РМП News № 3 (5), сентябрь 2002

Сентябрь 2002 г.

Сталин о буржуазной демократии

Кто опубликовал: | 21.08.2014

«А у Сталина была пианола,
Он на ней колотил рок-н-роллы.
Невзирая на гнусности фрейдизма,
Он просекал крутую сущность дзэн-буддизма
»
«Рост`н`Ролл Бэнд»,
московская подзаборная блюзовая команда

Мы перепечатываем последнее публичное выступление И. В. Сталина — речь на ⅩⅨ съезде КПСС (октябрь 1952 г.) — почти точно к пятидесятилетнему юбилею этого текста. Политическое завещание великого Дяди Джо. Текст, произнесённый на излёте истории социализма в СССР. Через несколько коротких лет сидящие в зале и раболепно внимающие Сталину партаппаратчики совершат в Советском Союзе государственный переворот и приступят к реставрации капитализма. Некоторым образом, документ, подводящий итоги революционной традиции марксизма в России ⅩⅨ—ⅩⅩ вв.

Революция говорит открыто и прямо, реакция — косвенно и околичностями. Буржуазия всё превращает в миф, в разводы на покрывале Майи, в виртуальный образ на виртуальном экране — так что разобраться хоть в чём-нибудь становится решительно невозможно. Сталин Великий Государственник и Собиратель Земли Русской. Сталин Борец с Жидомасонским Заговором. Сталин Могильщик Революции, Истребитель Ленинской Гвардии и Вообще Сукин Сын. Русские фашисты на митингах с портретами Сталина. Путин в Кремле, провозглашающий тост за Сталина и присяжный «демократ» Кириенко, поддерживающий этот тост.

В своё время Луи Альтюссер, видя, в какое болото загнали европейскую левую мысль ревизионисты, предложил такую нетривиальную и неортодоксальную операцию: читать Маркса. Открыть «Капитал» и внимательно, сосредоточенно читать, что́ там, собственно говоря, написано. Результатом стал мощнейший толчок развитию марксистско-ленинского, антиревизионистского, в конечном итоге — маоистского мышления (а очень скоро и действия) в западном мире. Такие хрущёвские мифы, как теоретический гуманизм, «мирное сосуществование», парламентский путь к социализму и пр. и пр. мгновенно рассыпались в прах — от простого соприкосновения с марксовым текстом.

Читать Сталина.

Да, небезынтересно узнать, сколько именно жертв унесли (оправданные, наполовину оправданные и вовсе неоправданные) репрессии, откуда они вообще взялись, эти репрессии, каков был механизм функционирования сталинского государства и какой у него был ресурс дальнейшего существования и развития. Однако, по большому счёту, все это вопросы хотя и важные, но исторические. К сожалению, главный урок, который мы можем извлечь из истории социалистического СССР,— это попытаться понять, почему он продержался так недолго после смерти своего лидера. Маоисты в Китае 1970-х годов пали жертвой открытой фракционной вооружённой борьбы. Сталинисты в СССР 1950-х так и не оформились в виде более или менее чёткого течения, так и не обратились к народу и сдали свои позиции почти без боя.

Изучать историю СССР 1917—1953 гг. нужно и важно. Пытаться оценить фигуру самого Сталина, подсчитывать, сколько у него было плюсов и минусов, тоже нужно — хотя, может быть, менее важно. А вот что сейчас, в 2002 г., совершенно необходимо — это читать Сталина, критически пользоваться предлагаемым в его писаниях методом, применять к сегодняшнему дню сохранившие свою ценность сталинские идеи и прогнозы. Потому что Коба Джугашвили, «рядовой марксист», как он сам себя аттестовал, был воплощением классического марксистского метода, наиболее продвинутым его представителем в российско-советской традиции.

Именно этот метод, прописные истины марксизма, возвращение к истокам и классикам, элементарный исторический материализм и рационализм являются сейчас сверхактуальными и абсолютно целительными для нашей и мировой прогрессивной общественности.

