Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

20.05.1958

Выступление на второй сессии Ⅷ съезда КПК

Кто опубликовал: | 17.08.2021

Ещё раз скажу о ликвидации всяких предрассудков, о творчестве и изобретательности простых людей.

Мне хотелось бы, чтобы вы все, выступая, рассказывали о тех людях, которые в прошлом что-нибудь открыли или изобрели. Примеры нужно брать отовсюду. Напечатаны ли материалы, которые были собраны в первом министерстве машиностроения?

Ответ. Нет!

Мао Цзэдун. Там составили краткие биографии 41 изобретателя. Эти люди в большинстве случаев происходили из сравнительно бедных семей. Только 7 человек из них инженеры, учёные — люди сравнительно высокого общественного положения. Остальные же все — рабочие, крестьяне… Люди без образования и общественного положения. Например, изобретатель паровой машины Уатт был рабочим. Изобретатель электричества Франклин был продавцом газет.

Надеюсь, что другие ведомства тоже подберут подобные материалы. Такие материалы весьма полезны. Для составления этих кратких биографий изучены материалы начиная с ⅩⅧ века, то есть за 200 лет. Но не всё ли равно, за 300 лет или за 100 — хорошо, что такие материалы подобраны. У нас не так много интеллигенции. А для рабочих, крестьян, старых кадровых работников, мелкой интеллигенции, для искоренения предрассудков и преодоления чувства неполноценности такие примеры весьма полезны.

Математик Хуа Логэн был учеником средней школы.

Принцип создания искусственного спутника в Советском Союзе был разработан не специалистом, а школьным учителем — Циолковским. Он сначала жил преподаванием математики в школе. А на досуге занимался теорией создания искусственного спутника. И только в дальнейшем постепенно это стало его специальностью.

В Гуандуне способ истребления термитов был найден человеком с неполным средним образованием. В других странах ещё не решён вопрос уничтожения термитов, а он нашёл решение.

В древности в Китае жил некий Бянь Хэ, который трижды подносил князю необработанную яшму, за что ему в наказание трижды обрубали ноги. Когда князь спросил его, не от боли ли он плачет, Бянь Хэ ответил, что не ног своих ему жаль, а жаль, что никто не может оценить эту вещь. [После обработки эта яшма стала самой крупной драгоценностью княжества Чжао], и именно о ней говорится в притче, как Лянь По и Линь Сянжу в неприкосновенности вернули драгоценность княжеству Чжао.

Этими примерами я хочу показать, что часто люди бедные, низкого происхождения — самые умные, а богатые и высокопоставленные — самые глупые, что люди необразованные могут быть сильнее людей образованных. И нам нужно экспроприировать капитал, которым владеет задравшая нос высокопоставленная интеллигенция. Нужно меньше раболепствовать, нужно преисполниться чувством хозяйской уверенности. Нужно развивать и укреплять у рабочих, крестьян, старых кадровых работников, низшей интеллигенции веру в свои творческие возможности.

Хочу ещё сказать о том, что всем следует вести себя, как ведут себя простые труженики. Этот вопрос важен потому, что некоторые наши работники, заняв какой-либо государственный пост, начинают важничать, считают себя первыми людьми в Поднебесной, относятся к другим свысока, кичатся своим положением, живут старыми заслугами, требуют больших привилегий, ведут себя не как простые труженики. Раньше бюрократизм у нас был силён. Высокомерие, неравенство, дутая иерархия мешали развитию творчества масс. Движение за упорядочение стиля в работе должно вымести этот чиновничий дух. На чьей стороне правда, тому мы и подчиняемся, будь то хотя бы ассенизатор, дворник, простой рабочий или крестьянин. Если правда на его стороне, мы поддержим его. Как бы ни был велик чин, если правда не на его стороне, ему нельзя подчиняться. В результате движения за упорядочение стиля большинство людей покончило с чиновничьим духом. А меньшинство ещё сохранивших этот чиновничий дух людей было изолировано. Следует сказать, что чиновничий дух, кичливость, высокомерие, использование служебного положения в личных интересах — это низость, подлость, это не есть проявление высокого коммунистического духа. Вести себя как простой труженик — не низость. Это похвально. Это — проявление высокого коммунистического духа.

