Мао Цзэдун. Революция и строительство в Китае.— М.: Палея — Мишин, 2000.— сс. 309—315.

14.06.1954

О проекте Конституции Китайской Народной Республики

Кто опубликовал: | 08.06.2015

Речь на 30-м заседании Центрального народного правительственного совета.

Настоящий проект Конституции получил, по-видимому, общее одобрение. Обсуждение первоначального проекта среди 500 с лишним человек в Пекине и среди активистов различных кругов в провинциях и городах, то есть широкое обсуждение его среди более 8 тысяч представителей общественности всей страны, показывает, что этот проект довольно хороший, что он снискал у всех признание и поддержку. Сегодня выступили многие и говорили то же самое.

Почему нужно было организовывать такое широкое обсуждение? Потому что в этом есть несколько плюсов. Прежде всего, одобряют ли широкие массы то, что разработано небольшим числом людей? Как подтверждает обсуждение, основные статьи и основные принципы первоначального проекта Конституции одобряются всеми. Всё правильное в первоначальном проекте сохранено. Из того факта, что мнение небольшого числа руководителей разделяют несколько тысяч человек, видно, что оно резонно, целесообразно и осуществимо. А это вселяет в нас уверенность. Далее, в ходе обсуждения поступило свыше 5900 предложений (не включая заданные вопросы). Их можно разбить на три категории. К одной относятся неправильные. Другую категорию составляют предложения, которые хотя и нельзя считать совсем неправильными, но из-за их нецелесообразности лучше не принимать. Если не принимать их, то к чему надо было собирать? Какая польза от собирания этих предложений? А польза в том, что оно позволило узнать о наличии среди 8 с лишним тысяч человек подобных взглядов на Конституцию, позволило провести сопоставление. К третьей категории относятся предложения, принятые нами. Это, разумеется, очень хорошие и нужные предложения. Не будь этих предложений, первоначальный проект Конституции, хотя он и является в основном правильным, остался бы несовершенным, страдающим изъянами и недостаточной продуманностью. Нынешний проект, возможно, всё ещё имеет недостатки и несовершенен, так что нужно запросить мнение народа всей страны. Но на сегодня это более или менее совершенный проект, ибо он результат принятия рациональных предложений.

Почему настоящий проект Конституции получил общее одобрение? Одна из причин, по-моему, кроется в том, что при разработке проекта был применён метод сочетания мнения руководящих органов с мнением широких масс. Нынешний проект, сочетавший в себе мнение небольшого числа руководителей и мнение 8 с лишним тысяч человек, будет опубликован и для всенародного обсуждения, которое даст возможность слить воедино мнение центра с мнением народа всей страны. Это и есть метод соединения руководства с массами, соединения руководства с широкими массами активистов. Этот метод применялся нами в прошлом, он будет применяться и впредь. Его необходимо придерживаться при разработке всех важнейших законодательных актов. Применение данного метода дало нам довольно хороший и сравнительно совершенный проект Конституции.

Почему все участники нашего заседания и широкие массы активистов поддерживают проект Конституции? Почему считают его хорошим? Главным образом потому, что в нём обобщён опыт — это раз, и сочетаются принципиальность и гибкость — это два.

Во-первых, настоящий проект Конституции является обобщением исторического опыта, особенно опыта революции и строительства последних пяти лет. В нём обобщён опыт народной революции, руководимой пролетариатом и направленной против империализма, феодализма и бюрократического капитализма, а также опыт социальных преобразований, экономического и культурного строительства и работы правительства за последние годы. В то же время проект является обобщением опыта в вопросе о конституции начиная с последних лет правления Цинов: от «Конституционного уложения из 19 статей»1 конца Цинской династии, «Временной конституции Китайской Республики»2 первого года Республики, ряда конституций и проектов конституций правительств северных милитаристов3, «Временной конституции Китайской Республики для периода политической опеки», разработанной реакционным чанкайшистским правительством, и до псевдоконституции Чан Кайши4. Из вышеперечисленных конституций одна была позитивной, а остальные — негативными. «Временная конституция Китайской Республики» первого года Республики была для своего времени сравнительно хорошей; правда, она была несовершенной, неполноценной и буржуазной по характеру, но вместе с тем отличалась известной революционностью и демократичностью. Конституция эта была очень простой и, как говорят, составлялась наспех: на её разработку и принятие ушёл всего месяц. Другие же конституции и проекты конституций были в целом реакционными. Наш проект Конституции является главным образом обобщением опыта революции и строительства нашей страны и вместе с тем сочетанием отечественного опыта с международным. Наша Конституция относится к конституциям социалистического типа. Мы основываемся главным образом на собственном опыте, а также учитываем всё то хорошее, что имеется в конституциях Советского Союза и стран народной демократии. Если говорить о конституции вообще, то её зачинательницей является буржуазия. Как в Англии, так и во Франции и США у буржуазии был свой революционный период, и именно в этот период она стала вводить конституции. Мы не можем одним росчерком пера зачёркивать буржуазную демократию, утверждая, что буржуазным конституциям нет места в истории. Но современные буржуазные конституции абсолютно негативны, плохи, а конституции империалистических государств тем более рассчитаны на обман и угнетение большинства людей. Наша Конституция, будучи конституцией нового, социалистического типа, отличается от конституций буржуазного типа. Наша Конституция намного прогрессивнее даже конституций буржуазии революционного периода. Мы превосходим буржуазию.

