Эта статья была опубликована в газете «Жэньминь жибао» 26 февраля 1965 года за подписью Лу Дэ.
Прим. в китайском тексте.
Всё в мире развивается на основе законов. Эти законы объективны, они не зависят от человеческой воли. Только зная законы развития, действуя в соответствии с этими законами, можно добиться успеха. Если же не знать этих законов, нарушать их, то неизбежно потерпишь поражение.
Что такое свобода и необходимость, о которых говорит философия? Каковы их взаимоотношения? Закон суть необходимость. Люди лишь с помощью практики могут познать законы явлений и материи, они не свободно, а шаг за шагом в процессе практики учатся правильному применению законов, приводят в соответствие субъективное и объективное, превращают субъективное в объективное, то есть в процессе практики получают ожидаемые результаты, и лишь тогда наступает истинная свобода. Что касается тех, кто получил рационалистические знания из книг, кто не имеет практического опыта и не познал законы, то они останавливаются всего лишь на этапе абстрактного понимания и не хотят на практике изучать и применять эти законы. Такие люди не могут действительно познать законы и тем более не способны овладеть законами, тут нечего и говорить о том, что они свободны.
Приведём некоторые примеры. Если некто лишь теоретически представляет себе отдельные правила и законы плавания, но не лезет в воду для многократной практики, то он не сможет плавать.
Так же обстоит дело и с игрой в пинг-понг. Если лишь множество раз перечитывать статью Сюй Иншэна «Как играть в пинг-понг», но не тренироваться (а тренироваться надо много), то у стола для игры в пинг-понг невозможно чувствовать себя легко и свободно, применять свои знания так, как хочешь.
Расщепление атома способно высвободить огромную энергию. Об этом давно знали учёные-естественники. Однако люди начали обретать свободу в использовании атомной энергии лишь после научных экспериментов, после расщепления атома.
В эпоху «Борющихся царств»1 в государстве Чжао был генерал по имени Чжао Ко. Он с малых лет прилежно штудировал книги по военному искусству и считал, что ему нет равных во всей Поднебесной. Но его отец Чжао Шэ понимал, что тот собой представляет в действительности, и не раз говорил: «Именно Чжао Ко погубит армию государства Чжао». Не удивительно, что как только этот генерал, воевавший лишь на бумаге, двинул свою армию в бой, он был наголову разбит войсками государства Цинь и даже сам погиб.
Как вести революционную войну? В самом начале мы не знали этого. В ходе революционной войны мы провели много победоносных сражений, были и такие сражения, где мы терпели поражения. Постоянно обобщая свой опыт, мы постепенно овладели законами революционной войны и лишь тогда одержали окончательную победу в войне.
Так же дело обстоит и в строительстве. В самом начале у нас не было опыта. Мы копили и обобщали свой опыт в процессе практики классовой борьбы, борьбы в сфере производства, в научных экспериментах — этих трёх великих революционных движениях — и постепенно овладели законами социалистического строительства. За 15 лет мы уже добились больших успехов, но перед нами ещё очень много проблем, которые нам незнакомы, ещё очень много неизведанных сфер. И если только мы будем дерзновенными в своей фактической деятельности, искусными в обобщении опыта, действительно овладеем объективными законами, то непременно сможем сделать стремительный скачок из царства необходимости в царство свободы как в социалистической революции, так и в социалистическом строительстве.
Подводя итог вышеизложенному, мы можем видеть, что свобода — это не только познание законов, это, что более важно, также искусство применения законов в процессе практики, получение ожидаемых результатов в процессе практики. Именно в этом состоит истинная свобода.
Примечания- Ⅴ—Ⅲ в. до н. э.— Прим. ред.↩