В России нет рабочего класса. Хватит заниматься некрофилией. Хватит ходить с газетами к тем заводам, где никто вас не ждёт, где рабочие берут газеты больше из жалости, чем из желания, и больше с сарказмом, чем с интересом. Немало перспективных левых активистов разочаровалось, не дождавшись какой-то положительной реакции от объектов своей фагготории. Целые организации гибли на почве этого («Искра», МГРБ).
С чем связано это? Революционная теория играет огромную роль на этапе становления активистов, организаций, особенно если они выходят не из действительной классовой борьбы, а из идеологии. Два пути являются основными. Первый: например, дворникам / рабочим / продавцам / программистам не платили зарплату / нарушали трудовые права, они объединились, создали профсоюз или иную группу, может быть задрали квартплату — создали совет дома. Второй: призрак коммунизма, который бродит в коллективном сознательном и бессознательном, завладел одним или несколькими человеками, которые создают организацию или вступили в уже существующую. Так вот, во втором случае идеология играет определяющую роль.
Ясно, что по инерции коммунистическая идеология в России, в основном, в народе представлена официальным советским марксизмом, т. е. упрощённым, урезанным ленинизмом. Правильнее сказать, что даже не самим ленинизмом, а отдельными его выводами применительно к Российской Империи. Центральное место революционного субъекта в этой идеологии занимает понятие «рабочий класс».
«Рабочий класс», «рабочие» стали употребительным понятием во времена Маркса и затем Ленина. Понятие «рабочий», «рабочий класс» употреблялось наряду с понятием «пролетариат». Ленин изредка использовал понятие «рабочий пролетариат»1. Что это значит? Значит, что есть не только рабочий пролетариат, может быть и сельхоз, крестьянский пролетариат и ещё иной пролетариат.
При этом, очевидно, что ядро пролетариата во времена Маркса, Ленина составляли именно рабочие. Они составляли ядро и в смысле сплочённости, и в смысле бо́льшей его части.
Поэтому в литературе того периода рабочие, рабочий класс, пролетариат слились в единое понятие. Самого по себе этого было бы достаточно, чтобы увековечить в теории советского марксизма это историческое упрощение. Но дело усугубляется и неверным переводом на русский предисловия Энгельса к «Манифесту коммунистической партии». Энгельс в предисловии к «Манифесту ком. партии» писал: «By proletariat, the class of modern wage-laborers who, having no means of production of their own, are reduced to selling their labor-power in order to live
». А в переводе написали: «Под пролетариатом понимается класс современных наёмных рабочих…
». Теперь каждый может, воспользовавшись словарём, убедиться, что «wage-laborers
» означает наёмный работник, а не рабочий. Конечно, в ту эпоху такой перевод не привёл к фатальным последствиям, но сегодня он вносит путаницу, поддерживает ошибочные теории. В итоге, многие из тех, кто решается самостоятельно изучить наследие, не доверяя советским партработникам, оказываются в западне рабочизма.
Итак, понятно, что рабочизм многих левых — это внеисторическое закрепление исторического приближения понятия «рабочие» к понятию «пролетариат».
Но что же сейчас? Как же так вышло, что то, что было верно вчера, при использовании одних и тех же слов, оказалось неверно сегодня? Часто бывает, что содержание понятий меняется за истекший период. Меняется или в силу языкового творчества народа, или в силу изменения жизни. Например, «неделя», раньше значила «воскресенье», изменились и значения слов инвалид, прапорщик. Причём здесь мы имеем дело с вполне конкретными предметами, с которыми люди сталкивались в своей непосредственной жизни. Понятия, описывающие социальную структуру, могут трансформироваться совсем незаметно.
Почему же «рабочий» стал не равен «пролетарию» в современности? Во-первых, потому, что добрая половина из около 60 млн рядовых наёмных работников, дающих доход хозяину, принадлежит обслуживающей сфере, не относится к рабочим специальностям. Что же выходит? Многие рабочисты отказывают рядовым наёмным работникам обслуживающего труда в принадлежности к пролетариату. Глупо доказывать здесь обратное, достаточно вспомнить почти нищих продавцов, работников торговых залов, дворников, парикмахеров и т. д., работающих за гроши. Находятся рабочисты, как КРИшники , которые говорят, что все они — тоже рабочие. Так делать, это всё равно, что подходить на улице к прохожим, и говорить: «Эй, придурок, как пройти туда-то?». А после удара в глаз оправдываться: «Да что вы, я-то под „придурком“ имел в виду „достопочтенного человека“».
