Худяков А. П., Худяков С. А. Гений артиллерии В. Грабин и мастера пушечных и ракетно-космических дел.— М., 2015.— c. 605—615.

05.03.1955

К вопросу о резервах в промышленности

Кто опубликовал: | 28.05.2020

В. Г. Грабин

Коммунистическая партия Советского Союза с первых дней образования социалистического государства во всей экономической жизни страны первое место отводила задаче поднятия производительности труда.

Тяжёлая промышленность с технически передовым машиностроением, коллективное сельское хозяйство, созданные усилиями рабочего класса в союзе с многомиллионным крестьянством, дали невиданную в царской России производительность труда, превратив всю нашу экономику в социалистическую, а страну из отсталой в передовую и независимую от капиталистических стран.

Коммунистическая партия учит нас, что как бы велики ни были наши успехи в области роста экономики, поднятие производительности труда было и остается непреложным законом нашей жизни и коммунистического строительства, главным источником неуклонного роста благосостояния советского народа.

Дальнейший рост экономического могущества нашей Родины налагает особую ответственность на машиностроение и машиностроителей. Чем больше машин получит страна, тем ощутимей будет рост производительности труда во всех звеньях народного хозяйства. Поэтому неслучайно, что в нашей печати за последние годы всё чаще и чаще появляются высказывания о путях и резервах повышения производительности труда. Одни находят резервы в росте числа рационализаторских и изобретательских предложений, экономии материалов; другие, например машиностроители, видят их в так называемом силовом резании металлов, внедрении прогрессивной технологии отдельных видов обработки металла, приобретении новых типов станков и т. п. Есть люди, которые, как это ни странно, ищут пути для увеличения роста продукции завода в отзывчивом внимании плановиков и снабженцев к технологам.

Все авторы, выдвигая то или иное мероприятие, с добавком некоторых организационно-технических и управленческих мероприятий, по-своему, конечно, правы: предприятие, несомненно, и в этом случае может увеличить объём продукции на 5—10 %. К тому же, как особое достижение, будет записано во многих отчётах о ликвидации трёх-четырёх «узких мест» на заводе.

Однако надо признать, что эти методы изысканий, действительно имеющихся резервов в машиностроении, не имеют ничего общего с подлинным, действительно передовым методом, дающим резкое увеличение производительности труда в два-три и больше раз. Этим методом является скоростное проектирование и освоение машин в производстве.

Резервы любого машиностроительного завода имеются прежде всего и главным образом в конструкции изготовляемой им машины.

Тот, кто попытается отрицать это положение, тот непременно станет консерватором, потерявшим вкус к технике как живой и непрерывно развивающейся отрасли.

В чём же состоит в общих чертах метод скоростного проектирования. Сущность этого метода заключается в творческом содружестве конструкторов, технологов и производственников, в параллельной и совместной их работе.

Творческая мысль конструктора, выраженная на бумаге, сопровождается чёткой технологической отработанностью машины. Идее конструктора сопутствует идея технолога. Это возможно, и нами было достигнуто при одновременной и совместной работе конструкторов и технологов с самого начала проектирования машины. Отнюдь не позже. Опоздание технолога может привести к тому, о чём свидетельствуют бесчисленные факты нашей практики, когда машина не будет удовлетворять всем требованиям конструктора и технолога, окажется недоработанной и в ряде случаев недоброкачественной.

Соблюдение каких же условий может обеспечить быстрое и высококачественное проектирование?

Первое — при разработке эскизного проекта главный конструктор и главный технолог закладывают основную мысль, а по мере разработки конструкции совершенствуют и углубляют ее технологичность.

Второе — параллельная одновременная разработка технологического процесса, инструментария, с разработкой машины.

Третье — широкое применение в проектировании унификации, как отдельных деталей, так и целого узла механизма и даже группы механизмов.

Четвёртое — если нельзя применить унифицированные детали в проектировании новой машины, надо стремиться создавать детали и механизмы, подобные тем, которые изготовляет завод. Это значительно сокращает не только разработку технологии, но и освоение её в производстве.

