Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск четвёртый: январь 1962 — декабрь 1964 года.— М., Издательство «Прогресс», 1976.

16.06.1964

Выступление в Шисаньлине

Кто опубликовал: | 01.08.2020

Выскажусь по двум вопросам. Первый — местные партийные комитеты должны заниматься военными вопросами. Второй — нужно готовить смену. ‹…› Только смотреть парады — это не дело, нужно готовить армию, строить оружейные заводы. ‹…› Провинциальные власти должны интересоваться делами армии, народного ополчения. Ведь все вы — первые секретари партийных комитетов провинций — комиссары, а сколько лет не занимались своим прямым делом, превратились в «комиссаров на словах». Если не заниматься военными вопросами, то в случае возникновения каких-либо событий вам придётся помогать, а то можете растеряться. Откуда бы ни появился противник, нужно всегда быть к этому готовым, тогда наша страна не погибнет. Партийные комитеты всех ступеней должны заниматься военными вопросами, должны взяться за работу по созданию ополчения. ‹…› Разве годится, чтобы такая страна, как наша, имеющая столь продолжительную линию фронта, полагалась только на несколько миллионов войск центрального правительства? Рассчитывать на это не следует, поэтому вы сами должны принимать решения и отвечать за оборону страны. ‹…› Трудно сказать, сбросит ли враг атомную бомбу, ну а вдруг да сбросит? Если сбросит, то мы уйдём, будем вести уличные бои, но так или иначе нам придётся с ним драться.

Нужно как следует упорядочить ополчение. Это упорядочение нужно провести в области организационной, политической и военной. Возьмём организационную сторону. У нас сейчас есть кадровые работники ополчения и обычные ополченцы. Но сколько их? Когда будет определена организация, то будут бойцы и командиры отделений, взводов, рот, батальонов, полков и дивизий. И они действительно будут играть роль. Нужно организовать и политработников. Если что-либо произойдёт, они тоже возьмутся за винтовки. Говорят, что после трёхмесячного пребывания в ополченцах человек духовно преображается. Народное ополчение должно быть наилучшим образом организовано, должно иметь бойцов и командиров. Этого нужно добиться, но сейчас во многих местах этого ещё нет. Нужно вести политическую работу, работу с людьми. Для проведения политической работы нужен политический аппарат, нужны комиссары, инструкторы, политруки. Политическая работа — это работа с людьми. Нужно присмотреться, кто в ополчении хорош, а кто не годится. Негодных надо вычистить. Нужно разъяснять ополченцам, что не следует поддаваться панике, какие бы серьёзные события ни произошли. Разве паникёр сможет сражаться? Идёт ли стрелковый бой, бьёт ли артиллерия или падает атомная бомба — паниковать нельзя ни в коем случае. Если политически мы подготовлены хорошо, то паники не будет. Допустим, сброшена атомная бомба. Не обязательно смотреть в работы Маркса, чтобы знать, что все люди смертны.1 Если у человека нет веры, то он не выстоит. Если погиб — значит, погиб, а выжил — значит, может действовать. Разве всех китайцев перебьёшь? По-моему, вряд ли это случится, империалисты этого не смогут сделать. Кого же они будут тогда эксплуатировать? ‹…› Разве за 20 лет войны мы не потеряли многих? Хуан Гунлюэ, Лю Хулань, Хуан Цзигуан… Но мы-то не погибли, продолжаем жить. И ничего тут нет удивительного. Разве непременно надо погибать? Товарища N звал к себе владыка ада, а он не пошёл и сейчас ещё здравствует. В военном отношении тоже следует готовиться. Нужно в мирное время учиться владеть винтовкой. Если война начнётся, то учиться будет уже поздно. ‹…› Владеть лишь гражданскими специальностями и не владеть оружием, полагаться лишь на людские резервы и не рассчитывать на оружие недопустимо. Если начнётся война, то все надежды обратятся к Китаю, а не к ревизионистам. Если враг придёт, мы сумеем его выбить. Словом, мы готовимся воевать, и если война начнётся, не нужно впадать в панику. Не надо впадать в панику и перед атомной бомбой, не надо бояться её. И если только в мире произойдёт что-либо из ряда вон выходящее, то люди, конечно, станут гибнуть, ведь люди смертны. Смерть нужно встречать стоя, а не лёжа. Тот, кто уцелеет, будет действовать. Погибнет половина. Но ведь останется ещё половина. ‹…› Не надо бояться империалистов, это — последнее дело. Чем больше их боишься, тем слабее себя чувствуешь. Если же ты готов к войне, то не боишься и обретаешь силу.

Готовиться к будущему — это значит готовить нам смену.

