Нижеизложенные шесть пунктов — часть так называемых «Десяти пунктов по социалистическому воспитанию». Остальные четыре пункта были опубликованы в печати КНР в виде статьи Мао Цзэдуна «Откуда у человека правильные идеи?».
Прим. ред.
О классовой борьбе в социалистическом обществе
Существуют ли классы в социалистическом обществе? Идёт ли классовая борьба? За рубежом1 бытует мнение, будто у них в стране уже нет классов, что их партия стала партией всего народа, отпала необходимость в диктатуре пролетариата, а их государство стало всенародным. И у нас в стране подобные суждения имеют место. Утверждать, что борьба буржуазии против пролетариата, которая ведётся ежедневно, не классовая борьба,— значит считать классовую борьбу выдумкой Маркса. Существование классов и наличие классовой борьбы не признаю́т не только ревизионисты за рубежом и буржуазия внутри страны — и среди нас многие кадровые работники, члены партии недооценивают серьёзности классовой борьбы и даже не принимают её в расчёт.
Верны ли такие воззрения? Совершенно неверны. Свергнутые реакционные господствующие классы не хотят погибать, они всегда делают попытки к реставрации. Вместе с тем могут возродиться буржуазные элементы и появиться контрреволюционеры. За спинами этих врагов стоят империализм, современный ревизионизм и реакционный национализм. Поэтому в решениях Ⅹ пленума восьмого созыва указывалось:
«На протяжении всего исторического этапа пролетарской революции и диктатуры пролетариата (этот этап займёт несколько десятков или даже более лет) существуют классы и идёт борьба между классами, идёт борьба двух путей — социалистического и капиталистического».
Классовая борьба в обществе неизбежно будет находить своё отражение в нашей партии. Было бы просто невероятно, если бы в такой большой стране, как наша, где к тому же существуют классы, внутри партии не находила бы своего отражения ни буржуазная идеология, ни феодальная идеология, ни идеология кулаков и зажиточных крестьян. Классовая борьба потому-то и сможет найти отражение внутри партии, что у неё есть классовые истоки. Если говорить о социальном составе партии, то в ней основой являются рабочие, крестьяне-бедняки и батраки; основа эта здоровая. Однако в партии много представителей мелкой буржуазии, в том числе и верхней прослойки мелкой буржуазии города и села, есть и интеллигенция, есть и определённое число детей помещиков и кулаков. Среди этих людей некоторые восприняли марксизм полностью, некоторые восприняли его частично, не в полной мере восприняли марксизм-ленинизм, а некоторые и вовсе его не восприняли, организационно в партию вступили, а идейно не вступили. Эти люди идейно не готовы к социалистической революции. Помимо того, за последние годы в партию проникли и плохие люди, погрязшие во взяточничестве, злостные нарушители законов и дисциплины. Демократическая революция не была доведена до конца, в партию проникли плохие люди. На это надо обратить серьёзное внимание. Суть проблемы в том, что мелкобуржуазные элементы не перевоспитаны. Нужно ещё больше работать с интеллигенцией, с детьми помещиков и кулаков, поэтому важной задачей остаётся воспитание и ещё раз воспитание членов партии и кадровых работников.
О движении за социалистическое воспитание
Движение за социалистическое воспитание — великое революционное движение. «Революция ещё не завершена
»,— говорил в своё время Сунь Ятсен. У нас же сейчас дело обстоит так: социалистическая революция развивается, но кое в чём демократическая революция ещё не завершена. Если социалистическая революция не завершена, значит, надо её продолжать, если демократическая революция не завершена, значит, надо заодно решить задачи и демократической революции; где не искоренены ещё помещики, там революцию надо проводить заново.
Буржуазные правые и крестьяне-середняки возлагают надежды на приусадебные участки, на свободный рынок, на самостоятельный учёт прибылей и убытков и на закрепление производственных заданий за дворами. В ходе социалистической революции мы в городе проводим борьбу «против пяти злоупотреблений», в деревне — «четыре чистки», для того чтобы уничтожить социальную основу буржуазии, искоренить ростки капитализма и ревизионизма.
