Мы завалены напоминаниями о том, что нужно перестать всё время куда-то спешить, что нужно выбирать свои приоритеты и подумать о том, как наиболее эффективно использовать своё время, чтобы жить полноценной жизнью и одновременно повысить продуктивность своего труда. Нам говорят, что нужно стремиться к балансу между жизнью и работой, чтобы чувствовать себя хорошо, расширять свои возможности и приносить какую-то пользу обществу. Практикуйте целостный образ жизни. Взращивайте душевный покой. Любите себя.
Всё это идеальные цели и разумные максимы, которые могут расширить возможности людей. Мы становимся более зрелыми, постоянно оценивая свои поступки в прошлом, свой выбор. Мы учимся принимать лучшие решения с помощью самоанализа.
Однако самосовершенствование может превратиться в оковы, когда люди начинают влюбляться в своё отражение в зеркале, и их чувство социальной солидарности слабеет или совсем исчезает. Потенциал самосовершенствования сходит на нет, если оно строится так, чтобы подорвать коллективные узы в обществе.
Этот вид индивидуализма стал популярным не случайно. Его ребрендинг в современную мантру сопровождался методичным разрушением традиционных связей на рабочем месте. Упадок профсоюзов и объединений трудящихся заставил людей заботиться только о себе и относиться к другим, как к конкурентам. Это совпало с масштабным отказом от программ социального обеспечения и урезанием субсидий на самое необходимое.
Вместо того, чтобы осуждать макроэкономическую политику, которая подчинила все аспекты жизни невидимой руке свободного рынка, нам сказали, что надо быть более стойкими и ответственными. Непостоянная занятость стала реальностью для все большего числа работающих семей, но виноватыми оказались они же сами, как неспособные приобрести новые навыки в ⅩⅩⅠ веке.
Несмотря на обвалы рынков, спасение банков и лопнувшие мыльные пузыри на рынке недвижимости, нам продолжали говорить, что нам нужно изменить своё отношение к себе, вместо того, чтобы изменить политическую экономию.
Неолиберализм опровергли уже не один раз, но он по-прежнему остаётся господствующей экономической доктриной. Дружескую помощь ему оказали сектора высоких технологий и автоматизации, которые подорвали местную экономику и привели к сокращению многих рабочих мест.
Жизнь стала тяжелее, особенно для тех, кто выживал на минимальную зарплату. Работа предлагала всё меньше защиты и безопасности. Роль социальных агентств сильно уменьшилась.
Несмотря на то, что экономика находится на грани краха, рабочие продолжают выживать, довольствуясь минимумом, отчаянно пытаясь стать менее расходным материалом. От них ждут, что они будут приходить на работу и выполнять свои обязанности, как будто повседневные проблемы, с которыми они сталкиваются, можно легко игнорировать. Многие из них трудятся в ужасных условиях, а им предлагают для улучшения их тяжёлого положения — не повышение заработной платы или комплексный пакет льгот, а так называемый «баланс между жизнью и работой». По сути, это означает перекладывание ответственность за поддержание производительности труда с капиталистов на рабочих.
Поэтому неплохая идея, у которой есть реальный потенциал расширить возможности людей, снова оказывается подчинена стремлению выжать как можно больше прибыли за счёт труда. Сам по себе политический акт исследования ситуации своего «я» по отношению к более широкому сообществу оказывается отделён от вопросов власти, равенства и справедливости.
Забота о себе не должна быть конечной целью. Для чего это нужно? Para kanino1?
Активизм может дать полезные сведения и практические советы о том, как лучше понять связь между личным и более широким набором социальных отношений. Он может заострить наше понимание динамики изменения своего «я» в связи с социальной трансформацией.
Активизм не просто обогащает наши знания о том, как работает общество. Скорее, он даёт нам освобождающую идею о том, что даже обычные люди способны построить новый мир, основанный на более прогрессивном наборе ценностей. Именно в процессе превращения невозможного в возможное, когда люди встречаются и работают с другими мечтателями и творцами перемен, они полностью осознают свой потенциал как человеческих существ. Освобождение своего «я» от ограничений, налагаемых традицией; индивид, погружённый в коллективную борьбу за добро.
Личное, ставшее политическим; политическое обучение, становящееся личным. Разрушение навязанных ограничений, поддерживающих деспотические структуры власти. Активизм как противоядие от соблазнительной привлекательности эгоистического индивидуализма.
Самосовершенствование сознательно делается частью политической борьбы. Нередко именно в разгаре борьбы активист учится находить правильный баланс жизни и работы. После того, как политические приоритеты определены, он или она не тратит время на продолжительную неуверенность в себе. Личные трудности преодолеваются с помощью других активистов. Возможно, некоторые проблемы сохранятся, но активистское «я» не позволит им ограничивать то, что он или она могут сделать в жизни, особенно если политическая цель уже поставлена.
«Я» находит смысл через совместную работу с другими. Работа становится актуальной, если она выполняется для большего дела. Другими словами, баланс между жизнью и работой лучше всего достигается через активизм.
Примечания- Для кого — прим. перев.↩