18.06.1960

Итоги десятилетия

Кто опубликовал: | 06.07.2021

Первые 8 лет мы копировали зарубежный опыт. Однако с 1956 года, когда были выдвинуты десять важнейших взаимоотношений, мы начали нащупывать собственную линию, пригодную для Китая. В борьбе с правыми элементами и в упорядочении стиля работы в 1957 году нашли отражение объективные закономерности социалистической революции, а первое1 послужило началом отражения объективных экономических закономерностей Китая. В мае 1958 года сессия съезда КПК наметила генеральную линию и выступила с идеей покончить со слепой верой, смело думать, смело говорить и смело дерзать. Так начался большой скачок 1958 года. В том же году в августе стало ясно, что народные коммуны приемлемы…

В августе в Бэйдайхэ ЦК разработал проект решения о народных коммунах, который был опубликован в сентябре. За несколько месяцев каркас народных коммун был возведён, но путаницы было допущено немало, а когда осенью и зимой параллельно с этим вовсю занялись производством стали и чугуна, то путаницы стало ещё больше. Вот почему в ноябре было созвано совещание в Чжэнчжоу, на котором был поставлен целый ряд вопросов; речь шла главным образом о законе стоимости, об эквивалентном обмене, о производстве продукции для собственного потребления и о производственном обмене. Было также принято решение о сочетании труда с отдыхом, о том, что любыми вопросами — будь то вопрос о сне, отдыхе или работе — нужно заниматься, то есть нужно заниматься как бытом, так и производством.

На Учанском пленуме в декабре было принято развёрнутое и в основном правильное решение о народных коммунах. Однако был решён лишь вопрос о разграничении двух систем собственности — коллективной и государственной, вопрос о границе между социализмом и коммунизмом; то есть были, в общем, решены два вопроса о внешних границах, но остался неясным вопрос о трёхступенчатой системе собственности в самих коммунах. На заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 года в Бэйдайхэ была поставлена задача: дать в 1959 году 30 миллионов тонн стали, а Учанский пленум в декабре того же года снизил этот показатель до 20 миллионов тонн. В январе 1959 года в Пекине было созвано заседание для того, чтобы ещё сократить эти цифры. Я и товарищ N были обеспокоены этим, но заседание оказало на нас большой нажим, и нам изменить ничего не удалось. Я тоже не смог предложить подходящие показатели. Шанхайский пленум в апреле 1959 года определил показатели в 16,5 миллиона тонн стали, но они по-прежнему не отвечали реальности…

В следующем месяце (в мае) на заседании ЦК в Пекине были установлены показатели в 13 миллионов тонн стали, которые наконец-то полностью отвечали возможностям объективной практики. В мае — июле наметилось незначительное седлообразное развитие. В июле — августе в Лушани мы в целом взяли инициативу в свои руки.

Однако в области сельского хозяйства мы оказались в пассивном положении, что продолжается и поныне. Товарищи, занимающиеся сельским хозяйством, как и товарищи, ведающие промышленностью и торговлей, в этот период прибегли кое в чём к неправильным идеологическим методам; забыв о принципе делового подхода к решению вопросов, они кое в чём проявили одностороннюю идеологию (метафизическую идеологию).

Летом 1959 года на Лушаньском совещании правые оппортунисты развернули бешеное наступление. Они преподали нам урок, который заставил нас очнуться. Мы нанесли контрудар и одержали победу. На заседании в Шанхае в июне 1960 года были выдвинуты контрольные показатели на следующие три года, но по-прежнему оставалась огромная опасность, ибо исполнители на местах ещё не осознали необходимости делать большие поправки на резерв, лавирование и на реальные возможности. Как хорошо, что во втором пятилетнем плане, доклад о котором делал товарищ Чжоу Эньлай в 1956 году, по большей части показателей, например стали, для нас был оставлен 3-летний резерв!

А вот в области сельского хозяйства допустили ошибку, завысив показатели настолько, что до сих пор не смогли их выполнить. Нужно решиться их исправить, и они будут исправлены на съезде партии, который состоится в июле. Тогда и инициатива будет полностью в наших руках.

Инициатива — крайне важная вещь, товарищи! Инициатива — это неукротимое движение вперёд, это венец всего дела. Она проистекает из деловитости и принципиального подхода к делу из правильного отражения объективной обстановки в головах людей, то есть из диалектического процесса познания объективного мира. Именно таким процессом является прошедшее десятилетие нашей социалистической революции и социалистического строительства. В ходе его было много ошибочных представлений; постепенно исправляя эти ошибки, мы возвращались к истине. Сейчас, если говорить о наших партийных товарищах, ещё далеко не у всех правильная идеология; многие ещё не знают, что такое марксистско-ленинские позиции, взгляды и методы. Мы обязаны помочь им понять это, особенно товарищам из уездных коммун, бригад.

Ошибок, видимо, не может не быть. Как говорил Ленин, не бывает людей, не делающих ошибок. Серьёзная партия уделяет внимание ошибкам, ищет причины ошибок, анализирует объективные причины, приводящие к ошибкам, и открыто исправляет свои ошибки. Генеральная линия нашей партии правильная; работа в целом делается хорошо. Частные ошибки, пожалуй, неизбежны. Где это можно найти таких «святых», которые действовали бы совершенно безошибочно и сразу добивались бы истины? Истина постигается не сразу, а постепенно. Мы — сторонники диалектического материализма, а не метафизической теории познания. Свобода есть осознание необходимости и преобразование её. Скачок из царства необходимости в царство свободы совершается постепенно, в ходе длительного процесса познания. Что касается нашей социалистической революции и строительства, то у нас уже есть 10-летний опыт, мы уже поняли немало. Но мы ещё страдаем слепотой в отношении революции и строительства в период социализма; перед нами ещё лежит огромное непознанное царство необходимости. Мы ещё не познали его достаточно глубоко. Нам потребуется ещё один год на его обследование и изучение, в ходе которого мы выясним присущие ему закономерности, чтобы поставить их на службу социалистической революции и строительству.

Так обстоит дело в отношении Китая, так оно должно обстоять и в отношении всего мира.

  1. Видимо, имеется в виду «собственная линия».— Прим. ред.

Добавить комментарий