В настоящее время схватка за гегемонию между двумя сверхдержавами — Советским Союзом и США охватила весь земной шар. Европа, где сосредоточены современная индустрия, финансы и торговля, занимает важную стратегическую позицию. Она, как лакомый кусок, была и остаётся центром тяжести схватки между этими двумя сверхдержавами в их глобальной стратегии — стратегии схватки за мировую гегемонию. В Европе ожесточённая борьба между ними развёртывается не только в политическом и военном, но и в экономическом отношениях.
Усиливая свою борьбу за гегемонию над Европой, советский социал-империализм, с одной стороны, под дымовой завесой «безопасности в Европе» и «сокращения вооружённых сил и вооружений в Центральной Европе» всемерно создаёт видимость «разрядки» для обмана европейских народов, а с другой, наряду с усилением контроля над восточноевропейскими странами, эксплуатации и грабежа их, он активизирует свою экспансию и проникновение в Западную Европу под флагом «общеевропейского хозяйственного сотрудничества». Теперь, когда над капиталистическими странами Запада навис самый серьёзный за послевоенные годы экономический кризис, советские ревизионисты особенно рьяно трубят об «общеевропейском хозяйственном сотрудничестве», тщетно пытаясь углубить своё экономическое проникновение в Западную Европу с тем, чтобы вытеснить оттуда влияние США и избавиться от экономических трудностей.
Так называемое «общеевропейское хозяйственное сотрудничество» это не что иное, как разновидность абсурдной теории «социалистической интеграции» и «экономического сотрудничества», о которой без конца разглагольствуют советские ревизионисты в Совете Экономической Взаимопомощи, этом «социалистическом содружестве». Их цель — не только удержать в дальнейшем гегемонию в восточноевропейских странах, но и подорвать Европейское экономическое сообщество, воспрепятствовать объединению западноевропейских стран и тем самым расширить сферу своего влияния с Восточной на всю Европу.
Рекламируя перед Западной Европой «общеевропейское хозяйственное сотрудничество», советский ревизионизм рассчитывает прежде всего на выкачивание средств и техники из западноевропейских стран, так как столкнулся с затруднениями: диспропорцией в развитии народного хозяйства, нехваткой средств и технической отсталостью многих важных отраслей производства,— затруднениями, возникшими в результате лихорадочной гонки вооружений, подготовки войны и чрезмерного раздувания военных расходов в борьбе с США за мировую гегемонию. Чтобы выйти из столь затруднительного положения, Брежнев, лично разъезжая по Западной Европе, проповедовал о развитии «взаимовыгодного долговременного, крупномасштабного экономического сотрудничества» между западноевропейскими странами и Советским Союзом. Начиная с 1973 года, советский ревизионизм поспешил заключить с некоторыми капиталистическими странами Западной Европы соглашения о промышленном, экономическом и научно-техническом сотрудничестве на десятилетний срок, причём он трубил о том, что, мол, деловые связи с Западной Европой вступили в новый этап.
Советский социал-империализм называет себя «развитым социализмом», но на самом деле он как нищий вымаливает кредиты везде и всюду, особенно долгосрочные, низкопроцентные кредиты у стран Западной Европы. По имеющимся сведениям, с 1964 по апрель 1974 года советские ревизионисты получили в кредит более 8 миллиардов американских долларов от стран Запада, главным образом от западноевропейских стран. В 1970 году советские ревизионисты получили от Франции кредит приблизительно в миллиард американских долларов. Западногерманские банки в 1970 и 1972 годах предоставляли советским ревизионистам кредит каждый раз по 1,2 миллиарда марок для погашения ими расходов на крупнокалиберные стальные трубы, машины, бульдозеры и других видов оборудование, поставленные западногерманскими компаниями. В 1973 году советские ревизионисты добились кредита и от Италии общей суммой в 350 миллиардов лир. По неполным данным, всего лишь за 4 месяца, начиная с октября 1974 года, Брежнев, лично съездив во Францию, Западную Германию и Англию, заполучил взаймы в общей сложности примерно 5 миллиардов долларов.
Кроме того, советские ревизионисты вовсю стараются заполучить западноевропейскую технику для оборудования своих предприятий и через так называемое «кооперирование производства». Так, например, они привлекли западноевропейские монополии к строительству крупных предприятий СССР, которое им самим не под силу,— таких, как Волжский и Камский автозаводы. Легковые автомобили «Жигули», красующиеся в последние годы на улицах Советского Союза, изготовляются именно при помощи оборудования, приобретённого у итальянской монополии «Фиат» более чем на 360 миллионов долларов, вымоленных советскими ревизионистами у той же Италии. Ещё один пример. За строительство в Курске остро необходимого советскому ревизионизму крупного чернометаллургического комбината с применением способа прямого восстановления он даже согласился выплатить в рассрочку крупной западногерманской компании деньгами сумму в 1,2 миллиарда долларов. Чтобы ввести у себя западную технику, советские ревизионисты в 1973 году заказали у стран Запада машины и оборудование стоимостью 2,7 миллиарда долларов. По неполным данным, с января по октябрь 1974 года советские ревизионисты закупили у стран Запада комплектное оборудование на сумму примерно в 5 миллиардов долларов. Преобладающая доля в этих сделках падает на Западную Европу.