Пятое — широко применять ОСТовские детали и стандарты, максимально сокращать типоразмеры на гладкие и резьбовые калибры, уменьшать расход сталей и цветных металлов на единицу выпускаемой продукции путём широкого применения штамповки и литья; максимально оснащать инструментарием технологический процесс, что обеспечит в изготовлении высокое качество машины.

Вот те основные элементы, которые являются основой в работе конструктора, технолога и металлурга при скоростном проектировании.

Конструктор, гарантируя высокое качество конструкции будущей машины, своевременным расчётом деталей и узлов на прочность и расчётом допусков, обеспечивающим прочность, взаимозаменяемость деталей и качество сборки, тщательным изучением и заимствованием всего лучшего в существующих отечественных и заграничных машинах, вместе с технологами добивается изготовления опытного образца машины в полном соответствии с чертежами.

Душой скоростного метода является живое общение конструкторов и технологов, взаимная критика и помощь друг другу в работе, совместное принятие рационального решения по конструкции детали или целого узла, по методам их обработки. Такой стиль работы конструкторов и технологов повышает техническую грамотность кадров, придаёт им огромную мобильную силу.

На одном артиллерийском заводе конструкторы и технологи, работая скоростным методом, конечно, не случайно добились выпуска пушек во втором полугодии 1941 года, т. е. первом полугодии войны, к соответствующему периоду довоенного года на 546 процентов. Причём надо иметь в виду, что количество оборудования и рабочей силы были неизменными. Затем завод при увеличении станочного парка на 65 %, рабочей силы на 44 % в первом полугодии 1942 года добился выпуска систем соответственно этого же периода довоенного года на 1294 %.

Из этих данных видно, что мы не ограничивали скоростной метод проектирования только разработкой чертежей машины, технологии, инструментария и создания опытного образца машины. Скоростной метод охватывает все работы от момента начала разработки проекта до выхода машины из сборочного цеха.

Основной целеустремленностью конструктора при проектировании новой машины должна быть наибыстрейшая постановка её на валовое производство.

Несмотря на то, что опыт скоростного проектирования и производства пушек — машин, как известно, очень сложных в машиностроении, в своё время был широко представлен в печати, тем не менее ряд экономистов и особенно инженеров-технологов до сих пор продолжает стоять на старых позициях, давно отвергнутых практикой. В этом отношении особенно характерной своим консерватизмом является точка зрения главного технолога Ленинградского завода им. Я. Свердлова тов. Е. Зазерского, опубликованная в газете «Правда» от 27 января 1955 г. Этот старомодный технолог, выступая в печати с требованием: «настойчиво совершенствовать технологию производства в машиностроении», вместо вдумчивого разбора затронутого им вопроса пролил слезу по поводу того, что плановики неправильно определяют «объём и сроки работ по каждому этапу подготовки: конструирования изделия, технологической разработки, проектирования оснастки, её изготовления и т. д.». Причём беда, видите ли, состоит в том, что внимание всех, вплоть до главка министерства станкостроительной и инструментальной промышленности «сосредотачивается на сроках конструкторских работ» за счёт технологов. Если добиться удлиненных сроков на этапы проектирования техпроцесса, проектирования оснастки, изготовления оснастки, освоения оснастки и т. п., ликвидировать попутно «разобщённость в работе между технологами механических и заготовительных цехов», тогда-то, видимо, по мнению тов. Е. Зазерского, и наступит то благодатное время для спокойной и плодотворной работы технологов. Бесплодные надежды! Все эти рассуждения о гармоничном соответствии последовательно идущих ступенька за ступенькой проектных, технологических и производственных работ, никогда не давали и никогда не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов по освоению новых машин в производстве и использованию резервов.

