Из интервью Арундати Рой, известной индийской писательницы, лауреата Букеровской премии за книгу «Бог мелочей». Это интервью, весьма объёмистое, взято 27 декабря 2007 г. Дэвидом Барсамяном, продюсером «Альтернативного радио», базирующегося в США, штат Колорадо. Опубликовано в троцкистском «Интернешенл соушиалист ривью» (International Socialist Review) за сентябрь-октябрь 2008 г. На русском языке фрагмент опубликован 9 октября 2008 г.
Далиты, неприкасаемые, живут в нашей стране не только на дне экономической и социальной лестницы — они живут на дне всего. Их часто избивают и убивают. Далиты часто предпочитали переходить из индуизма в мусульманство, христианство, сикхизм. Но и в тех религиях в Индии их продолжают считать и третировать как неприкасаемых. Это очень распространено.
Не так давно жил человек по имени Бант Сингх, он был сикхом-далитом. 30 % сикхов — далиты, и 90 % их — безземельные крестьяне и работают батраками. Высшие касты по всей Индии считают, что имеют право насиловать женщин-далиток. Маленькая дочь Сингха была изнасилована людьми из высших каст из его деревни. Бант был членом Коммунистической партии Индии (марксистско-ленинской), следовательно, не склонил послушно голову перед «религиозными нормами», не стал ждать изменений к лучшему в следующей жизни или ещё чего. Он подал в суд на обидчиков. Его предупредили — если не заберёшь иск, тебя убьют. Он не забрал, и ему отрубили руки и ноги.
Он лежал в делийском госпитале, и я пришла проведать его. И большим уроком для меня стал тот факт, что спасло Сингха лишь то, что он состоял в боевой политической партии. «Вы думаете, у меня нет рук и ног? Ничего подобного. Потому что мои товарищи — это мои руки и ноги
» — сказал мне Бант. Он певец, и его любимая песня — об отце юной девушки, которой он перед свадьбой вручает приданое. А она отвечает отцу: «Я не хочу это сари и эти украшения. На что мне они? Что мне с ними делать? Лучше дай мне оружие
».
И я всё чаще и чаще думаю — что же случилось с тем массовым некогда ненасильственным движением, в котором участвовала и я, и которое боролось многие годы, а затем большинство из его участников сказало: «Я не хочу ни браслеты, ни Ганди. Лучше дайте мне оружие». Наверное, люди почувствовали: все эти голодовки, сидения протеста на тротуарах, распевая песни, всё это «ненасилие» — правительству даже нравится. Более того, оно превращает его в торговый бренд, на котором зарабатывают деньги. Давно настало время задуматься, кто же извлек выгоду из радостного движения свободы 1947 года, не было ли это «революцией среднего класса», который использовал бедняков — и повернул оружие против них. Индийские элиты очень легко надели ботинки наших белых сагибов.