Оглавление дано по: Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна.— М.: Издательство «Мысль», 1970.

Апрель — июнь 1938 г.

Диалектический материализм (фрагменты)

Кто опубликовал: | 17.09.2024

Этот текст несколько проблематичен.

В интервью Эдгару Сноу в 1965 году сам Мао вообще отрицал, что его писал.

Советские источники («Критика теоретических концепций Мао Цзэ-дуна») указывают брошюру «Диалектический материализм»1, изданную в г. Дальнем на китайском языке в период 1945—1949 гг., а первая её глава была опубликована ранее, в 1940 г., в журнале «Миньчжу» также под названием «Диалектический материализм».

Источник цитирует по этой брошюре слова Мао:

«Этот мой курс лекций тоже не может считаться хорошим, потому что сам я только начал изучать диалектику и не в состоянии написать хорошую книгу…»2.

Затем текст был частично включен в 6‑й том сочинений Мао, изданный после его смерти индийцами. В предварительном примечании они пишут:

«Этот текст включает примерно две трети первой главы и примерно одну пятую первых шести раздело второй главы „Бяньчжэн вэйучжуи (цзянши тиган)“ („Диалектический материализм: (заметки лектора)“) Мао, опубликованные в „Канчжань дасюэ“ №№ 6—8 с апреля по июнь 1938 г.».

Наконец, в 1990 г. Ник Найт, профессор австралийского университета имени Сэмюэля Грифита, издал сборник3, в который включил данную работу с обильными комментариями.

Маоизм.ру

Глава Ⅰ. Идеализм и материализм

Война двух армий в философии

‹…›

Различия между идеализмом и материализмом

‹…›

Источники возникновения и развития идеализма

‹…›

Источники возникновения и развития материализма

‹…›

Глава Ⅱ. Диалектический материализм

Диалектический материализм — это революционное оружие пролетариата

‹…›

Отношение диалектического материализма к наследию старой философии

‹…›

Из-за социальной отсталости Китая движение за изучение диалектического материализма, развёртывающееся в настоящее время в Китае, идёт не путём развития и перестройки собственного философского наследия, а путём изучения марксизма-ленинизма.4 Но если мы хотим обеспечить глубокое проникновение диалектико-материалистического мышления в Китай и продолжения его развития, и, кроме того, чтобы он дал устойчивое направление китайской революции и привёл её в будущем к окончательной победе, мы должны бороться против всяких существующих в Китае старых и гнилых философских теорий на идеологическом фронте по всей стране, поднять флаг критики и таким образом ликвидировать философское наследие древнего Китая. Только так мы сможем достичь своей цели.5

Единство мировоззрения и методологии в диалектическом материализме

‹…›

Проблема предмета материалистической диалектики (что изучает материалистическая диалектика?)

‹…›

Относительно материи

‹…›

Относительно движения (относительно развития)

‹…›

Относительно пространства и времени

‹…›

Относительно сознания

‹…›

Относительно отражения

‹…›

Относительно истины

‹…›

Относительно практики (о связи познания и практики, связи теории и действительности, связи знания и действия)6

‹…›

Глава Ⅲ. Материалистическая диалектика7

‹…›

‹…› Наша революционная практика является наукой, которая называется общественной, или политической, наукой, и если мы не разберёмся в диалектике, то наши дела пойдут плохо.8 ‹…›

‹…›

Приходится слышать также, что диалектика так глубока и трудна, что рядовому человеку её изучить не под силу. Это тоже неверно. Поскольку диалектика содержит законы природы, общества и сознания, каждый человек, имеющий какой-то общественный опыт (производственный опыт и опыт классовой борьбы), по существу, кое-что понимает в диалектике, и чем больше у него общественный опыт, тем больше понимание им диалектики.9 ‹…›

Закон единства противоположностей

‹…›

Два воззрения на развитие

‹…›

Формальнологический закон тождества и диалектический закон противоречия

‹…›

Всеобщность противоречия

‹…›

Специфичность противоречия

‹…›

Главное противоречие и главная сторона противоречия

‹…›

Тождество и борьба противоположностей

‹…›

Место антагонизма в ряду противоречий

‹…›

Примечания
  1. Советский источник утверждает, что брошюра «Диалектический материализм» «написана на основе двух советских работ — учебника „Диалектический материализм“ (под руководством академика М. Митина), вышедшего в Москве в 1933 г., и статьи „Диалектический материализм“, опубликованной в 22‑м томе первого издания Большой Советской Энциклопедии» и «по сути дела… представляет собой компиляцию этих двух работ».
  2. Это просто обычная восточная форма вежливости, не означающая того, что, как пишут советские авторы, Мао «был весьма скромного мнения о» брошюре.
  3. Mao Zedong on dialectical materialism: writings on philosophy, 1937 / edited by Nick Knight.
  4. Цит. по: Опасный курс. Об антиреволюционном, великодержавном курсе маоистов. Вып. 3‑й.— М., Политиздат, 1972.— с. 13. ← Р. Косолапов, Э. Баталов. У истоков маоизма.— «Молодой коммунист», 1972, № 1.
  5. Пер. с англ.— О. Торбасов.
  6. Издаётся отдельно, как работа «Относительно практики».
  7. По утверждению советского источника, издаётся отдельно, как работа «Относительно противоречия», за исключением раздела «Формальнологический закон тождества и диалектический закон противоречия». На самом деле цитируемая здесь начальная часть в «Относительно противоречия» тоже не входит.
  8. Цит. по: Идейно-политическая сущность маоизма.— М.: «Наука», 1977. (В данном источнике утверждается, что это цитата Мао, датируемая 1940‑ми годами.) ← Бяньчжэн вэйучжуи (Диалектический материализм), Пекин, 1961.
  9. Цит. по: Идейно-политическая сущность маоизма.— М.: «Наука», 1977. (В данном источнике утверждается, что это цитата Мао, датируемая 1940‑ми годами.) ← Бяньчжэн вэйучжуи (Диалектический материализм), Пекин, 1961.

Добавить комментарий