Выступления и статьи Мао Цзэдуна разных лет, ранее не публиковавшиеся в печати. Сборник. Выпуск шестой.— М., Издательство «Прогресс», 1976. ← Статья опубликована в журнале «Синь циннянь», т. 3, № 2, 1 апреля 1917 года.

01.04.1917

К вопросу о физическом воспитании

Кто опубликовал: | 02.02.2022

Мощь государства ослаблена, военный стиль не процветает, а физическое состояние нации ухудшается с каждым днём. Всё это весьма тревожные явления. Агитаторы за [физическое воспитание] не постигли его сути и долгое время не могут добиться успеха.

Если в течение долгого времени ничего не изменится, то слабость ещё более усугубится. Ведь попасть в цель и достичь задуманного — это внешняя часть дела, его результат, а укрепление физических сил — это внутренняя часть дела, его первопричина. Если тело не будет крепким, то испугаешься при одном только виде оружия, а о попадании в цель нечего и говорить, так же как и о достижении задуманного.

Крепость тела зависит от закалки, а закалка — от сознательности. Внешних сил оказывается недостаточно, чтобы воздействовать на сердца тех нынешних инициаторов [физического воспитания], которые прибегают ко всевозможным рецептам, но тем не менее не добиваются успеха; они не знают, в чём подлинный смысл физического воспитания, какова на самом деле ценность физического воспитания, какова его эффективность и как к нему подступиться. Во всём этом они блуждают как в тумане, вследствие чего не могут добиться успеха. Добиться успеха в физическом воспитании нельзя без воздействия на своё субъективное начало и без пробуждения в себе сознательного отношения к нему. Если же пробудить свою сознательность, то программу физического воспитания можно уяснить себе без лишних слов, а успех в попадании в цель и в достижении задуманного тоже придёт сам по себе без особых поисков.

Глубоко чувствуя важность физического воспитания, я сожалею, что её инициаторы не добились желаемого. Я знаю, что в Китае должно быть много единомышленников, которые принимают это близко к сердцу. Я беру на себя смелость и выношу на обсуждение своё некомпетентное мнение. Не всё из того, о чём идёт речь, осуществимо, а многое представляет собой пустые мечтания. Не смею вводить [читателей]в заблуждение, но если всё-таки я опозорюсь, то с чистым сердцем и превеликой благодарностью приму все наставления, которых буду удостоен.

Что такое физическое воспитание

Когда появились люди, они были невежественны и темны, но все они без исключения знали, как бороться за своё существование. По этой причине дикий салат с гор Сишань употреблялся в пищу, когда свирепствовал голод, а слив над колодцем люди не ели, пока они не нальются. Люди жили в гнёздах на деревьях и одевались в шкуры животных. Ведь развивая природные способности, люди не знали, почему поступать так было хотя и естественно, но тем не менее, не самое лучшее. Но вот появляются совершенномудрые, возникает ритуал, регламентирующий умеренность в питье, пище и в быту. Поэтому-то Учитель1 жил на покое безмятежно и радостно. Если пища покрывалась плесенью и прокисала, если рыба портилась и мясо тухло, то он не ел их, а стрелял из лука на Цзюйсинском огороде в тесном окружении зрителей.

Организм людей ничем не отличается от организма стадных животных. Но стадные животные не способны достичь долголетия, какого может достичь человек, потому что они не знают умеренности. Человек же строил свою жизнь на умеренности и чем дальше, тем отчётливее понимал это. В результате появилось и физическое воспитание. Физическое воспитание — это истинный путь существования. На Востоке и Западе это понимается по-разному. Чжуан-цзы ставил в пример кухонного мужика, а Конфуций обращался к лучнику и к колесничему.

Из современных цивилизованных государств наиболее процветающее государство — Германия, где поветрие фехтования распространилось по всей стране. Что касается Японии, то там существует бусидо2, и в последнее время, следуя традициям нашей страны, разработаны приёмы дзюдо, заслуживающие восхищения.

Если же вникнуть в их содержание, то все они построены на том, чтобы прежде всего досконально изучить физиологию, подробно исследовать структуру всех органов и функций кровеносных сосудов, установить, что развивается раньше и где больше недостатков. В физическом воспитании на основании этого определяется такой порядок, чтобы сдержать чрезмерное и восполнить недостающее, а его конечный результат состоит в том, чтобы обеспечить равномерное развитие тела. С этой точки зрения физическое воспитание — истинный путь поддержания самим человечеством своего здорового существования; иначе говоря, это правила и порядки, обеспечивающие равномерное физическое развитие.

Место физического воспитания в нашей жизни

Истинный путь физического воспитания дополняется нравственным воспитанием и умственным воспитанием, причём как нравственность, так и ум обитают в теле, а без тела не бывает ни нравственности, ни ума. Но это понимают, пожалуй, очень немногие. Одни считают главным знания, другие — нравственность. Знания действительно следует ценить, только благодаря им человек отличается от животных. Но что стоит колесница одних знаний?! Нравственность тоже следует ценить, ведь только благодаря ей устанавливаются моральные нормы и равенство между людьми. Но что стоит обитель одной нравственности?! Тело — это колесница со знаниями и обитель нравственности, в него, как в колесницу, помещают знания, и в нём, как в обители, находит пристанище нравственность.