Мы уже говорили о том, что для пресечения великодержавного шовинизма нужно только, чтобы все члены партии вели себя как простые труженики. Если все члены партии будут истинно скромны — не ложно, а истинно скромны, то великодержавный шовинизм может быть предотвращён.

Неспециалисты руководят специалистами — это всеобщий закон. В прошлом году, когда по всей стране бушевали страсти, правые и промежуточные группировки поднимали этот вопрос. Они говорили, что неспециалисты не могут руководить специалистами. А я считаю, что руководство специалистами со стороны неспециалистов — общий закон. Только неспециалисты в данной отрасли могут руководить специалистами, а специалисты не в состоянии руководить специалистами. Наша компартия, рабочие, крестьяне, кадровые работники в общем-то несведущи в вопросах преподавания в высшей школе. Как только на нас повели атаку, мы признали, что не можем руководить профессорами.

Раньше мы критиковали правых непоследовательно. Можно ли так разделить людей, что вот эти, мол,— специалисты, а эти — неспециалисты? Скажем, на свете есть 10 тысяч профессий, 10 тысяч отраслей науки и техники, 10 тысяч видов занятий. А каждый человек из десятка тысяч профессий владеет лишь одной или двумя. Знает одну отрасль, сведущ лишь в данной специальности и не знает 9999 других отраслей. Например, опера. Мэй Ланьфан исполняет только женские роли. Героинями опер могут быть служанки, молодые аристократки, девушки-воины, пожилые женщины. Ещё есть комические женские персонажи. Мэй Ланьфан искусен лишь в исполнении ролей субреток. Из исполнителей ролей пожилых женщин в Пекине известен Ли Докуй, а Мэй Ланьфан на эти роли не годится. Но в операх есть и другие роли.

Итак, из десятков тысяч отраслей человек владеет лишь одной. Поэтому когда мы говорим о каком-нибудь человеке, что он специалист, то это значит, что из десятка тысяч специальностей он владеет одной лишь специальностью, а в остальных 9999 специальностях он профан. Допустим даже, что ты владеешь тремя, четырьмя, пятью специальностями, считается ли, что ты обладаешь недюжинными способностями? Сюэ Жэньгуй1 постиг 18 видов военного искусства. Разве он не был наделён огромными способностями? Но ведь это всего лишь 18 видов. А других 9982 вида военного искусства он не знал. Поэтому можно сказать, что каждый человек — профан.

Специальности одна от другой отделены, как одна гора от другой. Кого же больше, знатоков или профанов? Конечно, знатоков мало, незнатоков много. Это значит, что человек, помимо своей основной специальности, должен чуточку разбираться и в других, быть знакомым в общих чертах с несколькими отраслями или с десятком отраслей. Но быть хорошо знакомым с несколькими отраслями невозможно. Например, работники наших партийных комитетов обладают некоторыми общими знаниями в области сельского хозяйства, промышленности, просвещения, торговли. А можете вы, товарищи, вести самолёт? По-моему, здесь таких нет, а если и есть, то очень мало. Вот я — один из тех, кто умеет только летать в качестве пассажира, но не управлять самолётом. Разбираться в общих чертах в нескольких специальностях необходимо. Знать их хорошо трудно.

В средней школе преподают более десятка дисциплин. В вузах тоже более десятка? В вузах приобретается специальность. А многие овладевают новой профессией, помимо уже имеющейся, от одной специальности переходят к другой. Например, Сунь Ятсен прежде не был известным, сначала был врачом, а потом стал революционером. Ведь говорят, что Сунь Ятсен посвятил революции 40 лет. Он умер в 60 лет. Если от 60 отнять 40, то получится 20. В 20 лет он ещё был врачом. Врачебная практика была тогда его основным занятием. (Я не проверял, каков был уровень его знаний в области медицины.) Допустим, в медицине он был знатоком, а политическая деятельность была дополнительным его занятием. Потом политика стала его основным занятием, а в медицине он перестал быть специалистом. Однако в то время он уже мог бы управлять врачами.

Заниматься политикой — значит управлять взаимоотношениями между людьми, осуществлять линию масс. Это то, чем занимаетесь вы, товарищи, здесь сидящие.