Спекулируя на насущной потребности западноевропейских стран в энергии и сырье, советские ревизионисты своей нефтью, природным газом и другим сырьём в качестве приманки привлекли к себе западноевропейскую технику и средства, с тем чтобы осваивать внутренние ресурсы Советского Союза. Это уже стало для них одним из главных способов осуществления «взаимовыгодного экономического сотрудничества» с Западной Европой. В последние годы советские ревизионисты поднимают шумиху об обмене Советским Союзом природного газа на стальные трубы Западной Европы. Например, в 1972 году внешнеторговая организация Советского Союза заключила с крупной западногерманской компанией договор о крупномасштабном обмене товарами, согласно которому в течение 20 лет советский ревизионизм поставит Западной Германии 120 миллиардов кубометров природного газа в обмен на западногерманские стальные трубы и оборудование. Тут они преследуют ещё одну коварную цель расширить свои энергетические поставки в Западную Европу, чтобы поставить её в экономическую зависимость от себя.
Выпрашивая у западноевропейских государств средства и технику, советские ревизионисты всемерно расширяют экспорт товаров в Западную Европу. Это ведёт к дальнейшему обострению схватки между США и Советским Союзом за западноевропейский рынок. До сих пор доля Западной Европы всё ещё занимает первое место в общем объёме экспорта США. В течение десяти с лишним лет советский ревизионизм изо всех сил старался втиснуться в западноевропейский рынок. Объём торговли Советского Союза с Западной Европой непрерывно увеличивался — с 1,1 миллиарда рублей в 1958 году до 5,6 миллиарда рублей в 1973 году, то есть более чем в 5 раз. В общем объёме внешней торговли Советского Союза доля Западной Европы составляет 18 процентов, то есть занимает второе место после Восточной Европы. Хотя советские ревизионисты отстали от США по объёму экспорта в Западную Европу, но по темпам его прироста они превзошли США. По статистическим данным, с 1965 по 1972 год средний годовой прирост советского экспорта в Западную Европу составил 9,2 процента, а средний годовой прирост американского экспорта в страны Западной Европы — 6,8 процента.
Советские ревизионисты прибегают ко всяким приёмам для расширения своего экспорта в Западную Европу. Они неоднократно требовали, чтобы Западная Европа предоставляла им льготы — снижение ввозных таможенных пошлин на советские товары, и тем самым широко распахнула бы дверь своего рынка для советских товаров. Советские ревизионисты из кожи вон лезут, чтобы приложить руку к строительным объектам западноевропейских стран, «сотрудничая» с крупными западноевропейскими компаниями и создавая в данной или в третьей стране «предприятия с долевым участием». Например, внешнеторговая организация Советского Союза вместе с крупными французскими корпорациями создала во Франции несколько «объединённых компаний» специально по сбыту автомашин, тракторов, металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования и оптических приборов советского производства.
Наряду с осуществлением вышеперечисленных «новых форм» так называемого «экономического сотрудничества» советские ревизионисты требуют от Западной Европы ещё более широкого «научного и технического сотрудничества» в областях атомной энергетики, космоса, океанологии, окружающей среды, медицины и вычислительной техники. Они требуют также от западноевропейских стран предоставления им ещё большего числа лицензий и патентов, передовых технологических методов и расширения обмена с ними технической информацией.
Одним из важных аспектов усиливающегося советского проникновения в Западную Европу является создание банковой сети в её финансовых центрах. Добиваясь средств и инвалюты и расширяя экономическое проникновение в Западную Европу, советские ревизионисты создали банки в таких крупных городах Западной Европы, как Лондон, Париж, Франкфурт и Цюрих.
Яснее ясного, что советские ревизионисты усиливают экономическое проникновение в Западную Европу с целью, как говорится, одним выстрелом двух зайцев убить. Это значит, что они пытаются таким путём, переложив свой кризис на других, облегчить себе экономические трудности и тем самым укрепить экономическую мощь в борьбе за мировую гегемонию, а с другой стороны, они всячески стремятся подорвать экономический союз западноевропейских стран, вытесняя США, и дальше проводить экспансию в Западную Европу.
Однако советские социал-империалисты так и не достигли своих целей. США предприняли контрмеры против этих опасных для них действий советских ревизионистов в Западной Европе. Используя центробежные тенденции ряда восточноевропейских стран в отношении советских ревизионистов, они усиливают проникновение в Восточную Европу и всячески препятствуют предоставлению западноевропейскими странами Советскому Союзу передовой техники. Вместе с тем, западноевропейские страны всё яснее распознают замыслы Советского Союза подорвать западноевропейское объединение. Повышая бдительность в отношении экономического проникновения советских ревизионистов, они также предпринимают необходимые контрмеры против этого. В 1974 году такие западноевропейские страны, как Франция, Западная Германия, Англия и Италия, подписали с США и Японией «джентльменское соглашение» по управлению кредитами. В этом соглашении предусматривается, что проценты по кредитам, предоставляемым ими другим странам, не должны быть ниже 7,5 процента и что индустриальные страны должны уплатить кредиты за три года. Это, разумеется, наносит удар советским ревизионистам, вымаливающим у Запада низкопроцентные и долгосрочные кредиты. Кроме того, ввиду серьёзной инфляции западноевропейские страны требуют повысить цены на машины и оборудование, экспортируемые в Советский Союз, и отсрочивают или замораживают кредиты советским ревизионистам.
Несмотря на свои неудачи, советские ревизионисты не изменят своей установленной стратегической цели — схватки за Европу. Серьёзные политические и экономические кризисы, в тиски которых зажаты Советский Союз и США, неизбежно приведут к дальнейшему обострению схватки между этими двумя сверхдержавами за Европу в экономическом, политическом и военном отношениях.