Сунь Ятсен. Избранные произведения.— М., «Наука», 1985.— сс. 357—368.

23.01.1924

Манифест Ⅰ съезда гоминьдана

Кто опубликовал: | 05.11.2025

Современное положение Китая

Китайская революция началась после японо-китайской войны 1894—1895 годов. Достигнув в 1900 году огромного размаха, она в 1911 году завершилась победой, в результате которой был свергнут монархический строй. Но революция возникла не внезапно; уже давно, ещё с тех пор, как маньчжуры завладели Китаем, в сердцах народа зрело недовольство. С открытием для иностранцев китайских портов империалистические державы хлынули в Китай. В результате вооружённой агрессии и экономического закабаления он был лишён независимости и превращён в полуколонию. Маньчжурское правительство было бессильно противодействовать иностранному вторжению. Проводя политику национального порабощения, усиливая гнёт, оно тем самым играло на руку империалистическим державам.

Члены нашей партии, следовавшие за своим руководителем доктором Сунем, поняли, что в Китае невозможно осуществить преобразования без свержения маньчжурской династии. Отважно встав в авангарде нации, они не прекращали борьбы вплоть до 1911 года, когда, наконец, власть маньчжуров была окончательно уничтожена. Они хорошо знали, что цель революции — не только свергнуть маньчжурскую династию, но и провести преобразования в стране. В условиях того времени это означало: в области национальной — переход от господства одной нации к равноправному объединению всех национальностей; в области политической — переход от единовластия к народовластию; в области экономической — переход от кустарного производства к капиталистическому. Следуя по такому пути, полуколониальный Китай несомненно смог бы превратиться в независимое государство и прочно утвердиться среди других стран мира.

По этого не произошло. Хотя революция и победила, практическая деятельность революционного правительства ограничилась лишь провозглашением национального освобождения, и уже через некоторое время под давлением сложившихся обстоятельств оно вынуждено было пойти на компромисс с контрреволюционерами-монархистами. Этот компромисс, означавший косвенное примирение с империализмом, послужил причиной первого поражения революции.

Среди контрреволюционеров-монархистов выделялся в то время Юань Шикай, который на первых порах не пользовался большим влиянием. Однако революционеры не смогли одолеть его, поскольку они старались любыми путями избежать продолжения гражданской войны и к тому же не имели организованной, дисциплинированной партии, члены которой сознавали бы свои обязанности и цели. Если бы такая партия существовала, революционные силы, безусловно, смогли бы дать отпор проискам Юань Шикая, не позволили бы ему использовать революцию в своих интересах и в конце концов одержали бы победу. Юань Шикай — глава северных милитаристов — нередко вступал в сговор с империалистическими державами, на него опирались все контрреволюционные силы, такие, как военщина и чиновничество. И этому человеку революционеры уступили политическую власть в стране! Нет ничего удивительного, что революция потерпела поражение!

Но и после смерти Юань Шикая дело революции продолжает терпеть поражение за поражением. Распоясавшиеся милитаристы чинят произвол и беспощадно расправляются с народом. В таких условиях не может быть и речи о народовластии.

Но дело не только в этом. Милитаристы, интересы которых противоречат интересам народа, не могут существовать самостоятельно и вступают в связь с иностранными империалистами. Так называемое республиканское правительство находится в руках милитаристов, которые используют его, чтобы снискать расположение держав и укрепить свои позиции. Используют это «правительство» и иностранные державы. Они предоставляют ему крупные займы для финансирования военных расходов, поддерживая таким образом в Китае бесконечную смуту, дающую им возможность вымогать привилегии и захватывать сферы влияния. Следовательно, беспорядки в пашей стране создаются великими державами, интересы которых в Китае сталкиваются и которые во имя своих целей истребляют наш народ руками милитаристов.

