Введение
В 1984 г. было основано Революционное интернационалистское движение, которое объединило маоистов-революционеров со всего мира, полных решимости продолжать борьбу за мир без эксплуатации и угнетения, без империализма, мир, в котором будет преодолено само деление общества на классы — коммунистический мир будущего. С момента основания нашего движения мы продолжали двигаться вперёд и сегодня, по случаю столетия со дня рождения Мао Цзэдуна, с глубоким чувством ответственности мы провозглашаем международному пролетариату и угнетённым массам всего мира, что мы руководствуемся идеологией марксизма-ленинизма-маоизма.
Наше движение было основано на базе Декларации РИД, принятой второй конференцией марксистско-ленинских партий и организаций в 1984 г. Декларация ставит во главу угла пролетарскую революционную идеологию и в целом правильно определяет задачи революционных коммунистов в разных странах и в мире в целом, верно описывает историю международного коммунистического движения и отвечает на ряд других жизненно важных вопросов. Сегодня мы вновь подтверждаем, что Декларация служит крепким фундаментом нашего движения, на котором мы развиваем новое, более ясное и глубокое понимание нашей идеологии и укрепляем сплочённость нашего движения.
Декларация правильно подчёркивает «качественное развитие Мао Цзэдуном науки марксизма-ленинизма
» и утверждает, что это был «новый этап
». Однако, использование термина «марксизм-ленинизм-маоцзэдунъидеи
» в нашей Декларации отражало тогда ещё неполное понимание этого нового этапа. За последние девять лет наше движение провело длительную, содержательную и основательную дискуссию и старалось в полной мере усвоить развитие марксизма Мао Цзэдуном. В то же время партии и организации нашего движения и РИД в целом принимали участие в революционной борьбе против империализма и реакции. Наиболее важное значение имел богатый опыт народной войны во главе с Коммунистической партией Перу, которой удалось мобилизовать миллионные массы, сломать государственную машину во многих частях страны и установить там власть рабочих и крестьян. Эти успехи в теории и на практике позволили углубить наше понимание пролетарской идеологии и на этой основе сделать далеко идущий шаг, признав марксизм-ленинизм-маоизм в качестве нового, третьего и более высокого этапа в развитии марксизма.
Новый, третий и высший этап марксизма
Мао Цзэдун внёс большой вклад в разработку множества жизненно важных вопросов революции. Но маоизм — это не просто сумма всего написанного Мао. Это полное и всестороннее развитие марксизма-ленинизма, новый и высший этап в его развитии. Марксизм-ленинизм-маоизм — это одно целое; это идеология пролетариата, которую синтезировали и развивали от этапа к этапу Карл Маркс, В. И. Ленин и Мао Цзэдун, от марксизма через марксизм-ленинизм к марксизму-ленинизму-маоизму, опираясь на опыт пролетариата и всего человечества, приобретённый в классовой борьбе, процессе материального производства и в ходе научного эксперимента1. Это неуязвимое оружие, которое помогает пролетариату познавать мир и изменять его через революцию. Марксизм-ленинизм-маоизм применим во всех условиях, это живая и научная идеология, которая постоянно развивается и обогащается благодаря её применению на практике в революции, а также благодаря общему развитию человеческого знания. Марксизм-ленинизм-маоизм является врагом всех форм ревизионизма и догматизма. Это учение непобедимо, потому что оно верно.
Карл Маркс
Карл Маркс основал революционный коммунизм почти 150 лет назад. С помощью своего его близкого соратника Фридриха Энгельса он разработал полноценную философскую систему — диалектический материализм — и открыл основные законы, которые определяют историю человечества.
Маркс разработал науку политической экономии, раскрыв сущность эксплуатации пролетариата и показав неотъемлемо присущую капиталистическому способу производства анархию производства. Карл Маркс разрабатывал свою революционную теорию в тесной взаимосвязи с классовой борьбой международного пролетариата и с целью служения ей. Он основал Первый Интернационал и написал вместе с Энгельсом «Коммунистический манифест» с его знаменитым призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
» Маркс уделил огромное внимание урокам Парижской Коммуны 1871 г., первой великой попытки пролетариата захватить государственную власть.