Достигнув определённого возраста, дети поступают в начальную школу. Во время их учёбы в начальной школе основное внимание следует уделять физическому развитию, а накапливание знаний и воспитание нравственности — дело второстепенное. Главным должно быть питание и забота [об учениках], а преподавание и обучение — вспомогательным.

Сейчас, вероятно, многие не понимают этого, из-за чего и случается, что дети, чрезмерно перегрузив себя занятиями, болеют или даже погибают в раннем возрасте.

В средней школе и после неё следует уделять внимание одновременно всем трём [видам] воспитания. Современники же большей частью делают упор на умственное воспитание. За годы обучения в средней школе физическое развитие [учащихся] ещё не завершается. Поскольку сейчас уход [за учащимися] плохой, а [сил они] отдают много, то не приведёт ли это к приостановке [их] физического развития?

Если говорить о системе просвещения в нашем государстве, то нельзя не отметить, что предметов, изучаемых в школе, столько, сколько шерсти на быке, и если они не под силу даже совершеннолетним людям с крепким здоровьем, то что говорить о несовершеннолетних и слабосильных?! Если говорить о целях школьной программы, то наставники как будто нарочно усложняют её, чтобы затруднить учащихся, подорвать их здоровье и сократить их жизнь. Они наказывают тех, кто не справляется, а тем, кто превосходит других по умственным способностям, велят дополнительно проштудировать такие-то и такие-то книги, увещевают их сладкими речами и завлекают щедрыми наградами. Увы, не это ли называется губить сына от собственной супруги?

Кажется, и учащимся отвратительно долголетие, они во что бы то ни стало стремятся искалечить свою жизнь и без сожаления жертвуют своим здоровьем. Какая же это непроглядная темень! Единственное несчастье человека — лишиться собственного тела. И только! Какое ещё несчастье может быть у него? Если он найдёт способ сделать совершенным своё тело, то всё остальное приложится. Чтобы сделать совершенным своё тело, нет ничего лучше физического воспитания. В нашей жизни физическое воспитание в самом деле занимает первостепенное место. Если тело крепкое, то дальнейшее совершенствование знаний и нравственности пойдёт быстро и эффективно. Физическое воспитание следует считать важнейшей частью наших исследований, что и имелось в виду, когда было сказано: «Учёба имеет корни и вершину, дела — конец и начало; когда знаешь, что раньше и что позже, то близок к истинному пути»3.

Изъяны предшествующего физического воспитания и наш путь самоутверждения

Три [вида] воспитания важны в равной мере. Однако занимавшиеся ими в прежние времена подробно толковали о нравственности, а к физическому воспитанию подходили поверхностно. Это приводило к изъянам: к уродству фигур, к сутулости, к худобе, к бледности рук, к одышке при подъёме на гору, к судорогам при первых же шагах в воде. Вот почему у Янь Цзы была короткая жизнь, а Цзя Шэн умер в молодости; Ван Бо погиб молодым, а Лу Чжаолин стал инвалидом4. Все они обладали высокой нравственностью и умом. Но когда в одночасье их тела перестали существовать, то вместе с ними погибли и их нравственность и ум.

А вот сила [людей] с севера была в том, что при них постоянно было оружие, и в том, что они встречали смерть без сожаления5; в Янь и Чжао6 было много великодушных людей, которые любили петь печальные песни, а многие отважные герои и полководцы вышли из Ланчжоу7.

В начале Маньчжурской эпохи Янь Сичжай и Ли Ганчжу8 были образованными людьми, обладавшими знаниями и в сфере военных наук. [Янь] Сичжай отправился в путешествие за тысячу ли, чтобы за северными заставами научиться владеть мечом; он вступал в единоборство с отважными воинами и побеждал. Вот почему он сказал: «Разве может быть истинным путь, если недостаёт либо гуманитарных, либо военных знаний?»

Гу Яньу родом с юга9, а любил жить на севере; он не любил ездить на лодках, а любил верховую езду. И у всех этих древних людей стоит поучиться.

Когда начали открываться учебные заведения, там использовались готовые правила, сложившиеся в разных государствах [и тогда] обычаи и нравы стали мало-помалу меняться. Однако люди, ведающие учебными заведениями, по-прежнему не порывают со старым и ограничиваются привычным; они не могут быстро измениться или уделяют мало внимания тому, чтобы добиться перемен. В лучшем случае они создают видимость дела, не вникая в его суть, в его корни, а лишь подравнивают его верхушки.

