Выдержки из протокола.
Прим. в китайском тексте.
…Искоренение буржуазной идеологии в китайском народе — дело длительное. Взять, к примеру, интеллигенцию. Мы ведь не можем не использовать её. Без неё не смогли бы работать. Не будь её, не было бы инженеров, профессоров, преподавателей, журналистов, врачей, писателей, деятелей искусства. Однако дело осложняется тем, что надо и использовать её, и бороться с ней. Нельзя только использовать интеллигенцию и недооценивать борьбу с ней, иначе она через какое-то время может выступить против партии.
События в Венгрии — серьёзный урок для нас. В Китае устроили несколько тысяч «маленьких Венгрий». В 34 высших учебных заведениях Пекина мы дали студентам побунтовать. На какой-то период они выплыли наверх, подняли страшную бучу, казалось, что коммунистическая партия вот-вот погибнет. А мы тем временем готовили контрудар. За несколько месяцев полемики мы опровергли их измышления, завоевали многих на свою сторону, они перешли к нам. Конечно, вы у себя не можете поступать так же: вас отделяет от врага слишком малое расстояние. Мы же здесь в каждом высшем учебном заведении, в каждой школе, на каждом заводе, в каждом правительственном учреждении позволяем правым делать всё, что им вздумается, позволяем им высказываться до конца. Целый месяц мы молчали, давали им возможность печататься в газетах и тут же брали их на заметку, чтобы отрезать им пути к отступлению. Потом мы создали отряды, развернули контрнаступление, прижали им хвост. Для этого у нас были все основания. Если бы мы не прибегли к такому приёму, то появилась бы больша́я угроза для социализма.
Правые лишены политического капитала, но из промежуточных сил кое-кто ещё может выступить против нас. Как только в мире начнутся беспорядки, они тут же вылезут, нам надо быть к этому готовыми.1 Буржуазия прибрала к рукам культуру, искусство, образование, науку и крепко держит их. Там всё её люди, наших людей очень мало. Такое же положение через несколько лет может сложиться и в вашей стране.
Примечания