-
В связи с референдумами о независимости, состоявшимися 25 сентября в иракском Курдистане и 1 октября в Каталонии, мы ещё раз подтверждаем свою приверженность принципу национального самоопределения.
-
Каталонцы — отдельный (от испанцев-кастильцев) народ, со своим языком, со своей исторической государственностью1 и последующей историей национального движения против проводимой Испанией политики ассимиляции и угнетения2. Каталония имеет не меньше оснований на независимость, чем, например, Португалия или соседняя Андорра3.
-
Современный испанский режим — это навязанный фашистской диктатурой Франко в 1978 году режим реставрации Бурбонов, преемник старой монархии и фашизма. Вопреки реальной многонациональности страны он выставляет лозунг «единой и неделимой» Испании, который отстаивал и хочет продолжать отстаивать с помощью насилия.
-
Мы возмущены (ожидаемой) двуличностью отказавших в самоопределении каталонцам4 (и, между прочим, иракским курдам5) властей ЕС, благосклонно встретивших распад Чехословакии и Югославии, и властей РФ, прикрывших и защитивших самоопределение Крыма и, отчасти, Донбасса.
-
Мы приветствуем установление в Каталонии республиканской формы правления взамен архаичной монархии. Также мы надеемся
- на выход Каталонии из НАТО и её дальнейшую миролюбивую политику;
- на солидарность революционных каталонцев с другими национально-освободительными движениями — испанскими и французскими басками, разделёнными курдами, русскими Юго-Востока Украины, тамилами Ланки, непальскими мадхеси и другими народами, борющимися за уважение своей национальной идентичности и самоопределение в форме федерации или собственного национального государства.
Мы сознаём, что национальное освобождение каталонского народа не просто отягощено буржуазными идеологиями, оно возглавляется теми же капиталистами, которые были частью монархического режима. Поэтому совершенно невозможно твёрдо рассчитывать на эти или иные дальнейшие прогрессивные шаги. Однако, следуя указанию Сталина6, мы не выставляем такие шаги в качестве условия поддержки национального движения или права наций на самоопределение. В любом случае, оформление зависимой окраины как национального государства способствует политическому развитию этой страны (как и её прежнего центра) и политическому размежеванию пролетариата и буржуазии — насколько это возможно в условиях богатого империалистического центра со свойственным ему преобладанием рабочей аристократии.
- Барселонское графство существовало как независимое государство в ⅩⅠ—ⅩⅡ веках, затем до ⅩⅧ века — в унии с Арагоном.↩
- Даже национальный гимн Каталонии, «Жнецы», утверждённый в 1993 г., посвящён восстанию 1640 г. против испанского абсолютизма.↩
- В Андорре большинство населения — каталонцы.↩
- «
Еврокомиссия (ЕК) считает референдум о независимости, который прошёл в Каталонии 1 октября, незаконным. Об этом в понедельник, 2 октября, заявил журналистам официальный представитель ЕК Маргаритис Схинас
» (Еврокомиссия признала незаконным референдум в Каталонии). «В Москве считают референдум в Каталонии внутренним делом Испании, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков
» (Кремль прокомментировал каталонский референдум).↩ - «
Евросоюз сожалеет о проведении референдума о независимости Иракского Курдистана и выступает в поддержку суверенитета и территориальной целостности Ирака. Об этом говорится в распространённом во вторник заявлении официального представителя внешнеполитической службы сообщества
» (ЕС сожалеет, что власти Иракского Курдистана провели референдум о независимости). «Неизменной остаётся наша поддержка суверенитета, единства и территориальной целостности дружественного Ирака, других государств Ближнего Востока. В Москве с уважением относятся к национальным устремлениям курдов
» (Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с референдумом в Иракском Курдистане).↩ - «
Несомненная революционность громадного большинства национальных движений столь же относительна и своеобразна, сколь относительна и своеобразна возможная реакционность некоторых отдельных национальных движений. Революционный характер национального движения в обстановке империалистического гнёта вовсе не предполагает обязательного наличия пролетарских элементов в движении, наличия революционной или республиканской программы движения, наличия демократической основы движения. Борьба афганского эмира за независимость Афганистана является объективно революционной борьбой, несмотря на монархический образ взглядов эмира и его сподвижников, ибо она ослабляет, разлагает, подтачивает империализм
» (И. В. Сталин, «Об основах ленинизма»).↩