Пер. с англ.— О. Торбасов

Programme of the Communist Party of India (Marxist-Leninist)

Май 1970 г.

Программа Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской)

Кто опубликовал: | 04.02.2023

Принято на Ⅰ (Ⅷ) съезде партии в мае 1970 г. под личным руководством уважаемого вождя товарища Чару Мазумдара и подтверждено на Ⅱ (Ⅸ) съезде партии в декабре 1973 г. под личным руководством сердечно уважаемого вождя товарища Махадева Мухерджи.

  1. Наша любимая страна — одна из крупнейших и древнейших стран мира с населением 500 миллионов человек. Это сельскохозяйственная страна, страна крестьянских масс, тяжко трудящихся и наделённых талантами. У неё богатые революционные традиции и славное культурное наследие.

  2. Британские империалисты завоевали Индию и установили своё прямое правление около двухсот лет назад и с тех пор история нашей страны была историей непримиримой борьбы героического индийского крестьянства против британского империализма и феодального угнетения. Первая война за независимость в 1857 г., в которой сражались крестьянство и восставшие солдаты, превратилась в пожар, поглотивший всю обширную страну, причинив множество унизительных поражений империалистам и потряся самые устои чужого империалистического правления. Это великое восстание индийского народа потерпело поражение из-за предательства индийских феодальных князей.

  3. С тех пор Индия видела бесчисленное множество крестьянских вооружённых бунтов. Эти бунты, однако, потерпели поражение из-за отсутствия научной теории и революционного руководства, способного привести их к победе.

  4. Индийская буржуазия, компрадорская по характеру, пыталась заставить национально-освободительную борьбу свернуть с пути революции на путь компромисса и капитуляции. С выступления крестьян Чампарана гандийское руководство, представляющее верхний слой класса буржуазии и феодалов, со своей идеологией «ахимсы», «сатьяграхи», пассивного сопротивления и «чарки»1, стремилось приспособить национальное движение к служению интересам британского империалистического правления и его феодальных лакеев.

  5. Великая Октябрьская революция принесла в нашу страну идеологию марксизма-ленинизма и родилась Коммунистическая партия Индии. Однако, несмотря на громадные возможности, руководство рабочего класса не смогло утвердиться в национально-освободительной борьбе, ибо партийное руководство отказалось от борьбы против гандизма и гандийского руководства и от пути революции. Оно отказалось соединить всеобщую истинность марксизма-ленинизма с конкретной практикой индийской революции; отказалось соединить партию с героическими массами, главным образом, революционным крестьянством, и выковать революционный единый фронт; отказалось учиться у великой освободительной борьбы китайского народа под руководством КПК и Председателя Мао Цзэдуна и вступить на путь вооружённой борьбы.

  6. Напротив, руководство КПИ сознательно тащилось в хвосте руководства Конгресса и с самого начала предало революцию. Лидеры КПИ были агентами империализма и феодализма. Несмотря на предательство руководства, члены партии были вместе со страдающим народом, вели множество классовых боёв и принесли несказанные жертвы делу индийского пролетариата.

  7. Сокрушительное поражение фашистских держав от народов мира, возглавляемых Советским Союзом под руководством великого Сталина и потрясшее весь мир победоносное развитие великой китайской освободительной борьбы под руководством Председателя Мао привели к новому раскладу сил по всему миру. Империализм был крайне ослаблен и национально-освободительная борьба колониальных народов мощным потоком ринулась вперёд по Азии, Африке и Латинской Америке, угрожая смести империализм и его лакеев.

  8. Беспрецедентная революционная ситуация охватила также и Индийский субконтинент. Могучее движение за освобождение узников «Азад Хинда», мощные антиимпериалистические демонстрации студентов по всей Индии, великая борьба Тебхаги и Бакашта, антифеодальная борьба в монархических штатах, мощная борьба рабочих «Пи-энд-Ти», вооружённый бунт на флоте2 наряду с восстанием в военно-воздушных силах и армии и бунтом полиции в Бихаре, великие акции солидарности рабочего класса и начало исторической вооружённой крестьянской борьбы в Телангане поставило империалистическое правление в Индии почти на грань краха.

  9. Столкнувшись с такой ситуацией, британский империализм прибег к услугам своих испытанных агентов — лидеров Индийского национального конгресса, Мусульманского союза и КПИ, намереваясь сокрушить этот революционный подъём индийского народа. Страна была разодрана общинными столкновениями и у власти установилось руководство Конгресса, представляющее компрадорскую буржуазию и крупных помещиков, при том, что британские империалисты отошли на задний план. Фальшивая независимость, объявленная в 1947 г., была ни чем иным как заменой колониального и полуфеодального порядка полуколониальным и полуфеодальным.