Вот почему они невежественно относятся к современному физическому воспитанию, руководя им в большинстве случаев лишь формально, а не по существу. Дело тут не в отсутствии программ по гимнастике. Дело не в отсутствии преподавателей гимнастики. И всё-таки мало кто получает пользу от гимнастики, а иногда получают от неё вовсе не пользу, а просто вред. Наставники отдают команды, учащиеся через силу выполняют их, повинуясь телом, но противясь сердцем. Их души испытывают безмерные страдания, а если страдает душа, то страдает и тело. И когда кончается гимнастика, все без исключения выглядят понурыми и печальными. Если не добиваться чистоты в питье и пище, то неорганические вещества и [вредные] микроорганизмы проникают в тело и вызывают заболевания. Если в комнате недостаточно света, то зрению причиняется немалый вред. Если стулья и столы не подходят по размеру к росту учеников, если подрезают ступню, чтобы подогнать её к обуви, то телу причиняется ущерб. Можно привести массу примеров, но всего не перечислить!

А что же мы, учащиеся, можем предложить? Создание учебных заведений и наставления преподавателями учеников — что-то внешнее и объективное. А у нас ещё есть внутреннее и субъективное. Ведь если решение принято сердцем, то все частицы тела подчиняются приказаниям, а несчастья или счастья мы добиваемся сами. «Если я хочу быть человеколюбивым, человеколюбие приходит»10. А разве это не касается физического воспитания?!

Но если ты сам не решишься заняться физическим самовоспитанием, то всё равно не сможешь извлечь пользу, пусть даже всё внешнее и объективное будет максимально благоприятным и превосходным. Вот почему, ратуя за физическое воспитание, надо начинать с личной инициативы.

Эффективность физического воспитания

Человек — это животное, которому свойственно движение11. Человек — это животное, наделённое разумом, движения которого обязательно целенаправленны. В чём же ценность этого движения? В чём же ценность этих целенаправленных движений? Движение нужно для существования — таков ответ в простом стиле. Движение нужно для защиты родины — таков ответ в высоком стиле. Но ни то, ни другое не раскрывает его подлинного смысла.

Движение питает нашу жизнь и радует нашу душу, и только Чжу-цзы12 выступал за самосозерцание, а Лу-цзы — за покой. Покой и есть покой, а самосозерцание не есть движение; оно тоже покой, и только. Лао-цзы13 говорил: «Недеяние — это главное». Шакьямуни прежде всего стремился к полному покою. Чжу [Си] и Лу [Цзыцзин] и их последователи уважали такое состояние, когда сидят без движения и предаются размышлениям. Теперь последователи этих учителей, говоря о таком состоянии, превозносят его чудодейственную силу и отвергают спорт как пагубный для здоровья. Я не хотел бы идти по этому пути. По моему скромному мнению, и на небе, и на земле есть только движение.

Движение свойственно человеческому роду, и когда оно определяется правилами, то именуется физическим воспитанием. Эффективность физического воспитания в том, что оно укрепляет мускулы и кости. Прежде мне приходилось слышать, что у человека внутренние органы, скелет, мышцы и связки формируются к известному возрасту и их больше нельзя изменить; всё складывается примерно к 25 годам и больше не меняется. Теперь же стало известно, что это не так. Ведь организм человека претерпевает изменения с каждым днём, обмен веществ между всеми органами происходит непрерывно; плохое зрение может стать хорошим, плохой слух — хорошим. Даже когда человеку 60—70 лет, он может добиться изменения своих внутренних органов и скелета, и это на самом деле так.

Мне приходилось слышать и о том, что слабому трудно измениться и стать сильным. Но теперь тоже стало известно, что это не так. Ведь сильный от рождения, если он злоупотребляет своим здоровьем и не воздерживается от всевозможных пагубных привычек и страстей, постепенно губит свой организм. Причём он говорит, что здоровому от природы закалка ни к чему. Так что, если говорить о сильных, то некоторые из них в конце концов превращаются в слабых. Если же говорить о слабых, то, вечно сетуя на несовершенство своего организма и боясь, что их жизнь будет короткой, они старательно поддерживают себя. Если они занимают пассивную позицию, они строго воздерживаются от пагубных привычек и страстей и не смеют причинить себе вреда. Если они занимают активную позицию, они прилежно закаливают себя, восполняют то, чего ранее были лишены, и с течением времени, постепенно изменяясь, становятся сильными. Таким образом, сильному от рождения совсем не надо радоваться [тому, что он силён], а слабому от рождения совсем не надо печалиться [оттого, что он слаб].

Я от рождения слаб, но, как знать, может быть, небо искушает меня стать сильным? Знаменитые на Востоке и Западе спортсмены, например, американец Рузвельт, немец Суньтан14 и японец Кано, были от рождения очень слабого здоровья, но смогли стать сильными.

Мне приходилось слышать также и о том, что душа и тело одновременно не могут быть совершенными и что люди умственного труда обычно недостаточно развиты физически, а те, кто пышет здоровьем, зачастую недостаточно развиты умственно. Это утверждение тоже абсурдно. Ведь оно касается лишь слабовольных и бездеятельных людей и совсем не имеет отношения к благородным мужам. Конфуций умер в возрасте 72 лет, и нигде не сказано, что у него было слабое здоровье. Шакьямуни странствовал, проповедуя своё учение, а умер тоже в почтенном возрасте. Не повезло Иисусу [Христу], который погиб из-за несправедливости. Что касается Магомета, то он покорил народ, держа Коран в левой руке, а острый меч — в правой. И все эти так называемые святые люди древности были величайшими мыслителями.

