Товарищи, два [знаковых] события произошли в мире в эпоху после второй мировой войны. С одной стороны, народ увидел поражение так называемых фашистских держав в самой откровенной форме, с другой, мировая социалистическая система под руководством товарища Сталина вселила в сознание народа уверенность [в своих силах]. В результате, во всём мире произошёл спонтанный революционный взрыв. В первую очередь, успех китайской революции в 1949 г., не считая самой войны, привёл к новому подъёму революционной волны в ходе спонтанного взрыва, который Коммунистическая партия Индии так и не смогла правильно оценить. В результате революционные перемены по всей Азии, Африке и Латинской Америке, вызванные этой великой революцией, так и остались незамеченными у нас. Поэтому мы не смогли понять значения смелого революционного лозунга, боевого призыва 650-миллионного революционного народа — «Видите, мы смогли сами вступить на путь социализма. Даже американский империализм не смог остановить колоссальное движение нашего непобедимого революционного потока».
Но те, кто боролся, не сделали такой ошибки. Эта революционная искра распространилась на Вьетнам, Кубу, каждую страну Латинской Америки.
Индийский народ внял этому призыву. Мы видели выражение этого в спонтанной демократической революции 1949 г., [значение] которой было затемнено нами в попытке загнать её в узкие рамки социалистической революции. Более того, была попытка отвергнуть значение всей китайской революции при помощи открытой критики источника этого спонтанного движения, великой китайской революции и её великого вождя товарища Мао Цзэдуна. Более того, потом, как результат отрицания китайской революции, в партии появился лозунг, что революция будет совершена не по китайскому пути, а только по истинно индийскому пути. Именно из этого и родился сегодняшний ревизионизм. Из-за левого сектантства тех дней мы не смогли направить то движение по правильному пути.
Но нет, товарищи! Волна революционного движения 1949 г. не сошла на нет, также как империализму не удалось уничтожить китайскую революцию, [сорвать] красный флаг надежды над Пекином.
Мы увидели снова, как зарождающееся движение превратилось в большую волну в 1951 г. в ходе корейской войны. Мы видели, как оно полностью расцвело в спонтанных собраниях, процессиях, в поддержке совместного контрнаступления Китая и Кореи. В объективной форме мы видели проявление этого в великой победе коммунистической партии на выборах 1951 года.
И в качестве боевой формы [этого движения] мы видели спонтанное сооружение баррикад борющимися массами в 1953—1954 годах.
Мы не поняли [значения этого]. Но буржуазия поняла, она смогла распознать форму борьбы масс, и смогла увидеть её направление. Она поняла, что эту великую революцию больше нельзя игнорировать, поэтому, чтобы обмануть народ, она повернулась лицом к социалистическому государству, к великой китайской революции. Вот почему она подписала принципы «панча шила», приняла участие в Бандунгской конференции1.
Декадентский империализм также осознал, что уже невозможно применять старые методы. Поэтому он принял новую форму, принял на вооружение новый метод эксплуатации, давая доллары в качестве подарка. Начался [период] неоколониализма.
В то время как империалисты и все реакционеры мира искали пути к своему спасению, ревизионистская политика предателя Хрущёва в 1956 г. предстала перед ними как свет новой надежды. Реакционное правительство Индии нашло способ создать иллюзию по поводу хрущёвского независимого капиталистического пути. Но реакционное правительство знало, что он непрактичен, иллюзорен. Именно поэтому реакционное правительство индийской буржуазии заключило секретный пакт с американским империализмом в 1958 году.
Вот почему в 1959 г., когда оно начало атаку на демократию, с одной стороны, отменив действие конституции в Керале, оно также начало, с другой стороны, клеветать на источник этого спонтанного движения, великую Китайскую Народную Республику. Правительство предоставило убежище агенту империализма в Тибете, Далай-ламе. Но когда, несмотря на всё это, народ спонтанно вступил на путь борьбы, буржуазия немедленно застрелила 80 человек. На этом последняя возможность мирного перехода к социализму закончилась.
Но нет, товарищи, даже тогда народ не безмолвствовал перед мощью правительства. Спонтанная забастовка 1960 г. распространилась по всей Индии в больших масштабах, потому что свет китайской революции, источник которого содержит в себе силу в сотню раз, в тысячу раз сильнее, чем противостоящая ему сила, указывает им путь. Вот почему, товарищи, даже без коммунистической партии народ вступил на путь борьбы.
Когда участники этой спонтанной борьбы, потерпев поражение без оружия, думали о ещё более жестокой борьбе, лозунг альтернативного правительства в 1962 г. не мог вызвать в их умах революционного энтузиазма. Потому что они хотели получить ответ на вопрос — что произойдёт, если случившееся в Керале повторится в Бенгалии? Мы не могли дать правильный ответ на этот вопрос. Мы не смогли в то время выдвинуть правильный и смелый лозунг — в случае повторения керальского эпизода в Бенгалии, вооружённая борьба будет единственным путём к свержению правительства.
