Автор, Полина Антоновна Комаровская,— кандидат культурологии, ассистент в Институте философии Санкт-Петербургского государственного университета.
На протяжении второй половины ⅩⅩ в. отражением политической жизни КНР являлся пропагандистский плакат. Его основной темой был культ личности Мао Цзэдуна, опиравшийся на культы идеологов марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин). Китайский политический плакат развивался под непосредственным влиянием советского искусства, откуда художники КНР заимствовали основы иконографии Мао Цзэдуна, которая с течением времени приобрела индивидуальные, несвойственные советскому социалистическому реализму черты. Их появление было обусловлено переменами в политической обстановке. Истоки этих черт можно проследить в китайском традиционном искусстве, несмотря на то, что оно, по сути, считалось пережитком прошлого. Важное место в китайском политическом плакате занимал образ сверхчеловека, в роли которого чаще всего выступал Мао Цзэдун. Из числа идеологов марксизма-ленинизма, в китайском плакате наиболее часто встречались образы Сталина и Маркса, в то время как Ленин был достаточно редок, а изображения Энгельса практически не встречались. В виде сверхчеловека могли фигурировать и другие персонажи: помимо идеологов марксизма-ленинизма, это могли быть собирательные идеальные образы, либо реальные «образцовые» личности.
В мае 2018 г. мировые СМИ привели слова руководителя КНР Си Цзиньпина о том, что марксизм является «абсолютно правильным
» идеологическим направлением для Китая. Фраза была произнесена на состоявшемся в Пекине собрании по случаю 200‑летней годовщины со дня рождения Карла Маркса. Такие заявления вполне соответствуют движению по частичному возврату к политическому курсу времён правления Мао Цзэдуна, к которому Китай обратился в последнее время. События последних лет позволяют говорить о новом культе личности, который выстраивается вокруг Си Цзиньпина.
Широкое распространение марксистского учения в Китае началось в период «Движения 4 мая» 1919 г.1 Мао Цзэдун описал китайский вариант марксизма в 1925 г. В 1936 г. он прочитал цикл лекций, озаглавленных «Проблемы стратегии революционной борьбы в Китае». В них он говорил о различиях между Советской Россией и Китаем, а также привёл популярный в современном Китае взгляд на китайский вариант учения как на главенствующий. Позднее Мао Цзэдун обосновал концепцию о непременном наличии у форм марксизма национальной специфики, которая перекликается с установками основоположников идеологии 2.

Рис. 1. Неизв. автор. «Да здравствует марксизм, ленинизм и маоизм!» Мале чжуи Мао Цзэдун сысян ваньсуй! 马列主义毛泽东思想万岁! (1968 г.).
Разумеется, образы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина выступали как подтверждение легитимности власти Мао Цзэдуна, а также справедливости той политики, которую он проводил. Культ личности китайского вождя относится к современным культам, которые отличаются от монархических рядом признаков. Они, во-первых, охватывают всё население страны, а не узкую элитарную прослойку, во-вторых, опираются на возможности современных СМИ, в-третьих, функционируют только в закрытых обществах, в-четвертых, появляются лишь в атеистических государствах, в-пятых, возникают исключительно вокруг мужчин, в то время как объектами поклонения в монархических культах нередко являлись правящие особы женского пола. Первым современным культом личности можно назвать культ Луи-Наполеона Бонапарта, в 1951 г. провозгласившего себя Наполеоном Ⅲ5. Мао Цзэдун сумел выстроить вокруг себя гораздо более мощный и масштабный культ, чем когда-либо имели советские вожди. Сам он говорил, что культы личности подразделяются на два вида: истинные и ложные. К первым он относил культы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина6, и, соответственно, свой, хотя прямо об этом не заявлял.
Китайский политический плакат развивался под прямым влиянием социалистического реализма, признанного единственным допустимым художественным стилем в КНР. Мао Цзэдун объявил об этом ещё в 1942 г. в докладе на конференции деятелей искусства и культуры в г. Яньань. Высказанные на этой встрече идеи определили развитие китайского искусства вплоть до 1980‑х гг. Обучение стилистике советских художников укладывалось в рамки кампании под лозунгом «учёбы у СССР». В 1953 г. Мао Цзэдун лично обратился к партийным работникам с требованием о её повсеместном начале7, хотя данная политика активно проводилась и ранее.

