09.10.2020

Леннон и революция

Кто опубликовал: | 09.10.2020

Леннон — безусловно крайне важная фигура для молодёжной культуры второй половины ⅩⅩ века, которая остаётся популярной и актуальной и по сей день: про него пишут, публикуют монографии, его песнями закрывают олимпиады, а Imagine и Give peace a chance стали гимном всех мечтателей этого века.

В этой небольшой статье-заметке кратко описана социально-политическую позиция Леннона и темы, которые он затрагивает в своих песнях, а также его участие в разных политических акциях и движениях, и мнение по ряду политических вопросов.

Заметка написана с ориентацией на монографии В. В. Бокарева, так что желающих разобраться более глубоко в теме я отсылаю к его публикациям.

Леннон и «революция»

Одним из самых больших заблуждений касательно творчества Леннона может быть его пацифизм: кто только не обвинял певца «Битлз» в буржуазном капитулянстве: и троцкисты, и маоисты, и Сорбоннские студенты и «новые левые». На самом деле, такое мнение ошибочно или, как минимум, полуошибочно.

Зачастую неправильно воспринимают песню Revolution с позиций наивного пацифизма и ненасильственного сопротивления.

But when you talk about destruction
Don’t you know that you can count me out
Don’t you know it’s gonna be
All right, all right, all right.

Но когда ты говоришь о разрушении, знай что на меня не стоит рассчитывать». Многие оценили эту строку как оду пацифизму и отказу Леннона от своего бунтарства, отступление в сторону. Левые критики сходу объявили Леннона в предательстве, но во многом безосновательно.

Смысл этих слов — не призыв к отказу от насилия или революционной деятельности, а призыв против максимализма левых, который, в то время, он видел в студентах-маоистах Франции: «Идея состояла в том, чтобы сказать этим ребятам [маоистам]: „не лезьте на рожон, если не хотите получить по зубам, не дразните «свинью» [полицейского], не размахивайте перед ним красным флагом…“» — говорит Леннон в одном из интервью.

Двойственность позиции Леннона (насилие необходимо, но насилие не должно быть излишним, без него нельзя обойтись, но им нельзя злоупотреблять) подтверждается второй версией песни, выпущенной немного позже, где уже: «Но когда ты говоришь о разрушении, знай что ты можешь на меня рассчитывать».

Не только словами, но и делом можно просуммировать отношение Леннона к революционному насилию: уже раскрыты факты спонсирования им ИРА (Ирландской революционной партии) и «Чёрных пантер», а также множества других леворадикальных и национально-освободительных организаций.

You Anglo pigs and Scotties
Sent to colonize the north
You wave your bloody Union Jacks
And you know what it’s worth!
How dare you hold on to ransom
A people proud and free
Keep Ireland for the Irish
Put the English back to sea!1

Отношение Леннона к революции совпадало с идеей «революции здесь и сейчас», популярной у «новых левых». В творчестве певца, что также отражается в его интервью, часто подчёркивается воинствующий атеизм, радикальный антикапитализм, критика сектантства и максимализма левых, осуждение империалистических войн и поддержка вьетнамских коммунистов. Его взгляды находились между позициями «новых левых» и «традиционных левых»: он выступал с критикой действий Французской компартии, обвиняя её в догматизме и пассивности, критиковал советский и китайские строй за их авторитарность, культ личности, подавление свобод и искусства. Поддерживая по ряду вопросов позиции Г. Маркузе2, Леннон отвергал3 тезис об утрате революционности рабочим классом и перехода этой роли к маргиналам, люмпенам, интеллигенции и студенчеству. Не раз отмечал то, что без рабочего движения антикапиталистические бунты студентов обречены на провал, призывал возвращаться и изучать опыт социалистического строительства, в особенности Ф. Кастро. Имел широкие связи с Четвёртым интернационалом, «Чёрными пантерами», «Белыми пантерами» и йиппи. Им были выпущены песни и интервью в поддержку различных леворадикалов, в том числе и А. Дэвис.

Коммунистический идеал Леннона

Религию и буржуазное сознание Леннон рассматривал как определённый идейный барьер, который необходимо преодолеть для достижения лучшего общества.