Но буржуазия безошибочно разглядела воинственные массы. Вот почему в 1962 г. запаниковавшее индийское правительство атаковало источник [вдохновения] борющихся масс; оно атаковало великую китайскую демократию. Но произошли два события, в результате которых буржуазия сама себе вырыла могилу. Во-первых, из-за поражения вооружённых сил буржуазии, слабость этого правительства в откровенной форме стала ясна как день борющимся массам. Борющиеся массы нашли новый свет борьбы. Во-вторых, из-за одностороннего вывода китайских войск с индийских территорий, ядовитое влияние извращённого национализма не смогло затронуть крестьян. Буржуазия запаниковала; она бросила в тюрьму коммунистов.
Но она не смогла остановить спонтанную борьбу. Работа прекратилась в Бомбее. Началась кампания «Дум-дум даваи»2. Чтобы выбраться из этой ужасной ситуации, буржуазия выпустила из тюрем коммунистов и попыталась использовать их внутренние конфликты. Но печально известное письмо Данге, цепного пса империализма, разрушило их надежды3. Была создана новая революционная партия, Хрущёв потерял власть и мировому ревизионизму был нанесён страшный удар. Столп [американской военной мощи], на который опиралась буржуазия, напав на Китай, стал разрушаться во Вьетнаме. Буржуазия осознала опасность и обнаружила, что припёрта к стенке и ей некуда отступать. Поэтому она перешла в наступление, посадив в тюрьму две тысячи коммунистов. Но борющиеся массы сказали своё слово в Керале, и правительство увидело взрыв спонтанного движения. Оно сорвало с себя последнюю маску демократии.
Но нет, это спонтанное движение нельзя было предотвратить, даже посадив в тюрьму сотни и тысячи коммунистов и применяя тысячи способов репрессий. Потому что китайская революция не может быть уничтожена. Никакой штормовой ветер не сможет погасить свет этой революции. Обезумевшая буржуазия знает это, поэтому она начала в горячечном бреду кричать о своих собственных слабых местах. Она трясётся, воображая, что в армии формируется организация. Она начала видеть призрак Теланганы4.
Да, товарищи, сегодня мы должны смело и громко заявить народу, что путь захвата власти на местах — это наш путь. Мы должны заставить буржуазию трястись, ударив со всей силой в её самые слабые места. Мы должны громко заявить народу — смотрите, как бедный, отсталый Китай за шестнадцать лет, с помощью социалистического переустройства, смог сделать свою экономику сильной и прочной. С другой стороны, мы должны сделать явным предательство этого правительства, которое за семнадцать лет открыло Индию для империалистической эксплуатации. Оно превратило весь индийский народ в нацию нищих, выпрашивающих деньги у иностранцев. Давайте, товарищи, пусть весь трудовой народ совместно подготовит вооружённую борьбу против этого правительства под руководством рабочего класса, на базе программы аграрной революции. С другой стороны, давайте заложим основание новой народно-демократической Индии, создавая освобождённые крестьянские районы путём крестьянских восстаний. Давайте вместе, плечом к плечу, воскликнем:
Да здравствует единство рабочих, крестьян и трудящихся масс!
Да здравствует неизбежная вооружённая борьба в Индии!
- Принципы «панча шила» (пять принципов мирного сосуществования) — соглашение между Индией и Китаем 1954 г., положившее конец конфликту из-за Тибета. Затем эти принципы легли в основу итогового документа Бандунгской конфереции 1955 г. в Индонезии и в целом движения неприсоединения.↩
- Англ. Dum Dum Dawai. В результате войны 1962 г. с Китаем в Индии начался быстрый рост цен. В пригороде Калькутты Дум-Дум люди решили платить на продовольственном рынке ту цену, которую они считали справедливой. Это движение затем распространилось на другие области.↩
- Шрипад Амрит Данге был одним из основателей Коммунистической партии Индии и её председателем с 1962 года. Он придерживался просоветской ориентации и поддерживал политику правительства Джавахарлала Неру. Публикация писем Данге, написанных из тюрьмы в 1924 г. британскому правительству (в них он предлагал свои «услуги»), стала поводом к окончательному расколу КПИ на левое и правое крыло. Левые основали в 1964 г. Коммунистическую партию Индии (марксистскую), к которой тогда присоединился и Чару Мазумдар.↩
- Телангана или Теленгана — область в нынешнем штате Андхра-Прадеш, получившая название от населяющего её народа телугу. В конце сороковых годов там развернулось массовое крестьянское движение против низама Хайдарабада, в ходе которого власть на значительной территории фактически перешла к возглавлявшей движение КПИ, которая начала проводить аграрную реформу. Не получив поддержки в Москве, лидеры КПИ затем капитулировали.↩