Статья «Кооператив, преобразившийся за два года успешной борьбы»1 заслуживает внимания. Во всей стране наблюдается бурный подъём коммунистического духа. Быстро растёт политическая сознательность широких масс. Отсталые слои масс поднялись и напрягают все силы, чтобы догнать передовые слои, и этот факт знаменует стремительное продвижение вперёд социалистической революции в области экономики (в той её части, где преобразование производственных отношений ещё не завершено), политики, идеологии, техники и культуры в нашей стране. Стало быть, нашей стране, возможно, и не потребуется так много времени, как предполагалось раньше, чтобы догнать крупные капиталистические страны в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Помимо руководства партии, другим решающим фактором является 600-миллионное население. Когда много людей — много суждений, много энтузиазма и энергии. У народных масс никогда не было такого подъёма духа, такого боевого задора и высокого дерзания, как сейчас. Бывшие эксплуататорские классы полностью поглощены необъятным океаном трудящихся масс, и им приходится изменяться вопреки своему желанию. Несомненно, среди них найдутся люди, которые не переменятся до самой смерти и предпочтут с гранитным лбом предстать перед богом, но они не делают погоды. Вся обветшалая идеология и остальные непригодные части надстройки всё более и более разрушаются. Чтобы вымести весь этот хлам, ещё требуется время, но в том, что полный развал этих вещей уже предрешён, нет никаких сомнений. Помимо прочих особенностей, 600-миллионное население Китая заметно выделяется своей бедностью и отсталостью. На первый взгляд это плохо, а фактически хорошо. Бедность побуждает к переменам, к действиям, к революции. На чистом, без всяких помарок, листе бумаги можно писать самые новые, самые красивые иероглифы, можно создавать самые новые, самые красивые рисунки. Дацзыбао — новое и весьма действеннее оружие, которое применимо в городах и деревнях, на заводах и фабриках, в кооперативах, магазинах, учреждениях, учебных заведениях, воинских частях и жилых кварталах,— одним словом, везде, где имеются массы. Оно уже широко применяется и должно применяться и впредь. Гун Цзычжэнь2, живший при цинской династии, в одном стихотворении писал:
В гром, в ураган клокочет жизнь земли,
Но тьма коней, увы, безмолвна.
Воспрянь, о небо, и моей мольбе внемли —
Людей талантливых на Землю ниспошли.
Дацзыбао развеяли ту гнетущую тишину, когда «тьма коней была безмолвна». Я предлагаю товарищам в семистах с лишним тысячах сельскохозяйственных кооперативов страны и товарищам в городах познакомиться с одним сельскохозяйственным кооперативом. Этот кооператив, носящий название «Инцзюй», находится в уезде Фэнцю провинции Хэнань. В кооперативе есть много такого, что даёт пищу для глубокого размышления. Остался ли у трудящихся Китая прежний облик рабов? Нет, не остался. Они стали хозяевами. Трудящиеся Китайской Народной Республики, занимающей территорию 9,6 миллиона квадратных километров, ныне действительно стали господствовать на своей земле.
Примечания- В данной статье рассказывается о сельскохозяйственном производственном кооперативе «Инцзюй» уезда Фэнцю провинции Хэнань. Кооператив расположен в часто затопляемой низине, страдавшей от многих стихийных бедствий. До освобождения страны народ здесь жил в крайней нищете. После освобождения жить стало лучше, а в 1955 году был создан сельскохозяйственный производственный кооператив. После своего образования кооператив два года подряд подвергался серьёзным наводнениям. Кадровые работники и члены кооператива, опираясь на собственные силы и разум коллектива, повели со стихийными бедствиями упорную борьбу. Проведя большие работы по ирригации, превратив засушливые земли в орошаемые и засоленные почвы в рисовые поля, кооператив за каких-то два года в основном избавился от засух и наводнений и сильно изменил свой облик.— Прим. в пекинском издании.↩
- Гун Цзычжэнь (1792—1841) — уроженец города Жэньхэ (ныне Ханчжоу) провинции Чжэцзян, прогрессивный мыслитель и писатель эпохи династии Цин. Его работы вышли под названием «Полное собрание сочинений Гун Динъаня». Приведённое в тексте стихотворное обращение к богу написано в 1839 году в городе Чжэньцзяне, где он был проездом, возвращаясь из Пекина в Ханчжоу.— Прим. в пекинском издании.↩