Необходимо ликвидировать исторически сложившуюся систему абсолютной власти главы семьи. Нужно добиться того, чтобы строительство жилищ способствовало объединению всех членов семьи: мужчин и женщин, старых и малых — и в то же время давало им возможность изолироваться друг от друга во время конфликтов. Строительство жилищ, где голова отделена от хвоста,— это насильственный метод. Нужно ликвидировать лишь исторически сложившуюся систему абсолютной власти главы семьи. Современная семья всё же должна иметь главу, но ею должен являться самый способный член семьи, а не обязательно самый старший.
Товары и торговля. Этот вопрос всегда стараются обойти, словно в нём кроется что-то недостойное, некоммунистическое. Народные коммуны должны производить социалистические товары, пригодные для обмена, с тем чтобы постепенно повышать заработную плату каждого человека. В области предметов потребления необходимо развивать социалистическую торговлю. Кроме того, следует использовать закон стоимости в качестве орудия хозяйственного расчёта в переходный период, что будет благоприятствовать постепенному переходу к коммунизму. Современные учёные-экономисты не любят экономическую науку. Сталин незадолго до смерти в письме к Ярошенко говорил, что тот, кто говорит о законе стоимости, не заслуживает уважения.1 Некоторые люди в Советском Союзе не признаю́т товарного производства, считая, что коммунизм уже наступил. Однако фактически ему [СССР] ещё очень далеко [до коммунизма]. Мы же трудимся всего несколько лет, и нам до коммунизма ещё дальше.
Ленин в своё время энергично выступил за развитие торговли, так как обмен между городом и деревней был нарушен. У нас в 1950 году такой обмен тоже был нарушен, сейчас у нас плохо с транспортом и обмен осуществляется не в полной мере. Мы должны развиваться в двух направлениях: с одной стороны, расширять распределение, с другой — расширять товарное производство. Если этого не будет, мы не сможем выдавать заработную плату, не сможем повышать уровень жизни.
Что касается буржуазного права, то его нужно частично ликвидировать. Например, строгое деление на разряды, контроль со стороны тех, кто занимает высокое положение, над теми, кто находится внизу, отрыв от масс, высокомерие в отношении к людям, стремление жить не трудом, а используя выгоды, которые даёт высокое положение, власть, всё это нужно изживать непрестанно, изо дня в день, потому что бывает так: изживёшь какой-либо недостаток сегодня, а назавтра он возникает вновь и снова надо изживать его. После освобождения мы не использовали преимущества системы бесплатного снабжения, а ввели систему заработной платы. Пожалуй, не провести этой реформы в 1953 году было невозможно, поскольку [кадровые] работники, работавшие ещё в освобождённых районах, составляли меньшинство, рабочий класс получал заработную плату, число людей на предприятиях и в учреждениях сильно возросло, они испытывали на себе буржуазное влияние и ввести для них систему бесплатного снабжения было нелегко. В то время мы вынуждены были пойти на уступку, смирившись при этом с известными недостатками в виде системы разрядов, которая строго соблюдалась; разрядов было слишком много, более 30, поэтому по поводу разрядов и условий оплаты труда было много конфликтов. Всё это было уступкой и было неправильно; в результате проведения кампании по упорядочению стиля работы страсти улеглись. Отношения неравноправия между кадровыми работниками и массами — отношения кошки и мышки или отца и сына — необходимо ликвидировать, такие отношения нельзя долее терпеть.
За время с прошлого до нынешнего года по буржуазному праву был нанесён серьёзный удар. В прошлом году были введены «опытные поля», кадровые работники направлялись на низовую работу, были правильно разрешены противоречия внутри народа — методом убеждения, а не принуждения, в результате чего атмосфера значительно улучшилась. Без этих изменений был бы невозможен большой скачок, разве без них стали бы люди работать по 10 с лишним часов, не зная ни сна, ни отдыха? Это произошло потому, что коммунисты стали работать вместе с беспартийными. Раньше в уезде Хунъань кадровые работники вели себя как баре и народ ругал их, а после изменений во второй половине 1956 года всё стало другим, произошёл большой сдвиг, который приветствовали массы.
Известную часть буржуазного права нужно сохранить, то есть сохранить надлежащую систему заработной платы, сохранить необходимые различия. Сохранить бо́льшую плату за больший труд. Сохранить также ту часть буржуазного права, которая носит характер выкупа,— право буржуазии, буржуазной интеллигенции и демократических деятелей на получение высоких окладов. Можно разрешить представителям буржуазии вступить в коммуны, но нужно сохранить за ними ярлык буржуа (здесь нельзя идти на уступки). Члены коммуны делятся на две категории: одна — рабочие и крестьяне, другая — капиталисты.
Чтобы сплотить три ступени — центр, провинции и места,— необходимо иметь определённую программу. Разве можно допустить, чтобы комитеты, начиная от провинциального и выше, не уяснили себе вопрос о целях и взаимоотношениях? Некоторые вопросы сейчас довольно сильно запутаны. Их без конца передают из инстанции в инстанцию. В какую бы инстанцию вопрос ни попадал, его следует обдумать с политической точки зрения.
Относительно зерна люди не беспокоятся; главное, что их волнует, это четыре проблемы: металл, машины, уголь и электроэнергия. А времени отведено «15 лет или немногим больше», за которое необходимо достигнуть определённых показателей. Всё это пока на словах. Лесное хозяйство должно стать одной из коренных проблем, и только вслед за лесным хозяйством идут животноводство, рыбоводство, шелководство и разведение соевых бобов. Лесное хозяйство — это основа химической и строительной промышленности. К лозунгу «покончить с наводнениями и засухой» нужно добавить «в максимальной степени», нужно, чтобы результаты работы больше зависели от воли людей, меньше — от воли неба, и так должно быть всегда. Что касается удобрений, то главное внимание следует уделять органическим удобрениям. К лозунгу «покончить с четырьмя вредителями» нужно также добавить «в максимальной степени».
Относительно организации труда. Сон и отдых должны занимать ежедневно не менее 12 часов, учёба — 2 часа, максимально допустимое рабочее время не должно превышать 10 часов. Всё это крупные общегосударственные проблемы.
Работу в столовых, детских садах и яслях нужно рассматривать как очень почётное дело, дело служения народу. Каждый трудящийся — это государственный работник.
36-й пункт — товарное производство. Я полностью одобряю распределение. Почему между коммунами осуществима система контрактов, а государство не может заключить контракт с коммуной? Это отдаёт «левачеством». Сейчас наше товарное производство регулируется не законом стоимости, а планом; разве производство металла, зерна, хлопка в нашей стране регулируется законом стоимости? Производство меди и алюминия раньше вовсе не регулировалось. Отныне нужно перебросить силы на это производство.
Раньше говорили: в первую очередь для государства, во вторую для общества, в третью для себя. Однако производители делали наоборот: в первую очередь для себя, во вторую для общества, в третью для государства, несмотря на то что мы говорили: «защита домашнего очага и оборона отечества», «хочешь иметь богатый дом — выращивай хлопок», «любишь Родину, хочешь богатства в доме — больше выращивай хлопка».
38-й пункт нужно дополнить [словами]: «Чтобы быть готовым наголову разбить агрессора — в случае, если он начнёт интервенцию,— ввести систему „весь народ — солдаты“».
39-й пункт: одному положению радуются (о вступлении в коммуны), другого положения боятся (о домработницах и высокой заработной плате). Нужно разъяснить рабочим, что хорошее обращение с капиталистами имеет целью изолировать их. Пусть они занимают особое положение, пусть «выпячивают собственную личность». В первую очередь в коммуны вступают мелкие капиталисты, а средние не торопятся.
40-й пункт. Этот пункт представляет собой нагромождение точек зрения. Семь точек зрения. Кто их будет смотреть? Главное — это решение вопроса о методах работы по осуществлению линии масс. Не нужно людей связывать, бить, ругать, отдавать под суд, приговаривать к исправительным работам. Все командиры батальонов одинаково относятся к командирам рот: «Судить тебя, негодяя!» Сюйшуй в этом смысле не исключение — командиров рот связывали, били, ругали, судили; люди стали бояться дискуссий, так как дискуссии превращались в судилища, в расправу. А ведь два различных по характеру вида противоречий — один, когда мы имеем дело с правыми, которых следует изолировать, и другой, когда мы имеем дело с противоречиями внутри народа, когда нужно действовать убеждением,— требуют и двух разных видов дискуссий.
Необходимо пропагандировать деловитость, не нужно очковтирательства, не следует выдавать чужих свиней за своих, а 300 цзиней пшеницы — за 400. Когда говорят о 900 миллиардах цзиней зерна, якобы собранных в нынешнем году, можно принимать в расчёт самое большее 740 миллиардов цзиней, а остальные 160 миллиардов цзиней нужно отнести на счёт очковтирательства, это будет ближе к истине.
