02.08.2020

Африканский континент богат своими революционерами-коммунистами

Кто опубликовал: | 06.08.2020

Африканский континент богат своими революционерами-коммунистами. И когда говорят о маоизме в Африке, чаще вспоминают соратника Лумумбы Пьера Мулеле и отчасти танзанийского лидера Ньерере, тяготевшего к КНР. Однако, это не всё.

Был ещё Осенде Афана1) — учёный и революционер-маоист. Он во главе отряда в тринадцать человек, включая него самого, осенью 1965 года тайно проник с территории на тот момент социалистического Конго в джунгли юго-восточного Камеруна и, находясь среди племен пигмеев, за две недели построил там настоящую советскую республику — с народными школами, народными советами, коллективной собственностью и т. д. Население приняло партизан сразу, несмотря на почти полное языковое непонимание, имевшее место вначале. Лишь одно не успели тогда сделать — организовать народную армию.

В следующем месяце в результате доноса народные коммуны в лесах были обнаружены, атакованы карательными отрядами центральных властей при поддержке французского спецназа и разбиты в буквальном смысле, включая снос деревень и сгон населения в другие места. Многие погибли, но отряд Афаны, вооружённый одними охотничьими ружьями и ножами, продолжал партизанские бои ещё полгода, переходя с места на место и надеясь как на соединение с товарищами из других уголков страны (на юго-западе Камеруна тогда действовал отряд просоветского Э. Уандие, например), так и на помощь соседей-конголезцев.

К сожалению, не вышло тогда ни создать общий фронт внутри (помимо плохой технической связи между революционными очагами, сказался и советско-китайский раскол), ни дождаться реальной поддержки извне. Социализм в Конго был слаб и расшатан фракционностью, а также был страх перед реваншем французов, полностью заправлявших в Камеруне и искавших любой повод вернуть себе уплывшее от них в 1963‑м Конго. Конголезцы помогали деньгами, убежищем, робкой дипломатией, но не оружием, добровольцами и связью.

К весне 1966‑го отряд Афаны был разбит, и сам он погиб в бою. Части его сторонников из бойцов и местных жителей удалось найти убежище в Конго, где они и осели, включившись в общественные процессы республики. В 1972 г. некоторые из них примут участие в попытке революционизации самого Конго, тоже увы не увенчавшейся успехом.

Флаг Союза народов Камеруна

Имя самого О. Афаны вплоть до конца ⅩⅩ века будет под строжайшим запретом в Камеруне и почти неизвестно за его пределами. К своим 36 годам, в которые он погиб, им уже были написаны несколько научных работ по экономике нового африканского общества (стажировался в Москве и собирался в Пекин), но главный его труд, в том числе теоретический, так и остался незавершённым. С недавнего времени о нём осторожно начали вспоминать, кое-что публиковать из сочинений, что стало возможным благодаря усилиям недавно вышедшей из-под запрета в Камеруне левопатриотической партии UPC (Союз народов Камеруна).

Он был близко знаком с Че Геварой (они встретились в Париже), считал его своим другом. Че уехал из Конго (Заира) в 1965 г., Афана погиб на камеруно-конголезской границе в 1966 г. Табу на эту тему в регионе в целом продолжает действовать, но наверняка аборигены приграничных лесов — пигмеи — которых власти страны продолжают считать недоразвитыми и держать в резервациях, хранят о нём добрую память и облекают её в свои народные сказания. Хранят до лучших времен, началу которых они однажды почти сами стали свидетелями и участниками, и которые обязательно настанут с победившей Революцией.

Примечания
  1. См. L’histoire de la guerre d’indépendance du Cameroun: Osende Afana par Henri Hogbe Nlend.

Добавить комментарий