Фрагмент автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (Институт Дальнего Востока Российской академии наук, 2007 г.).
В третьей главе «Теория конфуцианской цивилизации на современном этапе» рассматривается динамичный процесс отрицания и утверждения теории конфуцианской цивилизации во второй половине ⅩⅩ в. и начале ⅩⅩⅠ в.
Содержание первого параграфа «„Кампания критики Линь Бяо и Конфуция“ — масштабное наступление на теорию конфуцианской цивилизации и роль Го Можо в создании её теоретической платформы» сосредоточено на анализе названной кампании. В ней наиболее характерно проявились особенности современной трактовки конфуцианских теоретических понятий. Разбирается превозносимая Линь Бяо конфуцианская теория гуманного правления, основанная на архетипической модели у чан, в которой фигурируют известные по первой и второй главам диссертации универсалии добродетели, человеколюбия, гуманности, долга, справедливости, верности (доверия) и новая универсалия снисходительности. В аналитическом ключе рассматриваются пять наиболее распространенных изречений Конфуция, которые выполняли функцию программных заявлений группы Линь Бяо. Для каждого изречения даётся выявленная по документам и критическим статьям маоистская трактовка, раскрывающая подготовку активной критики теории конфуцианской цивилизации. На основе этого выявлена антиномичность «маоистского насилия» и «конфуцианской гуманности» и идеалов конфуцианского и маоистского человека.
В исследование включена именно теоретическая и историческая цивилизационная проблематика, показывается, как Мао Цзэдун посредством авторитета президента АН КНР Го Можо пытался обесценить теоретическое слово Конфуция путём изменения исторических вех рабовладения и феодализма в Китае. В работе даётся концентрированный анализ статьи Го Можо «Проблемы периодизации древней истории Китая» на фоне многолетней дискуссии китайских историков о времени становления феодализма, опубликованной в теоретическом журнале КПК — «Хунци». Именно эта статья должна была теоретически, с «марксистско-маоистских» позиций послужить прологом политической кампании низвержения теории конфуцианской цивилизации. В диссертации специально отмечается, что хотя Го Можо не выступал прямо с критикой Конфуция, он фактически стал автором идеологической платформы всей последующей кампании критики Линь Бяо и Конфуция.
Второй параграф «Критика основ теории конфуцианской цивилизации — Ян Юнго и Фэн Юлань» посвящён анализу причин противоположных оценок теории конфуцианской цивилизации: Ян Юнго был известен в Китае негативным отношением к Конфуцию, Фэн Юлань заслужил всемирную известность и признательность за свои фундаментальные исследования учения Конфуция.
В диссертации показано, как Ян Юнго, основываясь на периодизации Го Можо с «марксистских» позиций объявляет учение Конфуция реакционным, обвиняет древнего мыслителя в том, что он выражал интересы гибнущей рабовладельческой аристократии. В свою очередь, Фэн Юлань выступил с критикой основных концепций учения Конфуция лишь после нескольких ночных собеседований с Мао Цзэдуном.
Данный параграф завершается показом масштабности антиконфуцианской кампании, в которой приняли активное участие сотни тысяч людей, представлявших все социальные и возрастные категории, преимущественно горожан. Деревня, фактически, игнорировала эту политическую кампанию.
В третьем параграфе «Реставрация теории конфуцианской цивилизации в процессе модернизации Китая» показан поэтапный процесс реставрации теории конфуцианской цивилизации, в котором приняли активное участие ведущие историки и философы Китая. Диссертант вскрывает причины обращения Дэн Сяопина именно к первой «социальной утопии» Конфуция в качестве идеологического мотора модернизации Китая. Решающую роль сыграла не только сама традиция конфуцианской цивилизации, но и её реализация в процессе модернизации Сингапура, Тайваня и стран конфуцианского культурного региона.
В диссертации отображено то, что разрабатывая стратегию развития Китая в условиях сохранения стабильности, руководство страны, прежде всего председатель КНР и генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзиньтао, творчески развивает конфуцианскую составляющую в идеологии КПК, оперируя терминами из концепции «гуманного правления» Мэн-цзы, а также из «Да сюэ». Анализ программного документа ЦК КПК «Важные вопросы построения гармоничного социалистического общества» (июнь 2006 г.), предназначенного стать основой внутреннего курса КПК на ближайшие 14 лет, свидетельствует об активном соучастии ценностей конфуцианской цивилизации в процессе модернизации Китая. По мнению диссертанта в настоящее время завершается цикл исторических трансформаций теории конфуцианской цивилизации, открывающей перспективу её модификации и использования в дальнейшей истории Китая.