;

From the journal of Ambassador Pavel Yudin: Record of conversation with Mao Zedong on 8 january 1955 ← Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 0100. Оп. 48. П. 393. Д. 9. Лл. 24—30.

08.01.1955

Из дневника П. Ф. Юдина: запись беседы с товарищем Мао Цзэдуном 8 января 1955 г.

Кто опубликовал: | 27.12.2018

Сегодня я посетил товарища Мао Цзэдуна и передал ему пакет ЦК КПСС, присланный диппочтой. Товарищ Мао Цзэдун, получив пакет, немедленно вскрыл его и через переводчика тов. Ши Чжэ бегло ознакомился с содержимым пакета. (В пакете находилась информация о порядке проведения дней, посвящённых памяти В. И. Ленина). Он просил передать ЦК КПСС его благодарность за присланную информацию.

После этого состоялась беседа. Товарищ Мао Цзэдун говорил, что для них очень остро стоит вопрос о марксистско-ленинском воспитании партийных кадров и беспартийной интеллигенции. В Китае имеется, говорил он, примерно, пять миллионов человек, относящихся к интеллигенции: один миллион партийных кадров, полтора миллиона преподавателей начальной и средней школ, институтов и университетов, полтора миллиона разного рода технической интеллигенции, один миллион людей других категорий интеллигентного труда —литераторы, деятели искусства, архитекторы, журналисты и др. Большая часть интеллигенции слабо связана с марксизмом. В их головах масса буржуазных и мелкобуржуазных предрассудков. Они ещё находятся под влиянием буржуазной идеологии, особенно идеологии, унаследованной от американцев. Основной фигурой, пропагандировавшей в своё время в Китае американскую идеологию, был Ху Ши, который является прямым последователем субъективного идеалиста американского философа Дьюи, который (Дьюи), кстати сказать, в 1920—22 годах жил в Китае и во всех крупных городах страны читал лекции.

Последователем Ху Ши в Китае в настоящее время является крупный буржуазный учёный-литературовед Юй Пинбо, под влиянием которого до сих пор находятся широкие слои интеллигенции. Даже партийные кадры интеллигенции находятся под влиянием Юй Пинбо. Например, редакция партийного журнала по литературе и искусству целиком была на стороне Юй Пинбо, в аппарате ЦК КПК часть работников была на его стороне, на его стороне были значительные кадры писателей и педагогов-коммунистов.

ЦК КПК, обстоятельно обсудив положение дел на идеологическом фронте, признал ненормальным такое явление, когда представители буржуазной идеологии, идеалисты открыто ведут свою пропаганду, а многие партийные кадры плетутся за ними. ЦК КПК разработал план проведения борьбы против буржуазной идеологии и за утверждение марксистской идеологии по всем основным направлениям науки, искусства, литературы. Мы рассчитываем, говорил тов. Мао Цзэдун, в течение года активно и систематически изо дня в день в печати и устной пропаганде разоблачать буржуазную идеологию и пропагандировать коммунистическую идеологию. Мы думаем, говорил он, что нам удастся серьёзно разбить буржуазную идеологию во всех её видах, разоблачить идеализм в различных науках, в том числе и в естествознании. В этой борьбе воспитаются и выдвинутся новые молодые кадры марксистов-ленинцев. Если не искореним буржуазную идеологию, идеализм в истории, среди интеллигенции, не проведём очень большой работы по утверждению основ марксистско-ленинской науки среди самых широких кадров, тогда мы не справимся с задачами по строительству социализма, не сумеем повести за собой весь народ на преодоление огромных трудностей, стоящих перед нами. Социализм можно построить только тогда, когда в партии и в широких народных массах будут утверждены идейные, научные принципы коммунизма.