Он вооружил мировой пролетариат пониманием своей исторической миссии: захвата политической власти путём революции и использования этой власти — диктатуры пролетариата — для преобразования общественных условий до тех пор, пока не будет уничтожен самый фундамент для разделения общества на разные классы.
Маркс вёл борьбу против оппортунистов в пролетарском движении, которые стремились ограничить борьбу рабочих улучшением условий наёмного рабства, не ставя под вопрос само его существование.
Позиция Маркса, его точка зрения и метод вместе стали называться марксизмом, который представляет первый великий этап на пути развития идеологии пролетариата.
В. И. Ленин
В. И. Ленин вывел марксизм на совершенно новую ступень, возглавляя пролетарское революционное движение в России и борьбу международного коммунистического движения против ревизионизма.
Вклад Ленина в развитие марксизма многообразен; в частности, он проанализировал развитие капитализма до его высшей и последней стадии, империализма. Он показал, что мир разделён на горстку империалистических держав и угнетённые нации и народы, составляющие огромное большинство, а также что империалистические державы неизбежно будут периодически устраивать войны за передел мира между собой. Ленин назвал эпоху, в которую мы живём, эпохой империализма и пролетарской революции. Ленин создал политическую партию нового типа, коммунистическую партию, как необходимый инструмент пролетариата для руководства революционными массами при захвате власти.
Главный вклад Ленина в развитие марксизма состоял в том, что он поднял теорию и практику пролетарской революции на совершенно новый уровень, так как он руководил установлением политической власти пролетариата — революционной диктатуры — и её консолидацией впервые в истории в ходе Октябрьской революции в бывшей царской России в 1917 г.
Ленин вёл борьбу не на жизнь, а на смерть против ревизионистов своего времени внутри Второго Интернационала, которые предали пролетарскую революцию и призвали рабочих защищать интересы их империалистических хозяев в Первой мировой войне.
Выстрел «Авроры»2 и борьба Ленина против ревизионизма способствовали распространению коммунистического движения по всему миру, соединяя борьбу угнетённых народов с мировой пролетарской революцией, в результате чего был образован Третий (Коммунистический) Интернационал.
Ленинское полное и всестороннее развитие марксизма представляет второй большой скачок в развитии пролетарской идеологии.
После смерти Ленина Иосиф Сталин защищал пролетарскую диктатуру от её врагов как изнутри, так и извне (от империалистических захватчиков во время Второй мировой войны), и продолжил дело социалистического строительства и реконструкции в Советском Союзе. Сталин боролся за то, чтобы международное коммунистическое движение признало марксизм-ленинизм в качестве второго великого этапа в развитии пролетарской идеологии.
Мао Цзэдун
Мао Цзэдун вывел марксизм на новую и высшую ступень, возглавляя на протяжении многих десятилетий китайскую революцию и ведя борьбу против современного ревизионизма во всём мире. Самым важным его достижением было то, что он нашёл в теории и на практике метод продолжения революции при диктатуре пролетариата, призванный предотвратить реставрацию капитализма и продолжить движение к коммунизму. Мао Цзэдун внёс большой вклад в развитие трёх составных частей марксизма — философии, политической экономии и научного социализма.
Мао говорил, «винтовка рождает власть
». Мао Цзэдун всесторонне развил военную науку пролетариата при помощи своей теории и практики народной войны. Мао учил, что люди, а не оружие, являются решающим фактором в войне. Он указал, что у каждого класса есть свои особенные формы войны с присущими им характером, целями и средствами. Он отметил, что всю военную логику можно свести к принципу «ты воюешь по-своему, я воюю по-своему» и что пролетариат должен создать свою военную стратегию и тактику, призванные использовать его собственные преимущества, давая простор и опираясь на инициативу и энтузиазм революционных масс.
Мао установил, что политика создания опорных баз и систематического установления своей политической власти является ключом к высвобождению энергии масс, развитию вооружённых сил народа и волнообразному распространению народной политической власти. Он настаивал на том, что нужно вести массы к проведению революционных преобразований в опорных базах и развивать их в политическом, экономическом и культурном отношениях в интересах продолжения революционной войны.