Более того. Эти беспорядки задерживают промышленное развитие Китая, что приводит к наводнению внутреннего рынка иностранными товарами. Наша промышленность даже в самом Китае не может конкурировать с иностранным капиталом. Это полностью лишает китайский народ возможности и уже не только политического, но и хозяйственного самостоятельного существования. Посмотрите, что делается в стране. Со времени поражения революции средние социальные слои претерпели множество бурных перемен и сейчас находятся в крайне бедственном положении. Владельцы мелких предприятий стоят на грани банкротства; мелкие кустари лишаются работы, превращаются в бездомных бродяг и начинают заниматься разбоем; крестьяне, не имея возможности вести хозяйство, по дешёвке распродают земельные участки. Жизнь изо дня в день дорожает, а бремя налогов становится всё тяжелее. Трагичность сложившегося положения очевидна, и приходится признать, что жизнь становится невыносимой.

Итак, можно утверждать, что после революции 1911 года вплоть до настоящего времени обстановка в Китае не только не улучшилась, а, наоборот, катастрофически ухудшается. Произвол милитаристов и великих держав усиливается день от дня, всё глубже и глубже ввергая Китай в страшный полуколониальный ад. Всё это крайне волнует народ, мыслящие люди днём и ночью думают над тем, как бы найти желанный путь спасения.

Но каковы же пути спасения Китая? Различные партии и группы, отдельные лица и даже иностранцы вносят много предложений по этому вопросу. Попытаемся вкратце обобщить эти предложения и оценить, насколько они приемлемы.

  1. Конституционалисты. Представители этой группы считают, что в настоящее время основной бедой Китая является отсутствие законности, что если удастся объединить страну на базе конституции, то, видимо, можно будет покончить с раздробленностью.

    Люди эти не понимают, однако, что эффективность конституции целиком зависит от поддержки её народными массами. Сама по себе бумажная конституция не в состоянии обеспечить народовластие и избавить от произвола милитаристов. С первого же года существования Республики была введена временная конституция. Но монархическое охвостье, милитаристы и бюрократия узурпировали власть и чинят беззакония. Пока эти люди не уйдут со сцены, конституция не будет эффективной и ничем не будет отличаться от простого клочка бумаги. Что пользы от такой конституции для народовластия?

    Недавно Цао Кунь, путём подкупа обосновавшись в Пекине, тоже использовал так называемую конституцию для прикрытия своих деяний. А ведь ясно, что его дела никак не вяжутся с законами. Так что непременным условием осуществления конституции является поддержка её народом. Погоня же за формальной конституцией — пустое занятие. Мало того, народные массы, не организованные должным образом, не могут воспользоваться конституцией, и она останется пустой формальностью, если даже милитаристы и не будут её нарушать.

    Итак, конституционалисты лишь мечтают о конституции, совершенно не заботясь о её защите и претворении в жизнь. Ясно, что они не располагают ни нужной организацией, ни должными методами, ни достаточным мужеством для борьбы за конституцию. Утверждение её возможно только после ликвидации господства великих держав и милитаристов.

  2. Сторонники федерации автономных провинций. Эта группа считает, что беспорядки, которые до сих пор имеют место в Китае, происходят от чрезмерного сосредоточения власти в руках нейтрального правительства. Поэтому-де центральное правительство должно передать часть своих полномочий провинциальным органам власти. После установления провинциальной автономии власть центрального правительства будет всё более ослабевать, и оно не сможет злоупотреблять ею.

    Представители этой группы забывают о том, что власть нынешнего пекинского правительства с самого начала является незаконной, не получившей признания народа. Крупные милитаристы просто-напросто захватили её, силой подчинили себе центральное правительство и теперь используют его для укрепления своего господства.

    Что же получится, если мы будем стремиться не к уничтожению господства крупных милитаристов, чтобы лишить их возможности использовать центральное правительство для своих чёрных дел, а к ослаблению власти центрального правительства с помощью мелких провинциальных милитаристов? В результате Китай окажется разделённым между мелкими милитаристами, каждый из которых отхватит себе по провинции и будет, заботясь только о своих собственных выгодах, стремиться жить в мире и согласии с крупными милитаристами, подчинившими себе центральное правительство. О какой же автономии можно будет говорить!