Народ не обманешь. Раньше в военных сводках неправильные сведения могли ввести в заблуждение только народ, но не врагов, врагам это было лишь смешно. На фуцзяньском фронте потери самолётов составляли у нас 6, у противника 14, то есть соотношение потерь было 1 : 2,33. А гоминьдановцы, чтобы прихвастнуть, к правде непременно добавляли ложь, всё валили в одну кучу — и правду, и неправду. В уезде N пытались скрыть истинную цифру урожая и в сводке указали меньше, чем собрали. Часть уездов, наоборот, собирает меньше, чем указывает в сводках.
Лучше всего будет, если «Жэньминь жибао» сбавит тон.
Некоторые вопросы мы подаём шаблонно, а нужно подавать их так, как требует положение дел. Например, сейчас нужно уделить главное внимание решению вопроса о методах работы, о партийном руководстве, о линии масс и деловитости.
Надо ещё раз перечитать книгу Сталина об экономических проблемах социализма. Кадровые работники — члены бюро провинциальных, окружных партийных комитетов и выше — должны изучить эту работу, они все должны изучить 1-ю, 2-ю и 3-ю главы «Экономических проблем социализма в СССР». Когда мы прежде читали эту работу, она не вызывала интереса, теперь же — другое дело. В первых трёх главах много заслуживающих внимания моментов. Есть кое-что и неподходящее, есть и неясные для самого Сталина моменты. В 1-й главе, об объективных законах, он противопоставляет плановую экономику анархии.
Он говорит, что законы планирования отличны от политики. Правильно. В субъективном планировании нужно стремиться к соответствию с объективными законами, но, поставив этот вопрос, он не развил его, так как, возможно, сам недостаточно хорошо разобрался в нём. В душе он считает, что советские планы в основном отражают объективные законы; однако заслуживает изучения вопрос о степени [этого отражения], например [проблема] соотношения тяжёлой и лёгкой промышленности, проблема сельского хозяйства. Все эти вопросы не нашли полного отражения [в данной работе], и здесь Сталин попал впросак. Народ не в состоянии изнутри увидеть сочетание перспективных интересов и интересов сегодняшнего дня.
До сих пор [объём] товарной продукции Советского Союза меньше нашего. Это значит, что у него одна нога короче другой, наблюдается определённый перекос. Мы сейчас вопрос ставим так: исходя из предпосылки преимущественного развития тяжёлой промышленности развивать одновременно и промышленность, и сельское хозяйство, идти на двух ногах. Какой же способ более точно отвечает объективным законам? Без масс, без политики сосредоточивать внимание только на технике, на «специалистах» — это значит идти на одной ноге: что касается внутренних взаимосвязей тяжёлой и лёгкой промышленности, то противоречие между ними не указывает ещё на главную сторону. Эту диалектику — упор на производство стали — мы нащупали тоже только недавно и таким образом указали на главное противоречие. Сталин не указал его.
N. Он только придавал серьёзное значение машинам, говорил, что машины — это сердце.
Мао Цзэдун. Без стали не может быть и машин, есть сталь — есть и машины, уголь, электричество, нефть, транспорт, морской флот, воздушный флот и сухопутные силы. В очень многих случаях Сталин только ставит вопрос, но не отвечает на него.
Во 2-й и 3-й главах говорится о товаре и законе стоимости. Что вы думаете об этом? Я весьма одобрительно отношусь ко многим высказанным там положениям. Необходимо разъяснять эти вопросы. «Средства производства не являются товаром
» — мы говорим, что это так, но в то же время и не так. У нас средства производства частично ещё являются товаром. Мы продаём сельскохозяйственные машины кооперативам. Последнее письмо [Сталина] совершенно ошибочно: он противопоставляет государство массам, не верит в крестьян, мёртвой хваткой держится за машины, и доводы его здесь несостоятельны — он сам себя обманул. С одной стороны, он вроде не боится, а с другой — не желает выпустить из рук машины, продать тракторы крестьянам.
В конце он говорит, что крестьяне, если они купят тракторы, понесут огромные убытки, которые по силам только государству. Одним словом, он не нашёл метода двухэтажного перехода, не нашёл пути для перехода от коллективной собственности к общенародной.
N. Он не понимал, что для того, чтобы получить, нужно сначала отдать.
Мао Цзэдун. Вот именно! Если намертво зажмёшь крестьян, крестьяне зажмут тебя.
Говорить-то он правильно говорил, что противоположность между рабочими и крестьянами, между городом и деревней уничтожена, уничтожены и существенные различия между ними, но 30-летний опыт не подсказал ему выхода, и, как видно из письма, он был очень обеспокоен этим. Однако он говорит не о сохранении товарного [производства], оставшегося от старого общества. Главным рычагом регулирования является планирование, а не закон стоимости. Это очень верно, и за несколько лет это стало совершенно ясно. Большой скачок означает, что секретарь — главнокомандующий, а политика — командная сила.
