Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати (1950—1967). Выпуск третий: январь 1959 — сентябрь 1961 года.— М., Издательство «Прогресс», 1976.

1960 год

Выдержки из разных выступлений

Кто опубликовал: | 13.03.2022

Процесс формирования понятий, суждений, умозаключений представляет собой процесс исследования и изучения. Мозг человека способен отражать объективный мир. Однако добиться правильного отражения далеко не просто; только через неоднократное исследование можно добиться относительно правильного отражения, более или менее приближающегося к объективной реальности; выработав правильную точку зрения и идею, необходимо ещё выработать более или менее подходящий метод для передачи своих идей и точки зрения другим. Процесс формирования понятий и суждений рождается в массах, а процесс передачи своей точки зрения и своих идей другим — процесс, направленный в массы.

Среди наших кадровых работников, пожалуй, есть ещё немало людей, которые не понимают этой простой истины. Идеология, взгляды, планы, методы любого героя, любой выдающейся личности могут быть всего лишь отражением объективного мира. Как сырьё или полуфабрикаты могут служить лишь исходным материалом для создания готовой продукции на предприятии (и другое применение им найти трудно), так и окончательная пригодность или бесполезность, правильность или ложность создаваемой мозгом человека продукции должна пройти проверку в народных массах. Если наши товарищи не поймут этого, их наверняка повсюду будут преследовать неудачи.

Ван Сифэн говорила: «На тысячу ли протянулся длинный навес, и повсюду банкетные циновки». Это истина. Нельзя из-за качеств человека лишить его имени. Разве в словах не кроется истина?

Всё имеет начало и конец. Бесконечны только время и пространство. Бесконечность состоит из массы конечных элементов, причём всё постепенно развивается, постепенно изменяется.

Всё это говорится ради того, чтобы освободить идеологию от сковывающих её пут, сразу оживить её; опасно, если мышление закостенеет… Одним словом, надо больше думать, не надо зазубривать классические работы: надо самому шевелить мозгами и тем самым оживлять идеи.

В прошлом мы слишком мало задумывались над вопросами строительства, отдавая главные силы делу революции. Ошибки ещё будут, без них не обойтись. Ошибки — необходимое условие выработки правильной линии. Правильная линия противостоит ошибочной, обе они представляют собой единство противоположностей. Правильная линия формируется в процессе борьбы с ошибочной. Неизбежно приходится говорить об ошибках. Представление о том, что существует только правильное и отсутствует ошибочное, противоречит марксизму. Вопрос лишь в том, чтобы совершать меньше ошибок, а уж если совершать, то не слишком серьёзные.

Правильное и ошибочное представляют собой единство противоположностей; утверждение о трудности избежать ошибок верно, утверждение о возможности избежать ошибок неверно. История не знает такого факта, чтобы существовало только истинное и не было ошибочного. Утверждать это — значит не признавать закон единства противоположностей, это метафизика. Как можно было бы отрицать существование женщин, если бы были только одни мужчины и не было бы женщин? Можно стремиться к наименьшему количеству ошибок. Это надо делать, Маркс и Ленин именно так и делали.

Материализм представляет собой мировоззрение, вместе с тем это и методология. Наш субъективный мир может быть лишь отражением объективного мира. Субъективное отражение объективного — нелёгкое дело. Только при наличии большого числа фактов, многократно проверенных на практике, может сформироваться представление. При поверхностном, непродуманном подходе, когда имеются сразу два представления, но нет большого числа фактов, прочной основы не может быть. Познать проблему можно, только располагая большим числом фактов…

Диалектический метод состоит в изучении сущности и явлений, главного русла и притоков, главных и второстепенных противоречий… Надо всегда добираться до сути: не следует ограничиваться косвенным, а нужно ухватить существенное и непосредственное.

Когда мы говорим о слепоте, то имеем в виду непонимание объективной необходимости, отсутствие свободы. Необходимость и свобода — противоположные понятия. Удобряя поля, крестьянин знает, что это нужно делать, но не знает зачем. Непонимание вопросов промышленности и сельского хозяйства есть отсутствие свободы. Познание объективного мира представляет собой постепенный процесс, наскоком здесь не возьмёшь…

Слепота преодолевается медленно. Пока она не преодолена, мы остаёмся рабами природы.

