Хо Ши Мин. Избранные произведения.— Ханой, 1973.— С. 206—219.

1958 г.

О революционной морали

Кто опубликовал: | 27.05.2020

Современный постер КП Филиппин

С первых дней своего существования человечество было вынуждено вступить в борьбу за жизнь с приро­дой: дикими зверями, стихией и т. д. Чтобы победить, человек должен был опираться на силы большого числа людей, то есть коллектива, общества. В одиночку ему бы не удалось ни победить природы, ни выжить.

Чтобы существовать, человечество ещё должно заниматься производством, тем самым обеспечивая себя пищей, одеждой. При производстве нужно также опираться на силы коллектива, силы общества; отдельное лицо не может вести производство.

Наша эпоха — эпоха цивилизации, эпоха революции, поэтому в каждом деле тем более надо опираться на силы коллектива, силы общества; индивидуум не может существовать в одиночку, он должен быть членом коллектива, членом общества.

Поэтому индивидуализм противоречит коллективизму. Коллективизм, социализм победят, индивидуализм же исчезнет безвозвратно.

Способ производства и производительные силы разви­ваются и непрестанно изменяются, в связи с этим раз­виваются и изменяются сознание людей и социальный строй… Мы знаем, что в процессе эволюций с древнейших времен до нашего времени производство от использования палок и каменных топоров перешло к применению машин и механизмов, использованию электрической и атомной энергии. Общество также развивалось, переходя от первобытного коммунизма к рабовладельческому строю, затем к феодализму и к капитализму, а сейчас почти половина человечества идёт к социализму и коммунизму.

Это развитие, этот процесс не остановить никому.

С момента возникновения частной собственности об­щество разделилось на классы, класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых, что привело к возникновению социальных противоречий, борьбы между классами, и с того же времени каждый стал относиться к тому или иному классу. Нет никого, кто мог бы встать над классами, каждый представляет идеологию своего класса.

В старом обществе феодалы-помещики, капиталисты и империалисты безжалостно угнетали и эксплуатировали другие классы, прежде всего рабочих и крестьян. Они присваивали общественную собственность, что давало им возможность жить в роскоши и праздности за чужой счёт. При всем этом они часто распространялись о «морали», «свободе», «демократии» и т. д.

Не в состоянии выносить больше гнёт и эксплуатацию, рабочие, крестьяне и другие трудящиеся слои общества поднялись на революционную борьбу, чтобы освободить себя, чтобы преобразовать уродливое старое общество в прекрасное новое общество, где трудящиеся будут сча­стливы, где не будет эксплуатации человека человеком.

Чтобы восторжествовать, революция должна осуще­ствляться под руководством рабочего класса — самого передового, самого сознательного, самого решительного, самого дисциплинированного и самого организованного класса. А пролетарская партия — это штаб рабочего класса. Революции в России и в других странах неопро­вержимо доказали это.

Совершить революцию для того, чтобы преобразовать старое общество в новое — это славное дело, но это также и тяжёлая задача, сложная, длительная, трудная борьба. Только сильный может пройти большое расстояние, неся большую тяжесть. Только строго выполняя требования революционной морали, революционер сможет выполнить свою почётную задачу.

Выросшие в старом обществе, все мы в какой-то мере храним его уродливые пережитки в сознании, привычках и т. д. Самым уродливым и самым опасным пережитком, оставшимся от старого общества, является индивидуа­лизм. Индивидуализм идет вразрез с революционной моралью, и если он жив в нас, пусть даже в ничтожной мере, он будет ждать случая, чтобы развиться, чтобы подавить духовные качества революционера, помешать нам отдать все силы души борьбе за дело революции.

Индивидуализм лжив и коварен; он ловко тянет чело­века вниз. А ведь известно, что спускаться всегда легче, чем подниматься. И от этого индивидуализм ещё опаснее.

Чтобы искоренить в себе пережитки прошлого, чтобы воспитать в себе духовные качества революционера, мы должны учиться, работать над собой, преобразовывать самих себя, неустанно идти вперёд. Если не стараться идти вперёд, то неизбежно остановишься и отстанешь. А отсталого человека развивающееся общество отвергнет.

Учиться, работать над собой, совершенствоваться можно не только в школе, переходя из класса в класс. Какой бы революционной деятельностью мы ни занима­лись, мы можем и должны учиться и совершенствоваться.