Практика артиллерийского производства давно показала, что машина Ф‑22 которая проектировалась последовательным поэтапным методом, успела морально устареть, пока был освоен технологический процесс. Новая машина Ф‑34, спроектированная скоростным методом, через 6,5 месяца от начала проектирования пошла в серийном производстве. Причем качество её чертежей было значительно выше, чем у её предшественницы, над которой конструкторы и технологи трудились больше трёх лет. Поэтому давно стало неоспоримой истиной, что задача конструкторов и технологов состоит не в том, чтобы растягивать время на проектирование, а сжимать его за счёт ликвидации последовательно-ступенчатого метода проектирования и подготовки производства. Значит противопоставлять конструкторов изделия технологам, выговаривать тем или иным способом время для своей работы и спокойной жизни — вредная практика. Наоборот, конструкторы и технологи должны совместными усилиями преодолеть разобщённость, сблизиться на деловой, конкретной основе, т. е. совместной разработке чертежа изделия и технологии, что обогатит их взаимно и создаст новый тип высококвалифицированных техников, способных по-настоящему двигать технику и производство вперёд.

Если брать всерьёз желание тов. Е. Зазерского улучшить всю систему машиностроительного производства, начиная от проектирования изделия, разработки технологического процесса, организации всего производственного процесса от заготовительных и механических цехов до сборки и выпуска машин, то следует прежде всего его устарелому методу проектирования противопоставить скоростной метод. Только скоростной метод проектирования, параллельная совместная и одновременная разработка рабочих чертежей машины, техпроцесса, оснастки и т. п. может обеспечить планомерный и ритмичный разворот производства и создаёт все необходимые предпосылки для изыскания и использования резервов в машиностроительной промышленности.

Творческое содружество конструкторов и технологов, исключающее бесконечные (присущие при последовательном методе) письменные согласования о технологичности детали — узла дает экономичную высококачественную конструкцию, и в самые сжатые сроки. Живая и прямая связь конструктора изделия и технолога непосредственно у рабочего щитка конструктора при участии производственников, их совместное решение всего комплекса технических задач, можно твёрдо сказать, всегда предопределят успех любого производства. Основная черта такого метода такова: конструктор, выбрав схему, наносит первые линии будущей детали; технолог, если он согласен с конструкцией, с точки зрения выбора наивыгоднейших баз для обработки, тут же, не дожидаясь выхода чертежа, намечает схему технологического процесса. Больше того, производственники получают эскиз на заготовку детали. Коррективы в зависимости от новых соображений конструктора вносятся без всяких проволочек, так как работа принимается главным конструктором не раздельно, а комплексно: чертеж, технология и инструментарий.

Если деталь или целый узел не укладываются в заданное главным конструктором время на изготовление, их конструкции заново перерабатываются. Технологи, производственники, литейщики, кузнецы, штамповщики и механики далеко до того времени, как технологический процесс в слитках поступит к ним в цех, знают его. Без согласия производственников, без учёта их замечаний, а часто резкой критики конструкции изделия, конструкции приспособлений и инструмента ни один техпроцесс не спускался в производство.

При скоростном методе проектирования должна найти своё исключительное место унификация деталей и узлов машины.

В нашей практике был такой случай. Заводу было дано спроектировать и изготовить новую машину. Времени было очень мало, что понудило конструкторов разработать новую конструкцию на базе существующей. Когда решался вопрос о постановке новой машины на валовое производство разгорелся спор о том, что новая машина — наполовину старая. Одни утверждали, что в новой машине 70 % деталей от старой машины, другие не соглашались, утверждая, что старых деталей всего лишь 60 %.

Тогда выступил товарищ Сталин. Он заявил, что важным является не то, что 60 или 70 процентов использовано деталей от существующей машины, а то, что создана новая более совершенная машина на базе существующей машины и что это свидетельствует о высокой культуре проектирования.

Унификация — это ускорение проектирования, изготовления опытного образца, испытания его, разработка технологии и инструментария, постановка машины на валовое производство при изучении и облегчении её веса и т. п.

Унификация — это высший принцип проектирования. В тех случаях, когда нельзя унифицировать детали, узлы при новом проектировании, конструктор должен стремиться создавать подобные детали тем, которые идут в производстве. Это облегчает работу технолога и производственника и позволяет в значительных размерах применить типовую технологию.