Буржуазные интеллигенты утверждают, что неспециалисты не могут руководить специалистами. Профессора, инженеры смотрят на нас свысока. А многие из нас, чувствуя, что действительно не справляются с работой, сами чуточку принижают свои способности. Это неправильно. Профессора и инженеры пока ещё не смирились, а мы не смогли убедить их в своей правоте. Этот вопрос нужно хорошенько изучить. Поскольку среди правых и центристов есть такие, что относятся к нам с презрением, нам нужно найти доводы против них. Например, показать, что и сами-то они тоже из 10 тысяч специальностей владеют только одной. Я утверждаю, что неспециалисты могут руководить специалистами — это всеобщий закон. Специалистам же руководить неспециалистами очень трудно. Поставьте Мэй Ланьфана президентом. Годится? Нет. Он умеет лишь петь в опере.

Нужно водружать красное знамя и определять направление ветра. Красное знамя — это наше пятизвёздное красное знамя. Знамя в любом случае водружается — либо красное, либо белое. В любом месте в мире водружается знамя, даже на Северном и Южном полюсах, повсюду, где есть человек. Если не водрузит своё знамя Советский Союз, то американцы установят своё. Например, Антарктида — огромный материк, где мы ещё не были. Но настанет день, когда и мы направим туда корабли, чтобы водрузить там наше знамя.

Знамёна водружаются повсюду, где есть человек. Если не красное, то белое или серое. Либо белое знамя буржуазии, либо красное знамя пролетариата.

В мае — июне прошлого года в школах, на заводах и в кооперативах шла ожесточённая борьба за то, какое знамя там установить. До сих пор ещё есть небольшое число отсталых кооперативов, учреждений, участков, цехов, бригад, школ, где установлено не красное знамя, не белое, а серое. Там нам нужно поработать, поднять массы, развернуть широкое и свободное высказывание мнений, выпуск дацзыбао, чтобы установить красное знамя. В каждом кооперативе, в каждой производственной бригаде должно быть водружено знамя.

Бывают люди особенно застенчивые, чрезмерно скромные, скромность которых граничит с униженностью. Эти люди молчат, как даосские монахи. Но даосские монахи хоть трубят в трубы и бьют в гонги, а эти люди и не трубят, и не стучат, и не устанавливают своего знамени. Нужно их критиковать.

Бывает, что общественное мнение и общественные нравы поощряют дурное поведение, поощряют ложную скромность. Им не хватает смелости выпрямиться во весь рост, самостоятельно мыслить, говорить и действовать. Откуда у них это? Уж не из «Неофициальной истории конфуцианства»2 ли?

Для чего нужно водружать знамя? Водрузив знамя, можно повысить чутье, определить, откуда ветер дует — с Востока или с Запада. Восточный ветер непременно одолеет западный. А если восточный ветер не одолеет западный, то западный возобладает над восточным. Эта фраза была сказана сучжоуской девушкой Линь Дайюй3.

Люди образуют партии и группировки. Ведь некоторые товарищи уже говорили здесь об этом. Люди занимают разные позиции: есть активисты, есть центристы, есть отсталые элементы. Активисты должны завоёвывать центристские элементы, чтобы те переходили на сторону «левых». Если они остаются в центре, то водружают своё серое знамя. А правые водружают белое знамя.

В эпоху династии Тан был историк Лю Чжиэр. Он говорил, что люди, которые пишут историю, должны обладать тремя свойствами: талантом, учёностью и прозорливостью. Под прозорливостью он понимал умение определить, откуда ветер дует. Я особо хочу подчеркнуть: необходимо уметь распознавать направление ветра. Умение это крайне важно. Встречаются люди и талантливые и высокообразованные, но не обладающие способностью различать направление ветра. Это весьма недалёкие люди. Сталин говорил, что руководитель должен обладать даром предвидения. Этот дар и есть умение различать направление ветра. Нужно предчувствовать, что будет ветер, даже если пока он ещё не поднялся, нужно умение чувствовать приближение бури, когда повеет лишь лёгкий ветерок. Стоять на наблюдательной площадке и не видеть, что творится кругом, плохо. Ещё хуже не видеть, что какое-то явление уже довольно широко бытует, не замечать, что оно уже достигло весьма высокой степени развития.

Если в обществе есть правые элементы, а ты их не видишь, то тем самым ты даёшь им возможность водрузить своё знамя. Ты их не заметил, а они тут как тут. (В прошлом году, провозгласив движение за полное и свободное высказывание мнений, мы получили возможность выявить правых.)