Нашему современнику господину У Чжиюну15 более 70 лет, а он говорит, что переживёт 100-летний возраст. И этот человек также занимается умственным трудом. Ван Сянци16 умер в возрасте более 70 лет, он отличался отменным здоровьем. Как могут объяснить это авторы вышеприведённого утверждения?! Одним словом, прилежание в физическом воспитании означает укрепление мышц и костей; укрепление же мышц и костей может изменить физическое состояние, слабый может стать сильным, можно одновременно быть совершенным и физически, и духовно. Ведь это зависит не от веления неба, а от человеческих усилий.

Физическое воспитание не только укрепляет мышцы и кости, но и способствует росту знаний. У наших современников есть изречение, которое гласит: «Просвещаться духовно и варварски обращаться со своим телом и душой». Эти слова правильны. Если хочешь просветиться духовно, то начинай с варварского обращения со своим телом и душой, а когда варварски обойдёшься со своим телом и душой, то за этим последует духовное просвещение. Ведь познание — это познание существующих в мире явлений и предметов и суждение о его законах. А посему необходимы разные органы: при непосредственном наблюдении полагаются на уши и глаза, при размышлении — на мозг. Уши, глаза и мозг относятся к органам [познания]; если они совершенны, то и познание совершенно.

Поэтому можно сказать, что знания приобретаются косвенно, посредством физического воспитания. Для овладения современными энциклопедическими знаниями, будь то учёба в учебном заведении или самообразование, требуются силы. Тот, кто в состоянии овладеть науками, физически крепок; тот же, кто не может овладеть ими, физически слаб. Различие между сильными и слабыми очень ярко проявляется и в тех областях, которые сильные и слабые освоили.

Физическое воспитание не только умножает знания, но и регулирует чувства. Чувства человека имеют огромную силу. Древние контролировали их с помощью разума, а потому спрашивали, как настроен хозяин, или призывали сдерживать сердце разумом. Но разум идёт от сердца, а сердце находится в теле. Мы часто наблюдаем, как измученные и слабые люди становятся рабами своих чувств и не имеют сил избавиться от них; те же, у кого органы чувств неполноценны и конечности имеют дефекты, в большинстве случаев страдают мнительностью, и разум не спасает их.

Поэтому если организм совершенно здоров и полноценен, то и чувства подлинны. Это можно назвать неизменным законом. Покажем это на примере. Столкнувшись с каким-нибудь неприятным делом, мы чувствуем раздражение и получаем такую психическую встряску, с какой трудно справиться. Но если срочно дать организму физическую нагрузку, быстро избавишься от старых впечатлений и восстановишь трезвость ума и результат будет налицо.

Физическое воспитание не только регулирует чувства, но и укрепляет волю. Именно в этом, пожалуй, главный его эффект. Ведь цель физического воспитания — сделать человека мужественным и смелым. Под этим понимается отвага, бесстрашие, решительность и стойкость, всё это и есть проявление воли. Поясним это на примере. Скажем, холодные ванны помогают вырабатывать не только отвагу и бесстрашие, но и решительность. Все виды спорта, если ими заниматься постоянно и упорно, полезны для выработки стойкости. Например, для упражнения в стойкости лучше всего бег на дальние дистанции. «Силой вырывал с корнем горы, а духом заполонил мир» — вот это и есть отвага. «Клянёмся не возвращаться, пока не обезглавим лоуланей!» — вот это и есть бесстрашие17. «Заменить семью отечеством» — вот это и есть решительность. «Восемь лет находиться вне дома, трижды проходить мимо своих ворот, но не войти в дом»18 — вот это и есть стойкость. И если всё это может зиждиться на повседневном физическом воспитании, то и воля является предпосылкой упрочения человеческой жизни.

Человек со слабыми конечностями совершает легковесные поступки, а у человека поверхностного и нерадивого тупое сердце и слабая воля. Таково влияние организма на психику. Эффективность физического воспитания в том. что оно приводит к укреплению мышц и костей, благодаря чему умножаются знания, благодаря чему регулируются чувства, благодаря чему укрепляется воля. Мышцы и кости — это наше тело; знания, чувства и воля — это наша душа. Если тело и душа под стать друг другу, то это называется полной гармонией. Вот почему задача физического воспитания заключается не в чём ином, как в поддержании нашей жизни и радовании наших душ.

Почему не любят спорт

Спорт — самое важное в физическом воспитании, и если нынешние учащиеся в большинстве своём не любят спорт, то на это есть четыре причины.