Подпольная работа, работа в период восстания, война Сопротивления, построение социализма в Северном Вьет­наме и борьба за воссоединение страны — прекрасная школа. Здесь мы куём нашу революционную мораль.

Тот, кто сердцем и умом постиг революционную мо­раль, не испугается, не растеряется, не отступит перед лицом тяжёлых испытаний и поражений. Во имя общих интересов партии, революции, рабочего класса, своей нации и всего человечества он, не колеблясь, пожертвует обоими личными интересами, а потребуется, с готов­ностью и без сожаления отдаст даже свою жизнь. Именно в этом наиболее яркое и высокое проявление револю­ционной морали.

Многие члены партии показали пример революцион­ной морали и абсолютного бескорыстия, пример которому все мы должны следовать. Это Чан Фу, Нго За Ты, ЛеХонг Фонг, Нгуен’ Ван Кы, Хоанг Ван Тху, Нгуен Тхи Минь Кхай и многие другие, отдавшие свои жизни за народ, за партию.

Если обладаешь моральными качествами революцио­нера, то и в благоприятных условиях, добившись успеха, по-прежнему останешься простым и скромным, не забу­дешь о перенесённых трудностях. «Беспокоиться о деле раньше, чем другие, а радоваться позже других», думать, каким образом лучше выполнять свой долг, не заботясь о вознаграждении, не впадать в чванство, в бюрократизм, не задирать нос, не развращаться — это также проявле­ние революционной морали.


Короче говоря, основные требования революционной морали таковы:

Всю жизнь решительно бороться за дело партии, за дело революции. Это — самое главное требование.

Отдавать все силы работе партии, строго соблюдать партийную дисциплину, неукоснительно проводить в жизнь линию и политику партии.

Ставить интересы партии и трудового народа выше своих личных интересов. Всем сердцем и всеми силами служить народу. Самоотверженно бороться за интересы партии и народа, подавать пример в любой работе.

Старательно изучать марксизм-ленинизм, с помощью критики и самокритики постоянно повышать свой идейный уровень, улучшать стиль работы и идти вперёд вместе со своими товарищами.

Каждый революционер должен глубоко осознать, что наша партия — самый передовой отряд и самая сплочённая организация нашего рабочего класса, руководитель рабочего класса и трудового народа. Хотя в настоящее время наш рабочий класс не очень многочислен, но он растёт и развивается день ото дня. В будущем, когда будут организованы сельскохозяйственные кооперативы повсюду, когда в деревне начнут широко использоваться машины, крестьяне станут рабочими. Интеллигенция постепенно привыкнет к физическому труду, и постепенно исчезнут различия между рабочим классом и интеллиген­цией. Наша промышленность развивается день ото дня, растёт рабочий класс, крепнет его сила, перед ним открываются широкие, славные перспективы. Он преобразует весь мир и самого себя.

Революционер должен ясно это видеть и твёрдо стоять на позициях рабочего класса, чтобы всеми силами бороть­ся за социализм и коммунизм, за рабочий класс и всех трудящихся. Революционная мораль означает абсолютную верность партии, верность народу.

У нашей партии нет других интересов, кроме интере­сов рабочего класса и трудящихся масс. Поэтому бли­жайшей целью нашей партии является борьба за то, чтобы Северный Вьетнам развивался по социалистиче­скому пути, борьба за воссоединение страны.

Под руководством партии наш народ в героической борьбе сверг господство колонизаторов и феодалов, полностью освободил Север нашей страны. Это — крупная победа. Однако революция ещё не одержала окончательной победы.

Ныне партия борется за воссоединение страны, по­строение мирного, единого, независимого, демократиче­ского и процветающего Вьетнама. Наша цель — добиться, чтобы не осталось ни одного эксплуатируемого, построить новое общество, где каждый был бы счастлив.

Наша промышленность ещё остается отсталой. Однако благодаря бескорыстной помощи братских стран, и преж­де всего СССР и Китая, мы развиваем промышленность. Чтобы добиться успехов, наши рабочие должны развер­нуть широкое соревнование за количество, быстроту, качество и дешевую стоимость продукции, должны строго соблюдать трудовую дисциплину и принимать активное участие в управлении промышленными предприятиями, надо выступать против расточительства и коррупции.

Наши кадровые работники должны быть по-настоящему трудолюбивы, бережливы, честны и справедливы, долж­ны трудиться вместе с рабочими.