Итак, не нужно бояться водружать красное знамя. Красное знамя непременно нужно устанавливать везде, где его ещё нет: на всех заводах, в кооперативах, школах, учреждениях, бригадах, в партийных ячейках, на вершинах гор. Всюду, где ещё нет красного знамени, нужно скорее его установить. В настоящее время в некоторых организациях, на некоторых предприятиях отнюдь не все знамёна красные. Это естественно. Исключения из правил часто бывают. В некоторых местах знамёна сначала были красными, но потом стали серыми или белыми, передовые предприятия оказались отсталыми. В таких случаях знамя нужно менять, нужно вновь утвердить красное знамя.

Несколько дней назад я говорил о международном и внутреннем положении страны, коснулся крестьянского вопроса, сказал, что нужно быть готовыми ко встрече со стихийными бедствиями, а также остановился на вопросе о мировой войне и расколе.

Сегодня я начну с разного рода радостных и печальных событий. Китайцы свадьбу называют красным событием, смерть — белым. У нас есть такой термин — «красные и белые радости», который связывает эти два события. Это диалектика. Почему же свадьба считается красным радостным событием? От брака рождаются дети. Это скачок. Мать родит ребёнка — как бы отделяет его от себя, и получается уже два человека. Многие матери рожают четыре, пять, шесть, десять детей… Это уж как авианосец4! Конечно, тут я не могу не сказать об ограничении рождаемости. Ограничивать рождаемость нужно, поскольку десять детей — это слишком много.

Но сейчас я говорю только о том, что из одного получается два, из двух — четыре.

Когда китайцы говорят про смерть человека, то называют это «белой радостью». С одной стороны, похороны, погребение, поминовение усопшего — все скорбят. А с другой стороны, смерть называют «радостью», «благостным событием». И это соответствует диалектике. По-моему, это действительно радостное торжество. Вот представьте себе, что Конфуций был бы жив до сих пор и явился бы на это собрание, а ему было бы уже более двух тысяч лет. Боюсь, что это было бы весьма неприятно.

Неодобрительно относиться к смерти — значит быть не диалектиком, а метафизиком.

Стихийные бедствия бывают в жизни общества, бывают и в жизни природы. Рождение — скачок, смерть — тоже скачок. Скачок есть самый основной закон развития вещей и явлений, а эволюция — второстепенный закон. Процесс развития от рождения до смерти [человека], длящийся несколько десятков лет,— процесс постепенных изменений. Скачок происходит не вдруг и не из ничего, а на основе количественных изменений.

Если бы умер Чан Кайши, то все бы аплодировали, устроили бы торжественное собрание по этому поводу. Когда бы Даллес умер, то не было бы ни одного человека, который не радовался бы, слез не проливал никто. (Я имею в виду присутствующих здесь.) Поскольку гибель старого неизбежна, то это хорошее дело. А вот если погибнет что-то новое — это печально. Поражение революции 1905 года в России, поражение Великой революции в Китае, потеря опорных баз на юге страны в 1935 году — всё это горькие события. Несколько дней назад всходы риса были побиты градом — произошло стихийное бедствие. Пришлось подсаживать новую рассаду.

Мы, коммунисты, преобразуем мир. Мы исходим из того, что вещи и явления изменяются и развиваются. Большой скачок предполагает большие изменения.

Через n лет мы догоним Англию, через n лет — США. Это будет скачок. Конечно, скачок происходит не внезапно. Он происходит в результате количественных, постепенных изменений. Чтобы превзойти Англию, нужен срок 7 лет. Один год — один этап. Итого 7 этапов. Каждый год в свою очередь делится на 4 этапа. Нужно четырежды вплотную браться за дело. За 7 лет — 7×4 получится 28. В основном тут количественные изменения, не скачки. Но будут и частичные скачки. Например, чтобы догнать Англию по добыче каменного угля, не потребуется 7 лет, достаточно и 2—3 лет. И это будет качественное изменение, а не количественное. Без количественных изменений не может быть качественных. Отрицание количественных изменений, признание только скачков может привести к ошибкам авантюристического характера.

