Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

20.03.1958

Выступление на совещании в Чэнду

Кто опубликовал: | 13.09.2021

Я остановлюсь на четырёх вопросах.

  1. Необходимо повсеместно распространить массовое движение за усовершенствование сельскохозяйственных орудий, значение которого очень велико; это — ростки технической революции, великое революционное движение. Ибо едва несколько сот миллионов крестьян начали действовать, отказавшись от нерациональной переноски грузов на коромыслах, как в несколько раз возросла экономия рабочей силы. Заменив коромысла повозками, можно значительно повысить эффективность труда, а затем осуществить дальнейшую механизацию. В такой большой стране, как Китай, невозможна полная механизация, всегда будут какие-нибудь уголки, где её не осуществить. Через 1000, 500, 100 или 50 лет кое в чём будет только полумеханизация. Например, деревянные лодки и часть кустарной промышленности могут сохраниться и через 100 миллионов лет. Ведь есть-то всегда придётся по-кустарному. Такое ремесло и механизация составляют единство противоположностей, они отличаются только по своему характеру, и надо их сочетать.

    Особенность движения состоит в быстроте и эффективности. Активность масс каждый день приносит новые творения, а в будущем могут появиться и замечательные изобретения. О модернизации. Механизация и усовершенствование сельскохозяйственных орудий — это единство противоположностей. Механизацию следует внедрять одновременно с движением за усовершенствование сельскохозяйственных орудий, просим все провинции и города (автономные округа) развёртывать его быстрыми темпами. Творчество масс неиссякаемо, оно идёт снизу. Необходимо обобщать и распространять всё хорошее, что мы обнаруживаем.

  2. Провинция Хэнань предложила за один год довести урожайность до 400, 500 и 800 цзиней с 1 му1, расширить ирригационную систему, уничтожить «четыре зла» и ликвидировать неграмотность. Возможно, кое-чего они смогут добиться, но даже если всё выполнят, то не следует писать об этом в газетах. Даже если смогут выполнить всё это за два года, то всё равно не надо писать в газетах, можно дать информацию для внутреннего пользования. Как и во времена аграрной реформы, писать в газетах надо не вначале, а после завершения определённого этапа. Если всем наперебой оспаривать первенство, то в Поднебесной может возникнуть великая смута. Достаточно того, чтобы работали по-деловому. Не надо, чтобы все провинции были охвачены одним поветрием: раз провинции Хэнань требуется один год, то всем требуется один год: раз провинция Хэнань первая, то все провинции должны бороться за первое место. Это нехорошо. Всегда есть первый. «Чжуанъюань2 появляется раз в три года, а красавицу трудно встретить и за тысячу лет». Можно разрешить провинции Хэнань поэкспериментировать в течение одного года. Если Хэнань преуспеет, то в будущем году все провинции проведут кампанию и совершат большой скачок. Так будет лучше.

    Если попытаться в течение одного года довести урожайность до 400, 500 и 800 цзиней и ликвидировать неграмотность, то при этом могут иметь место очень большие недостатки, как минимум примитивизм в работе и массовое перенапряжение. Мы должны трудиться весьма энергично и радостно, а не безучастно и уныло.

    Если только правильна генеральная линия, заключающаяся в том, чтобы, «напрягая все силы, стремясь вперёд, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше и экономнее» (а эта формулировка становится всё популярнее), то в таком случае через год, два, три, пусть даже через пять лет «40 пунктов» будут выполнены, что тоже нельзя будет считать позорным, бесславным; возможно, так будет даже лучше. Сравнивайте [успехи], сравнивайте по 4 раза в год. Кооперирование заставило Чжоу [Сяочжоу]3 напрячься до предела. В провинции Сычуань во время создания кооперативов высшего типа Ли [Цзинцюань]4 рискнул никого не подгонять и не торопить, и кооперирование завершили только к 1957 году, а положение там совсем неплохое. Имеет ли какое-нибудь значение задержка на один год? Возможно, она к лучшему. Об этом надо подумать, не нужно какое-то поветрие, но нельзя лить на людей и ушаты холодной воды. Всё, что можно сделать быстро, надо делать по возможности быстро. Если что-то действительно можно сделать за 3 года, то ни к чему тянуть с этим 4—5 лет. Вопрос в том, каковы условия и повысилась ли сознательность масс. Количество требуемых лет — это объективно существующий вопрос. В строительстве социализма имеются две линии. Что лучше, строить его с прохладцей и не спеша или с огромной энергией и энтузиазмом? Если «40 пунктов» кем-то будут выполнены за 8— 10 лет, то и за такое строительство социализма нельзя исключать из партии. Советскому Союзу потребовалось 40 лет, чтобы производить не такое уж значительное количество продовольствия и других товаров. Конечно, хорошо, если наши 8—10 лет будут равнозначны их 40 годам. Так оно и должно быть, ибо у нас большое население и совсем другие политические условия — у нас больше жизни и бодрости, больше ленинизма, а они частично утратили ленинизм и погрязли в косности. В своих произведениях революционного периода Ленин выражался очень резко, но хорошо; он был среди масс и отдавал им своё сердце.