Маркс обитает очень высоко, настолько высоко, что до него, пожалуй, не добраться…

Но не надо пугаться! Маркс был почти такой же, как и мы: у него было два глаза, две руки, вот только голова его была полна идеями марксизма. Он написал очень много для нас, и мы едва ли все прочтём… Достаточно, если мы прочтём часть основных его работ. Тем, что мы сделали, мы превзошли Маркса. Ленин своими словами и делами превзошёл Маркса. Взять, к примеру, его теорию империализма. Маркс не делал Октябрьскую революцию, её совершил Ленин. Маркс не делал такую большую революцию, как китайская. Мы в своей практике превзошли Маркса и из практики должны вывести общие принципы. Маркс не завершил революцию, а мы её завершили. Практика такой революции находит отражение в идеологии, то есть в теории. Наш теоретический уровень можно повысить, и мы должны работать в этом направлении.

Всё и всегда приходит к своей противоположности… Мы и напрягаемся и отдыхаем. Одно только напряжение без отдыха не годится. В провинции Хэнань есть школа по подготовке красных и квалифицированных специалистов. Часть её учащихся переутомляется, дремлет на уроках. Излишняя нагрузка — это нехорошо. «Принципы Вэнь-вана и У-вана состояли в том, чтобы то напрягаться, то расслабляться. Расслабляться без напряжения? — Ни Вэнь-ван, ни У-ван не делали этого. Напрягаться без расслабления? — Ни Вэнь-ван, ни У-ван не могли пойти на это». Если такие мудрецы, как Вэнь-ван и У-ван, не могли так поступать, неужели можем мы? Попробуй-ка только напрягаться без всякого отдыха.

В Китае называют брак красным торжеством, смерть — белым торжеством, а и то и другое вместе — торжеством счастья и несчастья… В соответствии с естественными законами развития старое должно отмирать; народ также называет это торжеством… Вы подумайте, если бы сейчас был жив Конфуций и присутствовал на нашем собрании, что бы получилось? Ведь ему было бы сейчас более 2000 лет! Если бы было так, то, я полагаю, всем бы нам угрожала голодная смерть. Смерть — природное явление и социальное явление. Если изменения эволюционного порядка также считать законом, то скачкообразные изменения представляют собой самый коренной закон вселенной, рождение и смерть — скачкообразные изменения, а несколько десятков лет от рождения и до смерти — это годы эволюционных изменений. Умри Чан Кайши, умри Даллес — мы, здесь сидящие, не стали бы их оплакивать, ибо гибель старого является торжеством нового.

Новое также может погибнуть безвременно. Поражение революции 1905 года в России, поражение революции 1911 года в Китае, поражение наших революционных баз на юге страны в своё время… Примерно так гибнут выбитые градом всходы риса, хлебов, хлопчатника. Это, конечно, нехорошо, однако мы должны немедленно возместить потери… «Волны Янцзы набегают одна на другую, в мире новые люди приходят на смену старым». Закон развития вещей таков, что никогда ещё не существовало неизменяющихся вещей…

Предки, затем народ и мы сперва прибегали к практике, а уж затем поднимались до теории. В этом состоит единство теории и практики. Вначале теория проистекает из практики, затем теория направляет практику. Раньше не было никакого марксизма-ленинизма. Теория появилась только тогда, когда практика классовой борьбы отразилась в сознании Маркса и Ленина, то есть когда они субъективно отразили законы объективного мира. Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин служат образцом для нас. Если мы не хотим допускать политических ошибок, мы должны владеть теорией. А такая теория может быть выведена только из практики. С закрытыми глазами за ворота не выйдешь и никакой системы не создашь…

Возможность и осуществимость суть две вещи и представляют собой единство двух взаимных противоположностей. Ложная возможность и реальная возможность являются единством двух взаимных противоположностей. Когда мы видим, что голове должно быть то холодно, то жарко, имеем виду, что это опять-таки единство противоположностей. Неумный энтузиазм — это жар; научный анализ — это прохлада. В нашей стране есть чересчур горячие люди. Они не желают иногда остудить голову, не хотят делать анализ, предпочитают, чтобы было погорячее. Такой подход, товарищи, вреден для руководителей. У них может закружиться голова, им не мешает чуточку отрезветь. Другие люди любят прохладу и не любят жары. Они никак не привыкнут к некоторым делам, не поспевают. К ним относятся те, кто занимает скептически-выжидательную позицию. Таким людям надо постепенно поддавать жару.