Неравновесие сменяется равновесием. За нарушением равновесия снова наступает равновесие. Неравновесие — вещь хорошая, ибо оно порождает определённое напряжение. Во время большого скачка во многих отраслях хозяйства равновесие было нарушено. В особенно трудном положении оказались министерство водного хозяйства, электроэнергетики и первое министерство машиностроения. Со всех сторон на них давили различные ведомства. Возникшая неравномерность доставила им немало беспокойства. А беспокойство — вещь хорошая.

Равновесие, количественные изменения, единство относительны, временны.

Неравновесие, скачки, размежевание — суть всеобщая закономерность, они абсолютны.

Вопрос о сплочении ставится постольку, поскольку нет единства. Сплочённость достигается путём преодоления многочисленных разногласий. Когда человек один, вопроса о сплочении не возникает. Если два человека должны действовать вместе, то тут и встаёт вопрос о единстве. У нас в Китае 600 миллионов человек, в китайской компартии 12 миллионов человек. У них разный уровень, разная идеология. Поэтому вопрос о сплочении стоит у нас в центре внимания из года в год, изо дня в день. Сейчас мы осуществляем систему постоянного представительства делегатов съезда. Это хороший метод. Нужно ежегодно созывать сессии съезда компартии и добиваться сплочения. Эта сессия была созвана через год с лишним после предыдущей и проходит очень хорошо. За прошедшее время в результате движения за упорядочение стиля мы провели подготовительную работу к сессии на совещаниях в Наньнине и Чэнду. Когда зимой прошлого года начался большой скачок, мы выработали курс на одновременное и параллельное развитие промышленности и сельского хозяйства, центра и периферии, крупной, средней и мелкой промышленности. Это создало хорошие условия для проведения данной сессии. В будущем станем созывать сессии раз в год. В течение периодов между совещаниями все товарищи думают по-разному, по-своему. А на сессии можно прийти к единому разумному мнению. На сессии заслушиваются доклады, принимаются решения. Потом через какое-то время сессия созывается снова. Если не сессия, то какое-либо другое совещание. Очень хорошо, что на данной сессии присутствует много секретарей местных партийных комитетов, секретарей уездов и других товарищей. Это полезно для сессии, поскольку многие товарищи выступили с речами.

О сплочении мы должны заботиться не только каждый год, но и каждый месяц, каждый день. Ведь биологические клетки делятся ежедневно. Ежедневно происходит обмен веществ. Как у ребёнка старые клетки заменяются новыми. Каждый день старое отмирает, новое появляется. По-моему, для описания процесса смены старого новым можно использовать китайское выражение, означающее процесс обмена веществ.

Некто по имени Новый приходит, а некто по имени Старый уходит. Новое всегда заменяет и изгоняет старое. (Я отнюдь не имею в виду изгнание товарища Чэнь Бода, хотя обозначающий его фамилию иероглиф и имеет значение «старый».) [Как сказал поэт] «в Янцзы волна подгоняет волну, в мире новые люди сменяют старых»5. В живой природе происходит обмен веществ. Так же обстоит дело и в мире вещей и явлений. Живые существа и вещи находятся в состоянии непрерывных изменений. Всякая вещь постоянно стремится к своей противоположности. Весьма возможно, простейшие элементы (периодической системы Менделеева) тоже. Сейчас известно 102 элемента. Сначала их было меньше, и потом стало больше. А через миллиарды лет их количество может вырасти до 204.

У нас в партии 12 миллионов человек. Каждый день несколько человек выбывает из партии, несколько человек подвергаются критике. Слышали о том, как в провинции Хубэй сестра и брат писали друг на друга дацзыбао? Сестра высказала старшему брату свои замечания. А старший брат, у которого был чуточку «чиновничий дух», который кичился своим положением, не принял её замечаний. Сестра не успокоилась и решила написать на старшего брата дацзыбао. А брат говорит, что она и писать-то не умеет. Тогда сестра попросила кого-то помочь ей и всё же написала дацзыбао. Сестра была права, старший брат проиграл. Потом он тоже повесил дацзыбао, в которой признал своё поражение и победу сестры. Это наглядный пример того, что человек необразованный сильнее образованного. И люди-то ещё юные, и учились-то мало, а правда часто оказывается на их стороне.