С тех пор, как наше крестьянство получило землю, его жизнь несколько улучшилась. Однако сельскохозяйственное производство всё ещё остается распыленным, отсталым; урожаи ещё не высоки, благосостояние народа повысилось не намного. В деревне надо активизировать и расширять движение за организацию и укрепление групп взаимопомощи и кооперативов, чтобы на деле увеличить производство. Ведь только при этом условии крестьяне наконец полностью освободятся от нужды и будут жить лучше.

Поэтому революционная мораль требует всеми силами бороться за претворение в жизнь целей партии, верно служить рабочему классу и всем трудящимся, ни в коем случае не останавливаться на полпути.

Большинство членов партии, членов Союза молодёжи и кадровых работников у нас так и поступают. Но есть у нас и товарищи, которые считают, что если в Северном Вьетнаме нет больше колонизаторов и феодалов, то рево­люция уже достигла своей цели. Это и порождает у них индивидуализм; они требуют удовлетворения своих потребностей, отдыха, они хотят выбирать себе работу в соответствии со своими личными желаниями, не желают делать то, что поручает им организация. Они стремятся занять высокие посты, но боятся ответствен­ности. Постепенно они утрачивают боевой дух, активность, смелость и другие качества революционера, они забывают, что главным критерием революционера явля­ется решимость всю жизнь бороться за дело революции.

Мы должны осознать, что победы, которых мы добились, — это только первые шаги на тысячемильном пути. Мы должны идти дальше, революция должна развиваться. Не идти вперёд означает отступать назад. А если отсту­пать, то достигнутые победы нельзя закрепить и развить.

Борьба за социализм — длительный и трудный процесс. Революционеры нужны потому, что у революции ещё остались враги. Их три.

Самыми опасными врагами революции являются капитализм и империализм.

Отсталые обычаи и традиции — тоже опасный враг, они воздвигают скрытые преграды на пути революции. А мы не можем искоренять их насильственным путём, от них нужно только избавляться осторожно и терпеливо в тече­ние долгого времени.

Третьим врагом является индивидуализм, мелкобур­жуазная идеология, ещё кроющаяся в каждом из нас. Она лишь ждёт случая, победы или поражения, чтобы поднять голову. Она — союзник двух первых врагов.

Поэтому революционная мораль состоит в том, чтобы в любых условиях решительно вести борьбу против лю­бого врага, сохранять бдительность, всегда быть готовым к сражению, ни за что не покоряться, не склонять головы. Только так и можно победить врага и выполнить револю­ционный долг.

Наша партия потому и смогла повести рабочий класс и весь народ к социализму, что она выдвинула верную политическую линию и создала единое руководство. А руководство едино благодаря единству взглядов и действий членов партии.

Если во мнениях и действиях членов партии нет един­ства, то вместо организации получится разброд, кто в лес, кто по дрова. А в таком случае нельзя руководить массами, нельзя делать революцию.

Слова и дела члена партии имеют огромное значение для дела революции, так как они оказывают большое влияние на массы. Так, например, задача партий и правительства в настоящее время — провести повсеместную и строгую организацию групп взаимопомощи и кооперативов, коопе­рировать сельское хозяйство. Однако некоторые члены партии и Союза молодёжи не вступают или неактивно участвуют в создании и укреплении групп взаимопомощи и кооперативов. Это из-за того, что индивидуализм уже привел их к «свободе действий», идущей вразрез с пар­тийной дисциплиной. Хотят эти товарищи или нет, но их действия подрывают авторитет партии, мешают её делу, препятствуют развитию революции.

Партия разрабатывает политику и принимает решения в интересах народа. Поэтому революционная мораль тре­бует от члена партии даже в самых трудных условиях неуклонно следовать политике и установкам партии, быть примером для масс. У каждого члена партии должно быть развито высокое чувство ответственности перёд народом и перед партией, нужно подавлять и решительно искоре­нять индивидуализм.

Наша партия представляет общие интересы рабочего класса и всех трудящихся, а не частные интересы какой-либо группы людей или какой-то личности. Это известно всем.

Рабочий класс борется не только за своё освобождение, но и за освобождение всего человечества от угнетения и эксплуатации. Поэтому интересы рабочего класса совпа­дают с интересами народа.

Член партии тот, кто от имени партии представляет интересы рабочего класса и трудового народа. Поэтому интересы члена партии должны быть неразрывно связаны с интересами партии и рабочего класса. Победа и успех партии и рабочего класса являются победой и успехом каждого члена партии. Как бы ни был талантлив инди­видуум, он не способен ни на что хорошее, если оторван от партии, от рабочего класса.

