Из реплик на совещании в Чэнду в марте 1958 г.
(Речь идёт о производственном соревновании в промышленности.) Чтобы в корне решить этот вопрос, необходимо свергнуть капитализм, империализм, создать единое правительство, правительство всего земного шара, необходимо иметь пятилетний план и практиковать разделение труда и сотрудничество.
(Речь идёт об упорядочении стиля работы и перевоспитании.) По сравнению с прошлой весной положение изменилось. Прошлой весной [к этому движению] примешивалась и антагонистическая борьба между нами и нашими врагами, чего мы не заметили. Сейчас же мы видим цель чётко: борьба с консерватизмом и расточительством; в настоящее время массы критикуют руководство, которое чувствует, что чем его больше критикуют, тем оно становится здоровее.
Отношение к нам со стороны интеллигенции, учёных также меняется. Эти люди либо не меняют своих позиций, либо меняют очень резко.
Сейчас некоторые люди, ранее постоянно писавшие, перестали писать, так как они находятся в переходном состоянии: старое разрушено, а новое ещё не создано, «буржуазное» разрушено почти полностью, а «пролетарское» ещё не создано. Создано кое-что, но не много. Поэтому трудно писать. Пройдёт некоторое время, и люди смогут писать.
(Речь идёт об изменении поведения «стиляг» и «бракоделов» среди рабочих в ходе движения за упорядочение стиля.) Раньше многие буржуазные идеи всё ещё находили сильную поддержку в нашей партии, среди рабочих и крестьян; пролетарская идеология ещё не утвердилась. Сейчас положение изменилось, пролетарская идеология утвердилась, для пролетарской идеологии стало больше свободы. В конце концов, свобода может быть только для одного из двух. Нужно, чтобы пролетариат обрёл истинную свободу, а буржуазная идеология была непременно искоренена. Некоторые люди не чувствуют свободы, следовательно, они ещё не избавились окончательно от буржуазной идеологии. Чем больше уничтожается свобода «буржуазного», тем больше свободы обретает «пролетарское». Если у тебя есть свобода, тогда у меня её нет. Бракоделы — это, по существу, продукт господства буржуазной идеологии.
Промежуточные элементы сейчас не решаются браться за перо, только когда пролетарская идеология утвердится в их сознании и они почувствуют большую свободу, только тогда они смогут писать.
Сейчас переходный период, и нужны не какие-то крупные художественные произведения, а повести и рассказы, успевающие за развитием событий в реальной действительности, произведения, подобные тем, какие создавал Лу Синь. Ведь Лу Синь не писал крупных произведений! Сейчас смутное время, у всех очень много работы, интеллигенция ещё не перевоспиталась, поэтому теперь невозможно создавать крупные произведения. Возьмём нашу работу. Мы сами ничего не создаём, а только пропагандируем то, что создаётся массами и низовыми кадровыми работниками. Если мы не будем стоять близко к массам, как же мы сможем [выявлять] и пропагандировать хорошее? Сказанное относится и к области творческой работы — здесь тоже нужно сближаться с народом, прислушиваться к голосу народа и низовых кадровых работников.
Откуда появится централизм, если нет демократии? Раньше в международной сфере демократический централизм был лживой фразой. Так как централизм строится на демократизме, то без демократии не может быть настоящего централизма. Принцип демократического централизма прежде всего включает в себя демократию, а затем уже централизм. Как можно развивать энтузиазм и творчество масс, если нет истинной демократии?
Ярлык «правый» можно и снять, всё зависит от того, как человек будет перевоспитывать сам себя. Если правые элементы, наша противоположность, извернутся и припрут нас к стене, то это также поможет нам двинуть вперёд нашу работу.
Все провинции и города должны изучать и совершенствовать систему обучения, учебные программы. Только имея готовые образцы, органы просвещения смогут провести соответствующие изменения. Процесс унификации исстари шёл от создания отдельных образцов до их широкого распространения.
Конфуцианство — это философская школа, одна философская школа из многих. Только в период, когда властвовала династия Хань, правительство стало поощрять и распространять конфуцианство, после чего эта школа получила у нас развитие.
Соглашаясь на ликвидацию фиксированного процента, мы готовимся тем самым утратить инициативу. Ни в коем случае не уступать! Только так мы сохраняем преимущество.
Что касается некоторого повышения доли заработной платы в жалованье капиталистов, то это своего рода «выкуп», цель которого полностью лишить их политического выигрыша. Необходимо разъяснять это рабочим. Рабочему классу не следует равняться на буржуазию, нельзя равняться, да и невозможно. Это — два класса, не подлежащие сравнению. Если у капиталиста слишком высокая заработная плата, её лучше не снижать: всякое снижение приведёт к плохим результатам, так как увеличит его политический выигрыш. Пока капиталист ест обеды из пяти блюд, он поставлен в положение политической пассивности. При высоком жаловании он будет тише говорить.
Надо устанавливать дружеские отношения с промежуточными элементами, надо также заводить друзей среди правых и вести работу среди них. Сейчас даже мы, ответственные работники центра, боимся контактов с ними. Разве это допустимо? Как можно разобраться в них?
Некоторые «левые», как, например, Дэн Чуминь1, в теоретических вопросах являются настоящими «левыми», а в политических вопросах они не являются настоящими «левыми».
(Речь идёт о теоретическом воспитании кадровых работников.) Сейчас теория уже отстаёт от практики.
Примечания- Член Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. В настоящее время также член Постоянного комитета ВСНП четвёртого созыва.— Прим. ред.↩