Печатаются фрагменты статьи, посвящённые непосредственно встречам с В. И. Лениным.
Ред.
Весной 1921 года я возвратился в Москву, чтобы продолжать свою работу в социалистическом строительстве. Работая в 1918 году в качестве главного инспектора водных путей сообщений, я пришёл к убеждению, что практическое сотрудничество иностранных рабочих и специалистов будет успешнее, если им поручить как организованной группе выполнение какой-либо отдельной задачи. Я по роду своих занятий, между прочим, познакомился также со старыми проектами Кузнецко-Уральского комбината, причём в план входило соединение обеих экономических областей водным путём сообщения. Вообще можно было удивляться тому, как много широких, никогда не осуществлённых планов, частью даже разработанных до мельчайших подробностей во многих вариантах, накопилось в архивах царских министерств. Никто не интересовался выполнением этих планов, пока устарелые проекты не заменялись новыми, и т. д. до бесконечности.
Когда я приехал в Москву, в 1921 году, как раз был в связи с введением нэпа разработан проект сдачи концессий иностранному капиталу… Была создана главная концессионная комиссия и издана большая карта, на которой был обозначен ряд возможных концессий1. Среди этих концессий находился и угольный район Кузбасса, фантастические богатства которого дали пищу моему воображению как инженера…
В 1921 году в Москве кроме Ⅲ конгресса Коминтерна состоялся Ⅰ конгресс Профинтерна; в последнем участвовали многие рабочие из Америки, в том числе группа ИРМ, которая тогда хотела работать вместе с Коминтерном. Среди них были Билль Хейвуд и некто Кальверт2, который также приехал в Москву с намерением наладить совместную работу американских и русских рабочих. Хейвуд свёл меня с ним, и мы решили действовать сообща на основе моих тезисов.
Ленина мы познакомили с этим планом сначала при посредстве Бухарина. Ленин поручил инженеру Л. Мартенсу (в настоящее время главный редактор Технической энциклопедии)3 разработать с нами эти планы дальше и обсудить это дело с тов. Горбуновым, который был тогда секретарём Совета Труда и Обороны4. Тов. Мартенс предложил нам ограничиться Уралом, а предприятие должно было носить кооперативный характер, с участием в прибылях, что мы решительно отклонили. Мы настаивали на том, чтобы предприятие было советским государственным предприятием, с известной свободой внутренней организации. Так как мы при тогдашних условиях опасались бюрократического вмешательства при основании и в дальнейшем ходе строительства предприятия, то требовали непосредственного подчинения новой организации Совету Труда и Обороны (главным образом потому, что Председателем СТО был Ленин) без вмешательства Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).
Вопрос этот несколько раз стоял в порядке дня СТО, и меня вместе с моей переводчицей и сотрудницей тов. Бронкой Корнблит всякий раз приглашали на эти заседания, проходившие под председательством Ленина. Тогдашний руководитель ВСНХ, тов. Богданов, был решительным противником этого плана.
У профессионального союза металлистов также были сомнения по поводу нашего Плана, зато профессиональный союз горнорабочих, которым руководил тов. Артём5, очень нас поддерживал. В конце концов проведён был проект Лениным: он позаботился о том, чтобы соглашение удовлетворило также иностранных рабочих. Ленин ценил при этом план не только как попытку социалистического строительства, но и как практическое проявление международной солидарности. Сначала СТО по предложению Ленина постановил 22 июня 1921 года, чтобы была организована под моим руководством экспедиция в Сибирь и на Урал, которая ознакомилась бы на месте с условиями и выработала бы конкретный план. Эта экспедиция состоялась в июле и августе 1921 года. В сентябре проекты были представлены в СТО, и на заседании 21 октября план был одобрен, после чего 22 ноября 1921 года был подписан договор.
Я вспоминаю одно заседание СТО, на котором ещё не могло быть принято решения, так как Ленин хотел выслушать мнение тов. Мартенса, бывшего в то время на Урале. Так как и без того до весны 1922 года времени для подготовки оставалось мало, то я с некоторой нервозностью протестовал против этой отсрочки. Ленин послал мне тогда одну записочку приблизительно такого содержания: «Дорогой т. Рутгерс! Не волнуйся, дело обстоит хорошо, я тебе гарантирую не только некоторую свободу, но и полную свободу» (речь шла о внутренней организации и о бюрократическом вмешательстве, которого мы пуще всего опасались при организации предприятия).
Ленин даже особо поручил тов. Аниксту успокоить нас и разъяснить нам, что подготовка такого рода постановлений требует некоторого времени. Конечно, наше нетерпение было недопустимой переоценкой важности наших планов по сравнению с другими гигантскими задачами СТО, но Ленин умел чутко подходить к иностранным рабочим и по-товарищески направлять их на верный путь.