Тов. Мао Цзэдун заметил, что мы добьёмся того, что буржуазия и её идеология серьёзнейшим образом, если окончательно, будут дискредитированы в сознании не только членов партии, но и в сознании беспартийной интеллигенции и народных масс. В борьбе с буржуазией в экономической и политической областях мы добились многого. Кое-где даже зашли дальше, чем это необходимо и данный момент. Тов. Мао Цзэдун сказал, что за последнее время он побывал и ряде городов: в Шанхае, в Чанше и др., много беседовал с рабочими. В глазах рабочих, например, частные торговцы серьёзно скомпрометированы. Рабочие им не верят, говорят, что частники их обманывают. В то же время рабочий верят государственным магазинам и кооперации. В некоторых провинциях государственная и кооперативная торговля в рознице занимает до 70 %, а частники только 30 %. Это явное забегание вперёд. Мы думаем несколько попридержать рост государственной розничной торговли, иначе получается так, что мы, ещё не вполне справляясь с обслуживанием населения, прижимаем частника, да, кроме того, такое резкое свёртывание частной торговли ведёт к безработице.

В беседе был затронут вопрос об экономическом образовании партийных кадров. Тов. Мао Цзэдун говорил, что он в настоящее время изучает то, что в их печати было написано и что пишется теперь по политической экономии и вообще по экономическим вопросам. Нам очень важно, говорил он, чтобы наши партийные и хозяйственные кадры были экономически грамотными, чтобы они могли сознательно управлять и руководить хозяйством. Вопросы об экономическом образовании партийных кадров мы будем специально обсуждать на заседании ЦК КПК. Мы скоро закончим перевод учебника политической экономии и для начала издадим его тиражом в три миллиона экземпляров. То, что я успел прочитать из учебника, сказал товарищ Мао Цзэдун, говорит о том, что учебник хороший и он нам принесёт большую пользу.

Далее товарищ Мао Цзэдун коснулся вопроса о совещании в Джакарте премьер-министров Индии, Пакистана, Цейлона, Бирмы и Индонезии. Он сказал, что вначале на этом совещании были большие расхождения. Представители Индии и Бирмы высказались за приглашение Китая на совещание стран Азии и Африки, а представители Пакистана и Цейлона резко возражали против приглашения. Представитель Индонезии вначале не высказывался ни за, ни против приглашения Китая. Тов. Мао Цзэдун говорил, что на совещании пяти очень хорошую позиции занял У Ну. Он заявил, что если КНР не будет приглашена на совещание стран Азии и Африки, то и Бирма не сможет принять участие в этом совещании. Был сделан перерыв в заседании премьер-министров, во время которого представитель Индонезии повёл активную работу с представителями Пакистана и Цейлона и договорился с ними о приглашении КНР на совещание стран Азии и Африки.

Я заметил, что во время пребывания У Ну и Пекине китайские товарищи провели с ним большую работу, что привело к серьёзному изменению позиции правительства Бирмы в сторону сближения с КНР. Товарищ Мао Цзэдун ответил, что «да, мы рассеяли многие его сомнения и предрассудки в отношении КНР и СССР».

Далее тов. Мао Цзэдун сказал, что они, китайские друзья, придают очень большое значение совещанию стран Азии и Африки. Это совещание должно нанести серьёзный урон престижу США среди народов Азии и Африки. Американцы боятся этого совещания, оно может привести их к дальнейшей изоляции, в особенности в странах Азии. Они (американцы) будут всячески стараться сорвать совещание стран Азии и Африки. В этом им, наверное, будут помогать Пакистан и Цейлон.

Тов. Мао Цзэдун говорил, что китайские друзья решили занять такую позицию с совещанием стран Азии и Африки, чтобы не выставлять себя лидерами совещания, а только быть его участниками. Роль лидеров совещания мы предоставляем Неру и У Ну. Это будет лучше с точки зрения ослабления позиций США в их борьбе за срыв этого совещания. Тов. Мао Цзэдун отмечал, что позиции США и Азии серьёзно ослабли. США в настоящее время пугают КНР блокадой побережья Китая, пугают войной и т. п. Однако американцам было легче блокировать наше побережье или начать войну против нас, когда в Корее шла война. В настоящее же время им сделать это значительно труднее ещё и потому, что Япония начинает занимать более или менее самостоятельную позицию и не хочет блокады Китая, так как она желает торговать с Китаем, хочет вырваться из-под гнёта США. Если к этому добавить то, что Индия, Бирма и Индонезия занимают самостоятельные позиции, не ходят американского господства в их странах, то становится очевидным, что не только положение США, но и положение Англии не Востоке серьёзно подорвано и ослаблено.

