Бумбараш № 2 (21), март-апрель 1995 г.

01.04.1995

Контрреволюция в Китае

Кто опубликовал: | 24.04.2018

Автор — член Всесоюзной Коммунистической Рабочей Гвардии Большевиков, организации, существовавшей в середине 1990-х.

Буржуазная контрреволюционная «реформа» в Китае началась в 1978 году, когда правые и «левые» оппортунисты во главе с Дэн Сяопином и Хуа Гофэном взяли курс на децентрализацию и развитие товарно-денежных отношений при социализме и пошли на кардинальное сближение с США. В феврале 1979 года они развязали войну против Социалистической Республики Вьетнам, а затем открыли доступ иностранному капиталу в экономику КНР. Был создан капиталистический сектор в четырёх «особых экономических зонах» и в 14 «открытых» городах, началось ускоренное развитие товарно-денежных, рыночных отношений в городе и деревне.

В городах шла капитализация промышленности — дробление социалистического госсектора на «самоуправляющиеся предприятия», эксперименты по делению прибыли между ними и государством. В конце 1984 года контроль парткомов над директорами был ликвидирован, и прибыль стала целиком оставаться «коллективным» собственникам, лишь облагаясь налогом. Администрация, «теневая буржуазия» и спекулянты обогащались. В 1986 году было официально объявлено, что доходы директоров могут в четыре раза превышать зарплату рабочих.

В деревне шла ликвидация народных коммун, дробление их на «хозяйства коллективных собственников» с распределением прибыли по паям, перевод крестьянских дворов на полный подряд. Шло обогащение одной, торгашеской части китайского крестьянства — и пролетаризация другой. «Как же так? Мы тридцать лет напряжённо трудились и за одну ночь вернулись в прошлое»,— говорили сознательные колхозники1. С 1981-го постепенно сужались и с 1985-го были прекращены централизованные заготовки сельхозпродукции государством. Выращивать зерно на продажу стало «невыгодно» и его производство стало падать в среднем на 3 процента в год2.

Классовая борьба в стране и в партии обострялась. В декабре 1986 года в Шанхае и других «открытых» городах прошли демонстрации студентов-антикоммунистов с требованиями немедленной политической перестройки, поддержанные генсеком ЦК КПК Ху Яобаном — ставленником Дэн Сяопина. Оппортунисты были вынуждены заменить его другой марионеткой — Чжао Цзыяном, но в 1987 году на ⅩⅢ съезде КПК официально заявили, что существующая политическая система «не соответствует требованиям реформы» и взяли курс на постепенное «разграничение функций партии и государства». В 1988 году в Конституцию КНР было введено положение о признании частной собственности и о защите законом её прав и интересов.

К этому времени непрерывный рост цен, вызванный товарной раздробленностью, достиг 18,3 процентов и фактически перекрыл рост денежных средств китайских трудящихся. Общее число убыточных предприятий в КНР в 1988 году достигло 17 процентов их общего числа. Разрушалась деревня, раздробленная на мелкие хозяйства «подрядчиков», накоплений которых не хватало на обновление земельного фонда и ирригацию3.

В апреле 1989 г. вспыхнули массовые антипартийные выступления мелкобуржуазного студенчества. Под лозунгом «свободы и плюрализма» студенты боролись против остатков власти рабочего класса за власть растущих китайских капиталистов. И когда партийная мелкая буржуазия — скрытые контрреволюционеры — пошли на подавление открытой контрреволюции на площади Тяньаньмэнь, это на время усилило позиции рабочего класса.

С 1989 по 1991 год партийная мелкая буржуазия, колеблясь между буржуазией и рабочим классом, тормозила капитализацию внутренних районов Китая, но часть партии всё больше срасталась со стремительно растущей буржуазии «особых зон», а первую очередь в провинции Гуандун рядом с Гонконгом. Когда в 1990 году мелкобуржуазный госаппаратчик премьер Госсовета Ли Пэн попытался ввести финансовый контроль над «особыми зонами», управленцы-капиталисты во главе с губернатором Гуандуна Ле Суаньпином яростно выступили против контроля и вынудили правительство сдаться. А когда Ли Пэн сказал, что необходимо «в определённых пределах» вести классовую борьбу против «новых эксплуататорских элементов», главарь контрреволюции Дэн Сяопин стал пугать китайцев: «Если в Китае разразится гражданская война, то конца ей не будет»4. Под давлением новой буржуазии мелкобуржуазное правительство сдалось и согласилось на дальнейшую капитализацию страны.

