Выступления Мао Цзэдуна, ранее не публиковавшиеся в китайской печати. Выпуск второй: июль 1957 — декабрь 1958 года.— М., издательство «Прогресс», 1975.

25.03.1958

Выступление на совещании в Чэнду

Кто опубликовал: | 10.09.2021

Совещание проходит очень хорошо, основным стал вопрос о методе. Многие товарищи отнюдь не считаются должным образом, во-первых, с материализмом, а во-вторых, с диалектикой. Борьба со «слепым забеганием вперёд» — это не вопрос о какой-либо ответственности, не следует говорить об этом слишком много, я не хочу даже и слышать об этом. Не надо всё время заниматься самокритикой, о ней можно говорить как об одном примере в вопросе о методе.

Материализм — это мировоззрение, а также методология. Наш субъективный мир может быть только отражением объективного мира; субъективно отражать объективное нелегко. Нужно большое количество фактов, которые бесчисленное число раз повторялись бы на практике, только тогда может сформироваться взгляд. В результате беглого осмотра и при отсутствии большого количества фактов складывается легковесное мнение; только изучив большое количество фактов, можно познать вопрос. При написании доклада надо отражать мнение низовых кадровых работников и масс, а для этого надо обследовать и изучать действительность. Положение в провинции отражает положение в округах и уездах, и очень опасно небрежно составлять доклады, не выслушав подробно всех мнений. Надо сначала слушать и учиться, только потом можно учить людей. Надо чутко прислушиваться к массам, прислушиваться к нижестоящим, вести индивидуальные беседы, вести беседы в небольших масштабах (в уездах, коммунах, на заводах). Так должны решаться вопросы провинциальными комитетами, а также в центре. Если впоследствии придётся столкнуться с крупными вопросами, то непременно надо беседовать с секретарями нескольких провинциальных комитетов партии. По вопросу борьбы с «забеганием вперёд» не спрашивали мнений секретарей провинциальных парткомов, не спрашивали также мнений различных организаций. Такой метод неправилен. В центре рассчитывали больше заниматься этим вопросом в промышленных организациях и меньше — в финансово-торговых, в результате произошёл отрыв не только от провинций, но и от большинства министерств.

Борьба с «забеганием вперёд» также отражает объективность. Что же она отражает? Всеобщее и особенное, общее и отдельное. Это вопрос диалектики. Единичное, особенное было ошибочно принято за всеобщее, за общее. Было принято во внимание только мнение меньшинства, и не отражалось мнение широких масс народа; особенное было принято за всеобщее, и была развёрнута борьба с «забеганием вперёд».

Указание о борьбе против «четырёх зол», подготовленное министерством здравоохранения как проект, было совершенно непригодным, так как в нём приводились примеры за прошлый год, а положения за последние месяцы оно совершенно не касалось. Поэтому и было сказано, что министерство здравоохранения не «охраняет здоровье». Позже N побеседовал с некоторыми местными товарищами и в результате тщательного изучения действительности дал очень хорошее указание, если бы он действовал иначе, он не смог бы дать его. Если указание не в состоянии выполнить своего назначения то самое лучшее не объявлять о нём. Так же и со статьёй. Если она написана плохо, то никто не захочет даже читать её. Как же тогда можно руководить работой? Поэтому в дальнейшем нам следует обращать внимание на изучение материализма, диалектики, следует агитировать за уважение к материализму и диалектике.

Люди, уважающие материализм и диалектику, стоят за дискуссии, за то, чтобы прислушиваться к мнению противоположной стороны. Постановка вопроса позволяет вскрыть противоположность. В январе 1957 года на совещании секретарей провинциальных и городских комитетов партии товарищ Хуан Цзин1 высказал [особое] мнение по экономическим вопросам. Моё внимание в то время было сосредоточено на идеологических вопросах, и я не обратил внимания на выдвинутые им вопросы. Поэтому на январском совещании секретарей провинциальных и городских комитетов партии по некоторым вопросам не была развёрнута дискуссия. Занялись экономическими вопросами, и в результате идеологические вопросы были смазаны.