Мировое левое движение косит шиза. Марксизм пытаются «обновить», подправить, подлатать, срастить его с постмодернизмом и фашизмом, геополитикой и мусульманским фундаментализмом и чёрт знает с чем ещё. Ультралевые перегибы плавно перерастают в ультраправые извращения. «Праволевые ублюдки», о которых так ярко написал товарищ Сталин, цветут пышным цветом. Одни предлагают солидаризироваться с Бен Ладеном и называют его «революционным антиимпериалистом!!!». Другие заявляют, что в нынешних условиях фашизм на Западе не представляет никакой угрозы, что Ле Пен есть то же самое, что Ширак, только лучше, потому что хотя бы «честнее» (!), и что коммунистам в определённых условиях нисколько не зазорно блокироваться с фашистами. Третьи говорят, что главная задача российских коммунистов — способствовать развитию российского империализма и поддерживать военную операцию в Чечне. И так по всему спектру «коммунистического» движения, у «троцкистов», «маоистов», «сталинистов», и главное — к величайшему сожалению — у многих действительно честных и революционных кадров.

Причина — в забвении того, о чём я говорил выше. В забвении, в том числе, того, что писал Сталин.

Откроем (послушаем) его последнюю речь. Буржуазия изменилась и перестала отстаивать ценности, под знаменем которых когда-то пришла к власти. Буржуазно-демократические свободы перестают быть для неё чем-то необходимым, а преимущественным, основным способом её правления становится открытая буржуазная диктатура в той или иной форме. При Сталине этот процесс только начинался, а сейчас мы наблюдаем его в полном развитии, повсюду: от США, почти полностью превратившихся в полицейское государство как внутри своих границ, так и на международной арене,— через Европу, вовсю голосующую за фашистов и ультраправых и перекрывающую на своей территории кислород даже тем немногим прогрессивным организациям, что могли действовать там пару лет назад (пример — недавний разгром баскской «Херри Батасуна»),— через… э-э-э… государственнический режим Путина — и вплоть до многочисленных военных диктатур Третьего мира.

Главными носителями, защитниками и пр. буржуазно-демократических свобод становимся мы, коммунисты. В ⅩⅩⅠ веке «чистый» буржуазный демократ, либерал — это уже почти экзотика, колеблющийся и непоследовательный союзник настоящего демократа, т. е. коммуниста.

«Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Теперь буржуазия продаёт права и независимость нации за доллары». Звучит как цитата из какой-нибудь современной забористой критики глобализации. Буржуазия всех стран, сколь бы «национальной» она ни казалась, по сути превратилась в антинациональную, космополитическую, глобализаторскую силу. И если в некоторых национально-освободительных движениях в Третьем мире она ещё и играет руководящую роль, то это только в силу неравномерности мирового развития. Подлинными носителями идей национального освобождения,— которое в наши дни практически неотделимо от классового,— стали опять же коммунисты и их «электорат»: пролетарские и (в Третьем мире) мелкобуржуазно-крестьянские массы.

Последние слова, когда-либо сказанные Сталиным публично, гласят: «Долой поджигателей войны!». Антимилитаризм — всегдашний долг коммуниста — становится его первейшей обязанностью в эпоху, контуры которой очертил Сталин полвека назад. Это касается и разнузданного мирового разбоя американской военщины (более наглого сейчас, чем в 1952 г.), и «локальных» войн местных субимпериалистических и просто капиталистических хищников. No War But Class War!

Текст, произнесённый старым революционером полвека назад и выдержанный в традициях классического марксизма, очень многое расставляет по своим местам в ситуации 2002 г. и оказывается актуальнее многих ультрамодных пост-, пара- и метамарксистских изысков. Наши ценности остаются теми же, что и раньше: антифашизм, антимилитаризм, интернационализм, демократия, классовое и национальное освобождение — Свобода, Равенство и Братство, наконец!

Добавить комментарий