Кроме этих встреч с Лениным в СТО один раз имело место официальное обсуждение наших планов непосредственно у Ленина, который пригласил к себе тт. Хейвуда, Кальверта и меня6. Ленин в этом случае говорил мало и дал возможность особенно подробно высказаться Хейвуду и Кальверту. Я немного трусил, так как опасался, что они оба своими фантастическими преувеличениями в духе ИРМ повредят плану. Но Ленин был очень хорошо знаком с идеологией ИРМ и, само собой разумеется, не для того, чтобы говорить о ней, организовал это обсуждение. Даже очень словоохотливому Кальверту не удалось развить свои «теории». Ленин хотел узнать конкретно, как и в каких слоях будут рекрутироваться участники предприятия? Есть ли у нас связи с солидными инженерами и техниками? Представители каких массовых организаций в Соединённых Штатах будут привлечены к этому делу? Располагают ли американские рабочие и специалисты, которых мы рассчитывали привлечь, хотя бы небольшими средствами, чтобы оплатить путешествие, а также оборудование и машины?
Ответы на эти конкретные вопросы его более или менее удовлетворили, так как после мировой войны в США были слои рабочих, располагавших некоторыми денежными средствами, и я имел возможность лично убедиться в том, как велика была среди американских рабочих любовь к Советской России и интерес к ней; кроме того, тогда ещё казалось, что возможна совместная работа значительной части ИРМ с коммунистами.
Но что Ленин не разделял преувеличенных надежд Хейвуда и особенно Кальверта, ясно было из его несколько лаконического замечания о том, что привлечение нескольких тысяч квалифицированных и имеющих достаточный производственный опыт американских рабочих и специалистов при всяких обстоятельствах должно быть полезно для Советской России…
Ленин не удовлетворился устным указанием на необходимость того, чтобы участники были достаточно квалифицированны. Было поставлено требование, чтобы к выбору сотрудников в Нью-Йорке были привлечены представители массовых организаций, и Ленин сам выставил четыре условия, которые должен был подписать каждый кандидат в отдельности7…
Начатая при участии Ленина пионерская работа иностранных рабочих внесла свою долю в это строительство в один из труднейших периодов его, на его самой ранней стадии8.
Оправдалось мнение Ленина, что привлечение группы технически грамотных и классово сознательных рабочих принесёт пользу, и теперь ещё во всех частях Советской республики можно встретить старых кузбассовцев, занимающих почётное место в мощной системе социалистического строительства.
Ленина я встретил ещё раз, когда он произнёс свою известную речь на Ⅳ конгрессе Коминтерна9. Когда он, явно усталый, уходил с конгресса, он пожал мне руку в коридоре Большого Кремлёвского дворца. Это было в последний раз.
Примечания- См.: О концессиях: Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 1920 г. Текст декрета. Объекты концессий. Карты. М., 1920. Ред.↩
- Хейвуд Уильям (Вилль) (1869—1928) — деятель рабочего движения США. Вскоре после основания в США Коммунистической партии (сентябрь 1919 г.) вступил в её ряды. Кальверт Герберт — американский рабочий, член организации Индустриальные рабочие мира. Ред.↩
- Мартенс Л. К. (1875—1948) — видный советский хозяйственный работник, учёный в области машиностроения и теплотехники. Член партии с 1893 г. В 1927—1941 гг.— главный редактор Технической энциклопедии. Ред.↩
- Горбунов Н. П. (1892—1938) — с 1920 г.— управляющий делами Совнаркома и СТО. Ред.↩
- Артём (Сергеев Ф. А.) (1883—1921) — видный деятель Коммунистической партии и Советского государства; член партии с 1901 г. Ред.↩
- Обсуждение состоялось 19 сентября 1921 г. Сохранилась запись этой беседы, сделанная В. И. Лениным. (См.: Ленинский сб. ⅩⅩⅢ, с. 39). Подробности беседы с представителями американской рабочей колонии В. И. Ленин в тот же день сообщил члену президиума ВСНХ В. В. Куйбышеву. (См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 53, с. 203—205). Ред.↩
- См.: Ленин В. И. Письмо В. В. Куйбышеву и проект обязательства рабочих, едущих из Америки в Россию. 22 сентября 1921 г.— Полн. собр. соч., т. 44, с. 125—126. Ред.↩
- Автор имеет в виду Кузнецкстрой. Ред.↩
- См. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 278—294. Ⅳ конгресс Коминтерна состоялся 5 ноября — 5 декабря 1922 г. Ред.↩