Архивы

Марксизм и гуманизм

Кто опубликовал: | 16.11.2025

Социалистический «гуманизм» стоит на повестке дня.
Вступив в период своего развития, который от социализма (каждому по его труду) должен привести его к коммунизму (каждому по его потребностям), Советский Союз провозглашает лозунг «Всё на благо человека» и обращается к новым темам: свобода индивида, уважение к законности, достоинство личности. В партиях рабочего класса многие превозносят достижения социалистического гуманизма и принимаются за поиски его теоретических оснований, обращаясь с этой целью к «Капиталу», а также — всё чаще и чаще — к ранним работам Маркса.
Это историческое событие. Можно даже поставить вопрос, не окажется ли социалистический гуманизм темой, которая достаточно утешительна и привлекательна, чтобы сделать возможным диалог между коммунистами и социал-демократами или даже более широкое сотрудничество со всеми людьми «доброй воли», отвергающими войну и нищету. Сегодня и она, эта широкая дорога Гуманизма, тоже ведёт к социализму.
Действительно, революционная борьба всегда имела своей целью положить конец эксплуатации и тем самым освободить человека, но в своей первой исторической фазе она, как и предвидел Маркс, должна была принять форму классовой борьбы. Революционный гуманизм мог тогда быть только «классовым гуманизмом», «гуманизмом пролетарским». Положить конец эксплуатации человека означало положить конец классовой эксплуатации. Освободить человека означало освободить рабочий класс, причём посредством диктатуры пролетариата. В течение более сорока лет, в гигантских сражениях, происходивших в СССР, «социалистический гуманизм», прежде чем он стал выражать себя в понятиях свободы личности, говорил на языке классовой диктатуры.Читать далее »

Противоречие и сверхдетерминация. Заметки к исследованию

Кто опубликовал: | 31.03.2023

В статье, посвящённой молодому Марксу, я уже подчёркивал двусмысленность представления о том, что он «инвертировал Гегеля». Мне показалось, что, собственно говоря, это выражение прекрасно подходит к Фейербаху. Последний действительно «перевернул спекулятивную философию с головы на ноги» — правда, с тем единственным результатом, что неумолимая логика привела его к идеалистической антропологии. Однако к Марксу это выражение неприменимо,— по крайней мере, к тому Марксу, который уже перерос «антропологическую» фазу своего развития.
Я бы даже пошёл дальше и предположил, что в широко известной цитате: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо её поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» выражение «поставить на ноги» представляет собой простой жест, даже метафору, и вызывает не меньше вопросов, чем даёт ответов.Читать далее »