Мао учил, что партия должна командовать винтовкой и винтовке ни в коем случае не должно быть позволено командовать партией. Партию нужно строить как машину, способную начать и возглавить революционную войну. Он подчёркивал, что главной задачей революции является захват политической власти при помощи революционного насилия. Теория народной войны Мао Цзэдуна универсальна и применима во всех странах, хотя её следует адаптировать к конкретным условиям каждой страны и, в особенности, принимать во внимание различие революционных путей в двух главных типах стран — империалистических и угнетённых — которые существуют в мире сегодня.
Мао решил проблему того, как совершить революцию в стране, находящейся под господством империализма. Начертанный им основной путь для революции в Китае представляет неоценимый вклад в теорию и практику революции и служит руководством для освобождения стран, угнетённых империализмом. Он означает затяжную народную войну, окружение деревней городов, вооружённую борьбу как главную форму борьбы и руководимую партией армию как основную форму организации масс, мобилизацию крестьянства, в первую очередь бедных крестьян, осуществление аграрной революции, построение единого фронта под руководством коммунистической партии для осуществления новодемократической революции против империализма, феодализма и бюрократического капитализма и установление совместной диктатуры революционных классов во главе с пролетариатом как необходимого пролога социалистической революции, которая должна немедленно последовать за победой первого этапа революции. Мао выдвинул тезис о «трёх чудодейственных средствах
» — партии, армии и едином фронте — как о необходимых инструментах совершения революции в любой стране мира в соответствии с её конкретными условиями и подходящим для неё путём к революции.
Мао Цзэдун внёс огромный вклад в развитие пролетарской философии, диалектического материализма. Так, он подчёркивал, что закон противоречия, единства и борьбы противоположностей является фундаментальным законом природы и общества. Он указал, что единство и тождество всех вещей временно и относительно, а борьба противоположностей постоянна и абсолютна, что ведёт к радикальным прорывам и революционным скачкам. Он мастерски применил своё учение к анализу взаимосвязи между теорией и практикой, подчёркивая, что практика является и единственным источником истины, и её окончательным критерием, а также подчёркивая значение скачка от теории к революционной практике. Тем самым Мао дальше развил пролетарское учение о познании. Он сделал философию доступной миллионным массам, популярно объясняя, например, принцип «раздвоения единого» и противопоставляя его ревизионистскому тезису «слияния двух в единое»3.
Мао Цзэдун дальше развил учение о том, что «народ и только народ является движущей силой, творящей мировую историю
». Он развил учение о линии масс: «Суммировать мнения масс (разрозненные и бессистемные) и снова нести их (обобщённые и систематизированные в результате изучения) в массы, пропагандировать и разъяснять их, делать их идеями самих масс, чтобы массы проводили эти идеи в жизнь, претворяли их в действия; вместе с тем на действиях масс проверять правильность этих идей
». Мао подчёркивал, что материя может превратиться в сознание и сознание в материю, дальше развивая понимание сознательной активности человека в каждой сфере человеческой деятельности.
Мао Цзэдун вёл на международной арене борьбу против современного ревизионизма во главе с хрущёвцами. Он защищал коммунистическую идеологическую и политическую линию от современных ревизионистов и призывал настоящих пролетарских революционеров порвать с ними и создать партии, основанные на принципах марксизма-ленинизма-маоизма.
Мао Цзэдун провёл глубокий анализ уроков реставрации капитализма в СССР и как недостатков, так и положительных достижений социалистического строительства в этой стране. Защищая великие достижения Сталина, он также подвёл итог его ошибкам. Он обобщил опыт социалистической революции в Китае и применил тактику борьбы двух линий против ревизионистского штаба внутри Коммунистической партии Китая. Он мастерски применил материалистическую диалектику к анализу противоречий социалистического общества.
Мао учил, что партия должна играть роль авангарда — до, в течение и после захвата власти — ведя пролетариат в исторической борьбе за коммунизм. Он развил понимание того, как сохранить пролетарский революционный характер партии, ведя активную идеологическую борьбу против буржуазных и мелкобуржуазных влияний в её рядах, проводя идеологическое переобучение членов партии, занимаясь критикой и самокритикой и ведя борьбу против оппортунистических и ревизионистских линий в партии. Мао учил, что после того, как пролетариат захватывает власть и партия становится ведущей силой в социалистическом государстве, противоречия между партией и массами становятся концентрированным выражением противоречий, которые характеризуют социалистическое общество как переходное между капитализмом и коммунизмом.