После Ⅹ пленума восьмого созыва кое-где стали серьёзней относиться к выполнению «Указаний ЦК по социалистическому воспитанию», наладили работу и не только покончили с поветрием «труд в одиночку», но и дали выход классовой борьбе в деревне. Разоблачили всяческую нечисть, подрывающую социализм. Как только взялись за классовую борьбу, сразу поняли, что это такое. Но кое-где, хотя и занимались социалистическим воспитанием, не сумели нащупать главное, не нашли правильных методов. Необходимо найти главное звено, применить правильные методы и принять правильные меры, ещё более широко развернуть движение за социалистическое воспитание.
Где главное звено движения за социалистическое воспитание? Главное звено — классы и классовая борьба. Именно так надо ставить вопросы, чтобы пропесочить кадровых работников, убедить их опираться на бедняков и низшие слои середняков, провести «четыре чистки» и принять участие в коллективном труде. Стоит лишь социалистическое воспитание проводить поверхностно, отказаться от пропесочивания, не вести воспитательной работы там, где процветают взяточничество и хищения, и важные проблемы не будут решены.
Какие же должны быть методы? Методы такие: убеждать и воспитывать, пропесочивать, действовать активно и стремительно, сплачивать против врага. Сплачивать против врага — это значит сплачивать более 95 процентов народных масс и кадровых работников и бороться против классового врага. Эти более чем 95 процентов нельзя дёргать за косы, нельзя бить палками, на них нельзя наклеивать ярлыки, нельзя их принуждать, ругать. Пусть только совершивший ошибку чистосердечно раскается и исправится — и его можно будет включить в 95 процентов. Запачкавшихся критиковать надо, но раз «смыл пятно» — продолжай работать. Не надо, чтобы было слишком много пострадавших, но некоторых наказать всё же следует. Надо наградить группу хороших людей, принять меры против некоторых плохих людей, все эти меры необходимо должным образом оформить. Кое-где проводят классовое воспитание молодёжи на примерах из истории коммуны, деревни, семьи. Этот метод заслуживает распространения. Можно рассказать историю семьи бедняка, испытавшего эксплуатацию и угнетение, можно рассказать историю семьи бедняка, ставшего зажиточным, а историю семьи помещика и кулака можно представить беднякам и низшим слоям середняков как отрицательный пример. Рассказать, как они эксплуатировали и угнетали народ.
Какие меры? Здесь надо поэкспериментировать — в разные сроки, в разных группах населения, в разных местах, везде тоже надо проводить эксперименты в разные сроки и по группам. Нужно учитывать условия каждого района, допускать, что могут быть и передовые и отстающие, что может быть разнобой. Сначала надо провести учёбу с кадровыми работниками уездного уровня, затем с кадровыми работниками коммун и крупных производственных бригад, потом — с кадровыми работниками производственных бригад и активистами из бедняков и низших слоёв середняков. Очень важно экспериментировать, экспериментировать надо повсеместно так как это помогает уяснению обстановки. Некоторые товарищи сначала не слишком-то верили в классовую борьбу, в социалистическое воспитание, потом проверили это на опыте и поверили, а когда поверили — взялись за дело.
Кое-кто проявляет беспокойство по поводу социалистического воспитания, беспокоится в конечном счёте по двум причинам: боится, во-первых, что оно повредит производству, во-вторых, что «пострадают» слишком многие. Но классовая борьба и социалистическое воспитание благотворно скажутся на производстве. «Пострадавших» не может быть слишком много, но кое-кто «пострадает».
При разрешении противоречий внутри народа не обойтись без некоторой «жестокости». Об отдыхе и веселье поговорим, когда всё кончится. Нельзя говорить, что процесс социалистического воспитания не будет немного «жёстким», успокоиться можно будет лишь только после проведения социалистического воспитания, борьбы «против пяти злоупотреблений», после «четырёх чисток», после того, как классовые ряды бедняков и низших слоёв середняков будут сплочены. Можно ли успокаиваться, пока бедняки и низшие слои середняков не поднялись, пока не покончено со всяческими извращениями, пока не пропесочили кадровых работников? Кадровые работники беспокоятся — значит, нам надо сделать то-то и то-то; бедняки и низшие слои середняков беспокоятся — значит, их надо успокоить, значит, нам нужно сделать то-то и то-то. Только так и можно добиться действительно спокойной обстановки.