    Подлинная автономия действительно крайне необходима и соответствует требованиям и духу нашей нации, но она может быть установлена только после того, как весь Китай станет независимым. Нельзя думать о свободе для отдельных частей Китая, пока она не завоевана для страны в целом. Поэтому движение за автономию не может быть успешным в отрыве от борьбы за национальную независимость. Только в свободном Китае могут быть свободные провинции. Все экономические, политические и социальные проблемы провинций могут быть разрешены лишь в общегосударственном плане. Итак, подлинная автономия провинций будет осуществлена после победы национальной революции во всей стране. Пусть каждый гражданин Китая задумается над этим.

  3. Сторонники мирной конференции. Китай давно страдает от войн. Именно в связи с этим и появились толки о мирной конференции. Пропагандисты и сторонники этой теории имеются как среди китайцев, так и среди иностранцев. Если бы при помощи мирной конференции действительно удалось добиться мира, то это как нельзя лучше отвечало бы чаяниям народа. Однако такой путь невозможен! Почему? Да потому, что причиной военных беспорядков в Китае являются распри враждующих между собой милитаристов. Каждый из них заботится только о своих интересах. Противоречия между ними обострены до крайности, примирить их уже невозможно. Даже если бы это удалось, всё свелось бы к примирению интересов милитаристов, что, конечно, не принесло бы никакой пользы народным массам. Объединение милитаристов ещё не есть объединение страны, и народным массам оно не нужно!

    Результаты такой мирной конференции не будут ничем отличаться от результатов мирной конференции, состоявшейся после европейской войны, когда столкновение интересов великих держав не дало возможности малым странам Европы прийти к мирному объединению. Интересы этих же держав препятствуют и объединению Китая.

    Ещё более утопичными выглядят стремления тех, кто, понимая, что примирение невозможно, рассчитывает лишь обеспечить равновесие сил между группировками милитаристов и таким образом прекратить междоусобицу и водворить на некоторое время спокойствие. Почему? Да потому, что практически невозможно запретить одной милитаристской клике нападать на другую. К тому же милитаристы, все без исключения, имеют в своём распоряжении наёмные войска, а это значит, что они не могут не воевать, не могут не грабить. Грабить же в соседней провинции куда легче, чем в своей.

  4. Сторонники сформирования правительства из представителей деловых кругов. Сторонники этой идеи, исходя из того, что все бедствия Китая в настоящее время проистекают от милитаристов и чиновников, хотят заменить их капиталистами. Действительно, народные массы ненавидят милитаристов и чиновников за то, что они не способны выражать интересы народа. Однако смогут ли деловые круги выражать эти интересы? Это — во-первых. Преступность милитаристских правительств усугубляется тем, что они вверяют свою судьбу иностранцам; за это народ ненавидит их ещё сильнее. Если правительство деловых кругов также будет опираться на иностранцев, то оно ничем не будет отличаться от милитаристских правительств. Это — во-вторых. Хотя мы не имеем ничего против правительства, состоящего из представителей деловых кругов, однако требуем, чтобы в организации его участвовал весь простой народ, чтобы оно выражало интересы всего простого народа, а не только интересы самих деловых кругов. Кроме того, правительство должно быть независимым. Оно должно опираться не на помощь иностранцев, а на собственную волю простого народа.

Из изложенного выше следует, что, хотя эти различные предложения в лучшем случае и исходят из искреннего желания спасти Родину, они в конечном счёте являются беспочвенными. В худшем случае они вообще неискренни и представляют собой лишь злостную насмешку.

Наша партия неизменно считает, что единственно возможный путь спасения Китая — в национальной революции, в осуществлении трёх народных принципов. Из обзора современного положения Китая становится очевидным, что проведение национальной революции не терпит отлагательства. Поэтому мы считаем нужным ещё раз подробно изложить свои принципы и обнародовать политическую программу для сведения всей страны.

Принципы гоминьдана

Что же представляют собой идейные установки гоминьдана? Они содержатся в трёх народных принципах Сунь Ятсена. Мы считаем, что осуществление политической программы, основанной на этих принципах, является единственным путём спасения Родины. Этими принципами следует руководствоваться при последовательном осуществлении национальной революции.