    Темпы строительства — вещь объективная. Всё, что осуществимо субъективно и объективно, надо, «напрягая все силы, стремясь вперёд, строить по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее». Однако неосуществимое навязывать не следует. Поветрие, которое наблюдается сейчас,— это тайфун в 10 баллов. Не надо открыто сдерживать его; надо всё чётко разъяснить во внутрипартийном порядке и утихомирить стихию. Надо покончить с дутыми сводками, очковтирательством, не гоняться за славой, а заниматься практической стороной работы. Плохо, когда взят ряд высоких показателей, а мероприятия для них не разработаны. В общем, нужно намечать конкретные мероприятия и заниматься практической стороной работы. Следует также заниматься идейно-политической стороной работы. Революционный романтизм — хорошая вещь, но плохо, когда отсутствуют конкретные мероприятия.

  3. Все провинции, города, автономные районы раз в два месяца должны созывать совещания по проверке и подведению итогов работы. Надо проводить небольшие совещания, в которых участвует от нескольких до десяти с лишним человек. Районы координации также должны созывать совещания раз в 2—3 месяца. В движении происходят большие изменения, и надо обмениваться информацией. Цель совещаний — регулировать производственный ритм. Производственный ритм должен быть как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В торговле, в области культуры и образования, в политике — везде должна быть определённая ритмичность. Подъём за подъёмом, волна за волной — это и есть единство таких противоположностей, как быстрота и медлительность. При генеральной линии, выраженной в лозунге «напрягая все силы, стремясь вперёд, строить социализм по принципу больше, быстрее, лучше, экономнее», волнообразное поступательное движение отражает единство таких противоположностей, как промедление и поспешность, труд и отдых. Если имеют место только поспешность и труд, то это однобокость, да и как можно только интенсивно трудиться, совсем не отдыхая?! В работе всегда должны быть и промедление, и поспешность (например, секретарь уезда Учан не учёл настроения крестьян и даже 29 числа 12-го месяца по лунному календарю5 оставил их на стройке водохранилища, а в результате половина из них разбежалась); это тоже соединение упорной борьбы с передышкой.

    У боевых сражений тоже есть ритм. В прежних сражениях между боевыми операциями обязательно давалась передышка, чтобы пополнить и обучить войска, ибо невозможно воевать, проводя подряд одну операцию за другой. Сторонники стопроцентной большевизации из Центрального советского района, выступая против передышек, требовали «действовать отважно и решительно, развивая успех, преследовать противника и с ходу штурмовать Наньчан». Разве это было возможным? Единство таких противоположностей, как упорная борьба и передышка, которые к тому же взаимно переходят одна в другую,— это закон. Нет таких явлений, которые не переходили бы взаимно друг в друга. Поспешность переходит в промедление, а промедление переходит в поспешность: труд переходит в отдых, а отдых переходит в труд. Так же обстоит дело с передышкой и упорной борьбой. И между трудом и отдыхом, и между промедлением и поспешностью есть общность, между передышкой и упорной борьбой тоже есть общность. Сон и бодрствование также выражают единство противоположностей. Спросите, кто может поручиться, что, однажды встав с постели, больше не ляжет спать. Напротив, «кто много спит, тот мечтает о том, чтобы встать». Сон переходит в бодрствование, а бодрствование переходит в сон. Собрание, начавшись, уже идёт к своей противоположности и превращается в его окончание. Только начавшись, оно уже содержит фактор закрытия. Мы в Чэнду не можем заседать 10 тысяч лет. Ван Сифэн6 говорила: «Под навесом длиной 1000 ли банкет не может продолжаться бесконечно». Это — истина. Надо прислушиваться к людям, какими бы они ни были, следует руководствоваться наличием правды [в их словах]. После окончания собрания начинают накапливаться вопросы, и снова дело идёт к открытию собрания. Едва добьёшься сплочённости, как появляются разногласия во взглядах и дело идёт к борьбе; с появлением разногласий возрождается раскол. Невозможно быть сплочёнными изо дня в день, из года в год. Если мы говорим о сплочённости — значит сплочённость отсутствует. Сплочённость не может существовать постоянно, изо дня в день, из года в год. Если мы говорим о сплочённости — значит её, безусловно, нет, поэтому надо работать. Постоянно говорить о сплочённости и единстве и не говорить о борьбе — значит отступать от марксизма-ленинизма. Если исходить из стремления к сплочённости, то только через борьбу можно достигнуть сплочённости и партии, и классов, и народа. Сплочённость переходит в борьбу, а затем снова совершается переход к сплочённости. Нельзя говорить только о сплочённости, единстве и не говорить о борьбе, о противоречиях.

    В Советском Союзе не говорят о противоречиях между руководителями и руководимыми. Без борьбы противоречий не было бы мира, не было бы развития, не было бы жизни, ничего не было бы. Если бы постоянно сохранялась сплочённость, это было бы стоячее болото, это была бы полнейшая тишь. Надо разрушать старую основу сплочённости и через борьбу сплачиваться на новой основе. Что же лучше: стоячее болото или вечно клокочущая Янцзы? Так ставится вопрос и в партии, и в народе, и в классах. Сплочение — борьба — сплочение, только в этом случае есть над чем работать.

    Производство переходит в потребление, а потребление в производство. Производство существует ради потребления. Производство существует не только ради трудящегося, оно и само является потребителем. Если человек не ест, у него нет физических сил и он не может работать. Поест — появятся калории, и он может больше трудиться. Маркс говорит, что производство уже включает в себя потребление. Производство и потребление, созидание и разрушение — всё это единство противоположностей и переходит одно в другое. Аньшаньский металлургический комбинат работает для потребления, но и ему через несколько десятков лет надо будет менять оборудование. Сев переходит в сбор урожая, а сбор урожая переходит в сев. Сев — это потребление семян. Семена после сева идут к своей противоположности и уже называются не семенами, а всходами, затем превращаются в урожай и опять дают новые семена.

    Надо привести массу примеров, десятки, сотни примеров, чтобы разъяснить понятие единства противоположностей и их взаимный переход друг в друга; только тогда можно растолковать это положение и повысить знания. Весна, лето, осень, зима последовательно переходят друг в друга. Факторы весны и лета содержатся уже в осени и зиме. Жизнь и смерть взаимно переходят друг в друга. Жизнь переходит в смерть, всё живое становится мёртвым, а мёртвое переходит в живое.

    Я предлагаю проводить торжественные собрания по случаю смерти людей старше 50 лет, так как люди не могут не умирать. Это закон природы. Зерновые — однолетние растения, ежегодно рождаются один раз и умирают один раз, и чем больше их умирает, тем больше рождается. Если не забивать свиней, то их будет всё меньше и меньше: кто их станет откармливать?

    В «Кратком философском словаре», изданном в Советском Союзе, имеется одна статья, которая специально направлена против меня. Словарь объявляет метафизикой положение о взаимном переходе друг в друга жизни и смерти и заявляет, что неправильно говорить о взаимном переходе друг в друга войны и мира. Кто же всё-таки прав? Скажите, пожалуйста, если живое появилось не из мёртвого, то откуда же оно появилось? На земном шаре первоначально были только неорганические вещества, и лишь потом появились органические. Живая материя образовалась из 12 элементов — таких, как азот, водород и другие. Всё живое всегда образуется из мёртвого.

    Сын превращается в отца, отец превращается в сына, женщина превращается в мужчину, мужчина превращается в женщину. Конечно, непосредственный переход тут невозможен, но ведь после брака рождаются мальчики и девочки, а разве это не является также переходом?

    Угнетатели и угнетённые взаимно переходят друг в друга; именно таковы отношения между буржуазией, помещиками, с одной стороны, и рабочими, крестьянами — с другой. Конечно, мы являемся угнетателями по отношению к старым господствующим классам, а не к народу. Речь идёт о классовой диктатуре, а не об угнетении со стороны отдельных личностей.

    Война переходит в мир, мир переходит в войну. Мир — это противоположность войны. Если бы не было войны, то откуда взялось бы слово «мир»? Сражение на 38-й параллели — война. Прекратилась война — и снова наступил мир. Военные действия — это политика в особых условиях, это продолжение политики, политика тоже является своего рода войной.

    Одним словом, количественные изменения переходят в качественные, а качественные изменения переходят в количественные. Засилье догматизма в Европе и некоторые недостатки Советского Союза в конечном счёте перейдут в свою противоположность. Если мы не будем действовать должным образом, то можем закоснеть. Когда наша промышленность выйдет на первое место в мире, может статься, что мы задерём нос так же высоко, как Сунь Укун, и закоснеем мыслью.

    Предельное переходит в беспредельное, а беспредельное переходит в предельное. Диалектика древности перешла в метафизику средних веков, а метафизика средних веков перешла в диалектику нового времени. Вселенная также находится в процессе перехода и не вечна. Капитализм переходит в социализм, а социализм — в коммунизм. Коммунистическое общество также будет переходным. Оно будет иметь свои начало и конец, непременно будет делиться на этапы или же для него придумают иное название, но оно не может быть неизменным. Наличие одних только количественных изменений, без качественных, противоречит диалектике.

    В мире нет таких вещей, которые не возникали бы, не развивались и не погибали. Обезьяна превратилась в человека, появились люди, но в конце концов человечество должно исчезнуть. Оно превратится в нечто иное. В конечном итоге земной шар должен погибнуть, солнце также должно остыть. Температура солнца и сейчас уже намного ниже, чем она была в древности. Один раз в 2 миллиона лет наступает ледниковый период, и с его наступлением всё живое гибнет.

    На Южном полюсе таятся огромные залежи каменного угля, следовательно, когда-то там было очень жарко. В уезде Яньчан обнаружены бамбуковые окаменелости (современники Сунской династии7 утверждали, что в древние времена в Яньчане произрастал бамбук, а сейчас бамбук там не растёт).

    Всё имеет начало и конец, только две вещи беспредельны — время и пространство. Беспредельное складывается из предельного, всё постепенно развивается и постепенно изменяется.

    Я говорю об этом для того, чтобы освободить идеологию от сковывающих её пут, чтобы мы могли мыслить свободнее. Застой в умах очень опасен. Надо воспитывать кадровых работников, особенно важно воспитывать кадровых работников четырёх ступеней: центральной, провинциальной, окружной и уездной, которые вместе с кадровыми работниками различных систем насчитывают несколько сот тысяч человек. Одним словом, надо больше думать, а не зазубривать произведения классиков. Для того чтобы мыслить свободнее, надо шевелить мозгами.8

  4. Линия строительства социализма ещё разрабатывается, но уже намечены основные её положения. Из 600-миллионного населения страны и 12 миллионов членов партии только меньшинству, пожалуй, всего лишь нескольким миллионам человек, эта линия кажется правильной, и, вероятно, ещё очень многие верят в неё лишь наполовину или не определили своего отношения к ней. Например, крестьянин занимается ирригацией. Нельзя сказать, что он верит в неё лишь наполовину, но что касается линии, то он не определил своего отношения к ней. Ещё пример — борьба против «четырёх зол». Постепенно увеличивается число людей, которые действительно верят в это движение. Но даже я сам ещё верю в него только наполовину и, встречаясь с людьми, спрашиваю: «Можно ли добиться уничтожения „четырёх зол“?»

    Так же и с кооперированием. Если нет подтверждений, приходится спрашивать. Часть людей совершенно не верит в кооперирование. Возможно, таких людей насчитывается несколько десятков миллионов человек (помещики, кулаки, буржуазия, интеллигенция, демократические деятели, а также кое-кто из трудового народа и часть наших кадровых работников). Теперь уже удалось убедить меньшинство в правильности этой линии. Если говорить о нас, то мы признаём правильность её в теоретическом отношении и с точки зрения практических достижений в некоторых областях нашей работы (например, достигнут известный рост производства, имеются также соответствующие успехи в работе, настроение большинства оптимистичное). Однако осуществление «40 пунктов», задача догнать Англию за 15 лет — всё ещё теория. Пока 156 объектов9 ещё не построены полностью, увеличение производства [стали] до 20 миллионов тонн, предусматриваемое вторым пятилетним планом, вызывает в моём сознании вопрос, хорошо это или это приведёт к великому хаосу в Поднебесной? У меня сейчас нет уверенности в том, что это хорошо. Потому-то надо созывать совещания, созывать их 4 раза в год. Если возникают вопросы, их нужно рассматривать и регулировать. После окончания строительства положение может быть очень хорошим, хорошим, не очень хорошим, плохим или катастрофическим. По-видимому, беда не может быть очень большой. Какая бы беда ни произошла, с нею можно будет «справиться». В беде тоже есть положительные моменты, и не стоит её бояться. Венгрия при создании промышленности пережила некоторые беды, но сейчас там снова всё в порядке.

    В настоящее время взаимоотношения между людьми определяются взаимоотношениями трёх крупных классов.

    К первому относятся империалисты, феодалы, бюрократическая буржуазия. Правые элементы фактически являются их агентами. Без революции, ставящей целью уничтожение этого класса, производительные силы будут скованы. Среди буржуазных элементов правые составляют 1—2 процента, из них большинство, возможно, изменится в будущем и перейдёт в иное состояние, но это другой вопрос.

    Ко второму относится национальная буржуазия. Имеется в виду та её часть, которая не входит в число правых. Она половиной души и половиной сердца предана нашему новому Китаю. В полсердца она вынуждена служить нам, а в полсердца тяготеет к капитализму. В результате упорядочения стиля она уже изменилась и, возможно, изменениям подверглись две трети её (демократические партии и группировки Пекина провели собрания, на которых поклялись перевоспитаться, такие собрания надо провести по всей стране).

    К третьему относятся «левые», то есть трудовой народ — рабочие и крестьяне. Фактически же существует четыре класса, и крестьянство надо рассматривать как отдельный класс.

    Линия [строительства социализма] уже начала формироваться, но ещё надо подождать её завершения, ещё надо подождать её подтверждения, нельзя сказать, что она уже окончательно сформирована. Рабочие смотрят на крестьян свысока, некоторые кадровые работники гонятся за славой и [высоким] положением — всё это проявления буржуазной идеологии. Не разрешив эти проблемы, нельзя наладить как следует производство. Как можно правильно организовать труд, не наладив взаимоотношений между людьми, участвующими в процессе производства? В прошлом мы очень мало интересовались вопросами строительства и свою энергию отдавали в основном революции. Ошибки ещё будут, их невозможно избежать, ошибки — необходимое условие формирования правильной линии. Если противопоставить правильную линию ошибочной, то можно сказать, что обе они являют собой единство противоположностей. Правильная линия формируется в борьбе с ошибочной линией. Тот, кто говорит, что ошибок можно избежать, что существует только правильное и нет ошибок, тот придерживается антимарксистской точки зрения. Вопрос в том, чтобы допускать меньше ошибок и менее серьёзные ошибки. Правильное и ошибочное — это единство противоположностей. Правильна та теория, которая признает, что ошибок трудно избежать, а теория, согласно которой можно избежать ошибок, неправильна. История не знает примера, когда всё было правильно, не было ошибок, ибо такое положение означает отрицание закона о единстве противоположностей, это метафизика. Если бы были только мужчины и не было бы женщин, что бы мы делали без женщин? Стремиться допускать минимум ошибок можно. Большое или малое количество ошибок — это соотношение между великаном и карликом. Можно допускать меньше ошибок, и следует добиваться этого. Маркс и Ленин смогли добиться этого.

Примечания
  1. 3, 3,75 и 6 тонн с гектара.— Маоизм.ру.
  2. Лицо, занявшее первое место на столичных экзаменах на учёную степень в старом Китае.— Прим. ред.
  3. В 1958 году Чжоу Сяочжоу был первым секретарём партийного комитета провинции Хунань, кандидатом в члены ЦК КПК. В 1959 году на Лушаньском пленуме ЦК КПК выступил на стороне Пэн Дэхуая против Мао Цзэдуна; был снят со всех постов.— Прим. ред.
  4. В 1958 году Ли Цзинцюань был членом ЦК и Политбюро ЦК КПК и первым секретарём партийного комитета провинции Сычуянь. С октября 1961 года — первый секретарь Юго-Западного бюро ЦК КПК. В период «культурной революции» подвергся чистке: в состав ЦК КПК девятого созыва не вошёл. На Ⅹ съезде вновь стал членом ЦК КПК, а в январе 1975 года — зам. председателя Постоянного комитета ВСНП четвёртого созыва.— Прим. ред.
  5. Канун традиционного новогоднего праздника в Китае — «праздника Весны», во время которого прежде не работали по нескольку дней.— Прим. ред.
  6. Героиня романа Цао Сюэциня «Сон в Красном тереме».— Прим. ред.
  7. Династия Сун — 420—479 годы н. э.— Прим. ред.
  8. Этот пункт в другом переводе включён в подборку «Материалистическая диалектика» под заголовком «Единство и взаимопревращение противоположностей».— Маоизм.ру.
  9. Промышленные предприятия, которые строились в 1958 году с помощью Советского Союза.— Прим. ред.

Добавить комментарий