В провинции Чжэцзян отец и сын поспорили о том, как засеивать поле. Сын настаивал на загущённом посеве, отец возражал. В результате сын оказался прав, отец проиграл. Посмотришь и видишь, что сыновья да младшие сестры всегда побеждают старших братьев и стариков. Быть «старшим братом», быть «стариком» всегда опасно. Ну, ничего. Проиграл, так сдавайся. Но к людям нужно подходить как к равноправным, а то они из-за стариковского упрямства не признают своего проигрыша. Приведённый мною пример с братом и сестрой из провинции Хубэй — это пример того, как достигается сплочение. Проиграл, признал поражение — хорошо, значит, налицо сплочение.

Я говорю о больших стихийных бедствиях, о мировой войне, о расколе в партии. Наша партия четырежды переживала раскол. Первый из-за Чэнь Дусю. Второй из-за Ло Чжанлуна, который создал свой отдельный Центральный Комитет. Третий из-за Чжан Готао. Он тоже создал свой Центральный Комитет. И четвёртый из-за Гао Гана. Ему, правда, не удалось расколоть партию. Его попытка была вовремя пресечена. Что касается ошибок Ван Мина, когда он трижды выдвигал свою линию, то он действовал в рамках законности, и мы в отношении него использовали принцип «лечить, чтобы спасти больного». Мы с такими боремся, но вместе с тем разрешаем им участвовать в революции.

Будет ли новый раскол? По-моему, он вполне может произойти и в будущем. Если только будет партия, то и через 10 тысяч лет может произойти раскол. Но партии, боюсь, через 10 тысяч лет уже не будет. Самое большее через 100 лет, возможно, все изменится. Сейчас трудно сказать, в какой форме будет существовать партия даже через несколько лет. До ⅩⅩⅠ века осталось ещё 42 года. За это время в мире могут произойти большие перемены. Известно ли вам, сколько мы будем давать стали к тому времени? Сколько каменного угля? Сколько может произойти перемен в мире?

Через n лет мы догоним США. Неизвестно какой станет наша страна за 42 года. Советский Союз идёт вперёд. Ему, возможно, и не потребуется n лет, чтобы догнать США.

Некоторые считают, что говорить о расколе как-то неприятно. А по-моему, говорить нужно, чтобы все были морально готовы к нему и не питали иллюзий. Примеров раскола очень много и в международном масштабе. Разве Тито не пример? В США — Говард Фаст. В Пекине — Дин Лин… В Пекине административно-судебная система находится в стадии разложения. Провалилось, сошло со сцены немало работников литературы и искусства — «инженеров человеческих душ». Что же плохого в этом? Я считаю, что это очень полезно. В мире постоянно происходит размежевание, ежедневно происходит деление. Клетки человеческого организма находятся в состоянии непрерывного изменения, из одной образуется две, из двух — четыре. Раскол происходит из года в год, из месяца в месяц. И так же из года в год и из месяца в месяц происходит сплочение. Подобно тому, как происходит нарождение и отмирание клеток живого организма. Бесполезные клетки отмирают, выводятся из организма. Появляются новые клетки, и снова происходит консолидация. Что в этом плохого? Был Ⅰ Интернационал, Ⅱ Интернационал, Ⅲ Интернационал. Интернационал возникал и исчезал. Создавался, развивался и погибал. Сейчас его нет. Коминформ существует ещё?6.

В Москве сейчас проходит совещание 12 стран. Значит, появилась новая форма. На совещании 12 стран было выработано решение. Страны договорились о том, что в случае возникновения каких-либо событий СССР собирает всех на совещание.

Представители Польши заявили, что открытое опубликование этого решения вызовет трудности у них в стране. Поэтому решение не было опубликовано. Всё это свидетельствует о том, что все вещи рождаются, развиваются и гибнут.