Совместная работа конструкторов, технологов и производственников обеспечивает резкое сокращение типоразмеров, стало быть, уменьшает потребное количество режущего и мерительного инструмента, сокращает количество применяемых марок сталей и цветных металлов на единицу изделия. На машину Ф‑22 расходовалось в прошлом 12 тыс. кг металла при чистом весе машины 1,7 тыс. кг. На новую же машину Ф‑34 расходовалось 3,5 тыс. кг при чистом весе 1,1 тыс. кг, что составляло соответственно на килограмм чистого веса:

  • по машине Ф‑22 — 7,06 кг;
  • по машине Ф‑34 — 3,18 кг.

Комплексная и одновременная, по единому плану работа конструкторов и технологов, которая охватывает все звенья техники предприятия, ставит плановые, снабженческие и другие органы в подчинённое положение техническому замыслу главного конструктора и главного технолога.

Скоростный метод проектирования повышает руководящую роль конструкторов и технологов как технических командиров во всей системе подготовки и организации производства на заводе.

Эта роль ещё больше возрастает при разработке и внедрении прогрессивной технологии, этого главного пути изыскания резервов в машиностроении. Практика показала, что при ступенчатом методе проектирования технолог вынужден начать проектирование техпроцесса спустя значительное время после окончания чертежа изделия и поэтому по причине сложившихся правил обращения с чертежом не может реализовать свои претензии к конструктору. Попытки согласовать действия конструкторов и технологов в виде строгого плана, приказа директора завода, как бы за них ни ратовали консерваторы, не могут дать экономичной и качественной машины, как это достигается при скоростном методе проектирования.

Трудно себе представить более выгодные условия для конструкторских и технологических работ, чем те, которые естественно складываются при одновременной работе конструкторов и технологов, когда всё взаимосвязано единым планом и движется со всех направлений к единой цели.

В практике конструкторских отделов и отделов главного технолога машиностроительных заводов при поэтапном методе проектирования, как правило, отсутствует сколько-нибудь удовлетворительное оперативное планирование всего комплекса работ и совсем отсутствует должный порядок в технической документации технологического процесса. Конструктор подписал чертёж, технолог запустил оригинал технологии в разработку инструментария, а там, как говорится, всё само придет и встанет на место.

Документация технологического процесса — один из больших вопросов подготовки планомерного и ритмичного производства.

При старом методе проектирования технология в оригинале поступала в сектор учета отдела главного технолога. Последний, даже в том случае, если техпроцесс не потребует ни одного приспособления, передаёт оригинал конструкторам по приспособлениям, те обязаны составить спецификацию по приспособлениям или просто передать оригинал конструкторам по инструменту. Последние передают технологию нормировщикам и т. д. и т. п. Чтобы технологии попасть в цех, она должна побывать в двадцати пяти пунктах! Если учесть отсутствие должного оперативного контроля, охватывающего все работы от начала проектирования техпроцесса и освоения его, то можно себе представить, как медленно протекает работа по подготовке производства. И хуже всего то, что технология приходила в цехи обезличенной. Трудно найти человека, отвечающего за неё, так как технолог не был полным хозяином её. Конструкторы по приспособлениям и инструменту оснащали технологию не по заказу технолога, а руководствуясь своими, часто разрушающими замысел технолога соображениями.

При скоростном методе проектирования всё коренным образом меняется. Все проектные работы записываются в план-график.

Технолог, составив оригинал техпроцесса, задаёт конструкторам технические требования на приспособления и инструмент. Выполнение графика учитывается и контролируется ежедневно. Руководитель проектных работ по особой учётной таблице может безошибочно определить темп работы, видеть передовые и отстающие участки не только в разработке процесса, но и изготовлении оснастки, освоении её и т. п. В наших условиях нам удалось сократить путь технологии от проектантов до цеха с двадцати пяти заходов до девяти.

Планирование, контроль и учёт проектных работ, вопреки утверждениям скептиков о невозможности планирования, творческий труд дали нам высококачественные чертежи изделий, стройность в разработке и внедрении технологии в кратчайший срок, обогатили нас точными знаниями по экономии металла, экономии рабочего времени на единицу изделия, а главное, дисциплинировали весь технологический процесс производства и внесли в него предельную ясность.

