Пер. с англ. — Н. Светлов

José Carlos Mariátegui. Las reivindicaciones feministas

19.12.1924

Требования феминисток

Кто опубликовал: | 26.05.2020

Хосе Карлос Мариатеги, его жена Анна Чьяппе и их сыновья, 1927 г.

Первые феминистские требования звучат в Перу. Есть несколько ячеек, группок феминизма. Сторонники крайнего национализма, вероятно, подумают: это ещё одна экзотическая идея, ещё одна иностранная идея, нанесённая на перуанский металл.

Давайте немного успокоим этих обеспокоенных людей. Нет никакой необходимости смотреть на феминизм как на экзотическую идею, как на иностранную идею. Вам нужно только увидеть человеческую идею. Характерную для нашей цивилизации, особенную для нашей эпохи. И, следовательно, идею с правом гражданства в Перу, как и в любой другой части цивилизованного мира.

Феминизм не был привнесён в Перу искусственно или безосновательно. Он возник как следствие новых форм интеллектуального и ручного труда женщин. Настоящие феминистки — это работающие женщины, учащиеся женщины. Феминистская идея процветает среди женщин интеллектуального или физического труда: университетских профессоров, рабочих. Он находит себе питательную среду в университетских аудиториях, которые всё больше привлекают перуанских женщин, в профсоюзах, в которые вступают и в которых участвуют фабричные женщины с теми же правами и обязанностями, как и у мужчин. Помимо этого спонтанного и органического феминизма, который набирает своих адептов в разных категориях женских профессий, здесь существует также, как и везде, слегка педантичный и немного унылый дилетантский феминизм. Феминистки такого типа превращают феминизм в простое литературное упражнение, в простой модный спорт.

Не следует удивляться тому, что все женщины не объединились в одно феминистское движение. У феминизма неизбежно есть несколько цветов, несколько тенденций. Можно различить три основные тенденции, три главных цвета в феминизме: буржуазный феминизм, мелкобуржуазный феминизм и пролетарский феминизм. Каждый из этих феминизмов формулирует свои требования по-разному. Буржуазная женщина поддерживает свой феминизм в интересах консервативного класса. Пролетарская женщина воплощает в своем феминизме веру в революционные массы в будущем обществе. Классовая борьба — исторический факт, а не теоретическое утверждение — отражается на уровне феминизма. Женщины, как и мужчины, могут быть реакционерами, центристами, или революционерами. Они не могут, таким образом, вместе участвовать в одной битве.

Это разнообразие феминизмов зависит не только от теории, сколько, скорее, от её практических деформаций. Феминизм, как чистая идея, в сущности революционен. Поэтому мышление и позиция женщин, которые одновременно феминистки и консерваторы, не отличаются внутренней цельностью. Консерватизм стремится сохранить традиционную организацию общества. Эта организация отрицает за женщинами те права, которые они хотят получить. Феминистки из буржуазии принимают все последствия существующего порядка, кроме тех, которые противоречат правам женщин. Они молчаливо поддерживают абсурдный тезис, что единственная реформа, в которой нуждается общество, это женская реформа. Протесты этих феминисток против старого порядка слишком узки, чтобы быть искренними.

Верно, что исторические корни феминизма лежат в либеральном духе. Французская революция содержала в себе первые семена феминистского движения. Впервые был сформулирован вопрос об эмансипации женщин. Бабеф, лидер «Заговора равных», выдвигал феминистские требования. Бабёф выступал перед своими друзьями и говорил, «не заставляйте молчать тот пол, который не заслуживает презрения. Наоборот, усильте прекрасную часть себя. Если в вашей республике не будет места для женщин, они сделаются сторонницами монархии. Их влияние будет настолько сильным, что они её восстановят. Если, наоборот, вы будете считаться с ними, вы сделаете их Корнелиями и Лукрециями. Они дадут вам Брутов, Гракхов и Сцевол». Споря с противниками феминизма, Бабёф говорил о том, что «это пол, который всегда хотела поработить тирания мужчин, тот пол, который никогда не был бесполезным в революциях». Но французская революция не захотела дать женщинам равенство и свободу, за которую выступали такие якобинцы или сторонники равенства. Права человека, как я однажды написал, точнее было бы назвать правами мужчины. Буржуазная демократия всегда была исключительно мужской демократией.

Родившись из либеральной матрицы, феминизм не был реализован в ходе развития капитализма. Только сейчас, когда историческая траектория демократии подходит к концу, женщины получают политические и юридические права мужчин. Именно русская революция явно и категорично предоставила женщинам равенство и свободу, которые более ста лет назад тщетно требовали от французской революции Бабёф и сторонники равенства.

Но если буржуазная демократия не реализовала феминизма, она невольно создала условия и моральные и материальные предпосылки для его реализации. Она сделала женщину работницей, экономическим фактором, делает её работу более широкой и интенсивной каждый день. Работа радикально меняет женское мышление и дух. Работающая женщина уже по-другому смотрит на себя. В старые времена общество предназначало женщин к браку или баррагании1. Сегодня оно, в первую очередь, предназначает её к работе. Те, кто осуждают феминизм и его прогресс на основании сентиментальных или традиционалистских аргументов, утверждают, что женщин нужно учить только тому, что понадобится для работы по дому. Но на деле это означает, что женщину нужно учить только для функций самки и матери. Защита «домашней поэзии», в действительности, есть защита положения женщины как служанки. Вместо повышения роли женщин и её достоинства, она унижает её. Женщина — это нечто большее, чем мать и самка, так же, как мужчина — это нечто большее, чем самец.

Тип женщины, который создаст новая цивилизация, будет сильно отличаться от того, который сформировала цивилизация, которая сейчас клонится к упадку. В статье «Женщина и политика» я так написал о некоторых аспектах этого предмета:

«У трубадуров и любителей женской фривольности есть все причины для беспокойства. Тот тип женщины, который создало столетие капиталистической утонченности, обречен на упадок и закат. Итальянский писатель Питигрильо описал тип современной женщины как „роскошного млекопитающего“.

Что ж, это роскошное млекопитающее постепенно вымрет. По мере того, как коллективистская система будет заменять индивидуалистическую систему, женская роскошь и элегантность будут сокращаться. Человечество утратит некоторых роскошных млекопитающих; но от этого выиграют многие женщины. Костюмы женщин будущего будут менее дорогими и роскошными, но женщины будут пользоваться намного большим уважением. Ось женской жизни сдвинется от личной к общественной. Мода больше не будет заключаться в подражании современной мадам Помпадур, одетой у Пакен2 Вероятно, она будет заключаться в подражании мадам Коллонтай. Короче говоря, женщина будет обходиться дешевле, но цениться выше».

Предмет этот очень обширен. В этой краткой статье я только попытался определить характер первых проявлений феминизма в Перу и дать краткий итог и интерпретацию физиономии и духа мирового феминистского движения. Мужчины, небезразличные к великим чувствам нашего времени, не должны и не могут скептически или безразлично относится к этому движению. Женский вопрос — это часть человеческого вопроса. Феминизм всегда казался мне более интересным и историческим предметом, чем парики. Тогда как феминизм — это категория, парик — это анекдот.

Примечания
  1. Испанская старинная форма брака
  2. Жанна Пакен — известная художница модельер в начале ⅩⅩ в.

Добавить комментарий