В «Избранных выдержках из произведений Мао Цзэдуна», где приводится в несколько изменённом виде цитата из этого текста, указывается, что настоящая статья — текст выступления Мао Цзэдуна на совещании Политбюро ЦК КПК в Учане 1 декабря 1958 года. Возможно, что выступление это было вызвано необходимостью разъяснить подборку материалов, опубликованных в «Жэньминь жибао» от 27 октября 1958 года под общим заголовком: «Товарищ Мао Цзэдун о том, что империалисты и все реакционеры — бумажные тигры».
Прим. ред.
Здесь я собираюсь ответить на вопрос, являются ли империалисты и все реакционеры бумажными тиграми. Я отвечу так: они и настоящие, они же и бумажные, это вопрос процесса их превращения из настоящих в бумажные. Превращение — значит изменение, настоящие тигры изменились и стали бумажными, стали своей противоположностью. Так происходит со всеми явлениями, и не только с общественными. Несколько лет назад я уже отвечал на этот вопрос, говорил, что в стратегическом отношении нужно презирать врага, а в тактическом — относиться к нему со всей серьёзностью. Если тигр не настоящий, то зачем же относиться к нему со всей серьёзностью? Видимо, до кого-то это не доходит, мы должны провести разъяснительную работу.
Подобно тому как в мире нет ни одного явления, которому не была бы присуща двойственность (это закон единства противоположностей), бумажным тиграм тоже присуща двойственность — они и настоящее, и бумажные. В истории было так, что до захвата власти и некоторое время после захвата власти рабовладельцы, феодально-помещичьи классы и буржуазия были деятельными, революционными, передовыми, были настоящими тиграми. В последующий период в силу того, что антагонистические им силы — рабы, крестьяне и пролетариат — постепенно крепли, вели против них всё более и более ожесточённую борьбу, они постепенно превращались в свою противоположность — становились реакционными, отсталыми, становились бумажными тиграми и в конце концов были или будут свергнуты народом.
Реакционным, отсталым, загнивающим классам может также быть присуща двойственность перед лицом смертельной борьбы с народом. С одной стороны, они настоящие тигры, они пожирают людей, пожирают их миллионами, десятками миллионов. Борьба, которую ведёт народ, сопряжена с трудностями и неудачами, путь этой борьбы очень извилист.
Прежде чем китайский народ одержал победу в 1949 году, ему потребовалось более 100 лет, ему пришлось потерять несколько десятков миллионов человек во имя уничтожения господства империализма, феодализма и бюрократического капитала. Посмотрите, разве они не были живыми, железными, настоящими тиграми? Но, товарищи, не спешите с выводами, в конце-то концов они превратились в бумажных тигров, в мёртвых тигров, кисельных тигров. Это исторический факт. Разве вам не доводилось наблюдать подобные факты, узнавать о них? Да таких фактов тысячи, десятки тысяч! Тысячи, десятки тысяч! Поэтому с точки зрения их сущности, с точки зрения стратегии в перспективе необходимо на деле рассматривать империалистов и всех реакционеров как бумажных тигров. На этом строится наша стратегия. С другой стороны, они же и живые, железные, настоящие тигры, они могут пожирать людей. На этом строится наша политическая линия и тактика. Так обстоит дело в борьбе с классовым врагом, так обстоит дело и в борьбе с природой. В 1956 году мы опубликовали 40 пунктов «Основных положений развития сельского хозяйства» на 12 лет и «План развития науки и техники» на 12 лет. Оба документа исходят из марксистского учения о двойственности развития мира, о том, что явления всегда обнаруживают себя в процессе и что нет такого процесса, который не был бы двойственным, исходят главным образом из основного положения о единстве противоположностей. К реализации наших планов мы должны относиться, с одной стороны, пренебрежительно, как к чему-то не составляющему труда, недостойному быть принятым во внимание, не вызывающему беспокойства, вполне выполнимому, в чём легко может быть одержана победа; а с другой стороны, относиться к ним со всей серьёзностью, как к чему-то представляющему трудность, что должно быть принято во внимание, чего нельзя легко сбросить со счетов, в чём без трудной и упорной борьбы, без тяжёлых боёв невозможно одержать победу.
Бояться и не бояться — вот закон единства противоположностей. Никогда не было человека, который ничего не боялся бы, не ведал бы ни горя, ни забот, всегда веселился бы от души. У каждого есть и горести и радости. Студенты боятся экзаменов, дети боятся родителей, но и любят их. Бедствия и несчастья, болезни и недуги — всего того, что характеризуется афоризмом «у неба — то ветер, то облака, у человека — то горе, то радость», не перечесть. И уж тем более не перечесть тех трудностей, которые встречаются в классовой борьбе и в борьбе с природой. Но большинство человечества, в первую очередь пролетариат, в первую очередь коммунисты, кроме трусов и господ оппортунистов, всегда будет всё презирать и всегда будет оптимистично настроено. Только так можно со всей серьёзностью относиться к явлениям, со всей серьёзностью относиться к любой работе, со всей серьёзностью относиться к научным исследованиям и к анализу каждой противоположной стороны явлений, постепенно познать законы, которые движут природой и обществом. Затем появится возможность овладеть этими законами и относительно свободно использовать их, одну за другой решать стоящие перед человечеством проблемы, решать вопросы, выполнять задачи, превращать трудности в благоприятствующие людям явления, превращать настоящих тигров в бумажных, превращать начальный этап революции в высший, превращать демократическую революцию в социалистическую, превращать социалистическую, коллективную собственность в коммунистическую, всенародную собственность, поднимать выплавку стали с нескольких миллионов тонн в год до нескольких десятков миллионов тонн, до сотен миллионов тонн в год, поднимать урожайность со ста или нескольких сотен цзиней зерна с му до нескольких тысяч или даже нескольких десятков тысяч цзиней с му. Мы как раз и ведём работу по осуществлению этих превращений, товарищи!
Товарищи! Возможность и действительность — это две разные вещи, это две противоположные стороны единого целого. Голова должна быть и холодной, и горячей — здесь тоже две противоположные стороны единого целого. Небывалый энтузиазм — голова горячая, научный анализ — голова холодная. Сейчас в нашей стране головы кое у кого чересчур горячие. Они не желают охладить свои головы на какой-то срок, не желают применять научный анализ, предпочитают «горячее».
Товарищи! Такое отношение не способствует работе по осуществлению руководства, так и споткнуться недолго, таким людям следует всерьёз «поостудить» свои разгорячённые головы. А кое-кто любит «холодное» и не любит «горячего», кое к чему ещё не привык, кое за чем не может угнаться. К таким людям относятся сторонники скептически-выжидательной позиции, надо, чтобы их головы постепенно разгорячились.