Первая причина — отсутствие сознательности. Чтобы сделать какое-нибудь дело, необходимо предварительно пробудить в себе интерес к этому делу и ещё более необходимо предварительно уяснить все детали этого дела и понять присущую ему целесообразность. Уяснение деталей и понимание целесообразности и есть сознательность. Люди большей частью не знают, какое к ним отношение имеет спорт, или знают об этом в общих чертах, не постигая сокровенных тайн. Они не расширяют свои знания и не пробуждают в себе интерес к ним. Ведь те, кто изучает всевозможные науки, ревностно занимаются потому, что эти науки близко касаются их самих, и если сегодня они не будут так поступать, то завтра не смогут поддерживать своё существование. К спорту же нет столь сознательного отношения. Вина в этом наполовину лежит на тех, кто сам не может глубоко осознать всё, а наполовину — на наставниках, которые не знают, как разъяснять это.

Вторая причина в том, что трудно изменить закоренелые привычки. В нашей стране испокон веков ценили гуманитарное образование, стыдились короткого платья и пустили в ход поговорку о том, что «добрый молодец не идёт в солдаты». И хотя [в нашей стране] поняли доводы в пользу распространения спорта и осознали его эффективность в других странах, усилившихся благодаря спорту, старые взгляды всё ещё сильны, из-за чего люди и отказываются заниматься спортом в его новом понимании. Вот почему нет ничего странного в том, что спорт не любят.

Третья причина — в слабой агитации, что в свою очередь объясняется двояко. Во-первых, большинство именуемых педагогами лиц не сведущи в физическом воспитании. Они сами не знают, что такое физическое воспитание, а только слышали о нём, и потому, приобщая к нему людей, они действуют неискренне и неумело, тем самым отбивая у учащихся интерес к нему. Но ведь никто не поверит гуляке, толкующему о том, что он остепенится, и пьянице, толкующему о том, что он бросит пить! Во-вторых, преподаватели гимнастики в большинстве своём необразованны, а выражаются они так вульгарно, что хочется заткнуть уши. Они только и знают один свой предмет, да и то не всегда в совершенстве. Ежедневные занятия посвящены только этим упражнениям, исполняемым механически. Однако всем понятно, что если существует одна форма, без тонкого смысла внутри неё, то она не просуществует и дня. А нынешняя гимнастика, действительно, такова.

Четвёртая причина в том, что учащиеся считают спорт постыдным делом. По моим наблюдениям, в этом как раз и кроется главная причина того, что учащиеся не занимаются спортом. Шикарные одежды, плавная походка, спокойный и кроткий взгляд — вот те прекрасные манеры, которые превозносятся в обществе. И вдруг тебя заставляют раздвигать локти и обнажать ноги, вытягивать конечности и наклоняться! Что же это такое? Как тут не содрогнуться? Поэтому даже те, кто прекрасно понимает необходимость занятий спортом для здоровья и думает им заняться, не могут собраться с духом и начать. Одни решаются заниматься спортом только вместе с группой, но не самостоятельно. Другие хотят заниматься спортом только в своих тихих обителях и частных жилищах, но не на людях, в присутствии зрителей. Одним словом, здесь сказываются робость и стыдливость.

Таковы четыре причины, из-за которых не любят спорт. Первая и четвёртая причины субъективные, и их устранение зависит от самого себя. Вторая и третья причины объективные, и их устранение зависит от других людей. Так пусть благородный человек сам добивается всего, а люди услышат об этом.

Из спортивных приёмов ценны немногие

«Сам убивался из-за слабости организма и потому захотел изучить гигиену» — так говорило немало людей и в древности. В современных учебных заведениях есть гимнастические залы и соответствующие брошюры. Затаённое желание непременно проявится, но в конечном счёте трудно добиться пользы. Ведь главное в деле не слова и разговоры, а его осуществление. Если же можешь осуществить его, то вполне достаточно одного пути или половины всех имеющихся методов. Цзэн Вэньчжэн19 применял такой метод: он мыл ноги перед сном и совершал прогулки в тысячу шагов после еды, чем и достигал немалой пользы. У одного старца и в 80 лет было отличное здоровье. Когда его расспрашивали, он говорил, что не надо наедаться досыта. В современной гимнастике уйма приёмов, и лучше остановиться на нескольких десятках или сотне из них, чем перебирать их все до конца. Птице для гнезда достаточно одной ветки, а если она пьёт из реки, то ей достаточно наполнить свой желудок. Что касается нашего тела, наших органов, скелета, внутренностей и связок то, несмотря на сотни методов, все они предназначены не для чего иного, как для того, чтобы заставить кровь циркулировать по кровеносным сосудам. Но если для достижения этого достаточно одного метода, который оказался эффективным, то можно обойтись без остальных 99 методов, которые также оказались в числе 100 эффективных методов. «Глаза не могут, одновременно смотря на два предмета, отчётливо видеть их. Уши не могут одновременно слышать два звука и различать их»20. Закалке мышц и костей сотня существующих приёмов лишь мешает; даже при желании достигнуть нужного эффекта не бывало такого случая, чтобы все они оказались полезными. Ибо использование всевозможных приёмов отличается от закалки одного собственного организма. Вот почему качающееся бревно подходит мореходам, а упражнения с шестом — верхолазам, игры годятся для начальной школы, а военные упражнения — для средней и высшей школы, и в этом состоит применение всевозможных приёмов. Спортивные упражнения для мышц и корпуса в целях улучшения циркуляции крови по кровеносным сосудам — вот в чём состоит закалка организма.