Решительная реорганизация, проводимая сейчас в нашей партии, и усиление внимания к вопросам сплочённости и дисциплины направлены на то, чтобы побудить членов партии отдать все свои силы на претворение этих принципов в жизнь. Три народных принципа были подробно изложены в речи Сунь Ятсена 25 ноября прошлого года и в его выступлениях о современном положении Китая и о реорганизации гоминьдана на данном съезде.

В настоящем манифесте на основе обобщения этих выступлений даётся глубокое разъяснение трёх народных принципов. Только правильно понимая их, можно найти пути вызволения Китая из его нынешнего положения.

  1. Принцип национализма. С точки зрения гоминьдана, этот принцип имеет две стороны: национальное освобождение всего Китая; равноправие всех национальностей на территории Китая.

    Первая сторона. Цель принципа национализма — превратить китайскую нацию в свободную и независимую нацию мира. До Синьхайской революции маньчжуры занимали господствующее положение среди всех национальностей Китая, а империалисты великих держав опутали страну своими сетями. Вот почему движение за осуществление принципа национализма было направлено тогда главным образом против маньчжурской политики угнетения и империалистической политики раздела Китая. После революции 1911 года в ходе национального движения с маньчжурской политикой угнетения было покончено, но империалистические державы по-прежнему держат Китай в своих руках, только теперь речь идёт не о разделе страны, а о совместном управлении ею; иначе говоря, на смену вооружённому грабежу пришёл экономический гнёт. Это грозит Китаю потерей национальной независимости и свободы. Китайские милитаристы тоже действуют в сговоре с империалистами, а буржуазия алчно выжидает момент, чтобы присоединиться к дележу объедков. В этих условиях китайская нация как в политическом, так и в экономическом отношения приходит в состояние всё большего и большего упадка.

    В связи с этим члены гоминьдана не могут не продолжать энергичной борьбы за освобождение китайской нации. Их опорой становятся народные массы: интеллигенция, крестьяне, рабочие, торговцы, так как принцип национализма для любого класса означает одно — освобождение от империалистической агрессии. Деловым кругам осуществление этого принципа несёт избавление от экономического гнёта великих держав, которые в противном случае не дадут китайской национальной экономике возможности развиваться. Трудящихся оно спасает от хищных зубов милитаристов, а также внутренних и иностранных капиталистов, опирающихся на поддержку империализма. Таким образом, остриё национально освободительной борьбы направлено против империализма. Ослабление империализма под ударами национально-освободительного движения позволяет большинству народа расширять и укреплять свои организации для дальнейшей борьбы. Гоминьдан в состоянии доказать это на деле. Подтверждая антиимпериалистическую направленность принципа национализма, мы будем оказывать энергичную помощь всевозможным народным организациям, чтобы способствовать росту сил нации. Только при тесном контакте между гоминьданом и народными массами можно надеяться на завоевание подлинной свободы и независимости.

    Вторая сторона. Как уже говорилось выше, до Синьхайской революции в стране безраздельно господствовали маньчжуры. Казалось бы, что после революции, положившей конец маньчжурской политике угнетения, все национальности страны должны были получить возможность объединиться на основе равноправия. Именно в этом и заключается требование принципа национализма. Однако, к несчастью, китайское правительство оказалось в руках охвостья самодержавного режима — милитаристов, что привело к оживлению империалистических тенденций старого Китая. В стране вновь сложилась тревожная обстановка, поколебавшая веру национальных меньшинств в искренность установок гоминьдана. Поэтому гоминьдану во имя полного осуществления принципа национализма необходимо в дальнейшем разъяснить всем национальностям страны общность их интересов в национально-революционном движении. В настоящее время пропаганда принципов нашей партии ведётся с целью концентрации сил. Разумеется, по мере роста революционных сил будут постепенно налаживаться организационные связи со всеми национальностями и изыскиваться различные конкретные способы разрешения национального вопроса. Гоминьдан торжественно заявляет, что он признаёт право на самоопределение всех национальностей на территории Китая и необходимость образования свободной и единой Китайской Республики (свободного союза всех национальностей) после победы в антиимпериалистической и антимилитаристской революции.