Конечно, скоропалительность и горячка тоже не нужны. Там, где социалистическое воспитание было проведено поверхностно, надо и исходить из того, что оно проводилось поверхностно, незачем шумно призывать к подъёму. Не надо рубить с плеча, надо как следует подготовиться, а потом уж ударить. Без экспериментирования, без уяснения обстановки, то есть пока армия, кадровые работники, бедняки и низшие слои середняков не будут к этому подготовлены, не надо торопиться с широким развёртыванием движения. Для руководства движением надо выделить сильных кадровых работников; ведь не назначают же командиром того, кто не умеет воевать. Нечего искать «муравьёв»2 там, где их нет. Например, есть такие коммуны и бригады, где и раньше уже уделяли внимание классовой борьбе, социалистическому воспитанию, и поэтому не обязательно применять там сейчас нынешние методы. Однако противоречия внутри народа существуют повсеместно, и в другой части коммун и бригад их тоже надо разрешить.
Итак, движение за социалистическое воспитание — проверка того, хороши ли кадровые работники, годятся ли они. Вот это мы и должны проверить в ходе движения. И если только мы будем действовать в разные сроки, по группам, в разных местах, экспериментировать, подходить серьёзно, причём стоять на страже интересов 95 процентов народа и кадровых работников, то крупных просчётов можно будет избежать.
К вопросу о «четырёх чистках»
В деревне не проводить борьбу «против пяти злоупотреблений», а провести только «четыре чистки». «Четыре чистки» — это чистка бухгалтерских документов, проверка распределения по труду, чистка складов, проверка материальных ценностей3. Из них самое главное — чистка бухгалтерских документов и проверка распределения по труду. Прежде всего надо поднять массы, проверить бухгалтерские документы, склады и проверить распределение по труду за 1962 год и одновременно устроить всестороннюю итоговую проверку поступлений по государственным капиталовложениям, банковскому кредиту и торговым авансам.
Это — широкое массовое движение, сочетающееся с движением за социалистическое воспитание. Главное в нём — разрешение противоречий внутри народа. Но это и суровая классовая борьба со взяточниками, расхитителями, спекулянтами, перерожденцами. Движение за «четыре чистки» в деревне, так же как и борьба «против пяти злоупотреблений» в городе — это революционная борьба, которая мощным ударом сокрушит бешеное наступление капиталистических сил на социализм.
Мы десять лет не вели классовой борьбы в деревне. В 1952 году борьба «против трёх злоупотреблений» и «против пяти злоупотреблений» велась в городе. Что касается деревни, то в 1957 году там велась всенародная борьба за упорядочение стиля работы, но велась она не такими методами, как сейчас.
После кооперирования в деревнях ни разу не проверялась наличность денег, распределение по труду, материальные ценности, не проверялись склады. Члены кооперативов не были ознакомлены с бухгалтерскими документами. Во время «четырёх чисток» может вскрыться множество случаев взяточничества и хищений, может обнаружиться всяческая нечисть, которую не выловили органы общественной безопасности, но применять метод «четырёх чисток» надо правильно. Надо осуществлять смычку, опираться на бедняков и низшие слои середняков, поднять массы. Если отдельные кадровые работники не прислушиваются к мнению руководства, то они уж никак не смогут не послушаться масс. Поднимем массы — и всё пойдёт легко; нужно будет сплотить и воспитать 95 процентов и ударить по немногим злостным взяточникам и расхитителям. Если кто-то чистосердечно раскается, искупит вину, то ему можно не навешивать ярлык расхитителя. Большинство надо «отмывать» тёпленькой водичкой, действовать активно и стремительно, сплотить большинство.