На основе песни Imagine и многочисленных интервью музыканта его общественным идеалом является коммунистическое общество на принципах социальной справедливости, бесклассовости, гуманизма и атеизма. Такое общество противопоставляется обществу консервативному, либеральному. Ярче всего это видно в песне «Герой рабочего класса», однако в той или иной степени прослеживается и в остальных текстах музыканта.

Imagine no possessions
I wonder if you can
No need for greed or hunger
A brotherhood of man
Imagine all the people sharing all the world, you
You may say I’m a dreamer
But I’m not the only one
I hope some day you’ll join us
And the world will be as one…

Заключение

Образ «типичного» Леннона как антивоенного хиппи, барда-пацифиста, который политически плоск и пуст в корни неверен. Либеральными буржуазными медиа и культурологами песни Леннона были «пережёванными» и извращёнными до такой степени, что богачи спокойно поют Imagine, заявляя что они «в одной лодке»4 с большинством сейчас, во время эпидемии, и не видят в этом ни доли противоречия.

Примечания
  1. 11 августа 1971 года Джон и Йоко присоединились к полуторатысячной демонстрации протеста в Лондоне на Оксфорд-стрит против политики правительства Великобритании в Северной Ирландии и санкции в отношении контркультурного журнала «0з». В качестве плаката Леннон использовал номер газеты английских троцкистов «Рэд моул» с лозунгами, отражавшими его политическую позицию: «За ИРА, против британского империализма!», выкрикивая во время шествия в мегафон название своей песни «Власть — народу!». Этот исторический факт запечатлён в документальном фильме Дж. Леннона и Й. Оно Imagine (1972) — В. В. Бокарев.
  2. Историк Дж. Винер справедливо заметил, что «Представь» «выразила позицию „нового левого“ движения, которую пропагандировал Г. Маркузе: потенциальные возможности рабочего класса подрываются репрессивной культурой, поэтому возврат к утопическому воображению — важнейшее условие трансформации общества»
  3. «Как выходец из рабочей среды, я всегда интересовался Россией и Китаем, всем, что касается пролетариата, хотя и участвовал в капиталистической игре… Все революции происходили, когда Фидель [Кастро], Маркс, Ленин или другой интеллектуал могли договориться с рабочими.— подчёркивал Дж. Леннон в интервью „Власть — народу!“ газете „Рэд моул“ в 1971 г.— Они собирали хорошие команды, и рабочие начинали осознавать, что находятся в угнетённом положении». Касательно консервативных позиций «старых левых» Леннон говорил: «Я читаю „Морнинг стар“ (газета английских коммунистов — В. Б.), пытаясь понять, есть ли хоть какая-то надежда, однако складывается впечатление, что всё это — прошлый век, будто писано для уже исчезнувших либералов средних лет. Мы стремимся достучаться до молодых рабочих, поскольку в этом возрасте человеку свойствен идеализм и практически неведом страх. Революционеры должны постараться каким-то образом найти к рабочим подход, потому что сами рабочие обращаться к ним не станут».
  4. «У власти всё те же сволочи. Те же ублюдки управляют нами, всё то же самое. Они одурачили ребят и всё поколение. Конечно, мы все повзрослели, и вообще кое-что изменилось, это правда, свободы стало больше и всё такое, но по существу всё осталось по-старому. Это всё та же игра, и они продолжают делать то, что делали всегда: продают оружие Южной Африке, убивают чёрных на улице; есть люди, которые до сих пор живут в… жуткой нищете, по ним ползают крысы. Всё то же самое. Тянет блевать, когда вспоминаешь об этом. Теперь мне это ясно, как день. Пора грёз прошла, я пробудился от сна. Всё осталось по-прежнему, только теперь мне тридцать и многие носят длинные волосы — вот и вся разница. Ничего не произошло, кроме того, что мы повзрослели. Мы делали своё дело так, как нам приказывали… Тогда считалось, что рабочие сломали классовые перегородки, но, оглядываясь назад, осознаю, что это была фальшивая сделка, подобная той, которую они они (правящие круги — В. Б.) заключили с чёрными, разрешив им стать бегунами, боксёрами, артистами. Единственная альтернатива, которую они вам предлагают,— быть поп-звездой, об этом я и пою в песне „Герой рабочего класса“. Классовая система ничуть не изменилась».

Добавить комментарий