Рис. 2. Се Чжигуан 谢之光, Шао Цзинъюнь 邵靓云, Се Мулянь 谢幕连. «Переезд в новый дом». Баньцзинь синь фанцзы. 搬进新房子 (1953 г.).
Содержание, а также композиция и даже цветовое решение политических плакатов находились в прямой зависимости от текущих направлений политики, которые диктовал лично Мао Цзэдун. По этой причине, исследователи как правило не испытывают затруднений при датировке китайских плакатов: многие кампании были достаточно непродолжительны11.

Рис. 3. Ли Биньхун 黎冰鸿. «Китайско-советская дружба и взаимопомощь несёт прочный мир всему миру». Чжунсу юхао тунмэн хучжу цуцзинь шицзе чуйцзю хэпин. 中苏友好同盟互助促进世界持久和平 (ок. 1950 г.).

Рис. 5. Дин Хао 丁浩. «Изучать продвинутую экономику Советского Союза, чтобы строить нашу страну». Сюэси Сулянь сяньцзинь цзинцзи цзяньшэ вомэн дэ гоцзя. 学习苏联现今经济建设我们的国家 (1953 г.).
По мере того, как крепли амбиции Мао Цзэдуна и росли его намерения о выдвижении Китая на ведущую роль в социалистическом лагере, менялось и отношение к иконографии советского вождя. После смерти Сталина в 1953 г. Мао Цзэдун говорил о постигшей лично его и весь китайский народ невосполнимой утрате, и даже, по свидетельству современников, чуть не плакал во время траурного визита в советское посольство 13, однако кончина лидера СССР, без сомнения, стала для него моментом освобождения. Первым побуждением Мао Цзэдуна было14 осудить Сталина, однако позднее он, напротив, решил частично обелить его с целью укрепления своего культа. Тем не менее, он постарался внушить людям, что возражал Сталину и всячески сопротивлялся давлению, которое оказывал на него советский лидер. Между тем факты говорят о том, что Сталин никогда — по крайней мере, после 1949 г.— не навязывал Китаю своей воли15. В 1958 г. Мао Цзэдун заявил, что был самым высокорослым среди великих марксистов, равным самому Сталину, если даже не превосходил того по данному показателю. Китайский лидер посетовал16, что в 1950‑х гг. художники КНР всегда изображали его ниже Сталина — как бы преданно следующим за СССР. В этой связи примечательна упомянутая выше работа Ли Ци и Фэн Чжэня «Великая встреча». На первый взгляд Сталин, идущий чуть впереди Мао Цзэдуна, кажется более высоким. Однако если поместить две фигуры на одну горизонтальную линию, то становится понятно, что рост Мао Цзэдуна на самом деле больше, чем у главы СССР17.
Если в 1950‑х гг. в КНР ещё считалась актуальной последовательность «Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин, Мао», о которой уже упоминалось выше, то в период «культурной революции» (1966—1976) китайский лидер был вознесён над прочими вождями мирового пролетариата.
Необходимо отметить, что весьма распространённый образ Мао Цзэдуна как сверхчеловека явно был заимствован из СССР. В Китае не было принято иконизировать личный образ императоров, и по этой причине до середины ⅩⅩ в. столь монументальное отражение культа личности китайцы могли наблюдать лишь в буддийских статуях. Между 1953 и 1956 гг. китайских молодых художников впервые стали организованно отправлять на обучение в нашу страну, где они осваивали азы масляной живописи. Начало таких стажировок можно связать с переоценкой западного реализма в Китае. Первоначально он представлялся второстепенным по отношению к местным массовым жанрам, которые казались более подходящими для донесения до китайского народа коммунистических идей18. Вузом, куда впервые были отправлены студенты из КНР, стала Ленинградская Академия Художеств. Стажёров тщательно отбирали из числа членов Коммунистической партии Китая и выходцев из пролетарских семей. Большинство из них сыграло важную роль в становлении китайской реалистической живописи, а попутно и политического плаката.
Среди изображений И. В. Сталина особенной популярностью пользовалась картина Ф. Шурпина «Утро нашей Родины» (1948—1946 г.), получившая Сталинскую премию (рис. 6).
Советский вождь, стоящий на рассветном поле в простом белом френче, предстаёт сверхчеловеком, возвышающимся над бескрайними просторами огромной страны.