Во-вторых, наш проект Конституции сочетает в себе принципиальность и гибкость. Он проводит в основном два принципа: принцип демократизма и принцип социализма. Наша демократия — не буржуазная, а народная, она представляет собой демократическую диктатуру народа, руководимую пролетариатом и основанную на союзе рабочих и крестьян. Принцип народной демократии пронизывает всю нашу Конституцию. Другой принцип — принцип социализма. В нашей стране сейчас уже есть социализм. Конституцией предусмотрено обязательное завершение социалистических преобразований и осуществление социалистической индустриализации страны. В этом выражается принципиальность. Но нужно ли во имя проведения принципа социализма переделать всё в стране на социалистический лад за одно прекрасное утро? Формально так было бы очень революционно, но отсутствие гибкости не приведёт к цели, оно вызовет противодействие и обречёт на неудачу. Следовательно, необходимо идти на постепенное выполнение того, что невозможно сделать сразу. Возьмём к примеру государственный капитализм. Мы предусматриваем его постепенно осуществление. Госкапитализм имеет не одну форму — форму смешанных государственно-частных предприятий, а различные формы5. «Постепенное» и «различные» и означают постепенное осуществление различного по форме госкапитализма в целях перехода к всенародной социалистической собственности. Всенародная социалистическая собственность есть принцип, а реализация этого принципа предполагает соединение с гибкостью. Гибкость олицетворяется в госкапитализме, который имеет не одну, а «различные» формы и осуществляется не в один день, а «постепенно». В этом и проявляется гибкость. Мы фиксируем только то, что осуществимо сейчас, и не фиксируем неосуществимое. Возьмём материальные средства обеспечения прав граждан. В будущем, по мере развития производства, они несомненно расширятся, но мы тем не менее записываем сейчас «постепенное расширение». Это тоже проявление гибкости. Возьмём, далее, единый фронт. Он есть в Общей программе, он есть и во Введении нынешнего проекта Конституции. «Широкий единый народно-демократический фронт демократических классов, демократических партий и групп и народных организаций» нужен для того, чтобы могли быть спокойны различные слои населения, чтобы могли быть спокойны национальная буржуазия и демократические партии и группы, крестьянство и городская мелкая буржуазия. Возьмём, наконец, вопрос о национальных меньшинствах. Здесь есть как общее, так и специфическое. К общему применяются общие статьи, а к специфическому — специальные статьи. Нацменьшинства имеют свои политические, экономические и культурные особенности. В чём состоят экономические особенности нацменьшинств? В 5-й статье говорится, например, о наличии в настоящее время в Китайской Народной Республике четырёх форм собственности на средства производства. В действительности же в наших национальных районах ныне существуют и другие формы собственности. Есть ли ещё в настоящее время первобытнообщинная собственность? Да, она, пожалуй, сохранилась у некоторых нацменьшинств. В нашей стране существует также собственность рабовладельческая и феодальная. С сегодняшней точки зрения, и рабовладельческий, и феодальный, и капиталистический строй является плохим, а между тем в истории три эти строя были прогрессом по сравнению с первобытнообщинным строем. Эти три строя вначале были прогрессивными, но потом стали негодными, и на смену каждому из них пришёл соответственно другой строй. В 70-й статье проекта Конституции предусматривается, что районы нацменьшинств «могут в соответствии с политическими, экономическими и культурными особенностями национальности данной местности разрабатывать положения об автономии и отдельно действующие положения». Всё это и есть сочетание принципиальности с гибкостью.