  2. Принцип народовластия. Этот принцип в понимании гоминьдана предусматривает предоставление народу как косвенных, так и прямых прав, а это значит, что народ будет пользоваться не только избирательным правом, но и правом законодательной инициативы, референдума и смещения должностных лиц. Формы народовластия определяются конституцией, в основу которой кладётся учение Сунь Ятсена о раздельном функционировании пяти властей: законодательной, судебной, исполнительной, экзаменационной и контрольной. Это даёт возможность не только избежать недостатков, которые несёт с собой парламентаризм, но и устранить пороки, присущие системе выборов. В наше время так называемое народовластие в различных странах зачастую монополизируется буржуазией и обращается в орудие угнетения простого народа. Гоминьдановский же принцип народовластия означает, что власть должна принадлежать всему простому народу, а не кучке людей. Следует иметь в виду, что, с точки зрения гоминьдана, народовластие и так называемые естественные права человека — это различные вещи. В наши дни только народовластие отвечает требованиям китайской революции, ибо в Республике демократическими правами может пользоваться только народ. Нельзя неосмотрительно предоставлять эти права врагам Республики, дабы они не смогли их использовать против неё. Иначе говоря, все отдельные лица и организации, по-настоящему борющиеся против империализма, могут пользоваться всеми свободами и правами, а все те, кто предаёт Родину и наносит вред народу в угоду империалистам и милитаристам, пользоваться такого рода свободами и правами не должны.

  3. Принцип народного благосостояния. К наиболее важным положениям этого принципа относятся следующие: уравнение прав на землю и ограничение капитала.

    Основная причина неравенства в экономической организации порождается тем, что землёй владеет небольшое число людей. Поэтому государству следует ввести земельный закон, закон о землепользовании, о налоговом обложении, о зависимости размера налога от цены на землю. Цену на землю, находящуюся в частной собственности, определяют её владельцы и доводят до сведения правительства. Государство взимает налог согласно объявленной цене, а в случае необходимости по той же цене выкупает землю. Вот в чём основной смысл уравнения прав на землю. Все принадлежащие китайцам и иностранцам предприятия, которые имеют монополистический характер или очень велики по своим масштабам и не могут управляться частными лицами, как, например, банки, железные дороги, воздушные сообщения и т. п., эксплуатируются и управляются государством, чтобы частный капитал не мог держать в своих руках средства существования народа. Вот в чём основной смысл ограничения капитала.

    Можно считать, что осуществление этих двух мероприятий послужит хорошей основой для проведения в жизнь принципа народного благосостояния. Мы говорим крестьянам: Китай — аграрная страна, но в ней на долю крестьян выпали самые тяжкие страдания. Гоминьдан считает, что крестьян, которые из-за нехватки земли превратились в арендаторов, государство должно наделить землей и оказывать им помощь в её обработке; оно должно упорядочить систему ирригации и заселить пустующие окраинные районы, чтобы уравнять производительность почвы. Для крестьян, ставших из-за недостатка средств пожизненными должниками ростовщиков, государство должно создать кредитные органы, например, крестьянские банки и т. д., которые путём выдачи ссуд помогут им одолеть нужду и обрести счастье. Мы говорим китайским рабочим, что жизнь их совершенно не обеспечена. Гоминьдан считает, что государство должно изыскать пути для оказания помощи безработным. Необходимо ввести закон о труде, предусматривающий улучшение жизни рабочих, необходимо обеспечить содержание престарелых, воспитание детей, выдачу пенсий по инвалидности, введение всеобщего образования и т. д. Всё это входит в принцип народного благосостояния.