Методов использования всевозможных приёмов много, а методов закаливания организма мало. Это недопонимает большинство нынешних учащихся, а потому они и терпят неудачи. Во-первых, те, кто любит спорт, считают, что очень хорошо заниматься много. Каждый из них стремится дать своему организму многообразную нагрузку и в полном объёме, а это не приносит организму никакой пользы. Во-первых, все, кто не любит спорт, увидев мастерство спортсменов и незначительность своих знаний, бросают спорт, перестают им заниматься. Значит, нельзя считать, что очень хорошо, когда занимаются много. Занятий-то много, но они бесполезны и, следовательно, не имеют какой-либо ценности. И не обязательно считать, что плохо, если спортом занимаются мало. Ведь полезно и простое сгибание и разгибание рук и ног, если только это делается регулярно. А уяснив это, можно сказать, что в дальнейшем физическое воспитание будет развиваться быстрее.

Пункты, требующие внимания при занятиях спортом

В каждом деле должно быть постоянство, это верно и для спорта. Предположим, два человека занимаются спортом. Один из них то занимается, то перестаёт заниматься, а другой не ленится — отсюда и разный эффект. Постоянство в спорте, во-первых, может породить интерес к спорту. Всё статичное не способно само прийти в движение. Надо, чтобы что-то привело его в движение. И нет ничего сильнее интереса — из того, что может привести его в движение. Следует вызывать многосторонний интерес к любой науке, а тем более к спорту. Если человек пребывает в покое, то он весьма бездеятелен, если же он в движении, то он весьма трудолюбив. Люди обычно любят досуг и питают отвращение к труду. Если же ничто не подгоняет их, то им нелегко сменить свои симпатии и антипатии.

Итак, интерес к спорту возникает в результате ежедневных и непрерывных занятий. Заниматься физзарядкой лучше всего дважды в день — сразу же как встал с постели и перед сном; лучше всего заниматься голым или в лёгкой одежде, [так как] лишняя одежда мешает. Заниматься надо ежедневно и регулярно, чтобы мысли об этих тренировках взаимно связывались и не исчезали, чтобы сегодняшняя тренировка служила продолжением вчерашней и влекла за собой завтрашнюю. Не обязательно каждый раз заниматься подолгу: достаточно и 30 минут. И таким образом зарождается интерес.

[Постоянство в спорте], во-вторых, может вселить в человека радость. У тех, кто при длительных занятиях спортом достигает значительных результатов, появляется уверенность в собственной ценности. Если воспользоваться этим в учёбе, то легко станешь справляться с учёбой. Если воспользоваться этим в совершенствовании своей нравственности, то успех будет сопутствовать ежедневно. А безграничная радость в сердце тоже повлечёт постоянство в занятиях и принесёт достижения.

Между радостью и интересом есть различие. Интерес приходит в начале спортивных занятий, радость — в конце. Интерес возникает в самом процессе, а радость — от его результатов. В этом различие между ними.

Если ты постоянен, но не вкладываешь в занятия душу, то тоже трудно достигнуть успеха. Любоваться цветами, не слезая с коня, даже если это делать ежедневно, всё равно, что вовсе ими не любоваться. Ведь когда душа витает в облаках, то, если и учишься, ничему не научишься. Поэтому в спорте есть свой принцип — отдавать все силы. Во время занятий ты всей душой отдаёшься спорту, все посторонние мысли и заботы отодвигаются в сторону, весь ты сосредоточен на том, как циркулирует кровь по кровеносным сосудам, как напрягаются и расслабляются мускулы, как работают суставы, как происходит вдох и выдох, и, согласно программе, ты выполняешь все упражнения: наклоны, выпрямления, движения вперёд и назад — одно за другим. Чжу-цзы учил неукоснительно держаться одного правила: когда ешь, то думай о еде; когда одеваешься, думай об одевании. Только так должны поступать и те, кто вкладывает все силы в спортивные занятия.

Благородному мужу присущи образованность, ясность мысли, мягкость и послушание, чего нельзя сказать применительно к спорту. Спорт требует дерзости и грубости. Мчаться на коне так, чтобы ветер свистел в копье, во что бы то ни стало всегда побеждать, тихим голосом сотрясать горы и гневным рёвом заставлять меняться небесные дали, с корнем вырывать горы, подобно Сян Юю, отважно поражать цель, подобно Ю-цзи21, мораль здесь в дерзости и грубости, и здесь нет ничего общего с нежностью и изяществом. Чтобы добиться чего-то в спорте, нужна дерзость, а дерзость предполагает неукротимый нрав и крепкие мышцы и кости. Спортивным приёмам присуща грубость, а грубость предполагает реальную оценку своих возможностей и охоту к тренировкам. Оба качества тем более важны для того, кто только начинает заниматься спортом.