  10. В эти годы фальшивой независимости правящие классы крупной компрадорско-бюрократической буржуазии и крупных помещиков верно и преданно прислуживали своим империалистическим хозяевам. Эти лакеи империализма, сохраняя старую британскую империалистическую эксплуатацию, привели также штатовских империалистических и советских социал-империалистических эксплуататоров, чтобы те обирали нашу страну.

  11. Они заложили нашу страну империалистическим державам, в основном штатовским империалистам и советским социал-империалистам. С ослаблением власти британского империализма над миром индийские правящие классы нанялись на службу штатовскому империализму и советскому социал-империализму. Таким образом, вместо двух гор, британского империализма и феодализма, индийский народ ныне придавлен четырьмя огромными горами, а именно: империализмом во главе с штатовским империализмом, советским социал-империализмом, феодализмом и компрадорско-бюрократическим капиталом. Таким образом, Индия превратилась в неоколонию штатовского империализма и советского социал-империализма. Безжалостная эксплуатация и угнетение индийского народа этим четырьмя врагами произвели беспрецедентную нищету, страдания и бедствия. Миллионы борются на грани выживания. Несколько миллионов голодны, наги, бездомны и безработны.

  12. Во имя «национального единства» эти враги народа подавили подлинные права всех национальностей, национальных и религиозных меньшинств. Отрицается право на самоопределение кашмирцев3, нага4 и мизо5. Отрицается равный статус всех национальных языков, всему народу пытаются навязать хинди.

  13. Наша страна — это страна крестьянских масс, составляющих свыше 75 % населения. Это наиболее эксплуатируемые люди в нашей стране, живущие в условиях полуголода и абсолютного обнищания. В полуколониальной экономике Индии 80 % земли сосредоточено в руках 20 % земельных собственников, т. е. «радж», помещиков и богатых крестьян, в то время как голодающее крестьянство, составляющее 80 % сельского населения, совсем или почти не имеет земли.

  14. Безземельные и бедные крестьяне должны обращать от 50 % до 90 % годового урожая в ренту для помещиков. Грабительский ростовщический капитал продолжает обирать крестьян. Изгнание крестьян с земли — в порядке дня. Социальное угнетение расписанных каст, включая напоминающие о Средневековье расправы над хариджанами6, продолжается, не утихая.

  15. Полуфеодальные земельные отношения превратили нашу страну в землю вечного недоедания, в результате миллионы умирают от голода каждый год.

  16. Коротко говоря, из всех основных противоречий в нашей стране — то есть противоречия между империализмом и социал-империализмом, с одной стороны, и нашим народом, с другой, противоречия между феодализмом и широкими народными массами, противоречия между капиталом и трудом и противоречий внутри правящих классов — противоречие между помещиками и крестьянством, т. е. между феодализмом и широкими массами индийского народа, есть главное противоречие на нынешнем этапе.

  17. Разрешение этого противоречия приведёт к разрешению и всех других противоречий.

  18. Сохраняя и продолжая полуфеодальный порядок, правящие классы крупной компрадорско-бюрократической буржуазии и крупных помещиков стали пешками в руках штатовского империализма и советского социал-империализма.

  19. Феноменальный рост общего объёма иностранного капитала, массовый вывод прибылей за границу, тысячи коллаборационистских предприятий, тотальная зависимость от империалистических «помощи, грантов и ссуд» на средства производства, технических ноу-хау, военных поставок и оружейных отраслей для строительства военных баз и даже для рынков, неравная торговля и соглашения по ПЗ-4807 сделали штатовский империализм и советский социал-империализм господами нашей страны.

  20. Штатовский империализм и советский социал-империализм взяли под контроль жизненные секторы экономики нашей страны. Штатовский империализм сотрудничает в основном с частным капиталом и проникает сейчас в отрасли государственного сектора, а советский социал-империализм взял контроль в основном над отраслями в государственном секторе, но в то же время старается установить сотрудничество с частным капиталом.

  21. Штатовский империализм и советский социал-империализм делают всё возможное, чтобы ускорить рост компрадорско-бюрократического капитализма для продолжения необузданной эксплуатации индийского народа.

  22. Многократно воспетый «общественный сектор» выстроен множеством империалистических эксплуататоров для применения своего капитала и эксплуатации дешёвой рабочей силы и сырья нашей страны. Этот общественный сектор есть ни что иное как хитрое устройство для околпачивания индийского народа и продолжения его ограбления. Это государственно-монополистический, т. е. бюрократический капитализм.

  23. Сжимая своей осьминожьей хваткой экономику Индии, штатовские империалисты и советские социал-империалисты контролируют политическую, культурную и военную сферы жизни нашей страны.

