Из выступления товарища Мао Цзэдуна на Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий.
В вопросе о сплочённости мне хотелось бы немного остановиться на методе. Я считаю, что в отношениях с товарищами, кем бы они ни были, но только не враждебными элементами и не вредителями, нужно стоять на позициях сплочения. К товарищам нужно подходить диалектически, а не метафизически. Что значит — диалектически? Это значит ко всему подходить аналитически, признавать, что человек не может не ошибаться, и не отрицать всё у человека из-за того, что он совершил ошибки. Ленин говорил, что в мире нет человека, который бы не ошибался. Любой человек нуждается в поддержке со стороны других. Без трёх помощников удальцу не развернуться. Без трёх кольев изгородь не поставишь. Как ни прекрасен цветок лотоса, и ему нужна поддержка зелёных листьев. Так гласят китайские пословицы. Есть у нас в Китае ещё и такая пословица: три простых сапожника равноценны мудрецу Чжугэ Ляну. Один Чжугэ Лян никогда не может всего предусмотреть, у него всё же бывают промахи. Возьмём, например, нашу Декларацию 12 стран. Были первый, второй, третий, четвёртый варианты, и до сих пор её стилистическая обработка ещё не закончена. По-моему, тот, кто считает себя мудрейшим и всемогущим, как бог, мыслит неправильно. Итак, как же нужно относиться к товарищам, совершившим ошибки? К ним необходимо подходить аналитически, диалектически, а не метафизически. Наша партия одно время увязла в метафизике догматизме. Люди, которые считались неугодными, совсем устранялись. Потом мы осудили догматизм и постепенно стали больше разбираться в диалектике. Основа диалектики — единство противоположностей. Признавая это, как нужно поступать с товарищами, совершившими ошибки? Во-первых, надо бороться с ошибившимися товарищами и до конца искоренять ошибочные взгляды. Во-вторых, надо помогать им. С одной стороны, бороться, с другой, помогать. Исходя из добрых побуждений, помочь им исправить ошибки, чтобы они видели перед собой выход.
По-иному следует относиться к другой группе людей. Таким, как Троцкий, а в Китае таким, как Чэнь Дусю, Чжан Готао, Гао Ган, ничем не поможешь, ибо эти люди неисправимы. Неисправимы и такие, как Гитлер, Чан Кайши, русский царь, их нужно только свергать, поскольку мы с ними абсолютно исключаем друг друга. В этом смысле им присуща не двойственность, а односторонность. В конечном итоге так же нужно поступить с империализмом и капитализмом, которые неизбежно будут заменены социализмом. Так обстоит и с идеологией — идеализм должен быть заменён материализмом, теизм же — атеизмом. Вышесказанное рассматривается с точки зрения стратегических целей. На тактическом этапе дело обстоит иначе, здесь допустим компромисс. Разве на 38‑й параллели в Корее мы не пошли на компромисс с американцами? Разве во Вьетнаме не пошли на компромисс с французами?
На любом тактическом этапе нужно уметь бороться и уметь идти на компромисс. Возвращаюсь к вопросу об отношениях между товарищами. Я предлагаю, в случае возникновения какой-либо отчуждённости, проводить между товарищами переговоры. Некоторые считают, будто люди, вступив в компартию, становятся святыми, между ними нет разногласий, нет недоразумений, к ним нельзя подходить аналитически, другими словами, будто все коммунисты сделаны на один манер, подобно чугунным слиткам, и отпадает необходимость в переговорах. Получается, что со вступлением в компартию все якобы обязательно становятся стопроцентными марксистами. В действительности марксисты бывают разные: есть марксисты стопроцентные, девяностопроцентные, восьмидесятипроцентные, семидесятипроцентные, шестидесятипроцентные и пятидесятипроцентные, а есть и такие, у которых марксизма всего лишь десять-двадцать процентов. Почему бы нам не побеседовать в одной небольшой комнате вдвоём или в узком кругу людей? Почему бы не вести переговоры, исходя из стремления к сплочению и желания помочь? Здесь, конечно, имеются в виду не переговоры с империалистами (с ними тоже нужно вести переговоры), а переговоры между коммунистами. Приведу пример. Разве в этот раз 12 стран не ведут переговоры? Разве их не ведут 60 с лишним партий? Фактически они их ведут. Это значит, что без ущерба принципам марксизма-ленинизма принимаются приемлемые замечания других и снимаются некоторые свои замечания, которые можно снять. Таким образом, приводятся в движение обе наши руки: одна — для того чтобы вести борьбу с товарищами, совершившими ошибки; другая — для того чтобы добиваться сплочения с ними. Цель борьбы состоит в отстаивании принципов марксизма, в этом заключается принципиальность. Это одна рука. Другая рука предназначена для сплочения. А цель сплочения состоит в том, чтобы показать этим товарищам выход, прийти к компромиссу с ними; в этом заключается гибкость. Единство принципиальности и гибкости является принципом марксизма-ленинизма, одним из проявлений единства противоположностей.
Любой мир и, конечно, классовое общество в особенности полны противоречий. Некоторые утверждают, что в социалистическом обществе можно «найти» противоречия. Такую постановку вопроса я считаю неправильной. Дело не в том, найдутся ли противоречия или нет, а в том, что социалистическое общество полно противоречий. Нет такого места, где бы не было противоречий. Нет такого человека, к которому нельзя было бы подойти аналитически. Признание, что человек не поддаётся анализу, есть метафизика. Посмотрите, и атом насыщен проявлениями единства противоположностей. В атоме единство противоположностей образуют атомное ядро и электроны. А в самом атомном ядре единство противоположностей составляют протоны и нейтроны. Протонам, в свою очередь, противостоят антипротоны, а нейтронам — антинейтроны. Словом, единство противоположностей существует везде и всюду. Необходимо широко пропагандировать положение о единстве противоположностей, пропагандировать диалектику. Я считаю, что нужно вывести диалектику из узкого круга философов и распространить её среди широких народных масс. Я бы предложил этот вопрос обсудить на заседаниях политбюро и пленумах ЦК всех партий, на заседаниях местных партийных комитетов всех ступеней. Фактически секретари наших партячеек понимают диалектику. Готовясь к докладам на общих собраниях ячеек, они обычно отмечают у себя в блокноте два момента: во-первых, положительные стороны, во-вторых, недостатки. Раздвоение единого — это повсеместное явление, это и есть диалектика.