Революционная мораль требует от члена партии в любых условиях ставить интересы партии превыше всего. Если личные интересы идут вразрез с интересами партии, они должны быть подчинены последним.

Есть у нас члены партии, которые, не избавившись ещё от индивидуализма, предъявляют «счёт» партии. Если у них имеются какие-то заслуги, они ждут от партии «благодарности». Они требуют, чтобы, им предоставлялись какие-то привилегии, требуют почёта и высоких постов. Они хотят получать больше материальных благ. Если же их требования не получают удовлетворения, то они упрекают партию, считают, что их «лишили перспек­тив», что их «принесли в жертву». И постепенно они отходят от партии, вплоть до того, что идут против партийной политики и партийной дисциплины.

Много товарищей в период, когда партия была в подполье, и во время войны Сопротивления доблестно жертвовали своей жизнью, ныне герои и передовики производства отдают все силы труду, и при этом никто из них не требует постов и почёта, никогда не требует от партии «благодарности».

Наша партия — массовая партия, в ней сотни тысяч членов. Исторически сложилось так, что в нашей стране большинство членов партии — выходцы из мелкобуржуа­зной среды. В этом нет ничего удивительного. Находясь под влиянием буржуазной идеологии, некоторые члены партии вначале были нетверды в своей позиции, имели неопределённые убеждения, неверные взгляды. Однако пройдя закалку в период революции и в годы войны Сопротивления, они стали хорошими членами партии, преданными делу партии, делу революции.

Эти товарищи понимают, что ошибки членов партии приведут к ошибкам масс, поэтому, совершив ошибку, они с готовностью и немедленно исправляют её, не допуская, чтобы многие мелкие ошибки слились в одну большую. Они чистосердечно критикуют себя и своих товарищей, чтобы вместе идти вперёд.

Это полностью отвечает требованиям революционной морали. Если на протяжении многих лет подпольной деятельности, подвергаясь преследованиям и террору со стороны колонизаторов, в трудных и опасных условиях наша партия всё-таки развивалась, крепла и привела народ к победе в революции и в войне Сопротивления, то это достигнуто потому, что она умела использовать такое острое оружие, как критика и самокритика.

Однако всё есть такие члены партии, которые, попав в путы индивидуализма, стали заносчивыми, чванли­выми, считают себя выше всех. Они критикуют других, но не желают, чтобы другие критиковали их; они не признают самокритики или же критикуют себя не искрен­не, не серьёзно. Они боятся самокритикой уронить свою честь, дискредитировать себя. Они не прислушиваются к мнению масс. Они высокомерны с беспартийными кадровыми работниками. Они не понимают, что трудно избе­жать ошибок, если действительно борешься. И мы не боимся ошибок, мы боимся лишь, что, совершив ошибку, мы не решимся её исправить. Чтобы исправить ошибку, как следует, надо, всегда с вниманием прислушиваться к критике масс и искренне критиковать самих себя. Если не желаешь слушать критику и подвергать себя самого критике, непременно отстанешь, собьёшься с пути. А отсталый не нужен массам. Таковы неизбежные послед­ствия индивидуализма.

Силы рабочего класса и трудового народа огромны и неисчерпаемы. Однако эти силы могут победить только под руководством партии. Партия должна быть тесно связана с массами, умело организовать их и руководить ими, тогда и только тогда революция увенчается успехом.

Революционная мораль требует слияния с массами в единое целое, требует веры в массы, понимания масс, внимательного отношения к мнению масс. Своим личным поведением члены партии, члены Союза молодёжи и кадровые работники должны завоевать доверие, уваже­ние и любовь народных масс, должны способствовать тесному сплочению народа вокруг партии, должны организовать народ, агитировать и мобилизовать массы на активное проведение политики партии и выполнение её решений.

В революции и в войне Сопротивления мы так и делали.

Но сейчас в некоторых товарищах начал зарождаться индивидуализм. Они считают, что могут делать всё, они далеки от масс не хотят учиться у масс, а хотят лишь поучать массы. Они избегают работы по организации, агитации и воспитанию масс. Они заражены бюрократи­змом и авторитарностью. В результате массы не верят им, не уважают их и не любят. И они становятся ни на что не годными.

Наш Северный Вьетнам идёт по пути социализма. Таково требование миллионов трудящихся. Это — коллективное дело трудящихся масс, руководимых нашей партией. Индивидуализм — одно из препятствий для строительства социализма. Поэтому борьбу за победу социализма нельзя отрывать от борьбы за искоренение индивидуализма.

