;

From the Diary of N.V. Roshchin: Memorandum of Conversation with Chairman Mao Zedong on 16 October 1949

16.10.1949

Беседа Мао Цзэдуна с Н. В. Рощиным

Кто опубликовал: | 14.02.2020

Запись беседы с председателем Народно-правительственного комитета Китая Мао Цзэдуном от 16 октября 1949 г. Из дневника Н. В. Рощина.

16 октября в 17:00 по пекинскому времени во дворце Цинчжэндянь состоялась церемония вручения советским Послом в Китае Н. В. Рощиным верительных грамот Мао Цзэдуну, на которой с китайской стороны принимали участие генеральный секретарь правительства Линь Боцзюй, и. о. начальника генштаба генерал Не Жунчжэнь, министр иностранных дел Чжоу Эньлай, управ. делами МИД Ван Биннань и зав. Протокольным отделом МИД Янь Баохан. С советской стороны, кроме Посла, присутствовало 10 сотрудников Посольства и аппарата ВАТ1. Вручение верительных грамот происходило в торжественной обстановке.

После окончания церемонии вручения верительных грамот Мао Цзэдун пригласил Посла и министра иностранных дел Чжоу Эньлая для беседы.


В ходе беседы Мао Цзэдун выразил своё удовлетворение по случаю быстрого приезда Посла из Москвы в Пекин и пожелал скорейшего установления регулярной авиасвязи между Пекином и Москвой.

Мао Цзэдун выразил чувство глубокой признательности тов. Сталину и предложил тост за его здоровье.

Далее Мао выразил свою благодарность советскому правительству за признание Китайской Народной Республики на 2-й день после её создания и за быструю присылку Посла, выразив уверенность в том, что все вопросы, которые могут в дальнейшем возникнуть между Китаем и СССР, будут обеими правительствами разрешаться в духе искренней дружбы.

Напомнив Послу о своей последней встрече с ним, имевшей место в 1945 г. в Чунцине, Мао отметил, что за истёкшие четыре года в Китае и во всём мире произошли исторические изменения и лагерь демократии непрерывно укреплялся. Победа китайского народа — новый вклад в дело мира и безопасности, и не случайно, что Советский Союз и страны новой демократии так быстро и единодушно признали Народную Республику Китая и её правительство.

Даже Югославия,— продолжал Мао,— и та заявила о своём признании НРК, хотя МИД Китая и не посылал югославскому правительству никаких формальных обращений с просьбой о признании. Китайское правительство,— заявил Мао,— решило игнорировать решение югославского правительства о признании и не давать ему никакого ответа.

Посол спросил у Мао, известна ли ему официальная точка зрения Москвы по этому вопросу, переданная через МИД Китая. Мао дал утвердительный ответ и вновь поспешил заверить, что китайское правительство не будет давать Югославии никакого ответа и будет игнорировать все попытки югославов завязать отношения с Китаем. Посол заметил, что этот вопрос всецело находится в компетенции китайского правительства.

Вслед за этим Мао, вернувшись к вопросу о новых победах лагеря мира и демократии, остановился на создании Германской Демократической Республики, подчеркнув, что значение этого события видно из того, что тов. Сталин лично обратился с посланием к президенту Новой Германской Республики. В то время, когда Мао говорил, что читал текст этого послания, можно было совершенно ясно понять, что он крайне переживает, что Китай до сих пор не получил поздравления от тов. Сталина по случаю создания Китайской Народной Республики. Мао в разговоре несколько раз подчеркнул, что Германская Демократическая республика создалась на 12 дней позже, чем Китайская Народная республика.

Далее Мао высказал намерение китайского правительства признать ГДР тотчас же вслед за признанием её Советским Союзом, однако просил передать советскому правительству, что он хотел бы получить совет в вопросе о признании Китаем ГДР.

В заключение беседы я поздравил Мао с занятием войсками НОА Кантона и поднял тост за его здоровье, как за председателя Военно-Революционного комитета.

В ответном тосте Мао пожелал мне успехов в работе на благо укрепления дружбы наших великих народов и от имени китайского правительства обещал оказывать мне полную помощь и поддержку.


Беседа с Мао происходила в весьма дружественной обстановке. На беседе присутствовали также министр иностранных дел Чжоу Эньлай, переводчик Ши Чжэ и Советник Посольства С. Л. Тихвинский.

Посол СССР в Народной Республике Китая
Н. Рощин

Примечания
  1. ВАТ — военный атташе. С 1949 года военным атташе СССР в Китае был П. М. Котов-Легоньков, ранее — сам Рощин.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий