Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

07.11.1958

Выступление на совещании в Чжэнчжоу

Кто опубликовал: | 30.07.2021

Общенародная собственность в Сюйшуе ещё не даёт нам оснований считать, что там построен социализм. Когда в небольшой части осуществлён переход к общенародной собственности, а в большей части остаётся коллективная собственность, рабочая сила, финансы и материальные ресурсы не поддаются [единому] распределению. Этот момент необходимо чётко уяснить, так как обычно смешивают два вида собственности, что не идёт нам на пользу. Немало кадровых работников путают эти понятия, а когда их поправляют, говорят о «правом уклоне».

Существует два вида собственности — общенародная и коллективная. Решающую роль в их определении играет одно обстоятельство, а именно возможность распределения; то, что не подпадает под общегосударственное распределение, не может считаться общенародной собственностью. То, что распределяется в рамках общенародной собственности,— это не «товар» в том смысле, в каком он понимается в политической экономии. Не осуществив «два преобразования», нельзя добиться изобилия продуктов, невозможно осуществлять прямой обмен и ликвидировать товарный обмен.

К трём различиям (между рабочими и крестьянами, между городом и деревней, между физическим и умственным трудом) нужно добавить ещё различие в уровне квалификации.

Современные производственные отношения характеризуются переходом от малых коллективов к крупным коллективам. Бригады взаимопомощи принесли с собой зачатки социализма. Переход от кооперативов низшего типа к кооперативам высшего типа, от кооперативов высшего типа к народным коммунам, ликвидация земельных участков, находящихся в личном пользовании, расширение сферы хозяйствования, передача в ведение общества заботы о просвещении, общественном питании, воспитании детей, ликвидация абсолютной власти главы семьи, введение бесплатного питания — всё это большие изменения. Но когда эти изменения происходят в рамках одного кооператива, одного уезда, когда они не затрагивают остальной части общества, то в масштабах всей страны они не могут считаться коренными изменениями. Это ещё не то, что на Аньшаньском [металлургическом] комбинате. Хотя, конечно, введение бесплатного питания — шаг вперёд по сравнению с Аньшаньским комбинатом. Сейчас в некоторых местах ликвидированы фиксированные нормы — они определяются в зависимости от интенсивности труда, уровня мастерства и отношения к труду. Нормы и исчисление заработной платы претерпели изменения.

Коммуна по своему характеру представляет собой низовую единицу в структуре социалистического общества, объединяющую промышленность, сельское хозяйство, торговлю, образование и военное дело. Её основная роль — роль организатора производства и быта. В то же время она частично берет на себя роль политической власти — в той мере, в какой её необходимо сохранить.

Кое-кто ещё не понимает, что политическая власть призвана контролировать и перевоспитывать помещиков, кулаков, контрреволюционеров и вредные элементы, а её внешняя функция состоит в том, чтобы охранять строительство социализма, а не в том, чтобы решать проблемы внутри народа. Некоторые ошибочно используют власть для решения вопросов, возникающих внутри народа. Например, командир батальона расправляется с командиром роты. Это — голое администрирование.

Коммуна — это продукт большого скачка, это не случайное явление, а лучшая форма осуществления двух переходов, это и крупная и коллективная организация, она способствует осуществлению двух переходов и является низовой единицей будущего коммунистического общества. Закон стоимости — это орудие, имеющее значение лишь для расчёта, но не имеющее значения в деле урегулирования производства. В работах Сталина есть много хорошего.

Общенародная собственность предусматривает распределение продуктов производства.

Когда вы вернётесь к себе, будете проводить собрания и изучать мнения, не надо говорить о совещании в Чжэнчжоу. [Тотчас возникнут вопросы]: существует ли общенародная собственность? Наступил ли уже коммунизм? Учитывать ли элементы коммунизма? Не следует сразу же распространять резолюцию [совещания].

Разговоры о ликвидации семьи опрометчивы, это «левая» фраза, это значит отделить голову от хвоста, разлучить отца с сыном.

Если сравнить уезд, объединяющий несколько коммун, и уезд, состоящий из одной коммуны, то станет видно, что между ними существует различие: в уезде, состоявшем из одной коммуны, легко появиться [новому] Цинь Шихуанди. Когда же уезд объединяет несколько коммун, такому Цинь Шихуанди появиться трудно: условия для этого неподходящие. Уезд Сюйшуй — это независимая вотчина, многое там делается без согласования с провинциальным и окружным комитетами, а провинциальный и окружной комитеты ничего не могут с ним поделать.

Сюйшуй — это не Аньшань, и впредь следует пропагандировать Аньшань, а не Сюйшуй. В Сюйшуй собрали для всеобщего обозрения лучших свиней, это не по-деловому. В некоторых местах объявленные рекорды в производстве стали являются дутыми. Это никуда не годится, это надо изживать, надо бороться с очковтирательством, насаждать деловитость. При решении вопросов, связанных с политическим курсом, следует советоваться; руководящим органам должен быть присущ трезвый подход к делу.

Неправильно, если нет человека, ответственного за управление полевыми работами. Нужно наладить систему ответственности, с тем чтобы не было беспорядка, организовать единое планирование и регулирование.

В будущем при распределении продукции нужно применять «систему трёх третей». В городах следует организовать коммуны, в одних раньше, в других позже, но организовать их нужно как следует. В Пекине и Шанхае с организацией коммун можно повременить: если мы поспешим, что тогда делать Хуан Яньпэю1? В принципе «один город — одна коммуна», но, пожалуй, лучше всё же «один город — объединение коммун». Причём здесь совершенно необходима собственная экономическая база.

Рогов одобрил наши коммуны, отметив, что коммуны, существовавшие в прошлом в Советском Союзе, не шли дальше потребления. А наши народные коммуны — это такая организационная форма, в основе которой лежит производство. Города делятся на два типа. Один из этих двух типов — города с крупными промышленными предприятиями. Их население рассчитывает на определённый уровень благосостояния.

Крупные заводы, университеты принадлежат государству, если члены их коллективов и вступят в коммуну, то всё же кадровые работники и продукция этих предприятий останутся вне распределения. Причитающаяся им в коммуне доля благ может быть использована для строительства в коммуне подобных заводов. Поскольку они будут пользоваться правами членов коммуны, постольку они должны будут в пределах возможного выполнять в коммуне работу на общественных началах. Таковы должны быть отношения между государственными предприятиями и коммуной. Так же нужно поступать и в армии.

Последнее письмо Сталина2 почти целиком ошибочно: он считает, что передать машины колхозам — значит пойти назад.

Коммуны не могут давать заданий предприятиям: предприятия и учебные заведения, которые служат всему государству, всей провинции, обычно не передаются в собственность коммун. Если этот принцип не будет выдерживаться, могут возникнуть ошибки, как это произошло с Шицзячжуанским фармацевтическим заводом, который почти остановился, так как люди были направлены в деревню на пахотные работы и на другие предприятия на выплавку стали.

Рабочие создают большие ценности, и уровень [их доходов] должен быть немного выше, чем уровень доходов крестьян; в будущем году нужно подумать, как возместить убыток, нанесённый упразднением сдельной оплаты, и добиться небольшого увеличения заработной платы рабочих.

Большой коллектив [даёт] мало свободы; каждая семья ещё представляет собой в какой-то степени семейный очаг, но семья как историческая категория перестала существовать; такие функции, как потребление, воспитание и уход за детьми (частично), рождение детей (полностью), продолжают оставаться за семьёй. Однако система абсолютной власти главы семьи и денежные отношения разрушаются, повсеместно все заботы берёт на себя общество. Старая семья в Китае — это семейный коммунизм. В каждой семье питание было бесплатным, но не было равноправия.

О режиме работы и отдыха. Члены коммуны должны ежемесячно отдыхать по меньшей мере 2 дня (женщины — 5 дней, в период месячных им нужно обязательно отдыхать). В будущем нужно установить систему 6-часового рабочего дня. 4 часа отвести на учёбу. Для капиталистов, профессоров, демократических деятелей, актёров и спортсменов должны существовать некоторые исключения. Гарантированный процент для капиталистов не аннулируется, [если они] отказываются [его получать] — не платить им, но открыто объявлять об этом не следует; вступление их в коммуну должно быть добровольным.

В вопросе об условиях оплаты труда кадровых работников нужно соблюдать осторожность, сначала попробовать и не опубликовывать [то или иное решение] слишком рано (не следует также опубликовывать решение о снижении заработной платы членам партии).

Примечания
  1. О Хуан Яньпэе см. комментарий к другому материалу.— Маоизм.ру.
  2. Имеется в виду «Ответ товарищам Саниной А. В. и Венжеру В. Г.».— Прим. ред.

Добавить комментарий