Итак, общая поддержка и положительная оценка данного проекта Конституции объясняются именно этими двумя моментами: правильным, целесообразным обобщением опыта и правильным, целесообразным сочетанием принципиальности с гибкостью. Иначе он, по-моему, не получил бы такой поддержки и оценки.

Настоящий проект Конституции вполне можно и необходимо проводить в жизнь. Конечно, сегодня это только проект, но через несколько месяцев, после принятия Всекитайским Собранием народных представителей, он станет официальной Конституцией. Однако уже сейчас мы должны готовиться к её осуществлению. Принятую Конституцию должен соблюдать весь народ, все и каждый, особенно работники госучреждений, которые обязаны показывать личный пример, и прежде всего все участники нашего заседания. Несоблюдение Конституции равносильно её нарушению.

После опубликования проект Конституции встретит единодушную поддержку всего народа и повысит его активность. Каждая организация должна иметь свой устав, каждое государство тоже должно иметь свой устав. Конституция и есть общий устав, основной закон. Закрепление принципов народной демократии и социализма в форме Конституции как основного закона даст ясный ориентир народу всей страны, укажет ему ясный, чёткий и правильный путь продвижения вперёд и тем самым поднимет его активность.

Найдёт ли проект Конституции отклик за рубежом после обнародования? Да, на него будут реагировать как в демократическом лагере, так и в странах капитала. В демократическом лагере будут рады тому, что у нас намечен ясный, чёткий и правильный путь, будут разделять радость китайского народа. Угнетённые и эксплуатируемые народы капиталистических стран тоже будут рады, если ознакомятся с нашим проектом Конституции. Кое-кто, конечно, будет не рад, не по душе он придётся империалистам и Чан Кайши. Как по-вашему, будет ли рад Чан Кайши? Я думаю, и без запрашивания его мнения уже ясно, что он будет не рад. Мы хорошо знаем Чан Кайши, он ни в коем случае не выразит одобрения. Президент Эйзенхауэр6 тоже будет не рад и плохо отзовётся о проекте Конституции. Они скажут, что наша Конституция определяет ясный и чёткий, но вместе с тем очень скверный, ошибочный путь, что-де социализм и народная демократия являются ошибкой. Не одобрят они также и нашу гибкость. Они больше всего хотят, чтобы мы за одно утро сотворили такой социализм, который на радость им породил бы величайшую смуту в стране. Они не одобряют также и организованный в Китае единый фронт и желали бы, чтобы мы насаждали у себя «чистую однородность». Наша Конституция отражает наши национальные особенности, но вместе с тем она интернациональна. Она представляет собой и национальное, интернациональное явление. Стран, страдающих от империалистического и феодального гнёта так же, как в своё время страдали и мы, очень много, их население составляет большинство в мире. И тот факт, что у нас разработана революционная конституция, конституция народной демократии, намечен ясный, чёткий и правильный путь, принесёт известную пользу народам этих стран.

Общая цель нашей борьбы — построение великого социалистического государства. Сколько же времени потребуется для того, чтобы в такой большой стране, как наша, с её 600-миллионным населением осуществить социалистическую индустриализацию, выполнить социализацию и механизацию сельского хозяйства и построить великое социалистическое государство? Не будем говорить сейчас слишком определённо, но на закладку фундамента уйдёт, вероятно, три пятилетки, около 15 лет. Станет ли к тому времени наша страна великой? Необязательно. Чтобы построить великое социалистическое государство, нам, по-моему, понадобится лет 50, или 10 пятилеток, вот тогда наша страна будет почти у цели, приобретёт подобающий облик, сильно преобразится. Что мы можем производить сейчас? Мы можем производить столы и стулья, пиалы и чайники, а также выращивать зерно, молоть муку и делать бумагу, но мы не в состоянии изготовить ни одной автомашины, ни одного самолета, ни одного танка и трактора. Не надо чрезмерно бахвалиться, не надо задирать нос. Конечно, я вовсе не хочу сказать, что, создав одну машину, мы можем слегка задрать нос, создав десять, задрать его повыше, а по мере дальнейшего увеличения выпуска машин — задирать его всё выше и выше. Так не годится. Даже через 50 лет, когда наша страна обретёт более или менее подобающий облик, мы должны оставаться такими же скромными, как сейчас. Будет плохо, если мы возгордимся тогда и станем смотреть на других свысока. Даже через 100 лет нельзя зазнаваться. Никогда не следует задирать нос.