Мао углубил пролетарское понимание политической экономии, понимание противоречивой и динамической роли производства и его взаимосвязи с политической и идеологической общественной надстройкой. Мао учил, что система собственности является решающим фактором в производственных отношениях, но при социализме нужно следить за тем, чтобы общественная собственность была социалистической как по содержанию, так и по форме. Он подчёркивал важность взаимодействия между системой социалистической собственности и двумя другими аспектами производственных отношений: отношениями между людьми в процессе производства и системой распределения. Мао развил ленинский тезис о том, что политика является концентрированным выражением экономики, показав, что в социалистическом обществе правильность идеологической и политической линии определяет, действительно ли пролетариат владеет средствами производства. Напротив, как указывал Мао, подъём ревизионизма означает появление буржуазии, а учитывая противоречивую природу социалистического экономического базиса, сторонниками капиталистического пути будет легко восстановить капиталистическую систему, если они придут к власти.
Он решительно критиковал ревизионистскую теорию производительных сил4 и сделал вывод о том, что надстройка, сознание, могут преобразовать базис и вместе с политической властью развить производительные силы. Эти идеи нашли выражение в лозунге Мао «Овладеть революционной борьбой, развивать производство
».
Мао Цзэдун был инициатором и вождём Великой пролетарской культурной революции, которая была большим скачком вперёд в опыте осуществления диктатуры пролетариата. Сотни миллионов поднялись для того, чтобы свергнуть сторонников капиталистического пути, появившихся внутри социалистического общества и особенно многочисленных в руководстве самой партии (например Лю Шаоци, Линь Бяо и Дэн Сяопин). Под руководством Мао пролетариат и массы боролись со сторонниками капиталистического пути и старались проводить в жизнь интересы, мировоззрение и волю огромного большинства во всех тех сферах, которые даже в социалистическом обществе остались убежищем эксплуататорских классов и их способа мышления.
Великие победы культурной революции предотвратили реставрацию капитализма в Китае на десятилетие и привели к великим социалистическим преобразованиям в экономическом базисе, а также в образовании, литературе и искусстве, научных исследованиях и других элементах надстройки. Под руководством Мао массы ликвидировали ту почву, которая порождает капитализм — буржуазное право и три великих различия (между городом и деревней, между рабочим и крестьянином, и между умственным и физическим трудом).
В ходе яростной идеологической и политической борьбы миллионы рабочих и революционные массы в огромной степени развили своё классовое сознание, понимание марксизма-ленинизма-маоизма и способность владеть политической властью. Культурная революция проводилась как часть международной борьбы пролетариата и была тренировочной площадкой для пролетарского интернационализма.
Мао понимал диалектическую взаимосвязь между необходимостью революционного руководства и необходимостью поднять на борьбу революционные массы и опираться на них в ходе осуществления пролетарской диктатуры. Тем самым, укрепление пролетарской диктатуры было также самым масштабным и глубоким осуществлением пролетарской демократии, чем где-либо в мире, что привело к появлению таких героических революционных лидеров, как Цзян Цин и Чжан Чуньцяо, которые были вместе с массами и вели их на борьбу против ревизионистов, и продолжали держать знамя марксизма-ленинизма-маоизма высоко поднятым перед лицом жестокого поражения.
Ленин говорил, что «марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата
». В свете бесценных уроков и достижений Великой пролетарской культурной революции во главе с Мао Цзэдуном эта разделительная линия стала ещё более чёткой. Теперь можно сказать, что только тот марксист, кто распространяет признание классовой борьбы до признания диктатуры пролетариата и до признания объективного существования классов, антагонистических классовых противоречий, буржуазии внутри партии и продолжения классовой борьбы при диктатуре пролетариата на протяжении всего периода социализма до наступления коммунизма. Как решительно заявил Мао, «отсутствие ясности в этом вопросе ведёт к ревизионизму
».
Реставрация капитализма после контрреволюционного переворота 1976 г., который совершили Хуа Гофэн и Дэн Сяопин, вовсе не является доказательством нежизнеспособности маоизма и не отрицает всемирно-исторических достижений и великих уроков Великой пролетарской культурной революции; напротив, это поражение подтверждает тезис Мао о природе социалистического общества и необходимости продолжать революцию при диктатуре пролетариата.