Итак, в спорте следует обращать внимание на три момента: во-первых, надо обладать постоянством, во-вторых, надо отдавать все силы, и, в-третьих, надо быть дерзким и грубым. Есть ещё много моментов, на которые следует обратить внимание, но главные из них приведены выше.

Мои советы по спортивным занятиям

Поскольку я приобщался к разным видам спорта, которые привлекали меня, но не стали моим достоянием, я обратил внимание на положительные моменты разных упражнений и составил из них комплекс, от которого получил немалую пользу. Комплекс состоит из шести разделов: упражнения для рук, для ног, для корпуса, для головы, упражнения посредством ударов и расслабляющие упражнения. В каждом разделе есть пункты. Все 27 пунктов сведены в шесть разделов, поэтому они и называются комплексом из шести разделов. Изложив их, я буду счастлив, если благородные мужи наших дней внесут в них свои коррективы.

  1. Упражнения для рук. Исходное положение — сидя.

    1. Сжать кулаки и вытягивать руки вперёд, левую и правую поочерёдно. Повторить три раза. Упражнение выполнятся поочерёдно левой и правой рукой, причём, когда левая рука действует, правая отдыхает, а когда действует правая рука отдыхает левая;
    2. руки сжать в кулаки и согнуть в локтях, описывать полукруги, левой и правой рукой поочерёдно;
    3. руки сжать в кулаки и вытягивать одновременно обе руки вперёд — вниз; повторить три раза;
    4. руки повернуть ладонями вверх, разводить левую и правую руку поочерёдно в стороны; упражнение повторить три раза;
    5. повернуть руки ладонями вниз, левую и правую руку поочерёдно разводить в стороны; повторить упражнение три раза;
    6. согнуть руки в локте, растопырить пальцы и выбрасывать попеременно вперёд то левую, то правую руку; упражнение повторить три раза.
  2. Упражнения для ног. Исходное положение — сидя.

    1. Сжать руки в кулаки и опустить их вниз. Ноги, поставленные вместе, согнуть в коленях, затем одну выставить вперёд и согнуть в колене, а вторую отвести назад, после чего принять исходное положение и то же самое проделать, выставляя другую ногу; повторить три раза;
    2. сжать руки в кулаки, вытянуть перед собой, одну ногу вытягивать вперёд — в сторону, а другую сгибать в колене и поджимать под себя. Вытягивание делается произвольно, но сгибаемая нога ставится только на носок, а пятка почти соприкасается с ягодицей; упражнение выполняется левой и правой ногой поочерёдно, три раза;
    3. сжать руки в кулаки, опустить вниз, попеременно поднимать вверх то левую, то правую ногу; повторить три раза;
    4. сжать руки в кулаки, опустить вниз; одну ногу резко выбросить вперёд, затем так же выбросить вперёд другую; повторить три раза;
    5. сжать руки в кулаки, опустить вниз, одну ногу согнуть в колене, другую вытягивать назад. Согнутая нога остаётся неподвижной, а другая вытягивается произвольно. Обе ноги находятся почти на прямой линии, упражнение выполняется поочерёдно то левой, то правой ногой; повторяется три раза;
    6. разжать руки, встать и присесть на корточки; во время приседания пятки почти касаются ягодиц; повторить три раза.
  3. Упражнения для корпуса. Исходное положение — стоя.

    1. Наклонить корпус вперёд, затем назад; повторить три раза. Сжать руки в кулаки, и снова наклонять корпус вперёд — назад;
    2. одну руку поднимать вверх, другую опускать вниз, напрягая левую и правую грудные мышцы; упражнение выполняется по одному разу каждой рукой;
    3. одну руку опускать, другую поднимать наискосок вперёд, напрягая левую и правую плечевые мышцы. Упражнение выполняется по одному разу каждой рукой;
    4. поставить ноги вместе — пятки вместе, носки врозь. Маховые движения руками в стороны с одновременным поворотом корпуса, по одному разу влево и вправо.
  4. Упражнения для головы. Исходное положение — сидя.

    1. Голову наклонить, затем запрокинуть назад; повторить три раза;
    2. голову повернуть влево, затем вправо; повторить три раза;
    3. руками сделать массаж в области лба, щёк, носа, губ, горла, ушей и затылка;
    4. вольное упражнение. Голова неподвижна. Постараться двигать кожей лица и нижней челюстью; повторить пять раз.
  5. Упражнения посредством ударов. Исходное положение — произвольное.

    1. Наносить кулаками удары по всему телу, при этом усиливается кровообращение и укрепляются мышцы, что и является целью этого упражнения.

    2. Удары наносятся левой рукой по правой, а правой — по левой:

      1. по предплечьям [удары наносятся] сверху, снизу, слева и справа;
      2. по плечевой части — сверху, снизу, слева и справа;
      3. по плечам;
      4. по груди;
      5. по рёбрам;
      6. по спине;
      7. по животу;
      8. по ягодицам;
      9. по ногам: бёдрам и голеням.
  6. Расслабляющие упражнения. Исходное положение произвольное.

