Воспоминания о Ленине. Т. 5.— М., Изд-во политической литературы, 1985.— сс. 400—402. ← Историк-марксист, 1935, № 2—3, с. 85—98.

14.10.1919

Встречи с Лениным. Ⅱ

Кто опубликовал: | 26.05.2020

Печатаются фрагменты статьи, посвящённые непосредственно встречам с В. И. Лениным.

Ред.

…Когда я осенью 1919 года после тяжёлой болезни возвратился в Москву, Советская Россия была со всех сторон отрезана от мира. Вследствие блокады Советской России непосредственные сношения Коминтерна с отдельными входящими в него партиями были чрезвычайно затруднены и оказалось необходимым основать Бюро Коминтерна в Западной Европе с особыми полномочиями. Это Бюро должно было объединять деятельности различных коммунистических партий и групп во всех странах развернуть повсюду пропаганду и подготовить конференцию или, если окажется возможным, Ⅱ конгресс.

Согласно мнению Ленина, Голландию считали в то время самым подходящим местом для местопребывания Бюро. Мне было поручено передать западным товарищам инструкции насчёт Бюро и принять участие в его работе.

14 октября 1919 года, в день моего отъезда, в 3 часа ночи меня пригласили к Ленину для последних переговоров. Это был момент, когда Деникин угрожал Орлу, и Ленин во время нашей беседы был соединён по прямому проводу с фронтом, его то и дело вызывали к телефону. Положение в эту ночь было очень серьёзное и тревожное, и Ленин заявил мне. что если Тула будет взята, то и Москвы не удержать. Он сказал мне:

— Если вы в пути услышите, что Тула взята, то вы можете сообщить нашим зарубежным товарищам, что мы, быть может, вынуждены будем перебраться на Урал.

Во время разговора он дал мне различные указания и снабдил меня различными адресами за границей, которые могли бы мне пригодиться. Я припоминаю, что он дал мне адреса Пауля Леви, Фукса и Вронского Варшавского в Берлине. Франца Коричонера и покойного проф. Карла Грюнберга в Австрии, Любарского в Италии и т. д. При этом он, несмотря на серьёзность положения, был в самом бодром расположении духа и даже несколько раз шутил…

Серьёзность момента не помешала Ленину подробно справиться о том, всё ли было сделано во время подготовки к моей поездке для того, чтобы она была сопряжена с возможно меньшими опасностями для меня. Только после того, как я ему сказал, что удалось найти очень благоприятный случай для переезда через латвийскую границу, он успокоился на этот счёт. Потом он ещё говорил о своих голландских друзьях, от которых он ожидал энергичной и успешной пропаганды наших идей. Он напомнил о том, как в прежнее время русские революционеры из-за границы наводняли Россию статьями и брошюрами для пропаганды среди масс, хотя количество работников было относительно очень невелико.

Был принят ряд мер для поддержания связи с Голландией, но если бы всё-таки связь оказалась прерванной, то Бюро должно было по своей инициативе подготовить и созвать международную конференцию.

Напоследок я ещё попросил тов. Ленина написать несколько приветственных слов голландским товарищам. Это приветствие я доставил в Голландию. В этом письме Ленин писал (по-немецки) о тяжёлом положении Страны Советов из-за наступления 14 государств и о величайших усилиях, прилагаемых партией. Ленин писал дальше, что коммунистическое движение великолепно растёт во всех странах, что советский строй — огромный шаг вперёд в мировой истории — сделался всюду практическим лозунгом для рабочих масс. Ленин заканчивал письмо словами о том, что торжество международной пролетарской революции неизбежно, несмотря ни на что1.

Излишне подчёркивать, что на этот раз я прощался с Ильичом с совершенно особым чувством…

Примечания
  1. См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 51, с. 57. Ред.

Добавить комментарий