Чтобы понять неодолимую силу нового метода проектирования, надо признать простое и неоспоримое, что все удачи или неудачи производства заложены в конструкции изготовляемой заводом машины. Если машина конструктивно передовая и в производстве технологична, то нет и не может быть никакого сомнения — производство будет ритмичным. Если же конструкция сделана конструкторами без учета хотя бы небольшой части замечаний технологов, производство будет в лучшем случае спотыкаться на недоделках и топтаться на месте при встрече с «узкими местами».

После того, как машина запущена в производство и освоен запроектированный технологический процесс в главной и решающей своей части, конструкторы и технологи обязаны изучить конструкцию, ещё раз просмотреть чертежи и технологически упростить её.

Совместная работа конструкторов и технологов и в этом направлении в своё время дала нам несомненный успех. Достаточно сказать, что себестоимость была снижена: по Ф‑34 на 58 %, ЗИС‑З на 24 %, Ф‑22 на 43 %, чтобы убедиться, что конструкторы и технологи потрудились не зря.

После того, как уже достигнута высокая технологичность конструкции и новый модернизированный технологический процесс применительно к наличному оборудованию начинает успешно осваиваться, конструкторы и технологи обязаны поставить перед собой новую задачу — разработать и внедрить прогрессивную технологию под углом максимального наращивания всех мощностей завода.

Скоростный метод проектирования впервые в советской промышленности дал нам возможность решать и эту задачу. Обычно заводское руководство, получив задание от министерства на определённый выпуск продукции, как говорится, закладывает программу на мощности — на оборудование, затем испрашивает поставку новых станков, рабочей силы или наименование заводов, на которых можно разместить заказы по кооперированию. Во время войны, как известно, всё это исключалось, а потребность в поставке пушек фронту непрерывно возрастала. Тогда самые незначительные изменения в программе завода в сторону увеличения выпуска продукции, тем более после проведенных работ по технологическому упрощению конструкции, повышению съёма деталей с единицы оборудования, казались совершенно невозможными. Тем не менее отдел главного конструктора, руководствуясь скоростным методом, задал себе значительно повышенное число ежедневного выпуска пушек и, опираясь на это как исходный момент, приступил к разработке новой технологии.

Новая технология — это не просто процесс, рассчитанный на определённое типажное оборудование, как это обычно делается, а процесс, изменяющий коренным образом оборудование, придавая ему большую производительность.

Надо заметить, что конструкторский и технологический аппарат к этому времени был самым могучим и влиятельным на заводе, чем когда-либо.

Прежде всего, по рекомендации отдела главного конструктора, заводоуправление разукрупнило механические цехи, специализировало их. Наново, в соответствии с главной задачей было технологически перепланировано оборудование с тем, чтобы предельно чётко выпрямить поток движения деталей на сборку. За месяц было демонтировано и установлено по плану новой технологии, без ущерба производству 853 станка. В механических цехах в помощь мостовым кранам были спроектированы и изготовлены консольные краны, стрелы, тележки и т. п.

Однако не это было решающим. Главным звеном новой прогрессивной технологии была специализация и модернизация оборудования. Она сводись к следующему:

во-первых: повышению мощности сверлильных станков;

во-вторых: увеличению числа оборотов в два раза у расточных станков;

в-третьих: присвоению станкам новых функций, например, продольно-строгальные станки, часть которых новая технология высвобождала, были переделаны в шлифовальные и т. п.;

в-четвёртых: проектированию и изготовлению новых агрегатных и специальных станков.

Главная идея новой технологии — это всемерное сокращение установочного, подготовительного времени и максимальное использование машинного времени, сокращение ручного труда и создание непрерывного потока деталей, узлов машины на склад сборочного цеха.

В проектировании прогрессивной технологии по единому плану отдела главного конструктора участвовали все инженерные силы предприятия, рационализаторы и изобретатели, плановые работники, нормировщики и работники по подготовке кадров. Обстоятельства, сложившиеся на заводе, поставили во главе этого огромного движения технической и производственной мысли конструкторов и технологов. Все данные о проектировании технологии, изготовлении новых станков, перепланировке оборудования, изготовлении приспособлений стекались в отдел главного конструктора, им контролировались и регулировались с предельной ясностью, когда и что входит в строй действующего производства.

