Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае.— М.: Палея — Мишин, 2000.— сс. 450—454.

10—31 января 1946 г.

Соглашения Политического консультативного совета

Кто опубликовал: | 22.02.2021

Это один из комментариев в российском сборнике 2000 г. «Революция и строительство в Китае» к упоминанию в работе Мао «Современная обстановка и наши задачи» соглашений ПКС, принятых на заседании в Чунцине, проходившем с 10 по 31 января 1946 года при участии представителей гоминьдана, Коммунистической партии, других партий и беспартийных деятелей.

Маоизм.ру

Их было пять:

  1. Соглашение по вопросу об организации правительства. Было согласовано, что «организационный статут Национального правительства пересматривается с целью расширения и укрепления Национального правительственного совета». Увеличивается число членов Национального правительственного совета; «члены Национального правительственного совета назначаются председателем Национального правительства из деятелей, как состоящих, так и не состоящих в партии гоминьдан»; «в случае, когда председатель Национального правительства вносит предложение назначить членов Национального правительственного совета из числа деятелей различных партий, последние сами выдвигают свои кандидатуры, однако в случае несогласия председателя они выдвигают другие кандидатуры»; «в случае, когда председатель Национального правительства вносит предложение назначить членов Национального правительственного совета из числа беспартийных деятелей, он должен пересмотреть своё предложение и выдвинуть другую кандидатуру, если одна треть общего числа членов возражает против какой-либо из предложенных им кандидатур». «Половина членов Национального правительственного совета состоит из членов гоминьдана, а другая половина — из лиц от других партии и из видных деятелей общества». Было в общих чертах определено, что Национальный правительственный совет является «верховным государственным органом правительства», в его компетенцию входит рассмотрение и принятие решений относительно принципов законодательства, политического курса, важнейших военных вопросов, финансовых планов и бюджетов, а также относительно вопросов, передаваемых ему на обсуждение председателем Национального правительства, и других вопросов. Наряду с этим председатель Национального правительства был наделён очень большими полномочиями: правом отбора кандидатов, правом относительного вето и правом принятия экстренных мер. В соглашении также предусматривалось, что в Национальном правительстве «из общего числа членов Исполнительной палаты, как руководящих существующими ныне министерствами и комитетами, так и тех, которые займут намечаемые к учреждению должности министра без портфеля и его замов, семь или восемь будут лицами, не состоящими в партии гоминьдан».

  2. Программа мирного строительства государства. Программа состояла из 9 разделов: «Общие положения», «Права граждан», «Административные дела», «Военные дела», «Внешняя политика», «Экономика и финансы», «Просвещение и культура», «Ликвидация последствий войны и помощь пострадавшим» и «Дела о китайцах, проживающих за границей». В разделе «Общие положения» предусматривалось, что все партии страны должны «сплотиться воедино и построить единый свободный демократический новый Китай», что нужно осуществить «демократизацию политической жизни, огосударствление армии, уравнение в правах всех политических партий и их легализацию» и «разрешать политические споры политическим путём, чтобы обеспечить мирное развитие страны». В разделе «Права граждан» предусматривалось: «Гражданам обеспечивается свобода личности, убеждений, вероисповедания, слова, печати, собраний, союзов, проживания, передвижения и переписки», «строго запрещаются арест, допрос и наказание граждан со стороны каких бы то ни было учреждений или отдельных лиц, за исключением органов юстиции и полиции; нарушители этого положения подлежат наказанию». В разделе «Административные дела» предусматривалось: «Упорядочить административные органы всех ступеней, унифицировать и разграничить их права и обязанности, упразднить все излишние органы, упростить административные процедуры, установить разграничение ответственности по ступеням»; «гарантировать профессиональную полноценность персонала, при должностных назначениях брать за критерий способности и стаж, а не партийную принадлежность, запретить работу по совместительству и назначение по протекции»; «решительно проводить в жизнь систему контроля, строго наказывать казнокрадов и взяточников, предоставить населению возможность для свободного обличения их»; «активно вводить местное самоуправление, осуществить всеобщие выборы снизу доверху»; «разграничить полномочия центральных и местных органов на основе принципа надлежащего разделения власти, чтобы местные органы могли проводить мероприятия с учётом местных условий, однако законоположения, устанавливаемые провинциальными и уездными властями, не должны противоречить законам и указам центра». В разделе «Военные дела» предусматривалось: «Организация армии должна отвечать требованиям обороны страны, военную систему следует реформировать соответственно демократическому политическому строю и реалиям страны, отделить армию от партии и военное управление от гражданского, усовершенствовать военное обучение, пополнить и улучшить оснащение, оздоровить систему подбора кадров и административно-хозяйственную систему, чтобы создать современную национальную армию»; «все войска в стране должны быть надлежащим образом сокращены в соответствии с планом их переформирования». В разделе «Экономика и финансы» предусматривалось: «Предотвратить рост бюрократического капитала, строго запретить чиновникам использовать свою власть и положение в целях спекуляции, установления монополии, уклонения от уплаты налогов, ведения контрабанды, незаконного использования казенных сумм и транспортных средств»; «в целях улучшения жизни крестьян осуществить снижение арендной платы и ссудного процента, охранять права арендаторов земли и обеспечивать внесение ими арендной платы, увеличить суммы сельскохозяйственных ссуд, строго запретить ростовщическую эксплуатацию, а также ввести земельный закон во имя достижения цели: „каждому пахарю — своё поле“»; «ввести закон о труде, улучшить условия труда»; «публиковать данные о финансах, строго соблюдать бюджетную систему, уменьшить расходы и сбалансировать их с доходами, разграничить финансы центра и мест, сократить денежную массу в обращении, стабилизировать валюту, огласить данные о внешних и внутренних займах и их назначении, предоставляя возможность контроля над займами со стороны органов народного волеизъявления»; «перестроить налоговую систему, искоренить обременительные поборы и незаконные обложения». В разделе «Просвещение и культура» предусматривалось: «Обеспечить свободу научной деятельности, не допускать вмешательства в работу администрации учебных заведений по религиозным и политическим мотивам»; «увеличить в государственном бюджете удельный вес расходов на просвещение и культуру»; «отменить введённую в военное время цензуру в области прессы, издательского дела, кино, театра, почты и телеграфа».

