Этот материал, фактически относящийся к 1943 году, видимо, использовался на Лушаньском совещании в 1959 году как дополнительный аргумент по делу Пэн Дэхуая.
Прим. ред.
Мы не чувствуем удовлетворения, прочитав опубликованную два месяца назад вашу статью «Беседа о демократическом воспитании». Ниже я излагаю своё мнение.
Например, ваши рассуждения исходят из определения понятий «демократия, свобода, равенство и братство», а не из политических требований антияпонской борьбы на сегодняшний день. Или ещё пример. Вы подчёркиваете демократию не как средство достижения победы в антияпонской борьбе, а как средство борьбы против феодализма. Далее, вы ничего не говорите о том, что свобода слова и печати служит делу активизации антияпонской борьбы народа и способствует захвату и удержанию народом политической и экономической власти, а исходите из принципа свободы идеологий. Далее, вы не рассматриваете свободу организаций как средство достижения победы в антияпонской борьбе и получения народом политической и экономической власти, а рассматриваете её как средство, стимулирующее объединение людей и полезное для развития культуры и науки. Ещё пример. Вы ничего не говорите о том, что предателей и элементов, подрывающих антияпонское единство, надо лишить политических прав, в том числе права жительства, перемещения и переписки, а лишь пространно рассуждаете о том, что недопустимо какое-либо вмешательство в жизнь народа.
Что же касается демократии в ныне существующих опорных базах, то там кое-кому предоставлена, по сути дела, слишком большая и неограниченная свобода, а отнюдь не малая. Поэтому ЦК ещё в ноябре прошлого года, опубликовав свои разъяснения о политике снисхождения, подчеркнул необходимость подавления контрреволюционных элементов.
Вы в своей статье избрали именно это направление. Или, например, в опорных базах сейчас раздаются голоса в пользу пересмотра решений, что не только неправильно, но и неосуществимо. Например, вы говорите, что в правовой области отнюдь не следует допускать неравноправия, и, таким образом, не проводите различия между революционерами и контрреволюционерами. Далее, в политической сфере вы выдвигаете неприемлемый принцип — «чего не желаешь себе, не делай другим». Задача же сегодняшнего дня — использование военных и политических средств в борьбе для разгрома врага. Основу современного общества составляет товарное хозяйство. И то, и другое означает делать другим то, чего не желаешь себе.1 Только после уничтожения классов можно осуществить принцип «чего не желаешь себе, не делай другим». Тогда будут ликвидированы войны, политический гнёт и экономическая эксплуатация. Различные классы современного Китая взаимно поддерживают друг друга с целью разгрома общего врага, однако не только не изжита эксплуатация в сфере экономики, но не ликвидировано и давление в сфере политики (например, по отношению к КПК). Мы должны выдвинуть требование ограничить экономическую эксплуатацию и политический гнёт, при этом мы должны стремиться к сплочению в антияпонской борьбе, а отнюдь не выдвигать общие и безапелляционные лозунги взаимопомощи классов («чего не желаешь себе, не делай другим»).
Далее, вы говорите о том, что демократическое движение в Западной Европе началось в те времена, когда численность рабочих была невелика. Это не соответствует действительности.
Ваша статья «Внутрипартийная жизнь», о которой вы говорили раньше, мною получена. Я её изучу и своё мнение, если таковое будет, сообщу вам.
Примечания