В ходе «четырёх чисток» при разрешении всех проблем надо развивать метод обсуждения в массах. Краденые деньги и вещи не отбирать нельзя, но отбирать надо с умом. Массы не потерпят, чтобы краденое не возвращали; но если копнуть слишком глубоко, то некоторым кадровым работникам не на что будет жить и массы через некоторое время начнут им сочувствовать. К взяточникам и расхитителям, как правило, не следует применять метод массовых «собраний борьбы», можно либо их проработать с глазу на глаз (в случае необходимости можно устроить и небольшое собрание масс, чтобы массы их целиком и полностью разоблачили и раскритиковали), либо организовать небольшую специальную группу для проверки бухгалтерских документов, чтобы эта группа потом на основе неопровержимых данных расследовала дело и вынесла решение. Надо строго пресекать такое распространённое явление, как «парад» обвиняемых, пресекать также случаи принуждения, получение вынужденных показаний и признаний, категорически запретить побои, издевательства и все виды телесных наказаний. Сделанное надо проверять. Сделанное несерьёзно, не до конца — переделывать. Надо установить должный порядок там, где он ещё не установлен.
Впредь, помимо опубликования в установленные сроки результатов проверок бухгалтерских документов, как об этом сказано в «Шестидесяти тезисах», проводить ежегодно одну-две большие проверки, с тем чтобы «четыре чистки» стали одним из хозяйственных мероприятий в народных коммунах, крупных производственных бригадах, производственных бригадах и в первую очередь в основных расчётных единицах, стали бы главным содержанием социалистического воспитания.
Об организации классовых отрядов бедняков и низших слоёв середняков
И в революции, и в социалистическом строительстве необходимо решение вопроса: на кого опираться. В связи с тем, что существуют ещё материализм и идеализм, существуют ещё передовые и отсталые. Пока не исчезли классовые различия, будут левые, промежуточные элементы и правые.
На кого опираться в деревне?
Не на весь народ, а на бедняков и низшие слои середняков. Бедняки и низшие слои середняков составляют примерно 50—70 процентов сельского населения. Они составляют большинство в деревне. Это деревенский пролетариат и полупролетариат. Если мы хотим бороться против помещиков, кулаков, реакционеров и подрывных элементов, то нам надо сплотиться с большинством, опереться в первую очередь на бедняков и низшие слои середняков. Кто нам нужен, большинство или меньшинство? Диктатура пролетариата или диктатура всяческой нечисти? Настоящие марксисты-ленинцы опираются на большинство, ревизионисты на словах опираются на весь народ, а на деле опираются на меньшинство. Среди некоторых кадровых работников села бытует такое мнение: «Помещик послушается, с середняком сработаемся, а бедняк глуп». На деле же помещики хотят, чтобы мы их слушались. Кадровые работники уездов и коммун недостаточно прислушиваются к голосу бедняков; так бедняку никогда не освободиться.
Опираться на бедняков и низшие слои середняков, создать в деревне перевес сил бедняков и низших слоёв середняков — это важный вопрос революции и социалистического строительства, это также важный вопрос укрепления диктатуры пролетариата. На всём историческом этапе социализма, вплоть до вступления в коммунизм, в деревне мы должны опираться на бедняков и низшие слои середняков.
Для того чтобы опираться на бедняков и низшие слои середняков, необходимо создать из них классовую организацию. Организация — вот что стало ключевой проблемой.
Классовую организацию бедняков и низших слоёв середняков надо создавать не формально, а в борьбе, разворачивая инициативу масс. Что толку от формальной организации? Формально может быть социализм, а на самом деле его нет. Разве Югославия не выступает под социалистической вывеской?
Приступая к организации, не следует гоняться за массовостью. Например, если в производственной бригаде 20 дворов, то сначала надо организовать 2—3 двора, потом 4—5. Если суметь организовать 11—12 дворов — это уже кое-что будет значить. Нужно, чтобы эти организации росли постепенно, как снежный ком, незачем шумно призывать к подъёму, действовать надо шаг за шагом, но настойчиво.