    Всюду в Китае, от крупных торговых центров до самых захолустных уголков страны, мы видим крестьян, прозябающих в нищете, и рабочих, изнемогающих от непосильного труда. Их положение, их страдания везде одинаковы. Все они жаждут освобождения и готовы дать отпор империалистам. Вот почему национальное революционное движение должно опираться на крестьян и рабочих страны, тогда оно, несомненно, завершится победой. Для достижения этой цели гоминьдан должен, во-первых, всемерно содействовать развитию движения крестьян и рабочих, оказывая поддержку их экономическим организациям, способствуя их дальнейшему росту и в конечном итоге умножению реальных сил национального революционного движения. Во-вторых, он должен вовлекать рабочих и крестьян в свои ряды, чтобы совместными усилиями двигать дело национальной революции вперёд. Ведь гоминьдан ведёт сейчас борьбу против империалистов и милитаристов, против тех обособленных классов, интересы которых противостоят интересам крестьян и рабочих, то есть ведёт борьбу за освобождение крестьян и рабочих. По сути дела, наша борьба за интересы крестьян и рабочих есть в то же время борьба самих крестьян и рабочих за свои интересы.

Таково подлинное толкование трёх народных принципов гоминьдана. После реорганизации наша партия получит строго продуманную организационную основу. Применяя разнообразные эффективные методы, гоминьдан будет воспитывать и обучать своих членов, чтобы подготовить из них настоящих революционеров, способных вести пропаганду идеи партии, работать в массах и участвовать в создании нового политического устройства. Одновременно партия направит все свои силы на пропагандистскую работу среди масс с тем, чтобы народ влился в революционное движение, взял власть в свои руки и победил своих врагов. Когда же народные массы возьмут власть и создадут правительство, ещё более будет необходима руководящая сила партии, чтобы дать отпор контрреволюционным выступлениям внутри страны и коварным проискам империалистов, которые пытаются лишить народные массы плодов победы, а также для того, чтобы устранить все препятствия на пути осуществления принципов гоминьдана. Ибо только на организованную и пользующуюся авторитетом партию могут опереться революционные массы, и только такая партия способна честно и до конца выполнить свой долг перед нацией.

Политическая программа гоминьдана

Мы не пожалеем сил, чтобы добиться осуществления программы партии. Но, учитывая, что перед нами длинный путь, а масштабы предстоящего строительства огромны, мы, конечно, не можем взять на себя смелость заявить, что программа будет выполнена в короткие сроки. Между тем критическое положение Китая обязывает принять немедленные меры. Вот почему мы ни на минуту не забываем о том, что первым шагом на пути к спасению Китая должно стать осуществление нашей политической программы. Ниже излагаются её конкретные требования. Мы выражаем надежду, что все, для кого государственные интересы выше интересов личных или интересов группы людей, тщательно разберутся в ней и общими усилиями претворят её в жизнь.

  1. Внешняя политика.

    1. Все неравноправные договоры, ущемляющие суверенные права Китая, такие, как договоры об иностранных концессиях, праве консульской юрисдикции, праве иностранцев на контроль за таможенными пошлинами и на осуществление всякого рода политической власти на территории нашей страны, должны быть аннулированы и перезаключены на основе равноправия и взаимного уважения суверенитета договаривающихся сторон.

    2. Любое государство, которое по собственному желанию откажется от всех привилегии и пожелает аннулировать договоры, попирающие суверенитет нашей страны, будет признано Китаем государством, на которое распространяется принцип наибольшего благоприятствования.

    3. Во всех прочих договорах, заключённых Китаем с великими державами, положения, ущемляющие интересы Китая, должны быть заново пересмотрены, с тем чтобы они не нарушали суверенитета договаривающихся сторон.

    4. Иностранные займы гарантируются и погашаются Китаем в пределах, не наносящих ему политического и хозяйственного ущерба.

    5. «Боксёрская» контрибуция 1 должна быть полностью перечислена в фонд средств, предназначенных на просвещение.

    6. За погашение иностранных займов, полученных такими безответственными правительствами на территории Китая, как пекинское, которое узурпировало власть и прибегло к подкупу на выборах, то есть за погашение займов, направленных не на увеличение благ народа, а на упрочение положения милитаристов и дающих последним возможность заниматься подкупом и набивать свой карман, китайский народ ответственности на себя не берёт.

    7. Совещания профессиональных объединении (банковских кругов, торговых союзов и т. д.) и общественных организаций (органов просвещения и т. д.) различных провинций должны изыскать возможности погашения иностранных займов, с тем чтобы вызволить изнурённый долгами Китай из положения международной полуколонии.

  2. Внутренняя политика.