Очевидно, что Великая пролетарская культурная революция была революцией эпических масштабов и всемирно-исторического значения, победоносной кульминацией усилий коммунистов и революционеров всего мира, бессмертным достижением. Хотя перед нами большой путь, эта революция оставила нам великие уроки, которые мы уже применяем на практике, например, понимание того, что захват власти нашим классом должен опираться на преобразование идеологической сферы.
Марксизм-ленинизм-маоизм: третий великий этап
В ходе китайской революции Мао дополнил марксизм-ленинизм во многих важных областях. Но только в горниле Великой пролетарской культурной революции наша идеология совершила скачок вперёд и в полной мере начался третий великий этап, марксизм-ленинизм-маоизм. С высоты марксизма-ленинизма-маоизма революционные коммунисты могут ещё более глубоко понять учение прежних великих вождей и даже ранний вклад Мао Цзэдуна теперь приобрёл более глубокое значение. Сегодня без маоизма невозможен марксизм-ленинизм. Отрицать маоизм значит отрицать марксизм-ленинизм как таковой.
Каждый великий этап в развитии революционной идеологии пролетариата встречал ожесточённое сопротивление и добивался признания только в ходе решительной борьбы и благодаря своему воплощению в революционной практике. Сегодня Революционное интернационалистское движение провозглашает марксизм-ленинизм-маоизм руководящей и путеводной нитью мировой революции.
Сотни миллионов пролетариев и угнетённых масс во всём мире всё больше вовлекаются в борьбу против мировой империалистической системы и реакции во всех её видах. На поле боя со врагом они ищут своё собственное знамя. Революционные коммунисты должны овладеть нашей универсальной идеологией и распространить её в массах, чтобы ещё больше высвободить их энергию и организовать их силы, чтобы захватить власть путём революционного насилия. Чтобы достичь этого, нужно создать марксистско-ленинско-маоистские партии, объединённые в Революционное интернационалистское движение (там, где их ещё нет), а существующие нужно укрепить, чтобы подготовить, начать и довести до победы народную войну с целью захвата власти пролетариатом и угнетённым народом. Мы должны поддерживать, защищать и, что важнее всего, применять на практике марксизм-ленинизм-маоизм.
Мы должны усилить нашу борьбу за формирование Коммунистического Интернационала нового типа, основанного на марксизме-ленинизме-маоизме. Мировая пролетарская революция не сможет добиться победы без такого оружия, каким является Коммунистический Интернационал, поскольку, как учил Мао Цзэдун, либо мы все вместе войдём в коммунизм, либо никто из нас.
Мао Цзэдун говорил, «тысячи и тысячи положений марксизма в конце концов сводятся к одному: „Бунт — дело правое“
». Революционное интернационалистское движение берёт восстание масс за отправную точку и призывает пролетариат и революционеров всего мира взять на вооружение марксизм-ленинизм-маоизм. Эта освободительная, партийная идеология должна стать идеологией пролетариата и всех угнетённых, потому что только она может помочь восстанию масс смести тысячи лет классовой эксплуатации и привести к рождению нового мира коммунизма.
Поднимем высоко великое красное знамя марксизма-ленинизма-маоизма!
Примечания- Классовая борьба, процесс материального производства и научный эксперимент — три разновидности общественной практики как основы познания в гносеологии Мао Цзэдуна.↩
- В оригинале «Октябрьские пушки» (guns of October) — по-видимому, ссылка на книгу Б. Такман «Августовские пушки» о начале Первой мировой войны.↩
- Здесь речь идёт о философских дебатах в КПК в 1964 г. Философ Ян Сянчжэнь выдвинул тезис о «
слиянии двух в единое
» в качестве главного закона диалектики. Этот на первый взгляд отвлечённый вопрос приобрёл политическое значение, так как под «слиянием двух в единое» стали понимать слияние капитализма с социализмом. Мао Цзэдун выступил против Ян Сянчжэня, выдвинув принцип «раздвоения единого
».↩ - Теория производительных сил уделяет преимущественное внимание развитию производительных сил, экономической базы, по сравнению с другими социалистическими преобразованиями. В Китае во времена Мао её главным представителем был Лю Шаоци.↩