Что значит «построить социализм»? В чём это проявляется конкретно? Должно ли быть разграничение между коллективной и всенародной собственностью? Должно. Сталин провёл границу между ними и указал на три условия и предварительные условия, и это верно; недостаток его формулировок в том, что они не конкретизированы; более конкретно они даны в «40 пунктах». Многих вопросов Сталин не касался: курса на одновременное развитие, установки «вся партия и весь народ занимается промышленностью», массовых движений, политики как командной силы, упорядочения стиля.
Вопрос о народных коммунах в городах очень сложен, но следует не бояться промедления, надо занять активную позицию.
Об отношении к крестьянству. Во время большого скачка мы недооценили активности крестьянства; когда же начался большой скачок, то по-прежнему стоял крестьянский вопрос и наблюдалась завышенная оценка крестьянства. Кто же в конце концов является старшим братом: Аньшаньский комбинат или Сюйшуйская коммуна? Старшим братом является всё-таки рабочий класс, Аньшаньский комбинат. Некоторые «теоретики», стоит им только столкнуться с практикой, начинают делать всяческие скидки, избегая говорить о том, что осталось нам после капитализма,— о товарном производстве и законе стоимости. А вопрос в том, как понимать эти категории, имеют ли они пользу для нашего социалистического строительства. Если полезно, то их надо использовать, поставить нам на службу. Нужно использовать товарное производство и закон стоимости.
Если преждевременно декларировать всенародную собственность, то государству придётся заняться её распределением, что по сути дела будет ограблением крестьян, которые могут и не обрадоваться. Да и кому понравится такое? Тайваню, который беспокоится, что у нас нет беспорядков.
Коммуны могут заниматься и более рентабельной промышленностью. (Сталин не рискнул передать трактора сельскохозяйственным кооперативам.)
Некоторые считают крестьян рабочими. Это неверно.
Не следует бояться товарного производства; всё дело в том, с каким экономическим укладом оно связано.
Нельзя сводить отношения между людьми к отношениям между отцом и сыном; это — равноправные отношения. Если даже ликвидировать неравноправие, то разница всё же остаётся.
Сталь, уголь, машины, электричество — всё очень важно. Лесоводство — тоже очень важное дело и должно стать одной из основных проблем.
Закон стоимости не играет регулирующей роли, а есть лишь орудие расчёта.
Когда народные коммуны осуществят переход к всенародной собственности, то это ещё не коммунизм.
Три года упорной борьбы плюс ещё 12 лет — и мы придём к коммунизму.