Это обращение было инициировано Маоистским интернационалистическим движением, и подписано Российской маоистской партией.
Сегодня, 23 февраля 2001 года, мы отмечаем очередную годовщину того дня в 1868 году, когда родился У. Э. Б. Дюбуа — панафриканист, коммунист, лидер чернокожих, проложивший для своего народа новые пути. Поскольку сам У. Э. Б. Дюбуа однажды использовал свой очередной юбилей и приуроченную к нему автобиографию, чтобы поднять ряд актуальных политических вопросов своего времени, то кажется особенно уместным, чтобы и мы, нижеподписавшиеся, воспользовались сегодняшней годовщиной для того, чтобы заявить свою совместную позицию по проблеме, которую Дюбуа поднимал снова и снова на протяжении всей своей жизни.
В 1820 году наибольшая разница в годовом доходе на душу населения между любыми двумя странами в мире составляла немногим более 3:1, но это соотношение постепенно увеличивалось, пока к 1992 году не достигло 72:1. Таким образом, экономическое выражение того, что Дюбуа называл «цветным барьером», резко возросло. Страны Азии, Африки и Латинской Америки продолжают подвергаться зверской эксплуатации со стороны западных империалистических стран, пусть даже в большинстве стран Третьего Мира открытое колониальное правление и сменилось другими формами контроля.
Со времени смерти Дюбуа в 1963 году произошли такие события, как смерть Мао и распад советского блока. Несмотря на значительность этих перемен и необходимость для коммунистов их осмыслить, наиболее важным в широком контексте, в общемировом масштабе является то, что классовая и национальная борьба народов наиболее резко и со все возрастающей интенсивностью фокусируется в странах Третьего Мира. Все эти факты хорошо известны коммунистам — особенно тем из них, кто посвятил себя делу спасения наследия Маркса от полной научной нерелевантности для сегодняшнего дня.
Более спорным является вопрос о том, почему белый рабочий класс империалистических стран упорствует в своей политической пассивности или даже оказывает империализму прямую поддержку. Подобно своему современнику Ленину, Дюбуа придавал этому вопросу (и важности правильного ответа на него) ключевое значение. Вслед за Энгельсом, ранее говорившим нечто подобное, Дюбуа писал на девяностом году своей жизни:
«Нет ни одной европейской рабочей партии, которая бы была готова помочь освобождению рабочих Азии и Африки. Наоборот, все с удовольствием получают повышенные зарплаты, источником которых служат колониальные прибыли; все готовы сражаться в войнах, цель которых — защитить систему извлечения этих прибылей. За подобными настроениями в Западной Европе стоят Соединённые Штаты. Они всегда готовы помочь Европе деньгами; они всегда готовы посодействовать любой европейской державе в сохранении контроля над колониальными народами; ничуть не прочь они и сменить любую из этих держав в качестве колониальной владычицы».
Подобные настроения отнюдь не вызваны предательством руководства рабочих партий империалистических стран — ведь им подвержены самые широкие массы принадлежащих к белой расе наций-угнетательниц. Позиция лидеров рабочих партий по этому вопросу всего-навсего выражает волю их белых последователей. Именно поэтому девяностолетний Дюбуа и писал:
«Западная Европа надеется, что сможет достигнуть компромисса между требованиями [её правящих классов — пер.] и растущим протестом со стороны низших классов и угнетённых народов, не меняя ничего существенного в своём образе жизни. Они (правящие классы — пер.) видят шанс добиться этого в использовании четырёх методов: умиротворение европейских рабочих путём элементарного образования и уступок в области политической власти; повышение зарплат, покрываемое за счёт прибылей от инвестиций за границей — о чём, в свою очередь, позаботятся сами европейские рабочие, сражаясь в войнах по всему земному шару».
Всё это не означает, что Дюбуа полагал, будто белым людям изначально присущи некие биологические характеристики, предрасполагающие их к империализму. Он недвусмысленно утверждал, что понятие расы не имеет никакого научного смысла в этом отношении. Напротив, глубинные основы расистской идеологии, которая, в свою очередь, является одной из опор империализма, носят экономический характер.