  24. Под диктатом штатовского империализма и советского социал-империализма реакционные правящие классы Индии проводят внешнюю политику, служащую интересам империализма, социал-империализма и реакции. Они следуют в фарватере глобальной стратегии штатовских империалистов и советских социал-империалистов, нацеленной на окружение социалистического Китая и подавления неистовствующей в разных частях Азии, Африки и Латинской Америки национально-освободительной борьбы, остриём которой стал Вьетнам. Агрессия Индии против социалистического Китая в 1962 г. и её непрекращающиеся с тех пор провокации против Китая по примеру штатовского империализма и советского социал-империализма, её поддержка советских нападок на Китай, её молчаливое одобрение советской агрессии против Чехословакии, её грязная роль в поддержке штатовского империализма против вьетнамского народа доказывают без тени сомнений, что правящие классы Индии — верные марионетки штатовского империализма и советского социал-империализма.

  25. Эти весомые факты неопровержимо доказывают полуколониальный характер нашего общества, помимо его полуфеодального характера.

  26. Поскольку отсталое полуфеодальное общество действует как социальная база штатовского империализма и советского социал-империализма и поскольку оно обеспечивает также ограбление нашего народа компрадорско-бюрократическим капиталом, проблема крестьянства становится основной проблемой индийской революции.

  27. Поэтому основная задача индийской революции — свержение правления феодализма, компрадорско-бюрократического капитализма, империализма и социал-империализма. Это определяет текущую стадию нашей революции; это стадия демократической революции, сущность которой — аграрная революция.

  28. Это, однако, не демократическая революция старого типа, а демократическая революция нового типа, народно-демократическая революция, составляющая часть мировой социалистической революции, предвестником которой была Великая Октябрьская революция, и будучи таковой она может быть успешно проведена только рабочим классом и никаким иным. Рабочий класс — самый революционный класс и наиболее организованный передовой отряд нашего народа.

  29. Эта революция установит диктатуру рабочего класса, крестьянства, мелкой буржуазии и даже части малой и средней буржуазии под руководством рабочего класса. Вместе они составляют подавляющее большинство индийского народа. Это будет гарантированная государством демократия для 90 % народа и усиленная диктатура над горсткой врагов. Вот почему это называется народной демократией.

  30. Основная сила возглавляемой рабочим классом демократической революции — крестьянство. Рабочий класс всецело полагается на безземельных и бедных крестьян, крепко сплачивается со средними крестьянами и завоёвывает на свою сторону даже часть богатых крестьян, нейтрализуя остальных. Только крошечная часть богатых крестьян в конце концов присоединится к врагам революции. Городская мелкая буржуазия и революционная интеллигенция нашей страны — это революционные силы, которые будут надёжным союзником в революции.

  31. Малая и средняя буржуазия, бизнесмены и буржуазные интеллигенты — колеблющиеся и неустойчивые союзники демократической революции. Они будут то поддерживать, то противостоять и иногда даже предавать революцию. Их двойственная роль в революции вырастает из их противоположности и единства с врагами нашей революции.

  32. Итак, чтобы довести демократическую революцию до конца, необходимо построить под руководством рабочего класса демократический фронт всех этих классов.

  33. Но этот фронт может быть построен, когда будет достигнуто рабоче-крестьянское единство в ходе вооружённой борьбы и после установления красной политической власти хотя бы в некоторых частях страны.

  34. Следует понимать, что рабочий класс может осуществить и осуществит своё руководство народно-демократической революцией через свою политическую партию, Коммунистическую партию Индии (м.‑л.). Также он выполнит свою авангардную роль, развернув борьбу по политическим вопросам, как на национальном так и на международном уровне, акциями солидарности в поддержку революционных классов, в основном, революционной борьбы крестьянства и отправив свою классово-сознательную авангардную часть организовать и возглавить крестьянскую вооружённую борьбу.

  35. Путь освобождения Индии, как и всех прочих колониальных и полуколониальных и полуфеодальных стран,— это путь народной войны. Как учит нас Председатель Мао, «революционная война есть война народных масс, вести её можно, лишь мобилизуя народные массы, лишь опираясь на народные массы»8.

  36. Рабочий класс может вести успешную народную войну, создавая малые базы вооружённой борьбы по всей стране и укрепляя политическую власть народа. Это возможно только через развитие партизанской войны, которая есть и останется основной формой борьбы в течение всего периода нашей демократической революции.

  37. Как указал товарищ Линь Бяо, «партизанская война — это единственный способ привести в движение и применить всю силу народа против врага»9. Лишь партизанская война может дать волю инициативе и пробудить творческий гений индийского народа, позволить ему творить чудеса, работать разными путями и может позволить ему эффективно согласовывать эти пути. Таким образом, лишь партизанская война может расширить малые базы вооружённой борьбы до больших, обширных областей посредством могучих волн народной войны и развить народную армию, которая свергнет реакционное правление четырёх гор в деревне, окружит и захватит города, установит народно-демократическую диктатуру по всей стране и решительно поведёт её к диктатуре пролетариата и социализму.