Кое-где руководители комитета бедняков и низших слоёв середняков назначают заместителя секретаря партячейки. Так нельзя, надо, чтобы руководителя выбирали сами массы, можно избирать секретарей ячеек, можно и не избирать, здесь не может быть строгого регламента, всё зависит от того, кого выбирают.
В деревне и пролетариат и буржуазия борются за завоевание на свою сторону зажиточной прослойки. Это как раз та прослойка, которая рождает капитализм. Вот почему она легко поддаётся влиянию буржуазии. Однако в отношении этой прослойки надо применять конкретный анализ. Например, надо учитывать, что жизнь становится лучше, учитывать и то, как кто проявляет себя политически. Важно, чтобы человек не был эксплуататором, чтобы он идейно выступал за социализм, активно трудился. С такими людьми нужно сплотиться, вместе строить социализм.
Об участии кадровых работников в коллективном производительном труде
Вопрос об участии кадровых работников в коллективном производительном труде — основополагающий вопрос при социалистическом строе. Если кадровые работники не участвуют в коллективном труде, они неизбежно отрываются от широких масс, неизбежно впадают в ревизионизм.
Наша партия — партия пролетариата, партия авангарда трудящихся масс. Низовые организации нашей партии должны находиться в руках передовых активистов труда. Секретарь сельской партячейки должен не только быть самым передовым в политическом отношении, но и бороться за то, чтобы стать мастером производства, отличником труда. Кадровые работники выше уездного уровня также должны участвовать в коллективном труде. Если кадровые работники перестанут трудиться, они постепенно переродятся, даже станут гоминьдановцами, появится почва для ревизионизма. Секретарь партячейки одной крупной производственной бригады в провинции Чжэцзян Ин Сыгуань сказал: «Если не трудишься вместе со всеми, то и в своей работе ничего понимать не будешь, будешь плавать, как ряска на воде
». Участие в труде может разрешить эту проблему, по крайней мере можно будет сократить взяточничество и хищения, можно будет научиться разбираться в лесоводстве, животноводстве, подсобных промыслах, рыболовстве и т. п. Если секретарь партячейки трудится, то и бригадир крупной производственной бригады, бригадир производственной бригады, счетовод тоже будут трудиться, и во всей партии, во всём комсомоле дела пойдут лучше. Так ревизионизм пойдёт на убыль.
Сейчас отдельные представители масс очень недовольны бюрократизмом кадровых работников. Массы говорят: «Хорошо быть кадровым работником крупной производственной бригады: тут тебе и еда, и должность, и почёт». Раз кадровые работники в крупных бригадах заносятся, во-первых, устроим им «четыре чистки», во-вторых, заставим трудиться.
Не трудишься — побудь-ка рядовым. Это большая борьба, которую не осуществить без участия широкого актива.
Хороший пример своим участием в труде показали кадровые работники уезда Сиян провинции Шаньси. Раз уж они смогли так долго продержаться, то и кадровые работники других уездов должны и могут добиться того же. За три года мы должны добиться, чтобы секретари сельских ячеек в разные сроки и по группам всерьёз приняли участие в труде. Например, из ста секретарей одна треть работает первый год, другая треть — второй год, вот уже 66 человек. Так повысится их авторитет. Потом и остальные будут трудиться.
Некоторые отличники труда перестали участвовать в физическом труде. Если не участвуют в труде, то какие же они отличники? Они не трудятся физически только потому, что боятся, как бы это не повредило их «деятельности»: слишком уж много у них собраний. Руководящие органы в коммунах и выше должны поменьше проводить собраний. По уездам ежегодно достаточно проводить одно-два собрания кадровых работников трёх ступеней. Те собрания, без которых не обойтись, надо прежде всего готовить как следует. Часть собраний вообще можно проводить в низших звеньях и не делать их длинными.
О марксистском научном методе в исследовании и изучении
Есть два метода исследования и изучения. Первый — когда чересчур смело и субъективистски выдвигают посылки, но делают слишком осторожные и опять-таки субъективные выводы. Это никуда не годный метод. Второй метод — это марксистский научный метод. При проведении «четырёх чисток» в районном комитете города Баодин провинции Хэбэй применяется именно этот метод. В районном комитете города Баодин начали совсем не с «четырёх чисток». Там сначала прислушались к мнению масс, изменили планы, а уж затем устроили «четыре чистки». Вот это настоящее исследование и изучение.