    1. Прерогативы нейтральных и периферийных органов определять по принципу разумного разделения власти без уклона в сторону излишней централизации или излишней децентрализации. Все мероприятия общегосударственного характера отнести к компетенции центральных органов. мероприятия же, проведение которых требует учёта местных условий — к компетенции периферийных органов власти.

    2. Предоставить право населению каждой провинции самостоятельно вырабатывать конституцию и избирать своего губернатора. Однако провинциальные конституции не должны противоречить общегосударственной. Губернатор провинции, с одной стороны, осуществляет контроль за самоуправлением в данной провинции, а с другой — под руководством центра выполняет государственно-административные функции.

    3. Единицей самоуправления сделать уезд, население которого будет иметь право непосредственно избирать и отстранять от должности официальных лиц, а также пользоваться прямым правом законодательной инициативы и референдума.

      Налоговые поступления с земли, прибыль от роста цены на землю и от производства на общественных землях, доходы от водоёмов и лесов, от разработки полезных ископаемых и использования гидроресурсов передавать в распоряжение местных органов власти. Использовать эти средства для повышения благосостояния местного населения, а также для удовлетворения различных общественных нужд: воспитание детей, содержание престарелых, оказание помощи нуждающимся и пострадавшим от стихийных бедствий, медицинское обслуживание и т. д. Если тот или иной уезд окажется не в состоянии вести на свои средства разработку местных природных ресурсов или создать крупное торговое или промышленное предприятие, то государство поможет ему, причём чистая прибыль будет распределяться между ними поровну.

      Что касается обязательств уездов перед государством, то от ежегодных поступлений уезд должен отчислять определённый процент (не меньше 10 и не больше 50) в фонд государственных доходов.

    4. Осуществить систему всеобщих выборов, отменив классовые выборы, основанные на имущественном цензе.

    5. Разработать систему экзаменов, чтобы восполнить пробелы, свойственные избирательной системе.

    6. Предоставить народу свободу собраний, организаций, слова, печати, жительства, вероисповедания.

    7. Существующую систему наёмной армии постепенно заменить системой обязательной воинской повинности. Улучшить материальное и правовое положение низших офицерских чинов и солдат, ввести в армии сельскохозяйственное и производственное обучение. Точно определить требования, которым должен удовлетворять офицерский состав, изменить практику назначения и смещения офицеров.

    8. Установить законные размеры земельного налога, запретив всякие побочные сборы, такие, как лицзинь.

    9. Произвести учёт населения, произвести обмер пахотных земель, наладить учёт производства и сбыта продуктов питания, с тем чтобы обеспечить нужды населения.

    10. Укрепить сельские организации, улучшить жизнь крестьян.

    11. Выработать закон о труде, улучшить условия жизни трудящихся, взять под защиту организации рабочих и способствовать их росту.

    12. В юридической и экономической областях, а также в области просвещения и общественной жизни установить принцип равноправия мужчин и женщин, содействовать расширению прав женщины.

    13. Распространить всеобщее образование, сделав основной упор на обучение детей. Упорядочить систему просвещения, увеличить расходы на образование, обеспечить его независимость.

    14. Ввести земельный закон, законы о землепользовании, о налоговом обложении земли, о зависимости размера налога от цены на землю. Цену на землю, принадлежащую частным лицам, определяют её владельцы и сообщают её правительству; государство взимает налог согласно объявленной цене, а в случае необходимости по той же цене выкупает землю.

    15. Предприятия монополистического характера, а также предприятия, ведение которых не под силу частным лицам, как, например, железные дороги, воздушный транспорт и т. д., эксплуатируются и управляются государством.

Изложенный выше подробный перечень мероприятий мы считаем партийной программой-минимумом, первым шагом на пути спасения Китая в настоящее время.

Примечания
  1. Контрибуция, которую цинское правительство обязалось выплачивать империалистическим державам по так называемому Заключительному протоколу 1901 года, навязанному Китаю после подавления интервентами восстания ихэтуаней. После Октябрьской революции Советское правительство предложило направить суммы, причитавшиеся России, на финансирование учебных заведений Китая.

Добавить комментарий