Теперь остановлюсь на вопросе о создании противоположностей. Есть такие противоположности, которые существуют и существовали ранее в природе и обществе сами по себе. Вот, например, правые существуют сами по себе. Вопрос состоит в том, давать ли им возможность высказывать мнение. Весной прошлого года в партии по этому поводу шла большая дискуссия. Мы решили, что нужно дать им возможность высказаться, возможность широкого высказывания мнений. Пусть они взбунтуются, выступят в качестве противоположной стороны. Тогда мобилизовать трудовой народ, революционную интеллигенцию, вступить с ними в спор и подавить их. В январе нынешнего года учителя начальных школ снова предприняли кампанию за полное и свободное высказывание мнений, причём число высказавшихся правых составило 10 процентов. Затем высказались ещё 100 тысяч правых и контрреволюционных элементов, они дали нам материал для воспитания всего народа. Те 300 тысяч правых, которым дали возможность высказать своё мнение, жили среди нас изначально. Что было лучше: дать им высказаться или нет? Лучше было дать им высказаться. Так мы воспитали весь 600-миллионный народ.

Второй вид противоположности — это такая противоположность, которой не существовало изначально в природе, но материальные условия для существования которой были. В этом случае можно искусственно создать её.

Например, мы создаём Шисаньлинское водохранилище. Оно создаётся искусственно. По всей стране созданы миллионы водохранилищ, испестривших землю. Это и есть противоположность, искусственно созданная человеком. Человек своей силой не даёт воде уходить, накапливает воду в водохранилищах, поднимает уровень воды, в результате чего образуются перепады. Это позволяет комплексно использовать водные ресурсы, осуществлять ирригацию, вырабатывать электроэнергию, развивать судоходство.

Промышленность тоже создаётся человеком. Чанчуньского автомобильного завода ведь прежде не было. Он был построен рабочими. Для этого нужно было лишь, чтобы в природе был соответствующий материал.

Итак, один вид противоположности — это противоположность, изначально сама по себе существующая. Как правые. Другой вид — искусственно созданная противоположность, например водохранилища. Но для её создания должна быть материальная основа. Без материальной базы создание её невозможно. Искусственный спутник тоже был создан человеком. Лишь после овладения физическими законами стало возможно запустить его в космос.

Мы — оптимисты. Мы должны предвидеть и сплочение, и раскол в партии. Раскола бояться не надо, раскол — это объективная закономерность. Конечно, когда происходит что-либо неприятное, то радости мало.

…В нашей партии были Чэнь Дусю, Ло Чжанлун. Гао Ган. Эти люди провоцировали раскол. Линия Ван Мина (три уклона) в период гражданской войны была для нас полезна. Эти многочисленные противоположности сыграли воспитательную роль для всей партии. Такого вида противоположности не создаются искусственно человеком. Раскольнические элементы в провинциях, такие, как Гао Ган, появляются лишь при определённом климате и в определённый момент. Конечно, мы не устраивали траур по Чэнь Дусю и Гао Гану: преодолев раскол, мы устраивали торжество. Когда в партии происходили неблагоприятные события, мы не радовались, мы печалились, однако лейтмотив нашего настроения — оптимизм. Самый большой оптимист у нас товарищ Кэ Цинши. Он ни капельки не печалился. Печаль, скорбь — чувства плохие, да и ни к чему они. Как мы реагировали, когда правые повели атаку на нас? Изо дня в день и из года в год были веселы. И вот ведь мы не свергнуты правыми! Но разве все вы не волновались немного? Я волновался. А когда волнуешься, то ищешь выхода из положения, обращаешь внимание на искусство руководства, а если руководишь лучше, то и плохое дело можно превратить в хорошее.

Взять, например, прополку посевов. Крестьяне дальновидны. По тысячелетнему опыту они знают, что для хорошего роста посевов необходимо уничтожать сорняки. Если из 10 с лишним миллионов членов партии 20—30 тысяч сознательных, то бояться нечего. Здесь присутствует лишь тысяча с небольшим человек. Если мы сплотимся с 10—20 или 20—30 тысячами членов партии, добьёмся, чтобы они стали более сознательными и дальновидными, чтобы работали ещё лучше, тогда нечего бояться и не о чем беспокоиться.

Мы стараемся избежать мировой войны, но не боимся, если она и разразится. Наш курс состоит в том, чтобы решительным образом «извлекать урок из ошибок прошлого в назидание на будущее» и «лечить, чтобы спасти больного» Нельзя не разрешать людям участвовать в революции. Если даже линия ошибочна, то и тогда нельзя не давать человеку-возможности исправить свои ошибки; исключение могут составить только такие люди, как Дин Лин, которых нужно гнать из партии. А в отношении таких, как N, нужно применять курс «лечить, чтобы спасти больного». С противниками так называемого «слепого забегания вперёд» покончено. В настоящее время Центральный Комитет сплочён, партия сплочена. Положение и в центре, и на местах хорошее. Итак, сейчас нет причин не быть оптимистами. Мы должны исходить из перспектив сплочения и, борясь, добиваться сплочения на новой основе. Я остановился на этих вопросах для того, чтобы вы все были морально готовы ко всякого рода неожиданностям.