Незадолго до смерти Дюбуа писал:
«Негодование, которые во мне вызывает доктрина расового превосходства в той форме, в какой она проповедуется и осуществляется миром белых на протяжении последних 250 лет, не раз вызывало острую критику, и мне ставили в пример всепрощение Ганди или чёрного священника [д-ра Мартина Лютера Кинга], который стоял во главе недавнего бойкота в Алабаме. Что ж, буду совершенно откровенен: я не пытаюсь делать вид, будто „люблю“ белых людей. Я полагаю, что, как раса, белые — самая эгоистичная из всех рас на Земле… Здесь я говорю о мире белых в целом. Сейчас наступило такое время, когда следует оценивать и судить грехи и ошибки всей группы в целом, а не заниматься тем, что происходит где-то в отдельных местах или с отдельными личностями» («Белые в Африке после предоставления неграм автономии», 1962).
Дюбуа обратился к анализу национального угнетения, когда убедился, что белый человек отказался смириться с расовой интеграцией. Он убедился в этом в ходе напряжённой борьбы во время (до 1934 года), когда он работал в составе Национальной ассоциации защиты интересов цветных (National Association for the Advancement of Colored People, NAACP). Сегодня проведённый Дюбуа анализ национального угнетения и его экономических оснований ещё более актуален, чем тогда, когда писались его работы.
За свой анализ Дюбуа подвергался нападкам со всех сторон. Его атаковали люди, пытавшиеся утверждать, что белый рабочий класс империалистических стран является настолько же пролетарским, как и шахтеры в Азании (Южная Африка — пер.), и, может быть, даже более передовым. Сегодня, когда в международном коммунистическом движении имеется по крайней мере три различные организации, которые пытаются реорганизовать его, претендуя на имя и наследие Мао Цзэдуна — человека, который сделал день рождения Дюбуа национальным праздником КНР,— мы не можем оставаться в стороне и позволить марксизму умереть только потому, что вовремя не прислушались к наставлениям Дюбуа.
Диктатура пролетариата является одной из центральных идей марксизма, однако белые рабочие империалистического мира не являются пролетариатом. Есть много таких, кто утверждает, что борется за свержение империализма, но мало таких, кто знает, как это сделать. Вне всякого сомнения, люди, уверенные в том, что белый рабочий в Соединённых Штатах является качественно тем же самым, что и пролетарий в Третьем Мире, отнюдь не планируют прекратить грабеж Третьего Мира в интересах рабочих наций-угнетательниц. То, что они планируют построить,— это всего лишь социал-империализм, социализм на словах и империализм на деле. Если они придут к власти, они будут продолжать грабить Третий Мир, дабы поддерживать существующий в империалистических странах уровень жизни, и мы не будем иметь ничего общего с подобными псевдокоммунистами.
В своё время Дюбуа критиковал Нормана Томаса за то, что тот в своём призыве к построению коммунизма проигнорировал чёрного человека. Сегодня, хотя экономический базис «цветного барьера» стал ещё весомее, существуют такие, кто, говоря о социализме, по-прежнему игнорирует рабочего Третьего Мира. Мы призываем всех подлинных пролетарских интернационалистов критиковать все организации в странах Третьего Мира, которые покрывают сверхэксплуатацию, и уничтожить все организации в империалистических странах, которые покрывают сверхэксплуатацию. О подобных организациях нельзя сказать, что они противостоят империализму. А угнетённые и эксплуатируемые — практически все из них находятся по одну сторону «цветного барьера»,— обязательно восторжествуют.
Мы, нижеподписавшиеся, призываем активные элементы международного пролетариата не капитулировать ещё раз, не дать втянуть себя в ещё один раунд «единства» с линией белого шовинизма. Изолированными являемся не мы. Изолированными являются белые шовинисты и те, кто не прочь стать их компрадорами — столпами нового социал-империалистического порядка. Единство с ними может привести лишь к ещё большей эксплуатации, к ещё большему национальному угнетению, к новым войнам. Будем же бороться за то, чтобы империализм был свергнут — раз и навсегда.