти и основного драматургического приёма «образцовой революционной оперы»;
- определить драматургические и композиционные особенности «образцовой революционной оперы»;
- исследовать характерные черты оркестрового стиля «образцовой революционной оперы»;
- рассмотреть китайскую «образцовую революционную оперу» «Красный фонарь» в историко-культурном контексте эпохи и её жанрово-стилевую специфику.
Методология исследования основывается на исторической и теоретической базе российского и китайского музыкознания; соотносятся и используются различные подходы, методики анализа литературного и музыкального материала. Концепция изучения «образцовой революционной оперы», представленная в трудах по теории и истории музыки, музыкальной культуры Китая, оказала влияние на отдельные положения данной диссертационной работы. В диссертации использованы методы социокультурного, историко-культурного, музыкально-теоретического анализа.
Материалы исследования. К необходимым источникам относятся документы, публиковавшиеся в 1940—1960‑е годы: различного рода резолюции и директивы, направленные в адрес литературы и искусства, указания по реформированию традиционного театра, документы ЦК КПК.
Существенную помощь в анализе процесса создания «образцовой революционной оперы» оказали статьи в периодической печати с начала 1900‑х до 1970‑х годов. В научный оборот впервые введены материалы газетной и журнальной периодики эпохи Культурной революции: «Вэньхуэй бао», «Гуанмин жибао», «Жэньминь жибао», «Синь циннянь», «Сицзюй бао», «Цзефан жибао», «Цзефан цзюньбао», «Хунци».
Источниковедческой и аналитической базой работы явились литературные тексты либретто и партитуры «образцовых революционных опер», аудио- и видеозаписи. В научный обиход введены партитуры опер▫— «Азалиевая гора», «Битва на равнине», «Взятие хитростью горы Вэйхушань», «Гимн Драконовой реке», «Красный фонарь», «Морской порт», «Налёт на полк Белого тигра», «Шацзябан», балетов▫— «Красный женский батальон», «Седая девушка».
Объект исследования — китайская «образцовая революционная опера» ⅩⅩ века.
Предмет исследования — «образцовая революционная опера» как историко-культурный и жанрово-стилевой феномен.
На защиту выносятся следующие положения:
-
«Образцовая революционная опера» в процессе создания и дальнейшего развития отразила историю страны. Существенные содержательные и жанрово-стилевые особенности «образцовой революционной оперы» обусловлены идеологическим и социокультурным контекстом.
-
На основе анализа соответствующих источников предлагается рассмотрение «образцовой революционной оперы» как центрального вопроса культурной политики власти и формы идеологической борьбы.
-
На основе анализа либретто «образцовых революционных опер» выявляется наличие системы условного языка, сложной артикуляционно-интонационной речи, характерной для драмы цзинцзюй, а также — привнесение разговорного языка, нерифмованной речи, народных пословиц, афористических высказываний, исторически закрепившихся в повседневной жизни китайского народа. Подобный метод конструирования текстов либретто сообщает произведениям эффект новизны.
-
«Образцовая революционная опера» — специфический жанр, с одной стороны, тесно связанный с особенностями традиционного китайского театра, в первую очередь с драмой цзинцзюй, с другой,— ориентированный на образец европейского оперного и симфонического искусства.
-
«Образцовые революционные оперы» унаследовали от Пекинской оперы особенности драматургии (принцип контраста в сопоставлении сцен), композиции (деление на сцены различной протяжённости), но с привнесением элементов европейского музыкального театра ⅩⅩ века (принципа сквозного развития, лейтмотивной системы).
-
Специфика инструментального ряда «образцовых революционных опер» заключается в сохранении типового инструментария Пекинской оперы, но включённого в новый стилевой контекст европеизированного толка. В результате введения в «образцовые революционные оперы» музыкальных инструментов симфонического оркестра была создана новая структура смешанного китайско-европейского оркестра.
-
«Образцовая революционная опера» «Красный фонарь» — одно из наиболее показательных произведений, где апробируется санкционированный властью актуальный сюжет с необходимой для политизированного жанра героизацией/мифологизацией «положительных» персонажей; модифицируется литературный язык, с привнесением в более лаконичную структуру текста элементов повседневной речи. В опере герметичное пространство традиционной музыкальной драмы размыкается, устремляясь к диалогу с европейской оперно-симфонической культурой. В результате на стилевом уровне возникает уникальный восточно-западный «микст», что является ярким свидетельством новаторства и художественной ценности данного произведения.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: выявлены основные жанрово-стилевые особенности китайской «образцовой революционной оперы; разработан и апробирован метод анализа текстов либретто опер в содержательном и стилевом аспектах. Практическая значимость заключается в том, что основные положения и результаты исследования направлены на изучение «образцовой революционной оперы» в историко-культурном и жанрово-стилевом аспектах. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных дисциплин по «Истории музыки ⅩⅩ века», «Истории современной музыки стран Дальневосточного региона», использованы в классах вокала и симфонического дирижирования в качестве практики изучения оперного искусства, синтезирующего китайские и европейские традиции; на занятиях по композиции; в процессе изучения современной музыкальной культуры Китая.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается следующими обстоятельствами:
- полнотой собранного материала, тщательностью его анализа и корректностью выбора методов исследования;
- широтой охвата теоретических источников, обоснованностью методологии и исходных теоретических позиций;
- корректностью использования искусствоведческого, историко-художественного материала, относящегося к проблематике диссертации.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты исследования отражены в докладе на ⅩⅧ международной научно-практической аспирантской конференции «Глазами молодых учёных», в пяти публикациях, четыре из которых изданы в журналах, рекомендованных ВАК; обсуждены на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения, Списка литературы и Приложений. В Главе 1 «Традиционный китайский театр и реформы 1920‑х годов» рассматриваются формы традиционного китайского театра и процесс его модернизации в 1920‑е годы. В Главе 2 «Традиционный китайский театр и „образцовый революционный спектакль“ в 1940—1960‑е годы» анализируется процесс реформации драмы цзинцзюй и рождение «образцового революционного спектакля» как феномена политизации музыкально-театрального жанра. В Главе 3 «„Образцовые революционные оперы“: либретто, герои, жанр» исследуется специфика текстов либретто, типологии героев, композиционно-драматургические, жанрово-стилевые особенности опер. В Главе 4 «„Красный фонарь“▫— первая „образцовая революционная опера“» представлен анализ историко-культурных и жанрово-стилевых особенностей оперы. В Заключении обобщаются итоги исследования, формулируются основные выводы. В Приложении 1 даны краткое содержание и история создания семи «образцовых революционных спектаклей»; в Приложении 2 — нотные примеры; в Приложении 3 — иллюстративный материал оперы «Красный фонарь».