И наконец, скажу ещё об одном деле. N7, выступая, говорил о народных песнях. Очень хорошо. Повсюду нужно собирать народные песни. В Китае насчитывается 90 тысяч сёл. Я думаю, что в каждом селе можно записать столько песен, что хватит на сборник. Таким образом, наберётся 90 тысяч сборников. Ну, если 90 тысяч много, то 9 тысячами можно удовлетвориться. Записывать нужно и новые народные песни, и старые народные песни, и революционные песни, и другие песни, бытующие в нашем обществе. Для собирания песен надо выдавать бумагу; если по 3 листа мало, выдавать по 5 листов. Разве на дацзыбао мы не давали бумагу? Кто не умеет писать, тот может попросить кого-нибудь другого записать за него песню. Я бы попросил товарища Кэ Цинши: он ведь настаивает на проведении культурной революции.

А сейчас нужно заняться организацией осенней пахоты и зимнего сева, сделать расчёты на 1959 год. Товарищ Ван Жэньчжун из провинции Хубэй говорил здесь о том, что необходимо немедленно приступить к организации осенней пахоты и зимнего сева и подготовить план развития экономики на 1959 год. Это очень хорошо. В течение этих двух месяцев, кроме упора на сельское хозяйство, нужно ещё, чтобы во всех провинциях сделали упор на транспорт, торговлю, культуру, просвещение и армию. В течение этих двух месяцев главным образом нужно взяться за промышленность.

Мы говорим: промышленность, сельское хозяйство, армия, учёба, торговля, идеология. А в провинции Хэйлунцзян идеологическую работу ставят на первое место. Это очень хорошо. У них на первом месте стоит идеология, затем промышленность, сельское хозяйство, торговля, образование, армия. Идеология выдвинулась вперёд. Это значит, что мысль ведёт практику, политика руководит профессиональными делами, «красное руководит квалифицированным».

Сталин говорил, что техника решает всё и кадры решают всё. А где же политика? Где же массы? В этом отношении его лозунг несовершенен, страдает недостатками. Ленин говорил, что советская власть плюс электрификация — это коммунизм. Это верно, советская власть — это политическая власть. Политическая власть — это политика. Если бы у нас не было политической власти, не быть бы нам сейчас в Хуайжэньтане. Если бы Чан Кайши был в Пекине, то как бы мы могли быть «и красными и квалифицированными»? «И красный и квалифицированный» — это брак, сочетание политики с делом. В браке рождаются дети. Таким образом могут родиться два детища. Первого назовём «Перегнать Англию», второго — «Перегнать США». Наступит коммунизм. Нам потребуется n лет, чтобы перегнать Англию, и n лет, чтобы перегнать США. Я полагаю, что это вполне реальная перспектива.

В течение двух месяцев возьмёмся за промышленность. В июле — августе проведём совещание. Дней на 15. К совещанию в августе определится общая картина с урожаем в сельском хозяйстве, и можно будет решать проблемы будущего года.

Примечания
  1. Известный военачальник времён династии Сун.— Прим. ред.
  2. Роман У Цзинцзы, китайского писателя ⅩⅧ века.— Маоизм.ру.
  3. Героиня романа Цао Сюэциня «Сон в Красном тереме».— Маоизм.ру.
  4. Кит. 航空母舰 — авианосце, буквально авианесущий материнский корабль. В советском переводе использовано устаревшее слово «авиаматка».— Маоизм.ру.
  5. На самом деле, это цитата из «Цзэнгуан сяньвэнь» (增广贤文), сборника наставлений для детей времён династии Мин.— Маоизм.ру.
  6. Коминформ прекратил функционирование уже два года как.— Маоизм.ру.
  7. Видимо, речь идёт о Чжоу Яне (тогда заместитель заведующего отделом пропаганды ЦК КПК), арестованном в 1967 году.— Прим. ред.

Добавить комментарий