Наша Конституция — конституция социалистического типа, но она ещё не полностью социалистическая конституция, а конституция переходного периода. В настоящее время мы должны сплачивать весь народ, сплачивать все силы, которые можно и нужно сплотить, на борьбу за построение великого социалистического государства. Именно в этих целях и разработана настоящая Конституция.

В заключение хотелось бы разъяснить один вопрос. Кое-кто говорит, что из проекта Конституции изъяты отдельные статьи по причине чьей-то особой скромности. Нельзя давать такие объяснения. Дело не в скромности, а в том, что статьи эти сформулированы нецелесообразно, неразумно, ненаучно. В такой народно-демократической стране, как наша, не следует составлять такие нецелесообразные статьи. Дело не в том, что в Конституцию мы из-за скромности не записали то, что следовало записать. Для науки не существует вопрос о скромности или нескромности. Разработка конституции — работа научная. Кроме науки мы ничему не должны верить, иными словами, не должны предаваться слепой вере. Независимо от того, идёт ли речь о китайце или иностранце, об умершем или живом, если он прав — значит прав, а если не прав — значит неправ, иной подход именуется слепой верой. Надо ломать слепую веру. Правильному, будь то древнее или современное, нужно верить, а неправильному — не верить, причём не только не верить, но и критиковать. Только такой подход является научным.

Примечания
  1. Имеется в виду «Важнейшее конституционное уложение из 19 статей», опубликованное цинским правительством в ноябре 1911 года в целях противодействия Учанскому восстанию и сохранения феодального господства династии Цин. В нём указывалось, что «императорская власть Великой цинской империи остаётся неизменной на веки веков» и что «священное достоинство императора неприкосновенно».
  2. «Временная конституция Китайской Республики» была опубликована в марте 1912 года от имени Сунь Ятсена как временного президента КР. В ней указывалось, что «суверенные права Китайской Республики принадлежат всему народу» и что народ пользуется свободой личности, свободой жительства, имущественной свободой, свободой слова, переписки, союзов, вероисповедания и т. д. Временная конституция была по своему характеру буржуазно-республиканской, и в мае 1914 года Юань Шикай её отменил.
  3. Имеются в виду «Проект тяньтаньской конституции» и «Временная конституция Китайской Республики» правительства Юань Шикая, «Конституция Китайской Республики» правительства Цао Куня и «Проект конституции» временного правительства Дуань Цижуя. Готовясь отменить опубликованную Сунь Ятсеном «Временную конституцию Китайской Республики», правительство Юань Шикая в октябре 1913 года составило «Проект тяньтаньской конституции», который наделял президента огромной властью. Но Юань Шикай остался недоволен и в мае 1914 года с целью подготовки к реставрации монархии опубликовал «Временную конституцию Китайской Республики», делавшую президента верховным правителем государства. В октябре 1923 года Цао Кунь, ставший президентом путем прямого подкупа, обнародовал «Конституцию Китайской Республики», принятую членами парламента за полученные взятки и поэтому прозванную «Конституцией подкупленных парламентариев». «Проект конституции» временного правительства Дуань Цижуя, составленный в декабре 1925 года, в силу общенародного протеста не был официально принят.
  4. «Временная конституция Китайской Республики для периода политической опеки» была обнародована гоминьдановским правительством в июне 1931 года с целью легализации его однопартийной диктатуры и фашистского господства. Под псевдоконституцией Чан Кайши имеется в виду «Конституция Китайской Республики», принятая скомпонованным им «Национальным собранием» в декабре 1946 года после того, как он растоптал резолюции ПКС и развязал всеобщую гражданскую войну.
  5. Государственно-капиталистический сектор экономики в Китае существовал в двух формах — низшей и высшей. Под низшей формой госкапитализма имеется в виду в частной промышленности — обработка по поручению, плановые заказы товаров, централизованные закупки и сбыт на подрядных началах, а в частной торговле — сбыт закупленных у государства товаров по государственным ценам и сбыт на комиссионных началах. Под высшей формой имеется в виду превращение частных промышленных и торговых предприятий в смешанные государственно-частные предприятия.
  6. Эйзенхауэр Д. (1890—1969) — член Республиканской партии США. В то время был президентом США.

Добавить комментарий