Тов. Мао Цзэдун в очень резкой форме отозвался о Хаммаршельде, сказав, что он — американский прихвостень. Он (Хаммаршельд), видимо, приехал затем, чтобы, не договорившись с нами ни о чём, начать затем выступать против КНР, чтобы ещё больше обострить обстановку на Дальнем Востоке. Пока, сказал тов. Мао Цзэдун, Хаммаршельд ведёт себя плохо, вызывающе. Может быть, в дальнейшем он изменит свою позицию. В этом случае результат будет только тот, что создастся какая-то возможность в дальнейшем, а не теперь, вернуться к вопросу о восстановлении законных прав КНР в ООН.

В связи с этим тов. Мао Цзэдун сказал, что, по правде говоря, КНР не очень заинтересована в признании КНР Америкой, а, следовательно, и во вхождении сейчас в ООН. Эти вопросы между собой взаимно связаны. Мы понимаем, говорил он, что имеются известные плюсы, если бы КНР входила в ООН и была бы признана США, но, на мой взгляд, имеются не меньшие плюсы и в том, что США нас сейчас не признают. Это даёт нам возможность более свободно воспитывать народ в антиамериканском духе и более свободно проводить подготовку к ликвидации эксплуататорских классов в навей стране. Если США на признают нас ещё лет 8—10, то мы тем временем создадим основы социализма. СССР находился в более трудном положении, чем в настоящее время находится КНР, Америка признала СССР только через 16 лет после Октябрьской революции, тем не менее Советский Союз не погиб от того, что его не признавала Америка, а успел за это время построить основы социалистического общества.

В беседе был затронут вопрос о недавнем письме ЦК КПСС к ЦК КПК, в котором говорится о том, что США, Англия и Франция взяли курс на подготовку атомной войны и в связи с этим развёртывают пропаганду атомной войны. Тов. Мао Цзэдун стал подробно разбирать положение США, Англии и Франции с точки зрения готовности их в настоящее время к войне против социалистического лагеря. Он говорил, что положение империалистов на Востоке не прочное. Кроме того, на Востоке они не могут вести войну без Японии, а Япония к войне не готова, да и не хочет в настоящее время воевать с Китаем и с Советским Союзом. На Западе империалисты также не могут начать войну против нашего лагеря без Германии, а Германия также не готова к войне. Кроме того, положение империалистов в таких странах, как Франция и Италия, очень неустойчивое, шаткое. В то же время наш социалистический лагерь представляет огромную силу, и империалисты, конечно, знают её и всерьёз боятся нас. Коммунистические партии в странах капитализма также играют очень серьёзную роль и каждый день подрывают силы империалистов. Международный коммунизм стал огромной силой. Ведь не случаен тот факт, что не обходится ни одного заседания буржуазных парламентов, международных совещаний представителей буржуазных стран, чтобы не ругали, не поносили коммунистов. Ни одна буржуазная газета дня не пропустит, чтобы не ругать коммунистов. Во всём этом, говорил тов. Мао Цзэдун, сказывается, что коммунизм, социалистический лагерь действительно являются мощным, и международные империалисты всерьёз боятся вас. Вот почему я думаю, говорил тов. Мао Цзэдун, что американские и другие империалисты поднимают шум об атомной войне, чтобы скрыть свою слабость. Они думают шумихой об атомной войне запугать народные массы своих стран и народы стран социализма. Но эта их шумиха с угрозой атомной войны усилиями коммунистических партий должна повернуться против них. Рабочий класс и все трудящиеся вообще не хотят войны, а угроза атомной войны ещё более настроит их против империалистов, против поджигателей войны.

В конце беседы тов. Мао Цзэдун сказал, что на расширенном заседании Всемирного Совета Мира от КНР поедет тов. Го Можо. Беседа длилась свыше двух часов.

Во время беседы присутствовали тт. Ши Чжэ и Скворцов Т. Ф.

Посол СССР в КНР
П. Юдин

Добавить комментарий