В январе 1992 года Дэн Сяонпин приехал в «столицу» китайских капиталистов — Шэнчжэнь, и открыто призвал «не бояться капитализма», «не опасаться, что он подомнёт под себя социализм в Китае», «пойти на новые меры, отличающиеся от практиковавшихся на протяжении последнего десятилетия». За один 1992 год в Китае было создано 8683 новых «особых зон», прибыли частного сектора выросли на 50 процентов, а около 40 процентов государственных предприятий стали банкротами5.

Развитие товарно-денежных отношений ускорилось. В деревне оно вызвало классовое деление китайского крестьянства на буржуев, мелкую буржуазию, полупролетариев и пролетариев. Банкиры и денежные деревенские богатеи арендовали и отбивали землю у разоряющихся крестьян, которые без денег не могли вести хозяйство. В 1993 году нью-йоркский «Таймс» писал: «Спекуляция недвижимостью вскипает вокруг любого незанятого клочка земли и отрезает громадные ломти от сельскохозяйственных угодий Китая. Вытесняемые из родных деревень сельские жители, чьи рабочие руки на полях становятся ненужными, оказываются полностью лишёнными корней: численность „кочующего населения“ из числа бедняков… превысила уже 100 миллионов…». В капитализированных деревнях «власть взяли на себя богатые крестьяне, нанимая работу к себе местных партийных лидеров в качестве „консультантов“»… Резко выросли «инфляция и оскорбительный разрыв в доходах между имущими и неимущими», анархия товарного производства и «галопирующее загрязнение окружающей среды», националистическая рознь6.

В городах директора заводов сколачивали огромные прибыли, на растаскивании госимущества, а рабочие лишались жилья, бесплатного лечения, пенсий. «Результат — остановки производства, нелегальные стачки, демонстрации, когда, бывает, перекрывается движение на улицах.— проговорились „Известия“ 22 декабря 1994 г.— Даже по официальным данным, в Китае в прошлом году произошло более 10 тысяч таких конфликтов… Они не обошли стороной и Пекин. Подсобные рабочие завода Шоуган провели митинг… у ворот, где располагается ЦК партии».

Классовая борьба рабочего класса против буржуазии обострялась. В Китае возникла подпольная организация «Союз пролетариата», готовившая антиреставраторский переворот в партии и правительстве. За измену делу социализма «Союз пролетариата» приговорил Дэн Сяопина и других высших социал-предателей к расстрелу. Справедливый приговор планировали привести в исполнение 1 октября 1994 года, в день образования Китайской Народной Республики. Но ищейки и палачи преступного режима выследили и разгромили организацию. В начале ноября 1994 года восемь руководителей «Союза пролетариата» были приговорены к смертной казни.

Сейчас, в начале 1995 года, в Китае более 80 млн человек существуют ниже официальной черты бедности7. Мелкобуржуазное правительство, страшась народного гнева, всячески оттягивает массовые сокращения рабочих, которых требует буржуазия. Но после скорой смерти Дэн Сяопина открытая контрреволюция в Китае неизбежна, и её уже давно готовят капиталисты Гуандуна и других «особых зон». «Возможно, пекинские лидеры действительно боятся, что Гуандун со временем станет базой альтернативной власти…»8. Так и будет. И пекинские оппортунисты в который раз предадут пролетариат. Поэтому он должен создать свою, пролетарскую, революционную партию и совершить пролетарскую социалистическую революцию.

Поднимайтесь, миллионы китайских рабочих и крестьян, на последнюю, решительную, беспощадную борьбу с кровожадным буржуем — своим и иностранным! Да здравствует грядущая пролетарская социалистическая революция в Китае и на всей территории Азии!

Примечания
  1. Реформа хозяйственной системы в КНР.— М., Экономика, 1989.— с. 189.
  2. Там же, с. 343.
  3. Та же, с. 322, 327, 343.
  4. «За рубежом», № 7, 1992 г., с. 9.
  5. «За рубежом», № 7, 1992 год, с. 9; № 27, 1993 год, с. 12.
  6. «За рубежом», № 27, 1993 г., с. 12—13.
  7. «Сегодня», № 3, 1995 год, с. 4.
  8. «Ньюсуик», Нью-Йорк. См. «За рубежом», № 14, 1992 г., с. 12.

Добавить комментарий