  3. Соглашение по вопросу о Национальном собрании. Было согласовано, что в Национальном собрании «число представителей от различных партий и видных деятелей общества увеличивается на 700 человек» и что «Национальное собрание первого созыва полномочно разработать и принять Конституцию».

  4. Соглашение по вопросу о проекте Конституции. Соглашением была предусмотрена организация Конституционной комиссии для пересмотра гоминьдановского проекта Конституции, а также установлены принципы пересмотра проекта Конституции. Наряду с принципиальными положениями о полномочиях Национального собрания и правительственных органов, в соглашении были особо предусмотрены положения о «системе местного управления» и «правах и обязанностях граждан». Относительно «системы местного управления» было записано: «Устанавливается, что провинция является высшей единицей местного самоуправления»; «права провинций и центра разграничиваются согласно принципу надлежащего разделения власти»; «губернаторы провинций избираются народом»; «провинция может иметь свою провинциальную конституцию, которая, однако, не должна противоречить Конституции государства». Относительно «прав и обязанностей граждан» предусматривалось: «Все свободы и права, которыми пользуются граждане демократического государства, должны быть гарантированы Конституцией и не должны подвергаться незаконным нарушениям»; «в тех случаях, когда положения о свободах граждан устанавливаются законом, нужно исходить из духа обеспечения свобод, а не ставить целью их ограничение»; «трудовые повинности должны определяться законами, издаваемыми органами территориальной автономии, а не Конституцией»; «следует обеспечить право на автономию национальным меньшинствам, компактно проживающим в определённых районах».

  5. Соглашение по военным вопросам. Соглашением предусматривалось: «реформирование военной системы соответственно демократическому политическому строю и реалиям нашей страны»; «усовершенствование системы воинской повинности»; «осуществление воспитания в армии на основе принципов армейского строительства с той целью, чтобы навсегда избавить его от влияния партий и отдельных лиц»; «отделение армии от партии», чтобы «никакая партия или отдельные лица не использовали армию в качестве орудия политической борьбы»; «отделение военного управления от гражданского», чтобы «никто из военнослужащих, находящихся на действительной службе, не мог по совместительству занимать должность чиновника гражданской администрации». Относительно переформирования гоминьдановской армии и армии освобождённых районов в соглашении говорилось, что «военная группа из трёх представителей по намеченному плану как можно скорее договорится о порядке переформирования армии КПК и завершит это переформирование», что гоминьдановская армия «по намеченному Военным министерством плану в течение шести месяцев как можно скорее завершит своё переформирование в 90 дивизий» и что «после окончания вышеуказанных переформирований все имеющиеся в стране войска в едином порядке переформируются в 50—60 дивизий».

Все эти соглашения Политического консультативного совета в той или иной степени были в интересах народа, но не в интересах реакционного господства Чан Кайши. С одной стороны, Чан Кайши заявлял о своём признании этих соглашений, пытаясь использовать их для обмана под вывеской мира, а с другой стороны, он активно готовил гражданскую войну, собираясь развязать её в масштабе всей страны. Прошло немного времени, и все эти соглашения Политического консультативного совета он одно за другим порвал.

Добавить комментарий