Товарищи секретари парткомов провинций, округов, уездов, народных коммун и производственных звеньев!
Я хочу посоветоваться с вами в отношении нескольких вопросов. Все они касаются сельского хозяйства.
Первый вопрос — это вопрос о производственных обязательствах.
На юге уже началась посадка риса. На севере идёт весенняя пахота. Производственные обязательства должна основываться на реальной почве. Ни в коем случае нельзя руководствоваться теми указаниями, которые даны верхами. Их не надо брать в расчёт, нужно исходить из фактических возможностей. Предположим, что в прошлом году фактический урожай с 1 му земли составил лишь 300 цзиней. Было бы очень хорошо, если бы в этом году удалось увеличить урожай на 100—200 цзиней. Но какой прок, если мы будем брать на себя обязательство получить по 800, по 1000, по 1200 цзиней и даже больше? Реально этого не достичь, и это будет лишь обманом.
Предположим, в прошлом году урожай составил не 500 цзиней с 1 му. Если в этом году увеличим сбор на 200—300 цзиней, то это можно будет считать большим успехом. Если говорить прямо, то больше собрать невозможно.
Второй вопрос — о загущённом посеве.
Нельзя сеять слишком разреженно, но нельзя сеять также и слишком густо. У многих молодых кадровых работников и у некоторых вышестоящих органов мало опыта. Они настаивают на загущённых посевах. А отдельные товарищи вообще заявляют, что, чем гуще посеяно, тем лучше. Это неправильно. Старые крестьяне сомневаются в этом. Среди крестьян среднего возраста тоже имеются на этот счёт сомнения. Самое лучшее, если эти три категории людей соберут совещание и определят самую подходящую загущённость посевов. С учётом взятых обязательств степень загущённости посевов должны определять большие производственные бригады и звенья.
Шаблонные приказы сверху о загущённых посевах не только нереальны, но и наносят людям большой вред. Поэтому коем случае не следует отдавать такие шаблонные распоряжения. Парткомы провинций могут устанавливать степень загущённости посевов, но не в виде приказов, а в виде рекомендаций, оставляемых на усмотрение низов. Кроме того, вышестоящие органы должны тщательно изучать вопрос о самой выгодной степени загущённости посевов, накапливать опыт. Давать более или менее научные установки о густоте посевов, исходя из особенностей климата, местности, почвы, степени влажности и удобрённости земли, а также учитывать многообразие условий, требуемых для разных сельскохозяйственных культур, и различия в уходе за землёй. Было бы хорошо, если бы за несколько лет можно было выработать приемлемые нормы.
Третий вопрос — вопрос об экономии продовольствия.
Этим следует заняться всерьёз. Нужно определять расход продовольствия по числу людей. В период сельскохозяйственной страды надо потреблять продовольствия больше, в период, свободный от сельскохозяйственных работ,— меньше. Во время страды питаться круто сваренным рисом, в период затишья в работе рис надо варить пожиже, добавлять в пищу батат, зелень, репу, бахчевые, бобы, картофель и т. д.
К этому надо относиться с полной ответственностью. Каждый год необходимо брать под неослабный и своевременный контроль уборку урожая, хранение и потребление сельскохозяйственных продуктов. Упустишь момент — так его уже не вернёшь. Надо также создавать запасы продовольствия. Нужно ежегодно оставлять небольшой резерв, с каждым годом продовольствия будет всё больше и больше. После 8—10 лет борьбы продовольственная проблема может быть разрешена. В течение этих 10 лет надо избегать хвастовства и пышных фраз: всё это очень опасно. Следует помнить, что наша страна — большое государство с 650‑миллионным населением. Питание у нас — первая по важности проблема.
Четвёртый вопрос — вопрос об увеличении посевных площадей.
План получения бо́льших урожаев с меньших площадей путём повышения урожайности — это план перспективный и реальный. Однако за 10 лет он не может быть выполнен ни целиком, ни в большей его части. В течение 10 лет он лишь будет постепенно проводиться в жизнь с учётом обстановки. В течение 3 лет он в основной своей части не будет выполняться. В эти 3 года мы станем бороться за увеличение посевных площадей. Наш курс на ближайшие несколько лет заключается в получении наивысших урожаев как с малоурожайных, так и с высокоурожайных полей.
Пятый вопрос — вопрос о механизации.
Радикальный выход у сельского хозяйства один, а именно — механизация. Для этого потребуется 10 лет. В первые 4 года начнём решать эту проблему. За 7 лет решим её наполовину, а за 10 лет решим полностью. В текущем году и в 3 последующих года главное будет состоять в том, чтобы наполовину механизировать труд путём усовершенствования сельскохозяйственного инвентаря. В каждой провинции, в каждом округе, в каждом уезде необходимо создать лаборатории сельскохозяйственного инвентаря, в которых должны быть сосредоточены научно-технические работники и наиболее опытные сельские кузнецы и плотники. Следует собрать наиболее современные сельскохозяйственные орудия соответственно со всей провинции, со всего округа, со всего уезда для сравнения, для испытаний и для совершенствования, а также для создания новых видов инвентаря. Если испытания новых видов пройдут успешно, необходимо их опробовать на полях; и только в том случае, если они окажутся эффективными, можно запускать их в серийное производство и внедрять в практику. Механизация должна включать в себя также и машинное производство химических удобрений. Постепенное, из года в год, увеличение химических удобрений является весьма важным делом.
Шестой вопрос — это вопрос о правдивости.
Беря на себя обязательство, следует исходить из того, сколько можешь произвести, а не настаивать на выполнении обязательства, которое даже при полной отдаче силы невозможно выполнить. Каков собран урожай, о таком и сообщай. Нельзя лгать и сообщать сведения, не соответствующие реальному положению дел. В отношении мероприятий по увеличению производства, по осуществлению восьми агротехнических мероприятий1 ни по одному пункту нельзя допускать лжи. Искренний человек тот, кто смело говорит правду, в конечном итоге он и приносит пользу народному делу, и не страдает сам. Тот, кто любит лгать, наносит вред как народу, так и себе и в итоге всегда остаётся в накладе. Следует сказать, что зачастую ложь является следствием давления сверху. Метод верхов «во-первых, трубить в фанфары, во-вторых, давить и, в-третьих, обещать» ставит в затруднительное положение низы. Энтузиазм, конечно, нужен, но ложь ни к чему.
Прошу товарищей изучить эти шесть вопросов и высказать свои мнения с целью выявления истины. У нас ещё очень мало опыта в управлении сельским хозяйством и промышленностью. Из года в год накапливая этот опыт, мы через 10 лет, возможно, сумеем познать объективную необходимость и в определённой степени обретём свободу. А что такое свобода? Свобода есть осознание необходимости.
Если сравнить тон этого письма с некоторыми пышными фразами, имеющими хождение в настоящее время, то он окажется значительно ниже. Это сделано с тем, чтобы по-настоящему добиться повышения активности и увеличения производства. Если мой тон не соответствует существующему положению дел, если мы достигнем более высоких целей, а я окажусь консерватором, то нужно благодарить небо и не зариться на славу.
Примечания- «Восемь агротехнических мероприятий» заключаются в 1) глубокой вспашке, мелиорации, обследовании почвы и землеустройстве; 2) рациональном удобрении; 3) развитии ирригации и рациональном использовании воды; 4) внедрении сортовых семян; 5) рационально загущённом севе; 6) защите растений и борьбе с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур; 7) тщательном уходе за посевами; 8) усовершенствовании сельскохозяйственных орудий.— Прим. ред.↩