Рис. 7. Цзинь Шанъи 靳尚谊. «Председатель Мао на горе Лушань». Мао Цзэдун цзай Лушань. 毛泽东在庐山 (1966 г.).

Рис. 8. Лю Хоуминь 吕厚民. «Председатель Мао на горе Лушань». Мао Цзэдун цзай Лушань. 毛泽东在庐山 (1961 г.).

Рис. 9. Группа пропагандистского плаката Шанхайского издательства искусств. Шанхай жэньминь мэйшу чубаньшэ сюаньчуаньхуа цзу. 上海人民美术出版社宣传画组. «Солнечный свет идей Мао Цзэдуна освещает дорогу Великой пролетарской культурной революции». Мао Цзэдун сысян дэ янгуан чжао лян учань цзецзи вэньхуа да гэмин дэ даолу. 毛泽东思想的阳光照亮无产阶级文化大革命的道路 (1966 г.).

Рис. 10. Лю Чуньхуа 刘春华. «Председатель Мао идёт в Аньюань». Мао чжуси цю Аньюань. 毛主席去安源. (1968 г.).
Как отметил историк М. Мейснер, к 1968 г. культ Мао Цзэдуна перешёл от иконоборчества к иконотворчеству24. Несмотря на широкую известность, достигнутую благодаря миллионным тиражам в форме плаката, картина «Председатель Мао идёт в Аньюань» по своей композиции отличалась от большинства произведений, изображавших сверхчеловека, которые специально исполнялись для издания в форме плакатов.
Подобным образом создавались также портреты других видных политических и общественных деятелей КНР. Уже упомянутый выше художник Цзинь Шанъи, автор многочисленных портретов Мао Цзэдуна, практически полностью заимствовал композицию картины Шурпина, создавая портрет премьер-министра Чжоу Эньлая (рис. 11). Образ сверхчеловека применялся и для отображения важной роли простых китайских тружеников (рис. 12).
Рис. 13. А Эр阿二. «Так же горячо любить идеи Мао Цзэдуна, как товарищ Лэй Фэн». Сян Лэй Фэн тунчжи наян жэ ай Мао Цзэдун сысян. 象雷锋同志那样热爱毛泽东思想. (1977 г.).