Империалисты утверждают, что на наше первое поколение рассчитывать нечего, второе тоже не изменится, а вот на третье и четвёртое можно надеяться. Правильно ли рассуждают империалисты? Надеюсь, что не правильно, но, может быть, и правильно. Ведь хрущёвский ревизионизм как раз и появился в третьем поколении. Как же предупредить ревизионизм? ‹…›

  1. Нужно постоянно проверять и воспитывать наши кадры, нужно немного разбираться в марксизме-ленинизм, но если разбираешься побольше, то это ещё лучше. Следует заниматься марксизмом-ленинизмом, а не ревизионизмом.2

  2. Нужно служить большинству людей, большинству китайского народа и большинству людей мира, но не служить помещикам, кулакам, контрреволюционерам, плохим людям и правым элементам. Без этого условия нельзя быть секретарём ячейки, как нельзя быть и секретарём ЦК или председателем ЦК. Хрущёв — за меньшинство, а мы — за большинство.3

  3. Нужно суметь объединить большинство людей, в том числе и тех, кто в прошлом по ошибке выступал против нас. Не надо воображать себя сыном неба или мудрым царедворцем. Опыт доказал, что без Ⅶ съезда наша революция не смогла бы одержать победу. Нужно следить за теми, кто строит нам козни. Ведь и при дворе бывают чиновники, за которыми идут массы. И дело не в том, что мне нравятся эти люди, а в том, что они объективно существуют. Все возникает путём раздвоения единого. Кое-кто организует заговоры против нас. Такие люди существуют объективно. Если бы их не было, нам бы никто не противостоял. Но это чистая метафизика.4 Из пяти пальцев четыре отклоняются в одну сторону, а пятый, большой,— в другую. Если бы все они сгибались в одну сторону, проку от них было бы мало. В мире не существует ни чистой субстанции, ни абсолютного вакуума; и, кроме 99,99 процента, есть ещё 0,01 процента. Эту истину большинство людей не понимает. Абсолютно чистого не бывает. И общество, и материя, и природный мир возникают только тогда, когда есть примесь. Чистое не соответствует законам. Нечистое абсолютно, чистое относительно. В этом единство противоположностей. ‹…› В истории нашей партии было 5 династий вождей. Первую династию представлял Чэнь Дусю, вторую возглавлял Цюй Цюбо, третьим монархом был Сян Чжунфа (а фактически Ли Лисан), четвёртая династия — это Ван Мин и Бо Гу, пятая была представлена Чжан Вэньтянем. Все эти 5 династий не смогли нас свалить, история доказала, что свалить нас нелегко. Ни один из этих пяти «вождей», начиная с Чэнь Дусю, не свалил нас; и Пэн Дэхуай всё время выступал против нас; 7 лет он был министром обороны, но не смог развалить Народно-освободительную армию. ‹…› Кое-кто говорил: «Китай должен отстаивать правду, НОА должна отстаивать правду». Если стоять на таких позициях, то Пэн Дэхуай сделать ничего не сможет.

  4. Нужен демократический стиль в работе, нужно возникающие вопросы обсуждать с товарищами, нужно, чтобы эти вопросы полностью созрели. Всегда нужно выслушивать разные точки зрения. Пусть выскажутся и противники, не надо осуждать их сразу. Ведь человек может измениться. Разве не изменился N? И быка приучают пахать, так почему бы человеку не измениться? ‹…›

  5. Если ты ошибаешься, то будь самокритичен; не нужно считать, что ты всегда прав. Поменьше выдвигай ошибочных идей; лучше меньше говорить ошибочного и поменьше выдвигать абсурдных положений. Если из трёх боев ты один проиграл, а два выиграл, то это ещё приемлемо: ты можешь быть кадровым работником. ‹…› Нужно помогать людям исправлять ошибки, но нужно, чтобы они действительно исправляли их. Однако не следует бесконечно критиковать.

Вопрос о воспитании смены. Не нужно думать, что только ты все можешь, а другие не могут, как будто без тебя и земля крутиться не будет, и партия пропадёт. Неужели если повар умрёт, то придётся есть свинину со щетиной? Не надо опасаться, коли кто-нибудь умрёт; неужели это невосполнимая потеря? Разве не умерли в своё время Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин? Революцию всё равно нужно продолжать. Все люди смертны, одни умирают от старости, другие погибают в бою, третьи тонут, гибнут в авиационных катастрофах и так далее. Нужно быть готовым к тому, чтобы в любое время оставить свой пост, и, значит, нужно постоянно готовить смену. Каждый должен подготовить преемника, и должен быть преемник третьей линии: один, другой и третий в команде. Не нужно бояться бурь.5 Если бы у Чан Кайши были только недостатки, разве мог бы он до сих пор удерживаться на Тайване? А разве у империалистов так уж и нет своих плюсов? Разве у нас так уж и нет ни одного минуса? На земле есть ещё много такого, что требует чистки. Если подметать даже 24 часа в сутки, то и тогда работы хватит ещё надолго.

Примечания
  1. Советский переводчик ошибся. Согласно тексту в хунвэйбинском пятитомнике 1968 года (毛泽东思想万岁(61-68, МЦСВ-5-085), тут сказано, что сбросят ядерную бомбу — это не более чем «цзянь Макэси» (见马克思), то есть увидишься с Марксом.— Маоизм.ру.
  2. Эта фраза пропущена в советском переводе! — Маоизм.ру.
  3. Эта фраза также пропущена.— Маоизм.ру.
  4. Советский переводчик значительно упростил этот отрывок, в частности, выбросив перечень оппозиции внутри партии.— Маоизм.ру.
  5. В советском переводе эти две фразы пропущены, но в хунвэйбинском пятитомнике отсутствует последующий текст, кроме фразы про подметание, которая чуть в ином виде присутствует выше по тексту, перед рассуждением о пяти династиях вождей.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий