Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск первый: апрель 1950 — июль 1957 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

15.05.1957

О происходящих изменениях в событиях

Кто опубликовал: | 05.10.2021

Повсюду в жизни общества имеют место единство и борьба противоположностей. В результате борьбы происходит переход того или иного явления в свою противоположность, устанавливается новое единство, и в жизни общества наблюдается определённый прогресс.

Движение за упорядочение стиля работы коммунистической партии представляет собой борьбу двух стилей в едином целом. Так обстоит дело внутри коммунистической партии, точно так же обстоит дело и внутри всего народа.

В коммунистической партии имеются разные люди. Есть марксисты, которые составляют подавляющее большинство. Им также присущи недостатки, которые, однако, не являются серьёзными. Некоторая часть людей придерживается ошибочных, догматических взглядов. Большинство этих людей исключительно преданно служит партии и стране, но их метод рассмотрения вопросов страдает односторонностью «левого» характера. Преодолев эту односторонность, они смогут значительно продвинуться вперёд. Другая часть людей придерживается ревизионистских или правооппортунистических, ошибочных взглядов. Эти люди более опасны, так как их взгляды являются отражением буржуазной идеологии внутри партии. Они мечтают о буржуазном либерализме, всё отрицают и тысячами нитей связаны с буржуазной интеллигенцией в нашем обществе.

В последние месяцы все критикуют догматизм, забывая о ревизионизме. Догматизм необходимо критиковать, без его критики нельзя исправить многие ошибки. В настоящее время нужно обратить внимание на критику ревизионизма. Переходя в свою противоположность, догматизм может стать либо марксизмом, либо ревизионизмом. Судя по опыту нашей партии, первое происходит в большинстве случаев, второе же представлено единичными явлениями, ибо догматики — это пролетарское идеологическое течение, заражённое мелкобуржуазным ажиотажем.

Некоторые «догматики», на которых обрушиваются с нападками, на самом деле являются марксистами, которых кое-кто по ошибке считает «догматиками» и подвергает нападкам. Истинным догматикам «левый» уклон кажется лучше правого потому, что они стремятся к революции. Если же принять во внимание ущерб, наносимый революции, то «левый» уклон ничем не лучше правого уклона, и поэтому с ним необходимо решительно бороться. Некоторые ошибки совершены при осуществлении установок ЦК, и поэтому не следует слишком взыскивать за них с низовых организаций.

В нашей партии есть большая группа новых членов — интеллигентов (в союзе молодёжи эта группа ещё больше), часть которых действительно придерживается типично ревизионистских взглядов. Они отрицают партийность и классовость печати, смазывают принципиальное различие между пролетарской и буржуазной журналистикой, смешивают журналистику, отражающую коллективную экономику социалистического государства, с журналистикой, отражающей экономику буржуазного государства с присущими ей анархией и конкуренцией монополий. Они восхищаются буржуазным либерализмом, выступают против руководства со стороны партии. Они — за демократию, но против централизма. Они выступают против слишком централизованного руководства, планирования и контроля, необходимых для ведения планового хозяйства, а также для культуры и просвещения (в том числе и для журналистики). Они нашли общий язык с имеющимися в нашем обществе правыми элементами среди интеллигенции, установили с ними тесные отношения, стали им словно братья.

Среди критиков догматизма имеются разные люди. Есть коммунисты-марксисты, есть «коммунисты»-ревизионисты, то есть правые элементы в коммунистической партии, есть представленные в обществе «левые», промежуточные и правые элементы. Промежуточных элементов в нашем обществе великое множество, они составляют примерно 70 процентов всей беспартийной интеллигенции. «Левых» элементов — приблизительно 20 процентов, а число правых элементов в зависимости от обстановки колеблется от 1 до 3—5 и даже до 10 процентов. В последнее время правые элементы в демократических партиях и в высших учебных заведениях ведут себя крайне решительно и разнузданно. Они полагают, что промежуточные элементы — это их люди, которые не пойдут за коммунистической партией. Но это всего лишь их грёзы. Часть промежуточных элементов колеблется — они могут оказаться и «левыми» и правыми. В настоящее время под натиском бешеного наступления правых элементов они молча выжидают. Сейчас, когда наступление правых ещё не достигло своей высшей точки, они переживают бурный прилив радости.

Правые элементы как внутри, так и вне партии не разбираются в диалектике: достигнув кульминационной точки, явление превращается в свою противоположность. Мы должны дать им побесноваться ещё некоторое время, чтобы они достигли своей высшей точки. Чем больше они беснуются, тем выгоднее это для нас. Нам говорят: «Вы, кажется, удите рыбку», или: «Заманиваете противника, чтобы скопом уничтожить его». В настоящее время сама рыба косяками всплыла на поверхность, и вовсе нет нужды ловить её на крючок. Это не обычная рыба, а, по всей вероятности, акула! У неё острые зубы, и ей нравится пожирать людей. Люди же употребляют в пищу лишь те её части, с помощью которых она плавает1.

Борьбу с правыми мы ведём за промежуточные элементы, которые могут быть отвоёваны. Если говорить о поддержке правыми элементами демократической диктатуры народа, народного правительства, социализма и руководства со стороны коммунистической партии, то она целиком обманчива, им ни в коем случае нельзя верить. Это в равной мере относится и к правым элементам, действующим в журналистских, научно-технических и торгово-промышленных кругах.

Существуют две группы людей, настроенных крайне решительно,— «левые» элементы и правые элементы. Обе группы борются между собой за промежуточные элементы, за гегемонию над промежуточными элементами. Правые элементы пытаются вначале овладеть частью, а затем завоевать всё. Вначале они намереваются захватить гегемонию в сферах журналистики и литературы, искусства и просвещения, торговли и промышленности. Правые элементы знают, что в этих сферах коммунистическая партия уступает им — таково действительное положение вещей. Правые считают себя неприкосновенной «государственной ценностью». Что ж это за безобразия времён движений «против трёх злоупотреблений»2, «за искоренение контрреволюции» и «за идеологическое перевоспитание»! Поистине они играют с огнём!

Знают они и о том, что многие студенты — это дети помещиков, кулаков и капиталистов; правые элементы полагают, что эти студенты составляют массу, которая может откликнуться на их призывы. Возможно, что имеется часть студентов с правоуклонистскими взглядами, но думать так в отношении подавляющего большинства студентов — значит находиться в плену мечтаний.

Факты также свидетельствуют о том, что правые элементы среди журналистских кругов призывают рабоче-крестьянские массы выступать против правительства. Когда кто-либо выступает против приклеивания ярлыков, то они выступают только против ярлыков, полученных ими от коммунистической партии. Сами же они могут приклеивать ярлыки коммунистам, промежуточным и «левым» элементам из демократических партий и группировок, а также «левым» элементам из различных социальных кругов. Сколько ярлыков приклеили правые элементы через газеты за последние месяцы? Когда промежуточные элементы выступают против приклеивания ярлыков, они делают это искренне. Мы должны снять все несоответствующие ярлыки, приклеенные в прошлом промежуточным элементам, и впредь их не следует приклеивать как попало. Некоторые действительные ошибки, совершённые в период проведения движений «против трёх злоупотреблений», «за искоренение контрреволюции» и «за идеологическое перевоспитание», необходимо открыто исправить независимо от того, по отношению к кому они были совершены. Другое дело, когда идёт речь о приклеивании ярлыков правым элементам. Но и в этом случае следует действовать правильно. Приклеивать ярлык правого элемента надо только действительно правым элементам. За исключением отдельных случаев, не следует указывать конкретные имена, необходимо оставлять им шанс для поворотного манёвра, способствуя тем самым достижению компромисса при соответствующих условиях.

Как уже было сказано, по нашей оценке, число правых элементов колеблется от 1 до 3—5 и даже 10 процентов, возможно, их немного больше или немного меньше. Обстановка в каждой организации тоже имеет свои отличия, поэтому необходимо обязательно опираться на доказательства, исходить из реальных фактов, не допускать перегибов. Допускать перегибы — значит совершать ошибки.