Рис. 14. Рабочая группа по делам литературы и искусства района Хэцзян. Хэцзян дицю вэньи гунцзо туань. 合江地区文艺工作团. «Да здравствует Парижская коммуна! В честь столетия Парижской коммуны». 巴黎公社万岁. 纪念巴黎公社一百周年. (1971 г.).
В окружении детей и молодёжи изображали также Мао Цзэдуна, однако в то время как Ленин на таких работах выглядит скорее простым человеком, Великий Кормчий чаще представлен в неизменном богоподобном облике — особенно на плакатах периода «культурной революции». Что касается Ф. Энгельса, то его образ достаточно редко встречался в китайском политическом плакате.
Китайская иконография идеологов марксизма-ленинизма в целом совпадает с советской, главным отличием является контекст общественно-политических реалий общества КНР, в который они помещены. Можно отметить, что китайским соцреалистическим произведениям присуща в целом более подчёркнутая централизация композиции вокруг одного (реже — нескольких) персонажей. Значимость главных героев выделяется при помощи их места в композиции, ракурса «снизу вверх» и цветового решения.
В настоящее время Китай — единственное в мире крупное социалистическое29 государство, успешно идущее по собственному индивидуальному пути под красными знамёнами. Несмотря на то, что рисованный политический плакат отошёл в прошлое, образы идеологов марксизма, в особенности, самого К. Маркса, по-прежнему встречаются в Китае в своей канонической узнаваемой форме.
Примечания- Ян Хиншун. Из истории борьбы за победу марксизма-ленинизма в Китае. М.: Гос. изд‑во полит. лит‑ры, 1957. С. 8.↩
- Цырендоржиева Д. Ш., Бальчиндоржиева О. Б. Китаизация марксизма и модернизация Китая. // Известия Томского политехнического университета. Т. 323 (№ 6, 2013). С. 261.↩
- Автор неточен: на плакате названы идеи Мао Цзэдуна, они же маоцзэдунъидеи, а не маоизм.— Маоизм.ру↩
- Т. е. Брежневу, Косыгину, Суслову… Удивительно, правда? — Маоизм.ру↩
- Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. СПб: Новое литературное обозрение, 2010. С. 12—13.↩
- Мао Цзэдун. Мао Цзэдун сысян ваньсуй. (Слава идеям Мао Цзэдуна). Пекин, 1969. С. 162.↩
- Шорт Ф. Мао Цзэдун. М: Транзиткнига, 2005. С. 400.↩
- Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. С. 177.↩
- Там же. С. 113.↩
- Guffey E. E. Posters: A Global History. London: Reaktion Books, 2015. P. 199.↩
- Evans, H., Donald, S. Picturing Power in the People’s Republic of China: Posters of the Cultural Revolution. Lanham, Boulder, New York, Oxford: Rowman & Littlefield, 1999. P. 34.↩
- Галенович Ю. М. Сталин и Мао — два вождя. М.: Восточная книга, 2009. С. 5.↩
- Панцов А. В. Мао Цзэдун.↩
- Наивная уверенность в способности «влезть в голову» исторического деятеля на совести автора.— Маоизм.ру↩
- Галенович Ю. М. Великий Мао. М.: Эксмо, 2012. С. 763.↩
- Независимо от того, насколько достоверны почерпнутые из сомнительного источника данные о словах самого Мао, фактически ситуация здесь изложена верно: действительно, Сталин поначалу изображался явно выше Мао, и действительно, в жизни Мао был несколько, на 3—8 см, выше ростом (точнее сказать нельзя, поскольку в точности неизвестен рост Сталина).— Маоизм.ру↩
- Jiang Jiehong. Burden Or Legacy: From the Chinese Cultural Revolution to Contemporary Art. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2007. Р. 48-49.↩
- Chang-tai Hong. Mao’s New World: Political Culture in the Early People’s Republic. New York: Cornell University Press, 2011. P. 130.↩
- Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. С. 125—126.↩
- Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. СПб: Новое литературное обозрение, 2010. С. 142.↩
- Cushing, L., Tompkins, A. Chinese Posters. Art from the Great Proletarian Cultural Revolution. San Francisco: Chronicle Books, 2007. Р. 8.↩
- Плампер Я. Алхимия власти. Культ Сталина в изобразительном искусстве. СПб: Новое литературное обозрение, 2010. С. 172.↩
- Andrews J. F. Art and Politics in the People’s Republic of China, 1949–1979. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1994. Р. 338.↩
- Andrews J. F., Kuiyi Shen. The Art of Modern China. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2012. Р. 188.↩
- Кардуччи Л. Огромен как мир. Пекин: Чайна Интерконтинетал Пресс, 2003. С. 198.↩
- Cushing L., Tompkins A. Chinese Posters. Art from the Great Proletarian Cultural Revolution. San Francisco: Chronicle Books, 2007. P. 14.↩
- Wang Peijie. Revolutionary Committees in the Cultural Revolution Era of China: Exploring a Mode of Governance in Historical and Future Perspectives. London: Palgarve MacMillian, 2017. P. 2.↩
- Chinese Posters. V. I. Lenin.↩
- Ошибка автора. В действительности, после смерти Мао Цзэдуна к власти пришли ревизионисты и «красные знамёна» вкупе с прочим антуражем служат прикрытием реставрации капитализма.— Маоизм.ру↩