Этот текст несколько проблематичен.
В интервью Эдгару Сноу в 1965 году сам Мао вообще отрицал, что его писал.
Советские источники («Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна») указывают брошюру «Диалектический материализм»1, изданную в г. Дальнем на китайском языке в период 1945—1949 гг., а первая её глава была опубликована ранее, в 1940 г., в журнале «Миньчжу» также под названием «Диалектический материализм».
Источник цитирует по этой брошюре слова Мао:
«Этот мой курс лекций тоже не может считаться хорошим, потому что сам я только начал изучать диалектику и не в состоянии написать хорошую книгу…»2.
Затем текст был частично включен в 6‑й том сочинений Мао, изданный после его смерти индийцами. В предварительном примечании они пишут:
«Этот текст включает примерно две трети первой главы и примерно одну пятую первых шести раздело второй главы „Бяньчжэн вэйучжуи (цзянши тиган)“ („Диалектический материализм: (заметки лектора)“) Мао, опубликованные в „Канчжань дасюэ“ №№ 6—8 с апреля по июнь 1938 г.».
Наконец, в 1990 г. Ник Найт, профессор австралийского университета имени Сэмюэля Грифита, издал сборник3, в который включил данную работу с обильными комментариями.
Глава Ⅰ. Идеализм и материализм
Война двух армий в философии
‹…›
Различия между идеализмом и материализмом
‹…›
Источники возникновения и развития идеализма
‹…›
Источники возникновения и развития материализма
‹…›
Глава Ⅱ. Диалектический материализм
Диалектический материализм — это революционное оружие пролетариата
‹…›
Отношение диалектического материализма к наследию старой философии
‹…›
Из-за социальной отсталости Китая движение за изучение диалектического материализма, развёртывающееся в настоящее время в Китае, идёт не путём развития и перестройки собственного философского наследия, а путём изучения марксизма-ленинизма.4 Но если мы хотим обеспечить глубокое проникновение диалектико-материалистического мышления в Китай и продолжения его развития, и, кроме того, чтобы он дал устойчивое направление китайской революции и привёл её в будущем к окончательной победе, мы должны бороться против всяких существующих в Китае старых и гнилых философских теорий на идеологическом фронте по всей стране, поднять флаг критики и таким образом ликвидировать философское наследие древнего Китая. Только так мы сможем достичь своей цели.5
Единство мировоззрения и методологии в диалектическом материализме
‹…›
Проблема предмета материалистической диалектики (что изучает материалистическая диалектика?)
‹…›
Относительно материи
‹…›
Относительно движения (относительно развития)
‹…›
Относительно пространства и времени
‹…›
Относительно сознания
‹…›
Относительно отражения
‹…›
Относительно истины
‹…›
Относительно практики (о связи познания и практики, связи теории и действительности, связи знания и действия)6
‹…›
Глава Ⅲ. Материалистическая диалектика7
‹…›
‹…› Наша революционная практика является наукой, которая называется общественной, или политической, наукой, и если мы не разберёмся в диалектике, то наши дела пойдут плохо.8 ‹…›
‹…›
Приходится слышать также, что диалектика так глубока и трудна, что рядовому человеку её изучить не под силу. Это тоже неверно. Поскольку диалектика содержит законы природы, общества и сознания, каждый человек, имеющий какой-то общественный опыт (производственный опыт и опыт классовой борьбы), по существу, кое-что понимает в диалектике, и чем больше у него общественный опыт, тем больше понимание им диалектики.9 ‹…›
Закон единства противоположностей
‹…›
Два воззрения на развитие
‹…›
Формальнологический закон тождества и диалектический закон противоречия
‹…›
Всеобщность противоречия
‹…›
Специфичность противоречия
‹…›
Главное противоречие и главная сторона противоречия
‹…›
Тождество и борьба противоположностей
‹…›
Место антагонизма в ряду противоречий
‹…›
- Советский источник утверждает, что брошюра «Диалектический материализм» «
написана на основе двух советских работ — учебника „Диалектический материализм“ (под руководством академика М. Митина), вышедшего в Москве в 1933 г., и статьи „Диалектический материализм“, опубликованной в 22‑м томе первого издания Большой Советской Энциклопедии
» и «по сути дела… представляет собой компиляцию этих двух работ
».↩ - Это просто обычная восточная форма вежливости, не означающая того, что, как пишут советские авторы, Мао «
был весьма скромного мнения о
» брошюре.↩ - Mao Zedong on dialectical materialism: writings on philosophy, 1937 / edited by Nick Knight.↩
- Цит. по: Опасный курс. Об антиреволюционном, великодержавном курсе маоистов. Вып. 3‑й.— М., Политиздат, 1972.— с. 13. ← Р. Косолапов, Э. Баталов. У истоков маоизма.— «Молодой коммунист», 1972, № 1.↩
- Пер. с англ.— О. Торбасов.↩
- Издаётся отдельно, как работа «Относительно практики».↩
- По утверждению советского источника, издаётся отдельно, как работа «Относительно противоречия», за исключением раздела «Формальнологический закон тождества и диалектический закон противоречия». На самом деле цитируемая здесь начальная часть в «Относительно противоречия» тоже не входит.↩
- Цит. по: Идейно-политическая сущность маоизма.— М.: «Наука», 1977. (В данном источнике утверждается, что это цитата Мао, датируемая 1940‑ми годами.) ← Бяньчжэн вэйучжуи (Диалектический материализм), Пекин, 1961.↩
- Цит. по: Идейно-политическая сущность маоизма.— М.: «Наука», 1977. (В данном источнике утверждается, что это цитата Мао, датируемая 1940‑ми годами.) ← Бяньчжэн вэйучжуи (Диалектический материализм), Пекин, 1961.↩