Говоря о методе работы, мы имеем в виду диалектический метод, то есть планомерное, пропорциональное развитие. Но нужно ещё и проявлять личную, субъективную активность… Метафизика имеет несколько особенностей. Первая состоит в изолированности, однобокости её подхода к проблемам; мир рассматривается не как нечто единое, взаимосвязанное, а как нечто разрозненное, ни с чем не связанное, состоящее из отдельных песчинок. Вторая её особенность — поверхностный подход к проблемам, исходящий не из сути, а из внешнего проявления; неспособность за формой разглядеть содержание, за внешним явлением разглядеть сущность…

Всякое дело, которое можно выполнить, приложив усилия, должно быть выполнено. Если выполнять его без усилий, то это косность. То, что не может быть выполнено, не делается. …Если что-то обязательно нужно выполнить, то значит, что объективное нашло отражение в субъективном. Появляется субъективная активность, а это не то же самое, что субъективизм. Субъективная активность бывает двух видов: один вид — это когда она оторвана от практики, то есть субъективизм; другой вид — когда она соответствует объективным законам, соответствует реальности. Все, что идёт вразрез с объективными законами, обречено на неудачу…

Так называемое отношение к жизни есть не что иное, как мировоззрение. Мировоззрение включает в себя два отношения: к природе и к человеческому обществу. Чтобы было понятнее, термин «мировоззрение» можно заменить термином «отношение к жизни». Среди части товарищей этот вопрос в течение десятков лет не решался, да они и не хотели его решать. Иначе говоря, их мировоззрение, их отношение к жизни эмпирическое, а не марксистское. А ведь есть ещё и методология… эти товарищи издавна совершают ошибки. Их мировоззрение, методология не являются марксистскими, расходятся с диалектическим материализмом. Они не признают существования объективного, не признают объективной истины, не имеют никаких критериев. Они не признают того, что мир природы, материальный мир, существует независимо от человеческого сознания, что существует только объективная истина, а не индивидуальная. От чувства к разуму — и объективная истина снова превращается в субъективную…

Формы сознания отражают объективное, отражение объективного может быть всесторонним, но может быть и односторонним. Чувства прежде всего отражают объективное, но в свою очередь и создают объективное, влияют на объективное. Метафизический идеализм, агностицизм отражают объективное односторонне, однако основываются на определённых объективных явлениях…

Всякий закон можно открыть только путём всесторонних исследований… Всё, что не познано, невозможно изменить. Познание мира, этот скачок из царства необходимости в царство свободы, представляет собой самостоятельный процесс…

Наше познание объективного мира проходит определённый процесс. Сначала это отсутствие знания или неполное знание, которое испытывает неоднократное столкновение с практикой. В ходе практической деятельности могут быть успехи и победы, могут быть неудачи и поражения. И только после сопоставления успехов и неудач становится возможным прийти к полному или более или менее полному знанию. К этому моменту мы становимся сравнительно инициативными, более или менее свободными, превращаемся в сравнительно умных людей. Свобода есть осознанная необходимость, только на основе осознания необходимости люди могут поступать свободно. Таков диалектический закон свободы и необходимости. Так называемая необходимость представляет собой объективно существующую закономерность. Пока мы не познали этой закономерности, все наши действия являются неосознанными и совершаются вслепую.

В таких случаях мы до некоторой степени бестолковы. Материя может превратиться в дух, дух может превратиться в материю. Говорят, дух не может превратиться в материю, а разве народный Дворец съездов не является делом рук инженеров и рабочих? И процветание и гибель страны не что иное как именно превращение духа в материю. Диктатура пролетариата, о которой говорил Маркс,— это процветание страны; «мир без трёх»1, партия всего народа, всенародное государство, о которых говорил Хрущёв,— это признак гибели страны…

Всё может делиться…

Наука безгранична. В беспредельно огромном и беспредельно малом мире есть бесконечное количество работы, которой можно заниматься… Любое общество, будь то современное или будущее, идёт по пути «раздвоения единого», и всегда общество развивается благодаря наличию противоречий. В наше время именно классовая борьба двигает общество вперёд.

Общество — вещь сложная. Согласно марксизму, согласно закону единства противоположностей, миллион или сто миллионов лет спустя общество по-прежнему будет представлять собой «раздвоение единого», по-прежнему будут существовать правильные и ошибочные вещи. Перестройка общества и перестройка человека представляет собой вечную, нескончаемую работу…

Вначале любая истина на стороне меньшинства, и оно подвергается давлению со стороны большинства. Это закон…

Инициатива — крайне важная вещь, это своего рода «нерушимое здание» и «всесокрушающая сила». Истоки её в деловитости, в правильном отражении объективной обстановки в сознании человека, то есть в процессе диалектического познания людьми объективного мира. Нужно непрерывно обобщать опыт… Без обобщения опыта не может быть прогресса, а будет голый эмпиризм. Обобщать — значит превращать в теорию, одухотворять практику трёх больших революций, то есть подниматься на новую высоту.

Примечания
  1. Китайская сокращённая формула тезиса «мир без оружия, войн и угнетения».— Прим. ред.

Добавить комментарий