Во-вторых, пролетариат не тождественен рабочему и потому, что значительная часть рабочих в России является рабочей аристократией, т. е. получает долю от хозяина-монополиста, долю от ограбления своего народа и империалистического ограбления других народов. В России рабочая аристократия составляет около 19 млн человек, т. е. около трети от рядовых работников (надо понимать, что рабочая аристократия включает в себя всех подкупленных наёмных работников, а не только рабочих). Рабочая аристократия сконцентрирована в топливно-энергетическом комплексе, частично в строительстве, отдельных отраслях транспорта (авиаперевозки), оборонная промышленность, некоторые другие отрасли обрабатывающей промышленности, некоторые направления энергетики, а также обслуживающий персонал в руководящих центрах крупных империалистических компаний. Рабочисты изображают единство всех рабочих. Только догматику, оторванному от жизни, начётчику может прийти в голову изображать единым классом всех наёмных работников. Только глупец отнесёт к одному классу прикормленного авиадиспетчера, получающего 150 тыс. рублей в месяц, элитного рабочего какого-нибудь «Газпрома», имеющего тысяч 50—100 в месяц и задавленного нуждой укладчика-упаковщика, получающего 15 тысяч, дворника, получающего и того меньше. Что у них общего? Только то, что они работают по найму. Но живут-то они совершенно по-разному, получают разный доход, имеют разное фактически отношение к средствам производства! И тут мы подходим к третьему и, возможно, самому важному.
Классам мало разделяться по ленинской схеме для того, чтобы существовать.
Действительно ленинское определение класса2 необходимо, но недостаточно! Это определение указывает на линии раздела классов! Но оно не указывает на действительно внутреннее единство класса. Оно определяет класс в себе, класс для нас, но ещё не класс для себя, не класс действительно существующий.
Я полагаю, что класс для себя может быть только таким классом, в котором внутриклассовые связи (общение, дружба, любовь и т. д.) индивидов, семей, доминируют над внешними связями. Для того, чтобы какая-то часть общества представляла из себя действительную первичную общность мало того, чтобы у неё были некие общие интересы (улучшение условий труда, повышение зарплаты, усиление позиций трудящихся в государстве и т. д.), необходимо, чтобы она могла, функционировала как целое, чтобы в ней развивалась общая психология, общие взгляды, привычки, типы социального поведения и т. д.
Именно ввиду этого отсутствует рабочий класс. Рабочая аристократия и пролетариат разведены не только по рабочим местам, но и по местам проживания, по местам и формам отдыха. Молодые рабочеаристократы тусуются в клубах, ездят на нормальных машинах, работают в нормальных условиях. Молодые пролетарии пьют по подъездам, сидят в интернете, пользуются общественным транспортом, работают без трудовой книжки или с несоблюдением трудового законодательства. Они (рабочеаристократы и пролетарии) не представляют действительной общности, и чем дальше, тем меньшую общность они будут представлять в силу ужесточения классовой структуры.
А что же пролетариат? Представляет ли он уже действительный класс? Есть ли он уже класс для себя? Ещё не в полной мере. Ещё большие его пласты обособлены, замкнуты на себе. Так, например, ещё несколько обособлены национальные сегменты. Гастарбайтеры зачастую не знают русского языка, проживают компактно и изолированно. Но в динамике они часть пролетариата, потому что быт, развитие жизни заставляет их всё больше эмансипироваться, входить в общение с местным населением.
Всё это вовсе не означает, что не надо работать с борющейся рабочей аристократией. Наоборот, она как часть широких мелкобуржуазных слоёв будет идти либо за буржуазией, либо за пролетариатом.
Рабочисты могут возразить. А как же, мол, Российская Империя (РИ)? Ведь это тоже была империалистическая страна, и в ней многие передовые рабочие коллективы следовало бы зачислить в рабочую аристократию.
И здесь следует тоже ответить, используя «теорию действительного единства». Сегодня рабочий аристократ может свободно проводить время с мелким и средним буржуа, с чиновником. Не так было в РИ. В РИ ещё не была отменена сословность, и в определённой мере продолжала влиять на структуру общества. Будь ты хоть трижды потомственный и квалифицированный рабочий, ты не сможешь проводить время в компаниях утончённых дворян, дельцов буржуа и проч., просто потому, что ты другого сословия! Именно это не давало обособляться рабочей аристократии, толкало её к пролетариату, не давало развалиться рабочему классу. Но даже несмотря на это, верх «элиты» рабочего класса — железнодорожники стояли особняком, находились под влиянием СРов и меньшевиков, первое время отказывались подчиняться правительству рабочих и крестьянских депутатов.
Итак, сегодня в России понятия «рабочий класс», «рабочий» — вредные и внутренне несодержательные, потому, что нет никакой реальной первичной общности за ними. Они вредные и потому, что динамика классового развития общества всё больше будет обособлять пролетариат и рабочую аристократию, потому что рабочие в силу этого не могут более быть ядром пролетариата. С другой стороны, понятие «пролетариат» всё более наполняется реальным содержанием, потому что всё более перемешиваются между собой рядовые наёмные работники, всё более устойчивые связи образуют они внутри, и всё меньше у них остаётся связей с представителями других классов. Именно пролетариат — революционный субъект, потому, что его положение настолько плохо, что ему нечего терять, потому, что империализм не делится с ним и делиться не будет никогда.
Примечания- См., например, «Что такое „Друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» или «Речь на Ⅰ съезде работников просвещения и социалистической культуры».↩
- «
…Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению (большей частью закреплённому и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства
».↩