Буржуазия и многие интеллигенты, служившие в прошлом старому обществу, упорно стараются проявить себя, тоскуют по своему старому миру и в ряде случаев не согласны с новым миром. Для их перевоспитания требуется очень длительный период, причём нельзя прибегать к грубым методам. Однако необходимо учитывать, что большинство этих людей сделали большой шаг вперёд по сравнению с первым периодом после освобождения. Их критические замечания в наш адрес по большей части правильны, и их необходимо принять. И только некоторая часть их критических замечаний является неправильной, но и тут следует проявлять понимание. Правильно, когда эти люди добиваются доверия, хотят иметь и обязанности и права. Необходимо доверять им, обеспечить им права и обязанности.

Кое-что в критике со стороны правых элементов также является правильным, поэтому её нельзя перечёркивать целиком. Всё правильное в их критике необходимо принять. Отличительная особенность правых элементов — в их правой политической позиции. Их сотрудничество с нами носит формальный характер, фактически это не сотрудничество; они стремятся использовать любую лазейку, как это и делают в настоящее время, фактически и не помышляя о сотрудничестве. Они нарушают данное ими согласие на руководство со стороны коммунистической партии, пытаясь освободиться от этого руководства. Но без такого руководства невозможно успешно построить социализм, и наша нация подвергнется колоссальным бедствиям.

В нашей стране насчитывается несколько миллионов капиталистов и интеллигентов, служивших в прошлом старому обществу. Нам нужно, чтобы эти люди работали на нас. Нам необходимо улучшить с ними отношения, чтобы они эффективно служили делу социализма, чтобы осуществить их дальнейшее перевоспитание, добиться их постепенного превращения в рабочий класс и перехода в противоположную нынешней сторону. Большинство из них наверняка может достигнуть этой цели. Перевоспитание означает и сплочение и борьбу, а сплочение достигается путём борьбы. Борьба — это обоюдный процесс, а сейчас наступило время, когда многие люди ведут борьбу с нами. Критические замечания большинства из них в наш адрес рациональны или в основном рациональны, в том числе и не опубликованная в газетах острая критическая статья профессора Хэ из Пекинского университета. Цель критики со стороны этих людей состоит в стремлении улучшить отношения между нами, их критика продиктована добрыми намерениями. Критика со стороны правых элементов, как правило, продиктована дурными намерениями, они питают к нам враждебные чувства. О добрых или дурных намерениях не надо гадать, ибо их можно распознать.

Нынешняя кампания за осуществление критики и движение за упорядочение стиля работы развёрнуты коммунистической партией. Мы предполагали и надеялись, что ядовитые травы и ароматные цветы будут вместе появляться, что мерзкая нечисть и сказочные диковины будут вместе расти, ибо в конечном счёте хорошее составляет большинство, а плохое — меньшинство. Нам говорят: «Ловите крупную рыбу», а мы отвечаем: «Выпалываем ядовитые травы». Смысл один и тот же, только слова разные. Ради достижения своих целей антикоммунистически настроенные правые элементы хотят, не взирая ни на что, поднять на китайской земле тайфун силою свыше семи баллов, уничтожающий посевы и разрушающий жилища. Чем неразумнее будут их поступки, тем быстрее они лишатся своей прежней обратной стороны — маски сотрудничества и признания руководства со стороны коммунистической партии; благодаря этому народ увидит, что правые элементы — это не более чем горстка нечисти, выступающая против компартии и против народа. И пусть тогда эти люди похоронят себя. Что же в этом плохого?

У правых элементов есть два пути. Первый — это поджать хвост, отказаться от всего дурного и стать на правильный путь; другой — продолжать бесчинствовать и самим обречь себя на гибель. Господа правые элементы, право выбора пути (в течение короткого срока) в ваших руках.

В нашем государстве существует несколько критериев для определения политической благонамеренности и добропорядочности буржуазии и буржуазной интеллигенции. Главные из этих критериев состоят в том, действительно ли они хотят социализма и действительно ли они принимают руководство со стороны коммунистической партии. Они уже давно признали эти два критерия. Сейчас кое-кто хочет пересмотреть их, но это никуда не годится. Как только они пересмотрят эти два критерия, им не окажется места в Китайской Народной Республике. Если они мечтают о западном мире (о каком-то свободном государстве), так пусть и отправляются туда!

Почему разрешается помещать на страницах газет множество туманных и реакционных высказываний? Разрешается для того, чтобы народ распознал ядовитую траву и выполол её, распознал яд и уничтожил его.

«Почему вы раньше так не выступали? Почему не заявляли об этом раньше?» Разве мы прежде не говорили о том, что всю ядовитую траву необходимо выпалывать?

«Разве соответствует принципам справедливости ваше деление людей на „левые“, промежуточные и правые элементы?» Кроме пустынь, повсюду, где живёт народ, имеются «левые», промежуточные и правые элементы. Так будет и через 10 тысяч лет. Почему же это не соответствует принципам справедливости? Такое разграничение ориентирует массы при оценке людей, способствует завоеванию промежуточных элементов и изоляции правых элементов.

«Почему нельзя завоевать правые элементы?» Их необходимо завоевать, но возможность завоевать их появится лишь тогда, когда они почувствуют свою изоляцию. Сейчас они, задрав хвост до небес, тщетно пытаются уничтожить коммунистическую партию. Разве они захотят ограничиться определёнными рамками? Изоляция повлечёт за собой их расслоение; мы должны добиться расслоения правых элементов. Мы всегда делим людей на «левые», промежуточные и правые элементы или называем их прогрессивными, промежуточными и отсталыми. Это введено не сегодня, но кое-кто забыл об этом, только и всего.

«Нет ли необходимости в крупном упорядочении?» Надо понаблюдать за дальнейшим поведением господ правых элементов, а потом принять решение. Необходимость выпалывать ядовитые травы означает выпалывание ядовитых трав в области идеологии. «Упорядочение» людей — особое дело.

Когда нет «серьёзного несоблюдения законов и нарушения порядка» со стороны кого-либо, то нельзя осуществлять «упорядочение». Что такое «серьёзное несоблюдение законов и нарушение порядка»? Это нанесение серьёзного ущерба интересам государства и интересам народа, причём ущерб нанесён в результате своевольных действий вопреки неоднократным предупреждениям. Что же касается тех, кто просто совершает ошибки, то надо «лечить, чтобы спасти больного». Это правильное ограничение, оно имеет одинаковую силу как в партии, так и вне её. «Упорядочить» — тоже значит «лечить, чтобы спасти больного».

Сколько нужно времени, чтобы выполнить задачу по упорядочению стиля работы партии? В настоящее время события развиваются очень быстро и отношения партии с массами очень скоро улучшатся. Похоже, что эту задачу можно будет выполнить в одних местах за несколько недель, в других — за несколько месяцев, в третьих (например, в деревнях) — приблизительно за год. Что же касается изучения марксизма и повышения идейного уровня, то для этого потребуется времени несколько больше.

Наш курс и сплочения и борьбы с буржуазной интеллигенцией рассчитан на длительный период. Но двух-трёх пятилеток, пожалуй, хватит. После завершения данного этапа движения за упорядочение стиля работы коммунистической партии мы внесём предложение провести упорядочение стиля работы во всех демократических партиях и социальных кругах. Это ускорит их прогресс и ещё более изолирует немногочисленные правые элементы. Сейчас беспартийные деятели помогают нам проводить упорядочение стиля работы, а через некоторое время мы поможем беспартийным деятелям упорядочить стиль работы. Это и есть взаимопомощь, которая позволит ликвидировать неправильный стиль, заставит его перейти в свою противоположность и превратиться в правильный стиль. Именно этого ждёт от нас народ, и мы должны оправдать его надежды.

Примечания
  1. Речь идёт об одном из деликатесов китайской кухни — акульих плавниках, под которыми здесь подразумеваются «промежуточные элементы».— Прим. ред.
  2. «Три злоупотребления» — это взяточничество, расточительство и бюрократизм.— Маоизм.ру.

Добавить комментарий