Борьба против индивидуализма вовсе не означает «попрания личных интересов». У каждого человека свой характер, свои склонности, своя личная жизнь. Если личные интересы не идут против интересов коллектива, в них нет ничего плохого. И нужно видеть, что только при социалистическом строе каждый человек получает условия для улучшения своей личной жизни, для раз­вития своей личности и своих способностей.

Ни один социальный строй не уважает так человека, не уделяет столько внимания его личным интересам, если они законны, не дает таких гарантий их удовлетворению, как социализм и коммунизм. В обществе, где господствует класс эксплуататоров удовлетворяются инте­ресы лишь небольшой кучки людей из господствующего класса, с интересами же трудящихся масс никто не считается. При социализме и коммунизме, напротив, тру­довой народ является хозяином общества, и каждый человек, как член коллектива занимает в обществе определённое место и вносит свою долю в труд общества. Поэтому интересы личности сливаются с интересами коллектива, являются их частью. И только если гаран­тируется удовлетворение интересов коллектива, созда­ются условия и для удовлетворения, интересов личности.

Интересы личности тесно связаны с интересами коллектива. Если же личные интересы приходят в противоре­чие с интересами коллектива, то революционная мораль требует подчинения личных интересов индивида общим интересам коллектива.

Революция идёт вперёд, партия, идёт вперёд. Поэтому и революционер тоже должен идти вперёд.

Революционное движение увлекает миллионы людей. Революционная работа состоит из множества разнообра­зных дел различной степени сложности. Чтобы уметь анализировать сложную обстановку, ясно видеть проти­воречия, чтобы уметь правильно решать сложные вопро­сы, мы должны овладеть марксистско-ленинским учением. Только хорошо усвоив теорию марксизма-ленинизма, мы можем укрепить революционную мораль, сохранить твёрдость позиции, углубить свои знания, повысить свой политический уровень, хорошо выполнить порученную партией работу.

Изучать марксистско-ленинскую теорию — значит учиться разбираться в любом деле, поступать справедливо по отношению к другим и по отношению к самому себе, значит учиться общим принципам марксизма-ленинизма, чтобы творчески применять их в конкретных усло­виях нашей страны. Учиться, чтобы работать. И теория при этом должна идти в ногу с практикой.

Однако некоторые товарищи ограничиваются тем, что заучили наизусть несколько книжек о марксизме-лени­низме и уже считают, что разбираются в нём лучше всех. Но на практике при решении конкретных вопросов они или действуют механически, или теряются. Слова их не соответствуют делам. Они читали марксистские книги, но не постигли духа марксизма-ленинизма. Они учились, чтобы украсить себя знаниями, а не для того, чтобы применять эти знания в революционной работе. Это — тоже проявление индивидуализма.

Индивидуализм порождает множество опасных поро­ков — бюрократизм, самоуправство, фракционность, су­бъективизм, коррупцию, расточительство… Он связывает свою жертву и закрывает ей глаза, и такие люди в любом деле исходят прежде всего из корыстолюбивых побужде­ний и вовсе не думают об интересах рабочего класса, народа.

Индивидуализм — страшный враг социализма. Рево­люционер должен искоренить его.

Сейчас задачи партии и народа заключаются во всемерном расширении производства и соблюдении экономии для того, чтобы Северный Вьетнам смог перейти к социа­лизму, создать прочную основу для воссоединения страны. Это — славная задача. Все мы, члены партии и Союза молодёжи, все кадровые работники, партийные и беспар­тийные, должны всю жизнь самоотверженно служить партии, служить народу Это — ценное качество революционера, проявление революционной морали, в этом — партийность преданность классу, в этом — гарантии победы партии, рабочего класса и всего народа.

Революционная мораль не падает с неба. Она развива­ется и укрепляется в ежедневной борьбе, в ежедневной и упорной закалке. Она словно бриллиант, который свер­кает тем ярче, чем дольше его шлифуют, словно золото, которое становится тем чище, чем дольше его плавят.

Что может быть почётнее, что может принести больше счастья, чем воспитание в себе моральных качеств рево­люционера, чтобы внести достойный вклад в строитель­ство социализма и освобождение человечества!

Желаю всем членам партии, Союза молодёжи, партий­ным и беспартийным кадровым работникам идти вперёд.

Добавить комментарий