Объектом исследования и изучения может быть и борьба за производство, и классовая борьба, и научное экспериментирование. Если уж здесь не проводить исследования и изучения, то откуда же взяться марксизму? В уезде Цинтянь провинции Чжэцзян создали опытное поле, провели кое-какие научные эксперименты. Их опыт перенесли в горные районы. Крестьяне там сначала не очень-то одобряли устройство зимних заливных полей4, но попробовали — и уже на второй год такие поля дали хороший урожай. Бедняки приняли это новшество. Поэтому надо исследовать, надо экспериментировать.
Почему кое-кто не верит в социалистическое воспитание? Потому что не экспериментирует, несерьёзно относится к исследованию и изучению. Вот, например, идёшь, просто идёшь ничего не замечаешь, а наклонишься, всмотришься — и можешь увидеть, что на земле множество муравьёв, много чего увидишь. А если не всмотришься, то не увидишь не только свежих ростков нового, но и самых распространённых вещей. Например, классовая борьба и неучастие кадровых работников в труде — распространённые явления, а их кое-кто не видит.
Конечно, все познаётся постепенно, в процессе перехода от явления к сути. Например, многие не понимают, что неучастие кадровых работников в труде неизбежно порождает ревизионизм. Кадровый работник, не участвующий в труде, не может правильно понять и оценить обстановку. Вот, например, война. Как можно разбираться в войне, если сам не воевал или воевал лишь по карте? Одним только военным училищем тут не обойдёшься.
Для того чтобы выработать стиль изучения и исследования, успешно выполнить нашу работу, партийные комитеты всех ступеней должны в своей повседневной деятельности помнить о философии, знакомить кадровых работников с марксистско-ленинской теорией познания. Теория познания говорит и о материализме, и об идеализме, и о мировоззрении, и о диалектике. Материальное можно превратить в духовное, духовное — в материальное. Пусть эта истина будет понята кадровыми работниками, понята массами. Пусть философия выйдет из кабинетов философов, из книг и станет отточенным оружием масс.
Откуда у человека идеи? Среди нас кое-кто этого не знает. И уж тем более кое у кого не хватает ума, чтобы понять, что духовное можно превратить в материальное, однако неграмотные крестьяне понимают это и делают из этого выводы. Например, крестьяне считают, что помещик — это человек, который их эксплуатирует и угнетает. Человек и помещик — это два понятия, крестьянин объединяет эти два понятия, приходит к суждению и делает вывод: помещик есть человек, эксплуатирующий труд других. Такое понимание у крестьян идёт от жизни, чтобы понимать, не обязательно быть грамотным. Поэтому надо порвать с предрассудками (конечно, не порывать с наукой), не считать философию такой уже высшей премудростью, такой уж трудной. Философии можно научиться. Лэй Фэн5 на что уж молод, а и то разбирался немного в философии.
- Имеется в виду СССР.— Прим. ред.↩
- Муравей — символ трудолюбия, скромный труженик.— Прим. ред.↩
- В 1964 году было объявлено, что «четыре чистки» — это чистка организационная, чистка идеологическая, чистка политическая и чистка экономическая.— Прим. ред.↩
- Провинция Чжэцзян расположена на побережье Восточно-Китайского моря; климат там субтропический, средняя температура января +10 °, то есть, по сути дела, там нет зимы.— Прим. ред.↩
- Солдат НОАК, погибший в результате несчастного случая в марте 1963 года. В своих дневниках он выражал преклонение перед Мао Цзэдуном, выражал желание быть «винтиком» и «буйволом» Мао Цзэдуна. Ему было присвоено звание «отличный солдат Мао Цзэдуна», а сам Мао Цзэдун особым указанием призвал «
учиться у Лэй Фэна
».— Прим. ред.↩