    1. Прыжки на месте, прыгать десять и более раз;
    2. глубокое дыхание — вдохнуть и выдохнуть три раза.
  1. Речь идёт о Конфуции.— Прим. ред.
  2. Кодекс поведения самураев.— Прим. ред.
  3. Цитируется неоконфуцианский канон «Да сюе» («Великое учение»).— Прим. ред.
  4. Янь Цзы (он же Янь Хой, Янь Цзыюань, Янь-Юань) — любимый ученик Конфуция из царства Лу. Отличался любознательностью, умом и усердием. Цзя Шэн (он же Цзя И, Цзя Чанша) — государственный деятель и писатель Ⅱ века до н. э., умер 33 лет. Ван Бо (650—675) — писатель и учёный танской эпохи. Лу Чжаолин (он же Лу Шэнчжи) — писатель, современник Ван Бо; страдал хронической судорогой рук и ног; покончил жизнь самоубийством.— Прим. ред.
  5. Выражение заимствовано из главы 52 конфуцианского канона «Ли цзи» («Книга установлений»), созданного в Ⅳ—Ⅰ веках до н. э.— Прим. ред.
  6. Янь и Чжао — два царства (Ⅴ—Ⅲ века до н. э.) на севере и северо-востоке древнего Китая.— Прим. ред.
  7. Ланчжоу — древнее название нескольких княжеств на территории нынешней провинции Ганьсу в северо-западном Китае.— Прим. ред.
  8. Маньчжурская, или цинская, династия правила в Китае с 1644 по 1911 год.— Янь Сичжай, он же Янь Хуньжань, Янь Ичжи (1635— 1704),— цинский ученый, автор книги «Яньши сюецзи». Ли Ганчжу (он же Ли Гун, Ли Шугу) — учёный, комментатор классических конфуцианских канонов.— Прим. ред.
  9. Гу Яньу, он же Гу Цзян, Гу Нинжэнь, Гу Тинлинь (1613—1682),— известный учёный и философ; родился в уезде Куньшань нынешней провинции Цзянсу.— Прим. ред.
  10. Конфуций. «Луньюй», глава 7, § 31.— Прим. ред.
  11. Мао Цзэдун обыгрывает китайское слово «животное», этимология которого связана с понятиями «движущееся существо», «движущееся тело», «движущаяся материя».— Прим. ред.
  12. Чжу-цзы, он же Чжу Си, Чжу Юаньхой, Чжу Чжунхой, Чжу Хойань (1130—1200) — известный философ, основатель неоконфуцианства, или чжусианства. В понятие «самосозерцание» Чжу-цзы вкладывал наличие одной веры, уход в себя, молитвы в душе, то есть отсутствие каких-либо внешних движений. Лу-цзы, он же Лу Цзыцзин, Лу Сяншань (1139—1191) — философ, последователь Чжу Си.— Прим. ред.
  13. Лао-цзы — выдающийся мыслитель Ⅵ—Ⅴ веков до н. э., основатель даосизма — этико-философского течения, выражавшего наивно материалистические и диалектические идеи в древнекитайской идеологии.— Прим. ред.
  14. Имя даётся в китайской транскрипции.— Прим. ред.
  15. У Чжиюн, он же У Тинфан (1842—1922),— известный дипломат, в 1912 году министр юстиции Нанкинского временного правительства, формальным президентом которого был Сунь Ятсен; в 1916 году — министр иностранных дел и премьер-министр в правительстве Ли Юаньхуна.— Прим. ред.
  16. Ван Сянци, или Ван — Хунаньский эстет (он же Ван Кайюнь, Ван Жэньцю, Ван Жэньфу), как и Мао Цзэдун, родился в уезде Сянтань провинции Хунань. Комментатор классических канонов и поэт; был связан с цинским сановником, палачом Тайпинского восстания, наместником Хунани и Хубэя Цзэн Гофанем. После революции 1911 года был назначен директором Института истории, но вскоре умер. Свой дом называл «Обителью Хунаньского эстета», а себя — Хунаньским эстетом.— Прим. ред.
  17. Государство Лоулань граничило с древней Ханьской империей на западе. Отсюда совершались набеги на Ханьскую империю. Император Чжао-ди (Ⅰ век до н. э.) направил в Лоулань войска, чтобы обезглавить его царя.— Прим. ред.
  18. Эти слова принадлежат древнекитайскому философу-конфуцианцу Мэн-цзы, жившему приблизительно в 372—289 годах до н. э. («Мэн-цзы», глава Ⅲ, часть Ⅰ).— Прим. ред.
  19. Цзэн Вэньчжэн — почётное посмертное имя Цзэн Гофаня, он же Цзэн Бохань, Цзэн Дишэн (1811—1872).— Прим. ред.
  20. Цитируются слова древнего философа Сюнь-цзы (около 313 — около 238 года до н. э.).— Прим. ред.
  21. Ю-цзи (он же Ян Ю-цзи) — легендарный стрелок из лука, живший в период «Весны и Осени» (722—481 годы до н. э.).— Прим. ред.

Добавить комментарий