Диалектика — это изучение главного течения и побочных течений, сущности и явлений. Противоречия бывают главными и второстепенными. В прошлом возникла ошибка борьбы со «слепым забеганием вперёд» — мы не обратили внимания на главное течение и сущность и при решении вопроса приняли второстепенные противоречия за главные. Побочные течения принимали за главное течение, не обращали внимания на сущность и явления. Госсовет и Политбюро ЦК то и дело собирались для решения частных вопросов и не уделяли внимания существенным вопросам. Данное совещание выдвинуло, обсудило и решило много старых вопросов.

Партийная группа министерства металлургической промышленности в составе восьми человек провела совещание, в котором приняли участие более десяти товарищей с ряда крупных предприятий. Таким образом были сложены вместе два фактора, и произошло изменение, атмосфера также стала другой. Участники совещания беседовали несколько дней и решили много важных вопросов. Так должны поступать министерства и все провинции. В совещаниях ЦК должны участвовать товарищи с мест, при необходимости, кроме секретарей провинциальных комитетов партии, в этих совещаниях должны участвовать и секретари некоторых окружных и уездных парткомов; таким образом будет создан новый фактор.

Товарищи из ЦК раз в год должны идти в низы на четыре месяца и беседовать с секретарями окружных и уездных комитетов партии, с членами коммун и учащимися. Недостаточно беседовать лишь с секретарями провинциальных комитетов партии, надо доходить до самых низов, нельзя ограничиваться только посредниками. Я бы очень хотел разобраться в работе одного города, одного уезда, побеседовать по главным вопросам, касающимся всех областей жизни одного уезда, на это не потребуется много времени, хватит примерно 2—3 недель. Все провинции должны так делать. Зачем ставить этот вопрос? Именно для того, чтобы покончить с чиновничьим духом.

Во всех инстанциях есть работники, которые стали барами, не желают учиться у других и считают себя непогрешимыми. Разве кадровым работникам уезда Хунань в 1956 году не был присущ именно барский стиль? Как же можно было руководить сельскохозяйственным производством? Как правило, чем выше положение, тем дальше от масс; но нельзя говорить так обо всех: бывает, что чем выше занимаемое человеком положение, тем меньше в нём чиновничьего духа. Например, у Ленина не было никаких барских замашек. И наоборот, случается, что чем ниже занимаемое тем или иным работником положение, тем больше в нём чиновничьего духа. У многих деревенских старост, директоров заводов, секретарей парткомов есть чиновничий дух.

Чем больше советуешься, тем, вероятно, больше можно ручаться за успех в деле. Но всё ещё нельзя сказать, что твои действия правильны, так как им ещё нет подтверждения. Я сам многому верю наполовину. Например, правильна всё же или неправильна генеральная линия строительства социализма — «напрягая все силы, стремясь вперёд, придерживаться принципа больше, быстрее, лучше, экономнее»? Нужно ещё присматриваться к ней лет пять. Революционная линия уже проверена в ходе демократической революции и социалистической революции, однако линию строительства социализма надо ещё проверить. В одной из резолюций, наложенных мною в 1956 году, есть неосторожное высказывание о том, что социалистическая революция в основном закончена. Это также объясняется недостатком опыта.

Решение вопроса о собственности уже привело к новым отношениям, но вопросы взаимоотношений и распределения решены только частично. Наша партия, правительство, заводы, учебные заведения независимо от того, сколько в них бюрократизма, принципиально отличаются от гоминьдановских. Поэтому нельзя сказать, что взаимоотношения совсем не изменились. Если бы не было проведено упорядочение стиля, то гоминьдановский стиль, барские замашки всё ещё существовали бы в больших масштабах. В этом случае мы уподобились бы гоминьдану и «8-й армии не было бы видно»2. В результате упорядочения стиля и направления кадровых работников в низы «8-я армия вновь вернулась».

Мы заявили, что надо высказывать свои мнения, правые (а также промежуточные элементы) добавили слово «широко», они хотели широкого высказывания мнений и перенесения этого метода из области науки и искусства в область политики. Мы очень скоро осуществили этот переход. «Цзефан жибао» опубликовала передовую статью «Только давать волю и не ограничивать», в которой говорится, что в течение 10 тысяч лет нужно не ограничивать, а широко развивать демократию и инициативу. Надо только обращать внимание на существенные, главные вопросы. Например, лозунг «за 15 лет догнать Англию» может сыграть очень большую роль. После решения существенных вопросов люди могут приступить крещению второстепенных вопросов. Нельзя решить вопросы, обращая внимание только на побочные явления. Рассматривать вопросы с точки зрения частичных явлений очень опасно.

Многие наши товарищи не обращают внимания на изучение теории. Откуда берутся идеология, взгляды, теории? Из отражения объективного мира. Законы, присущие объективному миру, отражаются в сознании людей лишь приблизительно. Любой закон — это одна сторона предметов и явлений, это абстракция многих частных предметов и явлений. Какие могут быть законы в отрыве от объективных конкретных предметов и явлений? [Взгляды, изложенные в книге] «Лао-цзы»,— это материализм или объективный идеализм? Я сомневаюсь, [что материализм]3.

Законы существуют в неоднократных проявлениях конкретного человека, конкретного общества… Только повсеместно существующие законы носят всеобщий характер. Возьмём военное искусство. Заманивание противника в глубь территории; [требование] в оперативном отношении большими силами побеждать малые силы, а в стратегическом отношении малыми силами побеждать большие силы; [положение] о том, что стратегически они окружают нас, а в оперативном отношении мы окружаем их и т. д.,— всё это было познано лишь путём обобщения опыта многих лет войны, побед и поражений. Законченная система формируется только на последнем этапе, и её невозможно сформировать заранее или на начальном этапе. В своё время некоторые сомневались в тактике из 16 иероглифов Цзинганшаньского периода4, разве можно «мне отступать, когда враг наступает»? Разве существовало такое тактическое положение? В военной истории Советского Союза также не найдёшь этого тактического положения из 16 иероглифов, а оно родилось в ходе борьбы масс. Опасно, что [Хрущёв] надеется исключительно на атомную бомбу.

Некоторые события 1956 года были неожиданными, а именно события на международной арене — критика Сталина, события в Польше и Венгрии, а также события внутри страны — вопрос о борьбе со «слепым забеганием вперёд». Впредь нам всё же надо быть готовыми к неожиданным событиям.

По-моему, надо снизить завышенные показатели плана, установить реальные показатели плана, предусматривать наводнения и засухи, исходить из обычных условий. Одно дело работа, а другое — разговоры. Завышенные показатели плана не следует помещать в газетах, показатели плана, уже опубликованные в газетах, также не следует немедленно менять. В провинции Хэнань в этом году предполагают выполнить четыре задачи и, возможно, смогут их выполнить, но, даже если и выполнят, говорить об этом надо осторожно, надо дать массам, а также нижестоящим инстанциям возможность для маневрирования. Таким образом мы и за собой оставим возможность для маневрирования. В прошлом у нас были случаи отсутствия возможности для маневрирования. Например, в аграрной программе 1947 года был лозунг «открыть склады, помогать беднякам», который позже был аннулирован. Выдали вексель на большую сумму, а оплатить его оказалось трудно, и это было невыгодно для нас.

В текущем году массы проявили очень высокий энтузиазм, в Шанхае стали сознательными многие отсталые элементы, коммунистический дух значительно повысился, дух сотрудничества, показанный городом Тайюанем, также является коммунистическим духом. Подъём отсталых — символ революции, он символизирует подъём пролетарской революции. Сейчас поднялись не только передовые, но и широкие массы промежуточных и отсталых элементов. В деревнях зажиточные середняки не хотят выходить из кооперативов, в городах стали активнее также служащие и отсталые рабочие.