N. А Сталин видит только противоречия между рабочими и крестьянами.
Мао Цзэдун. Он правильно критикует Ярошенко. Однако он не говорит об отношениях между надстройкой и базисом, не говорит, как надстройка должна соответствовать экономическому базису, а это очень важный вопрос. Мы провели такие движения, как кампания по упорядочению стиля работы, направление кадровых работников в низовые организации, участие кадровых работников в физическом труде, а рабочих — в управлении предприятиями, пересмотр устаревших правил и порядков и т. п.
Политическая экономия толкует только экономические отношения, но не политику. В газетах пишут: «Самоотверженный труд». А на самом деле [те, о ком так пишут] ни на минуту не забывают о себе. В экономическом учении Сталина пустота, уныние и мрак. Положительная сторона его в том, что он поставил вопросы. Ленин также ставил вопросы, но лозунг «наступление по всему фронту» был выдвинут спустя лишь год после введения новой экономической политики и был выдвинут слишком поспешно.
В Советском Союзе все люди, подобные Жун Ижэню, были сброшены в море. Я уж не говорю о буржуазном праве, правовых взглядах, юридической системе и т. п. Система просвещения там также буржуазного типа. А разве придёшь к коммунизму без коммунистического движения? Сталин видел вещи, но не видел людей; видел лишь кадровых работников и не замечал массы.
N. А ведь одни стремятся к коммунизму, другие хотят остановиться на социализме, третьи мечтают о возврате к капитализму.
Мао Цзэдун. Какая-то часть населения (помещики, кулаки, контрреволюционеры, негодяи и правые, часть кадровых работников и кое-кто, мечтающий о сохранении буржуазного права) стремится к возврату в прошлое, большинство же стремится к коммунизму.
Вступление в коммунизм должно происходить планомерно. Нужно расти в двух областях: с одной стороны, развивать самообеспечивающее производство, а с другой — развивать товарное производство. Сейчас надо использовать товарное производство, товарообмен, закон стоимости, сделать их полезным орудием. Сталин приводит множество доводов в пользу [такого подхода]. А как насчёт отрицательных сторон? Отрицать их!
Наша страна — страна с крайне неразвитым товарным производством. Из 370 миллиардов цзиней зерна 30 миллиардов цзиней пошло на уплату налога, 50 миллиардов цзиней было продано государству как товарная продукция. Таким образом, товарное зерно не составило и одной трети всего собранного зерна. Недостаточно развиты и продовольственные культуры, и технические культуры. Всё ещё не восстановлен некогда самый высокий в истории уровень производства таких культур, как, например, чай и шёлк-сырец. Развитие товарного производства необходимо, иначе мы не сможем выплачивать заработную плату. Возьмём для примера провинцию Хэбэй. Там имеется три типа уездов — одни могут только прокормиться, другие живут за счёт вспомоществования, а третьи в состоянии выплачивать заработную плату. Заработная плата тоже неодинакова: в некоторых уездах она составляет [всего] несколько цзяо. Поэтому каждая коммуна, помимо зерна, должна производить продукцию на продажу. Сталь и чугун требуют денег. Денег требует и образование. Наконец, нужно помогать государству в деле индустриализации страны.
Необходимо развивать социалистическое товарное производство и товарообмен. Различие в заработной плате нужно сохранить на какой-то срок. Необходимо категорически подтвердить, что социалистическое товарное производство и товарообмен играют положительную роль. Только часть [товаров] должна распределяться, большая же часть должна продаваться и покупаться. Необходимо расширять социалистический товарооборот. Сейчас существует тенденция, смысл которой можно приблизительно выразить так: чем больше коммунизма, тем лучше. Но к коммунизму нужно идти планомерно. Нужно посмотреть, сумеют ли в уезде Фаньсянь за два года построить коммунизм.
Одним словом, товарное [производство] у нас не развито; для вступления в социализм нужно, во-первых, покончить с барской спесью, ликвидировать три порочных стиля и пять отрицательных настроений2; во-вторых, необходимо сохранить различие в заработной плате. Некоторые люди сейчас считают, что коммунизм можно построить за 3—5 лет.
Учёные-экономисты проявили «левачество», пытались заморочить нам голову, но мы разоблачили их. 40 пунктов «Основных положений развития сельского хозяйства» тому свидетельство.
Примечания- Вероятно, запись или перевод неточны. См. указанную работу Сталина.— Маоизм.ру.↩
- Три порочных стиля: бюрократизм, сектантство и субъективизм, пять отрицательных настроений: чиновничий дух, упаднические настроения, роскошь, спесивость и изнеженность.— Прим. ред.↩