  38. Народно-демократическое государств выполнит следующие главные задачи:

    1. Конфискация всех банков и предприятий иностранного капитала и ликвидация всех долгов империалистам.
    2. Конфискация всех предприятий компрадорско-бюрократического капитала.
    3. Конфискация всех земель, принадлежащих лендлордам и их перераспределение среди безземельных и бедных крестьян по принципу «землю — тем, кто её обрабатывает»; отмена всех долгов крестьянства и прочего трудящегося народа. Гарантируется всяческая поддержка развития сельского хозяйства.
    4. Установление восьмичасового рабочего дня, повышение зарплат, установление пособия по безработице и социального обеспечения, устранение всякого неравенства на основе равной оплаты за равный труд.
    5. Улучшение условий жизни солдат и предоставление земли и работы отслужившим.
    6. Установление лучших условий жизни народа и устранение безработицы.
    7. Развитие новодемократической культуры вместо колониальной и феодальной культуры.
    8. Уничтожение нынешней образовательной системы и образовательных учреждений и строительство новой образовательной системы и новых образовательных учреждений, соответствующих нуждам народно-демократической Индии.
    9. Уничтожение кастовой системы, устранение всякого социального неравенства и всякой дискриминации на религиозной почве, обеспечение равного статуса женщин.
    10. Объединение Индии и признание права на самоопределение.
    11. Предоставление равного статуса всем национальным языкам.
    12. Уничтожение всех чрезмерных налогов и различных отчислений, принятие единой прогрессивной налоговой системы.
    13. Осуществление политической власти народа через революционные народные советы на всех уровнях.
    14. Формирование союза с международным пролетариатом и угнетёнными народами мира под руководством КПК.
  39. Демократическая революция в Индии происходит в эру Мао Цзэдуна, когда мировой империализм навлекает на себя тотальную гибель, а социализм продвигается к победе во всём мире. Наша революция — часть Великой пролетарской культурной революции, укрепившей социализм и пролетарскую диктатуру в Китае и сделавшей его надёжной базой мировой революции. Наша революция происходит в то время, когда великий Ⅹ съезд великой, славной и принципиальной КПК — съезд единения и триумфа — крайне вдохновил международный пролетариат. Она происходит в то время, когда КПК, возглавляемая Председателем Мао и вице-председателем Линь Бяо, ведёт международный пролетариат к выполнению его исторической миссии освобождения всего человечества от правления империализма и реакции и установления социализма и коммунизма на этой Земле. Мы — отряд этой великой армии международного пролетариата.

  40. КПИ(мл) выдвигает перед индийским народом программу народно-демократической революции и посвящает себя этому великому революционному делу. Партия уверена, что гранитное единство нашего народа со всеми социалистическими и угнетёнными нациями, особенно китайским народом, приведёт к победе индийской революции, предсказанной Председателем Мао, «положит конец империалистической реакционной эре в истории человечества»10 и обеспечит всемирную победу социализма.

Примечания
  1. Ахимса — ненасилие, сатьяграха — буквально «упорство в истине», тактика ненасильственной борьбы Ганди. Чарка — вероятно, имеется в виду традиционная индийская прялка, которую Ганди использовал как символ, настаивая на «жизненной связи между сатьяграхой и чаркой».— Маоизм.ру.
  2. Имеется в виду известный бунт 1946 г.Маоизм.ру.
  3. Кашмирцы — народ, населяющий Джамму и Кашмир на севере Индии, а также проживающий в Пакистане.— Маоизм.ру.
  4. Нага — группа горных народностей тибетского происхождения, проживающая в штате Нагаленд и некоторых других штатах Индии, а также в Мьянме.— Маоизм.ру.
  5. Нага — народ тибетского происхождения, проживающий в штате Мизорам, а также в Мьянме и Бангладеш.— Маоизм.ру.
  6. Хариджане — буквально «люди Бога» — введённое Ганди «политкорректное» обозначение неприкасаемых. Известны также как далиты, т. е. «угнетённые».— Маоизм.ру.
  7. Закон США «О развитии сельскохозяйственной торговли и помощи», принятый в 1954 г.— Маоизм.ру.
  8. Мао Цзэдун. Заботиться о жизни масс, обращать внимание на методы работы (27 января 1934 г.).— Маоизм.ру.
  9. Линь Бяо. Да здравствует победа народной войны (3 сентября 1965 г.).— Маоизм.ру.
  10. Мао Цзэдун. Ответ Коммунистической партии Индии (19 октября 1949 г.).— Маоизм.ру.

Добавить комментарий