Я очень опасаюсь, что в условиях такого подъёма энтузиазма у некоторых наших товарищей может закружиться голова и они выдвинут невыполнимые лозунги. Если это произойдёт в одном уезде, одном округе, то это не принесёт большого вреда, но центр и провинции должны проявлять бо́льшую умеренность. Я отнюдь не думаю, что надо ликвидировать обстановку подъёма, а только требую ввести ограничения, привести в порядок и несколько охладить разгорячённые головы. Это не значит, что надо отставить работу, а значит, что надо разработать конкретные мероприятия.

Прошлый год был годом широкого проведения революции, он дал нам очень богатый опыт и многому научил нас. В результате мы поняли, что такое социализм. В этом году будет очень полезно ещё раз рассмотреть вопросы строительства за год. Вопрос о собственности, можно сказать, решён в основном, но ещё не решён полностью. Надо находить существенные, главные вопросы, заниматься ими, анализировать их, изучать методы и добиваться решения этих вопросов. На протяжении нескольких лет многие товарищи не могли обнаружить существенные вопросы и заняться ими, их самоуверенность строилась на непрочной основе. Были также и такие люди, которые видели эти вопросы, но которым не хватало смелости заняться ими.

И всё же какие события, ожидающие нас в будущем внутри страны и на международной арене, окажутся непредвиденными, могут произойти неожиданно? Например, мировая война, если сумасшедшие захотят воевать? Какие ещё проблемы могут возникнуть в Советском Союзе?.. Если, например, атомная бомба разнесёт нас в пух и прах — ну что же, делать нечего, после войны мы начнём строительство заново; возможно, тогда у нас это выйдет лучше, чем сейчас.

Сколько ещё непредвиденных опасностей может возникнуть как внутри страны, так и на международной арене? Провинциальные комитеты партии и партийные организации министерств должны обсудить этот вопрос и составить список [возможных событий], плохо быть неподготовленным идеологически. Конечно, во [всей] стране не могут произойти события, подобные тем, какие произошли в Польше и Венгрии, но в отдельных районах они всё же могут возникнуть. Разве не возник недавно вопрос в Ганьсу? В Тибете вполне возможен мятеж, так как высшие руководители [Тибета] душой находятся в Индии, Англии, Америке, а с нами они только внешне поддерживают отношения. Среди ханьцев тоже всё может случиться (примером тому мятеж Чжан Цинжуна). Возможно также покушение на руководителей (примером тому покушения на Ленина, Кирова), но нельзя из-за этого отрываться от масс.

Партийная группа министерства металлургической промышленности созвала совещание, чтобы специально заняться идеологической стороной работы, а не производственными вопросами. Такой метод заслуживает распространения. Надо выбирать время и специально беседовать по вопросам идеологического и теоретического характера, надо, не раня людей, говорить правду. Сначала идеология, а потом практика или сначала практика, а потом идеология, можно и так и этак.

На следующее совещание можно пригласить несколько больше представителей министерства, и надо заранее подготовить доклад. В докладах надо говорить убедительно, надо уважать материализм, диалектику, надо видеть существенные вопросы и заниматься ими.

Примечания
  1. Хуан Цзин (1911—1958) — с 1953 по 1958 год был министром 1-го министерства машиностроения КНР.— Прим. ред.
  2. В 1937 году между гоминьданом и КПК было достигнуто соглашение о сотрудничестве в борьбе с японскими агрессорами. В соответствии с этим соглашением Красная Армия была переименована в «8-ю Народно-революционную армию». В данном случае выражение «8-я армия» употребляется как синоним Коммунистической партии Китая.— Прим. ред.
  3. В то время среди философов и историков Китая шла дискуссия о характере философии Лао-цзы, и Мао высказывает своё мнение по поводу этой дискуссии.— Прим. ред.
  4. Тактика из 16 иероглифов: «Враг наступает — мы отступаем, враг останавливается — мы тревожим, враг утомился — мы бьём, враг отступает — мы преследуем». Цзинганшаньский период — период пребывания части вооружённых сил КПК и Красной армии Китая в горах Цзинган с 1928 до 1934 года, когда китайская Красная армия перебазировалась из провинции Цзянси на север, в провинцию Шэньси.— Прим. ред.

Добавить комментарий