Характеризуя направление в разработке прогрессивной технологии и метода наращивания мощностей силами завода, причем в самый острый момент войны — наступления гитлеровских орд на Москву — необходимо сказать о разработке совершенно необычных по своему оформлению приспособлений, редукторов, головок и режущего инструмента. Приспособления, обеспечивающие одновременную обработку двух и более командных деталей на одном станке, многорезцовые блоки, специальные фрезерные головки, специальные протяжки, новые более стойкие резцы и т. п., спроектированные и изготовленные в интервале четырёх месяцев, при первых же подсчётах давали возможность заводу сэкономить до 50 % станко-часов от каждой машины, идущей в производстве.

Широкое внедрение фасонного литья, горячей штамповки, холодной штамповки (чеканки), позволившее заготовительным цехам полностью удовлетворить возраставшие потребности механических цехов, также объективно сказалось на экономии времени в механических цехах.

Конструкторы изделия, брошенные на это время в помощь небольшому конструкторскому бюро по проектированию новых станков, которых было спроектировано за шесть месяцев 12 типов, так же, как и на проектирование систем, при взаимной помощи технологов блестяще справились со своей задачей.

Поэтому, как указывалось выше, и не был случайным такой результат по выпуску заводом машин в первом полугодии 1942 года.

Смысл прогрессивной технологии ясен, хотя мы не говорим о деталях как, например, мы добились увеличения оборотов в 1,5 раза шпинделя на сверловочно-расточных станках фирмы «Заест», увеличения производительности на многих операциях от 6 до 11 раз, однако представление о ней всё же будет неполным, если не сказать о том, что конструкторы и технологи объединёнными силами добились создания на заводе мощной инструментальной базы, способной квалифицированно выполнить самую передовую по технологическому замыслу работу. Кроме того, следует иметь в виду то обстоятельство, что, как мы уже говорили, скоростной метод не ограничивается только проектированием, но он охватывает и изготовление машины. Практика показала, и мы это испытали на себе, заранее созданная лабораторная база, подчинённая главному конструктору, для технологических экспериментов, отладки приспособлений и опробования всех видов режущих инструментов является могучим орудием в руках конструкторов, и особенно технологов. Прежде всего работа этой лаборатории раскрывает глаза конструктора и технолога на их промахи, просчеты и т. п. Далее — общение конструкторов и технологов с работниками этой лаборатории, а иной раз прямое участие в их работе даёт им возможность ощущать ритм производственного пульса завода. И, наконец, всё вместе взятое вооружает технолога не бумажным проектом, докладными записками и т. д., а приспособлением, оснащённым высокопроизводительным инструментом, на практике опробованным, дающим немедленный эффект в валовом цехе. Всё это неизмеримо поднимает авторитет технолога и делает его подлинным техническим руководителем производства.

Мы уже не говорим о том, что прогрессивная технология резко повысила качество машины, снизила брак и дала дополнительно экономию чёрных и цветных металлов, она облегчила труд рабочих. Например, труд слесарей был сведён к простому складыванию машин из взаимозаменяемых деталей. Производство пушек на заводе стало поточным, а сборка была поставлена на конвейер.

Если говорить о поднятии производительности труда методом совершенствования технологии, методом наращивания резервов, а это вполне реально при современном насыщении инженерными кадрами наших машиностроительных предприятий, то следует прежде всего повести решительную борьбу с отсталым представлением о методе проектирования, о взаимосвязях конструкторов и технологов, имеющем распространение даже в ленинградском машиностроении.

Надо решительней и смелей переходить на скоростной метод проектирования и освоения машин, как прогрессивный метод, таящий в себе неисчерпаемые возможности не только полного использования технических ресурсов промышленности, но и увеличения их без особых затрат государства.

В. Грабин
05.03.1955 г.

Добавить комментарий